Урок по рассказу В. Шаламова " Воскрешение лиственницы"
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему
Сценарий урока по рассказу В.Шаламова в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_tvorchestvu_shalamova.rar | 8.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Для воскрешения нужна сила и вера» - тема закрыта.
Рассказ В. Шаламова «Воскрешение лиственницы».
Цель: Разговор о практическом бессмертии человека. Беседа по прочитанному тексту, чтобы был уловлен скрытый смысл рассказа.
Задача литературы: намекнуть нам, кто мы такие на белом свете – вочеловечить. История сама каждому посмотрит в глаза!
В. Шаламов
Кроме оформления доски, на столе – веточка лиственницы. В начале урока – обращается внимание.
- Звучит «Ave Maria».
- Викторина:
-Чьи это строки:
1.Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит.
Так, весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
(Г. Р. Державин)
2. Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
(А. С. Пушкин)
3. Я много лет дробил каменья
Не гневным ямбом, а кайлом,
Я жил позором преступленья
И вечной правды торжеством.
Пусть не душой в заветной лире –
Я телом тленья убегу
В моей нетопленной квартире
На обжигающем снегу.
Где над моим бессмертным телом,
Что на руках несла зима,
Металась вьюга в платье белом,
Уже сошедшая с ума,
Как деревенская кликуша,
Которой вовсе невдомёк,
Что здесь хоронят раньше душу,
Сажая тело под замок.
Моя давнишняя подруга
Меня не чтит за мертвеца,
Она поёт и пляшет – вьюга,
Поёт и пляшет без конца.
(В. Шаламов)
- Г. Р. Державин (конец XVIII – нач. XIX в) – певец величия, при нём русская муза заговорила слогом, полным славы, достоинства, поэтому смело звучат следующие строки.
Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества,
Я средоточие живущих…
и далее:
Я царь – я раб, я червь – я бог – это обращение к прошлому помогает обрести державное дыхание…
- А. С. Пушкин и его бессмертный «Памятник».
- В. Шаламов. Как вы определили?
Да, есть у Шаламова, как у каждого серьёзного поэта, свой «Памятник» - не по названию, а по сути. Хрестоматийно известные метафоры Державина, Пушкина, эти жемчужины художественности, у Шаламова прозаически материализованы, ввергнуты в грубый, жестокий мир. Но сколько же в нём человеческого достоинства. Прежде всего, памятником писателя является Колыма. В. Шаламов писал: «Лагерь – не противопоставление ада раю, а слепок нашей жизни и ничем другим быть не может».
III Итак, кто же такой Шаламов? И что о нём необходимо знать, чтобы прочитать его рассказ «Воскрешение лиственницы».
(Сообщения ребят…)
Вывод после выступлений. «Нас подкупает то, что Шаламов так изобразил Колыму, что ничего подобного в литературе не будет. Он показал время как период безумия, планомерного уничтожения интеллигенции, народа. Позиция писателя – разрушить этот преступный Карфаген»,- так сказал о писателе М. Кораллов.
- Вам было дано задание: найти в дневниковых записях, стихах, повестях, рассказах мудрые мысли писателя, которые обобщают общечеловеческую мудрость и становятся крылатыми.
( «Формула моей жизни – сопротивление злу», «Собственная кровь, собственная судьба – вот требование современной литературы», «Я – там, где боль, я – там, где стон!», «На свете нет ничего более низкого, чем намерение забыть эти преступления», «Я мечтал стать Шекспиром, но лагерь все сломал », «Писатели – судьи времени, а не подручные».
- Сумеешь, так утешь и утиши рыданья.
Увы! Сильней надежд воспоминанья.
Их ворон бережет и сам, поди, не знает,
Что лед лесных болот вовеки не растает.
Под черное стекло болота ледяного
Упрятано тепло несказанного слова, - напишет в своих стихах В.Шаламов.
IV. Беседа по прочитанному рассказу.
- Что помогает Шаламову «победить» в себе растоптанного человека? (постарайтесь определить словами из текста).
- Работа в группах. (Версии ребят записываются на доске.)
- Подтвердите свои версии.
- Задайте вопросы группам.
V. – Найдите в тексте, почему автор считает лиственницу деревом Колымы, деревом концлагерей? (скипидарный запах тленья, мертвецов, но и запах жизни, победы, сопротивления северу.)
- Почему, по мнению автора, это дерево не пригодно для романсов?
( Для них нужно слово другой глубины. Иной пласт человеческих чувств).
- Какую характеристику писатель дает дереву или ветке? Поищите ответ по всему рассказу. ( Работа в группах).
(мертвая ветка живой природы, светло – коричневая, костистая, северная. Колымская, жесткая. Гибкая. Шершавая. Неприхотливая, иссушенная, продутая ветрами самолетов, мятая. Изломанная. Деревянная кожа; У ветки собираются физические и духовные силы, серьезнее цветов, вобравшая в себя московское тепло, хлорированную воду, равнодушную стеклянную банку, вертящаяся вслед за солнцем…).
- С чем сходна такая характеристика? Какие выводы?
(300 лет – зрелость даурской лиственницы. 600 лет жизни – практическое бессмертие человека.
- В чем суть чувствительности человека, если она не разрушена, не отравлена десятилетиями жизни на Колыме? (поет, сочиняет романсы, помнит и живет этой памятью, оживляет прошлое, соединен с природой – трогает рукой, вдыхает запах).
- Как показано чудо воскрешения? Может быть, можете сопоставить с каким – либо произведением (литературным, музыкальным…), чтобы понять, какое отличие у Шаламова? (В воскрешении участвует память, нежный запах, ослепительная зелень как важные начала жизни).
- Почему Шаламову в голову приходит такое сравнение: веточка на столе – ровесница Натальи Шереметьевой – Долгорукой? (напоминает о её горестной судьбе, превратностях жизни, верности и твёрдости, душевной стойкости, муках физических и нравственных.)
- Много или мало сказано о судьбе Натальи?
- Прочитайте выразительно отрывок о Наталье Долгорукой.
- А что вы знаете о её судьбе?
(Да, лиственница могла видеть её смерть, но с какой силой и верой написаны её записки, можно узнать, только прочитав книгу)
«Своеручные записки княжны Натальи Борисовны Долгорукой».
(написаны были в 1767г, опубликованы в 1810, повторено в 1992 – значит Шаламов (умер в 1982) был знаком с первым изданием, доносившим живое дыхание жизни той поры).
- Вот некоторые из этих записей:
- Чем интересны эти записки?
(привлекают, как документ искренности, безыскусственности, документ диких нечеловеческих испытаний, сродни тем, которые в ГУЛАГе примут ещё более изощрённую форму для растаптывания человеческого достоинства).
- В чём извечный русский сюжет? Каковы нравственные аспекты?
(сравнение с культом личности и эпохой перестройки, с постоянно меняющимся пониманием добра и зла, отсутствие памяти кому – то выгодно, но кто – то должен напоминать о долге, о прошлом, об убитых, замученных).
- Какие художественные средства помогают автору передать основную мысль произведения?
(Обсуждения по группам).
(приём аллюзии, антитезы, метафоры, сравнения, олицетворения).
- Как бы вы определили жанр произведения Шаламова?
Итак: что же помогает Шаламову «победить в себе растоптанного человека»?
- Работа по группам, ребята обосновывают свои версии.
(Вывод, открывается запись на доске). Подтверждение вывода: «В рассказах В. Шаламова человек не может раствориться в природе или принять ее в себя, почувствовать свое единство в ней – для этого тоже нужны душевные силы, неповрежденная душа. Это не значит, что природа закрыта для писателя. Напротив, Шаламов умеет очень тонко почувствовать ее – как бы изнутри, как живого свидетеля человеческой муки. Унижение человека, насилие над ним, страдание его – это и ее боль…». (Евгений Шкловский).
6. Домашнее задание: После прочтения нескольких отзывов учащихся о творчестве В.Шаламова, предлагается свой: «Что интересного для меня в творчестве Шаламова».
7. Вывод. – У вас на столе веточка лиственницы. Как вы думаете, может она ожить? Что для этого нужно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-мастерская по рассказу В.Шаламова "Заклинатель змей"
“Колымские рассказы” В.Т. Шаламова изучаем после художественных произведений о Великой Отечественной войне и плене и произведений А.И.Солженицына о советских концлагерях. Рассказы Шаламова способствую...
Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8-9 классах «Виновные без вины» (урок-размышление по «Колымским рассказам» В. Шаламова).
Методический замысел урока и обоснование его темы:Занятие по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» проводится в форме «урока- размышления». Осуществляя целеполаг...
Разработка урока "Превосходство природы над душой людской" по рассказам В Шаламова.
Разработка урока "Превосходство природы над душой людской" по произведениям В. Шаламова знакомит обучающихся с жизнью и творчеством писателя, с рассказом «Воскрешение лиственницы». Выявляе...
Урок по творчеству В. Шаламова "О времени большевиков"
уро-диалог, построенный на основе литературного материала...
Контраст как основа композиции рассказа (урок по рассказу Л.Н. Толстого "После бала")
урок литературы...
Материалы к уроку по рассказам В.Т. Шаламова
Материалы к уроку включают в себя технологическую карту, приложение с таблицей и материалы кейсов для исследовательской работы учащихся....
Раскрытие лагерной темы в " Колымских рассказах" В .Шаламова
Презентация для работы с расскахом "Шоковая терапия"...