Урок по рассказу В. Шаламова " Воскрешение лиственницы"
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему

Лисицына Татьяна Николаевна

Сценарий урока по рассказу В.Шаламова в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_tvorchestvu_shalamova.rar8.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Для воскрешения нужна сила и вера» - тема закрыта.

 Рассказ В. Шаламова «Воскрешение лиственницы».

Цель: Разговор о практическом  бессмертии человека. Беседа по прочитанному тексту,  чтобы был уловлен скрытый смысл рассказа.

Задача литературы: намекнуть нам, кто мы такие на белом свете – вочеловечить. История сама каждому посмотрит в глаза!

                                  В. Шаламов

Кроме оформления доски, на столе – веточка лиственницы. В начале урока – обращается внимание.

  1. Звучит «Ave Maria».
  2. Викторина:

  -Чьи это строки:

1.Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид;

Ни  вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полёт его не сокрушит.

Так, весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

        (Г. Р. Державин)

2. Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

        (А. С. Пушкин)

3. Я много лет дробил каменья

Не гневным ямбом, а кайлом,

Я жил позором преступленья

И вечной правды торжеством.

Пусть не душой в заветной лире –

Я телом тленья убегу

В моей нетопленной квартире

На обжигающем снегу.

Где над моим бессмертным телом,

Что на руках несла зима,

Металась вьюга в платье белом,

Уже сошедшая с ума,

Как деревенская кликуша,

Которой вовсе невдомёк,

Что здесь хоронят раньше душу,

Сажая тело под замок.

Моя давнишняя подруга

Меня не чтит за мертвеца,

Она поёт и пляшет – вьюга,

Поёт и пляшет без конца.

        (В. Шаламов)

  1. Г. Р. Державин (конец XVIII – нач. XIX в) – певец величия, при нём русская муза заговорила слогом, полным славы, достоинства, поэтому смело звучат следующие строки.

  Я  связь миров повсюду сущих,

  Я крайня степень вещества,

  Я средоточие живущих…

и далее:

   Я царь – я раб, я червь – я бог – это обращение к прошлому помогает обрести державное дыхание…

  1. А. С. Пушкин и его бессмертный «Памятник».
  2. В. Шаламов. Как вы определили?

Да, есть у Шаламова, как у каждого серьёзного поэта, свой «Памятник» - не по названию, а по сути. Хрестоматийно известные  метафоры Державина, Пушкина, эти жемчужины художественности, у Шаламова  прозаически материализованы, ввергнуты в грубый, жестокий мир. Но сколько же в нём человеческого достоинства. Прежде всего, памятником писателя  является  Колыма. В. Шаламов писал: «Лагерь – не противопоставление ада раю, а слепок нашей жизни и ничем другим быть не может».

III Итак,  кто же такой Шаламов?  И что о нём необходимо знать, чтобы прочитать его рассказ «Воскрешение лиственницы».

(Сообщения ребят…)

Вывод после выступлений. «Нас подкупает то, что Шаламов так изобразил Колыму, что ничего подобного в литературе не будет. Он показал время как период безумия, планомерного уничтожения интеллигенции, народа.  Позиция писателя – разрушить этот преступный Карфаген»,- так сказал о писателе М. Кораллов.

  • Вам было дано задание: найти в дневниковых записях, стихах, повестях, рассказах мудрые мысли писателя, которые обобщают общечеловеческую мудрость и становятся крылатыми.

( «Формула моей жизни – сопротивление злу», «Собственная кровь, собственная судьба – вот требование современной литературы», «Я – там, где боль, я – там, где стон!», «На свете нет ничего более низкого, чем намерение забыть эти преступления», «Я мечтал стать Шекспиром, но лагерь все сломал », «Писатели – судьи времени, а не подручные».

  •  Сумеешь, так утешь и утиши рыданья.

Увы! Сильней надежд воспоминанья.

Их ворон бережет и сам, поди, не знает,

Что лед лесных болот вовеки не растает.

Под черное стекло болота ледяного

Упрятано тепло несказанного слова, - напишет в своих стихах В.Шаламов.  

IV. Беседа по прочитанному рассказу.

  • Что помогает Шаламову «победить» в себе растоптанного человека? (постарайтесь определить словами из текста).
  • Работа в группах. (Версии ребят записываются на доске.)
  • Подтвердите свои версии.
  • Задайте вопросы группам.

V. – Найдите в тексте, почему автор считает лиственницу деревом Колымы,  деревом концлагерей? (скипидарный запах тленья, мертвецов, но и запах жизни, победы, сопротивления северу.)

  • Почему, по мнению автора, это дерево не пригодно для романсов?

( Для них нужно слово другой глубины. Иной пласт человеческих чувств).

  • Какую характеристику писатель дает дереву или ветке? Поищите ответ по всему рассказу. ( Работа в группах).

(мертвая ветка живой природы, светло – коричневая, костистая, северная. Колымская, жесткая. Гибкая. Шершавая. Неприхотливая, иссушенная, продутая ветрами самолетов, мятая. Изломанная. Деревянная кожа;  У ветки собираются физические и духовные силы, серьезнее цветов, вобравшая в себя московское тепло, хлорированную воду, равнодушную стеклянную банку, вертящаяся вслед за солнцем…).

  • С чем сходна такая характеристика? Какие выводы?

(300 лет – зрелость даурской лиственницы. 600 лет жизни – практическое бессмертие человека.

  • В чем суть чувствительности  человека, если она не разрушена, не отравлена десятилетиями жизни на Колыме? (поет, сочиняет романсы, помнит и живет этой памятью, оживляет прошлое, соединен с природой – трогает рукой, вдыхает запах).
  • Как показано чудо воскрешения? Может быть, можете сопоставить с каким – либо произведением (литературным, музыкальным…), чтобы понять, какое отличие у Шаламова? (В воскрешении участвует память, нежный запах, ослепительная зелень как важные начала жизни).    

-  Почему  Шаламову в голову приходит такое сравнение: веточка на столе – ровесница Натальи Шереметьевой – Долгорукой? (напоминает о её горестной судьбе, превратностях жизни, верности и твёрдости,  душевной стойкости, муках физических и нравственных.)
- Много или мало сказано о судьбе Натальи?

  • Прочитайте выразительно отрывок о  Наталье Долгорукой.
  • А что вы знаете о её судьбе?

      (Да, лиственница могла видеть её смерть, но с какой силой и верой написаны её записки, можно узнать, только прочитав книгу)

«Своеручные записки княжны Натальи Борисовны Долгорукой».

(написаны были в 1767г, опубликованы в 1810, повторено в 1992 – значит Шаламов (умер в 1982) был знаком с первым изданием, доносившим  живое дыхание жизни той поры).

  • Вот некоторые из этих записей:
  • Чем интересны эти записки?

(привлекают, как документ искренности, безыскусственности, документ диких нечеловеческих испытаний, сродни тем, которые в ГУЛАГе примут ещё более изощрённую форму для растаптывания человеческого достоинства).

  • В чём извечный русский сюжет? Каковы нравственные аспекты?

(сравнение с культом личности и эпохой перестройки, с постоянно меняющимся пониманием добра и зла, отсутствие памяти кому – то выгодно, но кто – то должен напоминать о долге, о прошлом, об убитых, замученных).

  • Какие художественные средства помогают автору передать основную мысль произведения?

(Обсуждения по группам).

(приём аллюзии, антитезы, метафоры, сравнения, олицетворения).

  • Как бы вы определили жанр произведения  Шаламова?

Итак: что же помогает Шаламову «победить в себе растоптанного человека»?

  - Работа по группам, ребята обосновывают свои версии.

(Вывод, открывается запись на доске). Подтверждение вывода: «В рассказах В. Шаламова человек не может раствориться в природе или принять ее в себя, почувствовать  свое единство в ней – для этого тоже нужны душевные силы, неповрежденная душа. Это не значит, что природа закрыта для писателя. Напротив, Шаламов умеет очень тонко почувствовать ее – как бы изнутри, как живого свидетеля человеческой муки. Унижение человека, насилие над ним, страдание его – это и ее боль…». (Евгений Шкловский).

6. Домашнее задание: После прочтения нескольких отзывов учащихся о творчестве В.Шаламова, предлагается свой: «Что интересного для меня в творчестве Шаламова».

7. Вывод. – У вас на столе веточка лиственницы. Как вы думаете, может она ожить? Что для этого нужно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская по рассказу В.Шаламова "Заклинатель змей"

“Колымские рассказы” В.Т. Шаламова изучаем после художественных произведений о Великой Отечественной войне и плене и произведений А.И.Солженицына о советских концлагерях. Рассказы Шаламова способствую...

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8-9 классах «Виновные без вины» (урок-размышление по «Колымским рассказам» В. Шаламова).

Методический замысел урока и обоснование его темы:Занятие по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» проводится в форме «урока- размышления». Осуществляя целеполаг...

Разработка урока "Превосходство природы над душой людской" по рассказам В Шаламова.

Разработка урока  "Превосходство природы над душой людской" по произведениям  В. Шаламова знакомит обучающихся с жизнью и творчеством писателя, с рассказом «Воскрешение лиственницы». Выявляе...

Урок по творчеству В. Шаламова "О времени большевиков"

уро-диалог, построенный на основе литературного материала...

Материалы к уроку по рассказам В.Т. Шаламова

Материалы к уроку включают в себя технологическую карту, приложение с таблицей и материалы кейсов для исследовательской работы учащихся....

Раскрытие лагерной темы в " Колымских рассказах" В .Шаламова

Презентация для работы с расскахом "Шоковая терапия"...