Диалог культур на уроках русского языка и литературы
материал по литературе на тему

Диалог культур на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1  им. Х.Т.Башорова с. Карагач»

Прохладненского муниципального района КБР

                                           

Учитель русского языка и литературы

Шалова Марьяна Хусеновна

 

                                                                     

                                                           2016г.

 Диалог культур на уроках русской литературы

1 слайд.

Добрый день, уважаемые гости и коллеги! Приоритетной задачей учителя является подготовка старшеклассника к повседневной жизни с её проблемами, жизни среди людей, умению быть счастливым. «Если ты поймал рыбу, ты накормил его на сегодня.Если ты научил  сына ловить рыбу, ты накормил его его на всю жизнь» - так гласит мудрость. Есть люди, которые умеют выживать везде и быть счастливыми практически в любой ситуации. Если человек любит себя, мир, людей,если он внутренне свободен и наполнен энергией, знает, для чего он живёт, -он сам решит все свои проблемы. Дать знание- мало. Им надо проникнуться, найти в себе силы жить новым для себя образом. Поэтому необходимо использовать различные методы обучения.

    2 слайд.

        «Посредственный учитель излагает,

                         Хороший учитель объясняет,

                         Выдающийся учитель показывает,

                         Великий учитель вдохновляет»

                                                    Уильям Уорд.

Я, Шалова Марьяна Хусеновна, учитель русского языка и литературы, 1 категории, приглашаю вас на мастер класс по теме «Диалог  культур на уроках русской литературы».

   3 слайд

    Цель: Представить собственную систему работы с учащимися по данной теме, нацеленную на:    

  4 слайд

Личностные  результаты

   Воспитание гражданской российской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и будущее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание литературы, истории, культуры своего народа, своего края.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре, к истории, традициям, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

   5 слайд

Метапредметные результаты

Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, и делать выводы.

6 слайд

Предметные результаты Понимание ключевых проблем изученных произведений народов России.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с к духовно-нравственными ценностями  других народов. 

 7 слайд

            Компаративистика – сравнительный, сравнительное литературоведение. Один из методов диалога культур.

Связи на уровне национальных фольклоров.  Компаративистика находит общие корни произведений устного народного творчества, варианты одних и тех же произведений, влияние устного народного творчества на письменную литературу, влияние письменной литературы на фольклор.

Влияние литератур древних цивилизаций на современную литературу (Например, библейские и античные мифы, герои, легенды встречаются у современных авторов).

Литературные заимствования.  (Например, считается, что жанр – жития святых с принятием христианства заимствован у византийцев).

Сотрудничество писателей разных стран, творческие переводы.

Литературные влияния одних писателей на других

Типологические схожести литературных произведений.

Формы связей: индивидуальные, коллективные.

       8 слайд

Диалог культур начинаем с сопоставительного изучения русских и кабардинских народных сказок

  «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо»    ----------  «Как Сосруко огонь добыл»      

9 слайд

   Сопоставительное изучение образов

«Василиса премудрая»                ----------------   «Сатаней»

9 слайд

Пословицы

Сейчас мы покажем один из приёмов диалога культур используемый при изучении пословиц. Перед вами русские пословицы. Ваша задача- подобрать кабардинские пословицы с тем же значением.

На русском языке:                                                            На кабардинском языке:

У короткого ума длинный язык.                               Зи псальэр к1эщ1ым и акьылыр к1ыхьщ.                                                  

Совершив зло, не не надейся на добро.                    1ей пщ1ауэ ф1ым ущымыгугь.

Гость-посланник бога.                                                   Хьэщ1эр Тхьэм и л1ык1уэщ.

Кто не мог взять лаской, не возьмёт и строгостью.  Дахэм кьимышэр 1ейм кьишэнукьым.

Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается Чы щ1ык1э кьыумыгьэшар бжэгьу  

                                                                                          хьумэ кьыпхуэгьэшыжынукьым.

   Какова основная мысль этой пословицы?

Какие ключевые слова в этих пословицах?

Ученик: Ум (акъыл)

                Добро(зло)

               Гостеприимство (хьэщ1агъэ)

               Ласка (дахэ)

               Воспитание(гъэсэныгъэ)  

Учитель: Ребята, давайте подумаем, для чего эта рамка. Какое слово должно быть здесь, включающее в себя все эти значения?

 Ученик: Культура.

Учитель: Молодцы, ребята, правильно. Ребята давайте найдём значение этого слова по словарю.

Ученик: Культура- совокупность производственных   общественных и духовных достижений людей.

Учитель: Исходя из данного определения, попробуем перечислить основные области, входящие в понятие «культура».

 Ученик: - Литература

                 -Живопись

                 -Музыка        

                -Кино

               -Театр

           - Этика

            -Эстетика

           -Мораль

           -Наука    

            -Речь,язык

  Учитель:Действительно, все они входят в понятие «культуры».Давайте сделаем вывод  исходя из этого.

Учащиеся:

  Культура- то что создано рукой и мыслью человека.

  Культура-совокупность всей деятельности человека.

       10 слайд

Учитель: Итак, понятие литература и культура неразделимы. И на уроках литературы использую методы и приёмы взаимосвязанного изучения русской и  кабардинской литературы на основе диалога культур. При изучении произведений:

  К примеру:

«Негасимое Созвездие:
А.С.Пушкин                М.Ю.Лермонтов        Л.Н.Толстой

Шора Ногмов             А.П.Кешоков               А.Шогенцуков

    При изучении биографии (Н-р лермонтова) демонстрирую фрагменты из документального фильма.

  После ознакомительного чтения произведения ,например при изучении романа Лермонтова «Герои нашего времени»просматриваем отдельные эпизоды из кинофильма по тому же произведению и анализируем художественные методы, приёмы, характеристику героев в трактовке самого автора и режиссёра. Затем сравниваем с личными впечатлениями учащихся в сопоставлении с реалиями сегодняшней жизни.  

   11 слайд

Взаимосвязанное изучение произведений русской и кабардинской литературы

А.С.Пушкин «Зимний вечер»                                               Описание зимней природы. Тема свободы                          

Али Шогенцуков «Щ1ымахуэ жэщ»                                   стремления к свободному будущему,

                                                                                                 близость художественных образов,

                                                                                                 созвучие чувств поэтических героев.

      12 слайд

Взаимосвязанное изучение произведений русской и кабардинской литературы

А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг…»              Внутренняя свобода и раскрепощённость поэта

А.П.Кешоков «Сык1уэнт нэхъ псынщ1эу»               Противопоставление поэта толпе. Активная  

                                                                                        социальная позиция главного героя.

13 слайд                

Взаимосвязанное изучение произведений русской и кабардинской литературы

 М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», «Кавказ»

А.П.Кешоков «Кавказ»

Формирование у школьников наиболее полного представления о методах изображения природы, типических приёмов литературного анализа поэтических произведений. Общие мотивы: природа и жизнь, природа и судьба, природа и любовь.

       14 слайд

Учитель: Послушайте пожалуйста небольшое стихотворение Лермонтова.

«Кавказ»

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
                Люблю я Кавказ. 

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
                Люблю я Кавказ. 

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
                Люблю я Кавказ!..

Учитель:        

Скажите, ребята, какова тема этого  стихотворения?

Ученик:   Кавказ.

Учитель: Что вы можете сказать об интонации стихотворения?  

Ученик:    Нежный лиризм чувств и воспоминаний героя переплетаются в данном стихотворении с величественной торжественностью песнопения благодаря использованию церковно-славянских, книжных форм и слов.

 Учитель:  С чем сравнивает Лермонтов Кавказ?

 Ученик: Со « сладкой песней  отчизны»

 Учитель: Подберите к слову «сладкий» синонимы, объоясняющие его значение в данной строке.            

 Ученик: Сладкий- сладкозвучный, приятный, отрадный, благозвучный, мелодичный, гармоничный, стройный.

  Учитель: М.Ю.Лермонтов любил вечер. Как вы думаете, почему вечер,  упоминаемый в стихотворении поэт назвал «розовым»? Какая картина встаёт перед глазами  благодаря такому эпитету?

Ученик:  Величественные горы Кавказа в лучах заходящего солнца»

 Учитель:  Какую композиционную роль выполняет строчка «Люблю я Кавказ»?

Ученик: Она создаёт рефрен, связывающий различные темы главной, единой мыслью.

Учитель: Да, действительно. Лермонтовский Кавказ – это ощущение свободы, душевного спокойствия. В лирике Лермонтова Кавказ дает ощущение свободы, незыблемости мироздания. Как будто отдельно взятый человек вдохнул полной грудью воздух свободы… Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова. Природа Кавказа таинственна и полна волшебства, с ней поэт стремится слиться, а вот с людьми, юный и мятежный, Лермонтов такой связи не находит, чувствует свою оторванность от их мира. Он любуется родной природой, не приукрашивая ее, а принимая такой, какая есть.

     

  Но Лермонтов был не только выдающимся поэтом, писателем, но хорошим художником. У него много рисунков о Кавказе.

   15-18 слайд

  Сабина,ты не одна в своём увлечении,У нас на доске представлены иллюстрации учащихся 5,6 классов к изучаемым произведениям.

Учитель:  Сейчас я вам хочу продемонстрировать метод использования диалога культур на основе сравнительного анализа двух одноимённых стихотворений.

        Перед вами одноимённые стихотворения:

 М.Ю.Лермонтов «Кинжал»

  А.П.Кешоков «Кинжал»

     Ребята, скажите пожалуйста, какому народу принадлежит «Кинжал»?

Ученик: Народам Кавказа, черкесам.

Учитель: Представителями каких народов являются авторы этих стихотворений?

 Ученик: Русского и кабардинского народа.

Учитель: Какого предназначение кинжала у Лермонтова и Кешокова

Ученик: У Лермонтова- кинжал предназначен для мести, для защиты.

                У Кешокова- душевное величие или низкое падение души, как защита.

Учитель: Значит, мы можем сделать вывод, что у представителей разных народов мысль о назначении одного и того же предмета- кинжала – совпадает.

Хорошо, ребята. А каковы же различия в восприятии этого образа у данных авторов?

Ученик: У Лермонтова - это ценный, красивый подарок на память.

              У Кешокова – это предмет являющийся отражением культуры его народа.

Учитель: Чему учат нас эти произведения в современной жизни?

Ученик: 1.Знать, ценить и уважать обычаи своего народа.

                2.Быть терпимым к окружающим, использовать сегодня кинжал только как подарок, или как творение искусства.

Учитель: Исходя из всего сказанного, давайте, ребята, создадим  словесный образ культурного человека, нашего современника.

Ученик:- Внешняя красота

               -Воспитание            

               -Образованность

               -Толерантность

               -Коммуникабельность

Учитель: Правильно, ребята. Культурным человеком  стать несложно, если с самого детства  знать традиции и обычаи своего народа, читать литературные произведения, изучать культуру разных народов.

Спасибо, ребята. Спасибо всем за внимание.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар по теме "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"

Методический семинар по теме "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы". Пояснительная записка к презентации....

Презентация к методическому семинару "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"

Презентация к методическому семинару "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"...

Статья "Диалог культур на уроках русского языка и литературы"

В нашей гимназии обучаются представители 10 национальностей. С учётом задач развития национальной культуры строится и методика отбора и подачи языкового материала на уроках русского языка и литературы...

Диалог культур на уроках родного языка и литературы.

   Диалог русской и родной культуры является одним из наиболее эффективных подходов к изучению произведений родной и русской литературы учащимися национальных школ...

"Формирование коммуникативной культуры на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

В основе работы описывается практико-ориентированный педагогический проект, в  реализации которого предполагается формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которое происходит ч...

Статья "Интерпретация художественной культуры на уроках русского языка и литературы"

В статье говорится об опыте работы по интеграции предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов....