«Галерея образов помещиков комедии Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Ерёмина Ирина Алексеевна

                                           Мёртвые души – это галерея застывших,

                                                                       стареющих, теряющих

                                                                       жизненные соки душ»

                                                                                                   Ю. М. Лотман.

Открытый урок Тема: «Галерея образов помещиков комедии Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_sayt.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

05.02.2018.

Тема: «Галерея образов помещиков комедии Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

(3 минуты)

                                                                      Мёртвые души – это галерея застывших,

                                                                       стареющих, теряющих

                                                                       жизненные соки душ»

                                                                                                   Ю. М. Лотман.

Цель: рассмотреть «типовые модели»  разных вариантов огрубления, опошления человеческой души.

Задачи:

1. Посмотреть  презентации.

2. Изучить материал в учебнике.

3.Изучить справочный материал.

4. Изучить дополнительный материал.

Гипотеза: души всех помещиков мёртвые.

Ход урока.

(2 минуты)

Сопоставить разные точки зрения известных писателей. Чья точка зрения наиболее близка вам?

«…все герои поэмы – мертвецы, куклы, жалкие и смешные, плод великого, но пустого бессмысленного мастерства»

                                                                                       Василий Васильевич Розанов

                                                                                 (писателя, философа, публициста).

«…  персонажи первого плана, группирующиеся вокруг Чичикова, - недочеловеки, порождение потустороннего, дьявольского мира…»

                                                                                                                     В.В. Набоков

Итак, сегодня мы рассмотрим 5 типовых моделей помещиков.

Знакомство с визитными карточками помещиков.(10 минут)

  1. Кадр из кинофильма. Манилов. Визитная карточка (презентация).
  2. Кадр из кинофильма. Коробочка. Визитная карточка (презентация).
  3. Кадр из кинофильма. Ноздрёв. Визитная карточка (презентация).
  4. Кадр из кинофильма. Собакевич. Визитная карточка (презентация).
  5. Кадр из кинофильма. Плюшкин. Визитная карточка (презентация).

Физминутка( 2минуты)

Вопросы командам (на обсуждение 10 минут).

  1. Группа. Образ Манилова.

Найдите  цитату, характеризующую Манилова.  Объясните её смысл. (Ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан).

Как характеризует Манилова описание его дома?

Менялось ли ваше отношение к Манилову? Когда он особенно смешон, нелеп?

Докажите, что характер Манилова в  его явной бесхарактерности.

Почему «жалко» Чичикова, ведь Манилов так обходителен? Вслушайтесь в его речь. Вглядитесь в жесты.

Понимает ли он, что  благодаря Чичикову впутался в тёмное дело?

Можно ли Манилова  отнести к «мёртвым» душам?

2 . Группа. Образ Коробочки.

 Почему же «коробочка»? Как Гоголь лепит её образ?

 

Какие черты составляют ядро характера Коробочки?(Хозяйственность, аккуратность, бережливость. Ограниченность, дубинноголовость, поглащена прозой будничного земного существования, ушла в него с головой).

Угощает Чичикова исключительно мучными блюдами. Какой можно сделать вывод?(Мясо стоит дорого, не станет тратиться на случайного гостя).

Почему страницы о Коробочке намного проще, здесь нет ни « Храма уединённого размышления», ни Алкида с Фемистоклюсом и прочих витиеватостей? Почему эти главы рядом?

Как отнеслась к  предложению Чичикова? (Непонимание сделки, боязнь продешевить, «неопытное вдовье дело».Всю жизнь стремилась к накопительству, упряма, подозрительна, но копейкой не умеет распорядиться)

Почему Коробочка то уморительна, то отталкивающа, даже страшна? (Заключена  в «коробочку» своего пространства. Даже соседей  не знает).

 Если сравнить  портреты Коробочки, то можно увидеть, что подробно описана одежда, но нет описания лица. О  чём это говорит?

Можно ли Коробочку отнести к «мёртвым» душам?

3 группа. Образ Ноздрёва.

Назовите основные черты героя. (Лгун по призванию и убеждению. Сознательно громоздит один вздор на другой. Ведёт себя вызывающе, нагло, агрессивно. Игрок,  кутила, беспутный  человек).

Какие детали описания кабинета особенно ярко оттеняют ядро образа? (Жулик и лгун, об этом говорят надписи на турецких кинжалах. Надпись «Мастер Савелий сибиряков» -  вырезана по ошибке.

Что в герое, несмотря на его здоровый вид выдаёт мёртвенность его души?(В 35 он такой же, как в 18 и в 20.  Отсутствие развития – признак  неживого).

Из каких побуждений действует Ноздрёв?( Расчёта нет. Из чисто эстетического удовольствия. Жажда получить всё мгновенно, без всяких душевных затрат, стала жизненным двигателем., подавила все свойства человеческой натуры.

Его главный рефрен?(- Эх, братец! Как  покутили!)

Какое отношение к Ноздрёву в обществе?(Его поведение никого не шокирует. Они  без таких не могут обойтись).

4 группа. Образ Собакевича.

Чем отличается от других помещиков?(Расчётливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак. Всё прочно. Всего в изобилии. Мастер рекламы. Здоровье. Сила,  степенность).

Что настораживает в описании крепкого хозяйства Собакевича?(Сравнение с казармой, тюрьмой, военным поселением).

Какова роль  описания деталей быта при раскрытии образа Собакевича?(Человек сближается с неодушевлённым предметом).

Какие детали внешности подчёркивают мертвенность Собакевича?(Его внешность жизнь  « рубила со всего плеча» - рубить можно дерево! Этим подчёркивается «деревянная»(неживая) сущность лица героя).

Чего же требовала душа «душа» Собакевича?( Требования гастрономические, притом колоссальные – вся свинья, весь баран, весь гусь. Гоголь пишет: «В этом теле совсем не было души».)

5 группа. Образ Плюшкина.

Почему 1 название Плюшкина – «фигура»?

Объясните смысл фамилии Плюшкина.(«сплющенность», искажённость героя и его души. Собирает всякое добро и гнобит его).

Обратите внимание на описание на детали, сопровождающие описание дома. Почему он сравнивается с замком?(Ирония автора. Рыцарские времена прошли. Всё вымерло. Замок исполин – символ подозрительности хозяина,, который всё замыкает).

Какая деталь в портрете Плюшкина считается особенно значимой и почему?(Глаза: маленькие глазки ещё не потухли… как мыши… Но деталь подчёркивает не человеческую живость, а скорее животную подозрительность зверька).

Почему только этому герою Гоголь дал биографию?(Показать процесс деградации. У автора есть надежда, что герой способен нравственно измениться. Видимо, не случайно, дан последним).

2точка зрения. Заразен этой болезнью более других.

Найдите детали в рассказе о прошлом, настораживающие, заставляющие предвидеть страшное настоящее.(Сравнивается с пауком. Паук, явление – говорят о мёртвенности Плюшкина. Лицо называется деревянным  - однажды проскользнул тёплый луч чувств).

Живая ли душа у Плюшкина?

Физминутка(2 минуты)

 

Составить ассоциативную анкету.(2 минуты )

Время года

Время суток

Растение

Животное

Насекомое

Музыкальный инструмент

Физминутка.(2 минуты)

 Вывод. Есть ли здесь живые души? Подтвердилась ли наша гипотеза? Мои открытия. Что я взял для себя из опыта прошлых лет?(2 минуты)

 

Что объединяет героев глав о помещиках? ( Каждый индивидуален, в каждом «дьявольская»  энергия. Каждая глава расширяет наши представления о Чичикове.

Для чего Гоголь строит главы примерно по одному  и плану                        ( окрестности усадьбы, усадьба, интерьер, описание внешности героя, встречи хозяина и гостя о сделке, обед, сцена купли – продажи).

В чём смысл такого построения? (Повторяющийся план создаёт ощущение однотипности изображающихся явлений.  Это помогает созданию полного портрета героя). Ваши предположения по поводу домашнего задания?

 

Домашнее задание (В это время консультанты выставляют общую оценку)-(1 минута)

Прочитать 11 главу.

Устно ответить на вопросы:

а)  Что общего у Чичикова с другими героями?

б ) Чем он отличается от помещиков?

Составить ассоциативную анкету по образу Чичикова.

Выставление оценок в группе (1 мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система уроков по изучению комедии Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Презентация  содержит теоретический, аналитический и иллюстрационный материал по изучению комедии Н.В.Гоголя "Мёртвые души"....

Презентация "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Характерные черты помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"...

Галерея образов в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок литературы для учеников 9 класса представлен в форме игры "Кто хочет стать миллионером". Вопросы по содержанию произведения варьируются от самых легких и смешных до серьезных, требующих дополните...

Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Галерея образов помещиков" (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души")

Конспект урока на тему "Галерея образов помещиков" соответсвует требованиям ФГОС. этапы урока помогут всесторонне раскрыть образы помещиков, выделить их главные черты характеров, особенности...