Диалог культур на уроках русского языка и литературы
материал по литературе на тему
Диалог культур на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. Х.Т.Башорова с. Карагач»
Прохладненского муниципального района КБР
Учитель русского языка и литературы
Шалова Марьяна Хусеновна
2016г.
Диалог культур на уроках русской литературы
1 слайд.
Добрый день, уважаемые гости и коллеги! Приоритетной задачей учителя является подготовка старшеклассника к повседневной жизни с её проблемами, жизни среди людей, умению быть счастливым. «Если ты поймал рыбу, ты накормил его на сегодня.Если ты научил сына ловить рыбу, ты накормил его его на всю жизнь» - так гласит мудрость. Есть люди, которые умеют выживать везде и быть счастливыми практически в любой ситуации. Если человек любит себя, мир, людей,если он внутренне свободен и наполнен энергией, знает, для чего он живёт, -он сам решит все свои проблемы. Дать знание- мало. Им надо проникнуться, найти в себе силы жить новым для себя образом. Поэтому необходимо использовать различные методы обучения.
2 слайд.
«Посредственный учитель излагает,
Хороший учитель объясняет,
Выдающийся учитель показывает,
Великий учитель вдохновляет»
Уильям Уорд.
Я, Шалова Марьяна Хусеновна, учитель русского языка и литературы, 1 категории, приглашаю вас на мастер класс по теме «Диалог культур на уроках русской литературы».
3 слайд
Цель: Представить собственную систему работы с учащимися по данной теме, нацеленную на:
4 слайд
Личностные результаты
Воспитание гражданской российской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и будущее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание литературы, истории, культуры своего народа, своего края.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре, к истории, традициям, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
5 слайд
Метапредметные результаты
Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, и делать выводы.
6 слайд
Предметные результаты Понимание ключевых проблем изученных произведений народов России.
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с к духовно-нравственными ценностями других народов.
7 слайд
Компаративистика – сравнительный, сравнительное литературоведение. Один из методов диалога культур.
Связи на уровне национальных фольклоров. Компаративистика находит общие корни произведений устного народного творчества, варианты одних и тех же произведений, влияние устного народного творчества на письменную литературу, влияние письменной литературы на фольклор.
Влияние литератур древних цивилизаций на современную литературу (Например, библейские и античные мифы, герои, легенды встречаются у современных авторов).
Литературные заимствования. (Например, считается, что жанр – жития святых с принятием христианства заимствован у византийцев).
Сотрудничество писателей разных стран, творческие переводы.
Литературные влияния одних писателей на других
Типологические схожести литературных произведений.
Формы связей: индивидуальные, коллективные.
8 слайд
Диалог культур начинаем с сопоставительного изучения русских и кабардинских народных сказок
«Иван- крестьянский сын и чудо-юдо» ---------- «Как Сосруко огонь добыл»
9 слайд
Сопоставительное изучение образов
«Василиса премудрая» ---------------- «Сатаней»
9 слайд
Пословицы
Сейчас мы покажем один из приёмов диалога культур используемый при изучении пословиц. Перед вами русские пословицы. Ваша задача- подобрать кабардинские пословицы с тем же значением.
На русском языке: На кабардинском языке:
У короткого ума длинный язык. Зи псальэр к1эщ1ым и акьылыр к1ыхьщ.
Совершив зло, не не надейся на добро. 1ей пщ1ауэ ф1ым ущымыгугь.
Гость-посланник бога. Хьэщ1эр Тхьэм и л1ык1уэщ.
Кто не мог взять лаской, не возьмёт и строгостью. Дахэм кьимышэр 1ейм кьишэнукьым.
Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается Чы щ1ык1э кьыумыгьэшар бжэгьу
хьумэ кьыпхуэгьэшыжынукьым.
Какова основная мысль этой пословицы?
Какие ключевые слова в этих пословицах?
Ученик: Ум (акъыл)
Добро(зло)
Гостеприимство (хьэщ1агъэ)
Ласка (дахэ)
Воспитание(гъэсэныгъэ)
Учитель: Ребята, давайте подумаем, для чего эта рамка. Какое слово должно быть здесь, включающее в себя все эти значения?
Ученик: Культура.
Учитель: Молодцы, ребята, правильно. Ребята давайте найдём значение этого слова по словарю.
Ученик: Культура- совокупность производственных общественных и духовных достижений людей.
Учитель: Исходя из данного определения, попробуем перечислить основные области, входящие в понятие «культура».
Ученик: - Литература
-Живопись
-Музыка
-Кино
-Театр
- Этика
-Эстетика
-Мораль
-Наука
-Речь,язык
Учитель:Действительно, все они входят в понятие «культуры».Давайте сделаем вывод исходя из этого.
Учащиеся:
Культура- то что создано рукой и мыслью человека.
Культура-совокупность всей деятельности человека.
10 слайд
Учитель: Итак, понятие литература и культура неразделимы. И на уроках литературы использую методы и приёмы взаимосвязанного изучения русской и кабардинской литературы на основе диалога культур. При изучении произведений:
К примеру:
«Негасимое Созвездие:
А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов Л.Н.Толстой
Шора Ногмов А.П.Кешоков А.Шогенцуков
При изучении биографии (Н-р лермонтова) демонстрирую фрагменты из документального фильма.
После ознакомительного чтения произведения ,например при изучении романа Лермонтова «Герои нашего времени»просматриваем отдельные эпизоды из кинофильма по тому же произведению и анализируем художественные методы, приёмы, характеристику героев в трактовке самого автора и режиссёра. Затем сравниваем с личными впечатлениями учащихся в сопоставлении с реалиями сегодняшней жизни.
11 слайд
Взаимосвязанное изучение произведений русской и кабардинской литературы
А.С.Пушкин «Зимний вечер» Описание зимней природы. Тема свободы
Али Шогенцуков «Щ1ымахуэ жэщ» стремления к свободному будущему,
близость художественных образов,
созвучие чувств поэтических героев.
12 слайд
Взаимосвязанное изучение произведений русской и кабардинской литературы
А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг…» Внутренняя свобода и раскрепощённость поэта
А.П.Кешоков «Сык1уэнт нэхъ псынщ1эу» Противопоставление поэта толпе. Активная
социальная позиция главного героя.
13 слайд
Взаимосвязанное изучение произведений русской и кабардинской литературы
М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», «Кавказ»
А.П.Кешоков «Кавказ»
Формирование у школьников наиболее полного представления о методах изображения природы, типических приёмов литературного анализа поэтических произведений. Общие мотивы: природа и жизнь, природа и судьба, природа и любовь.
14 слайд
Учитель: Послушайте пожалуйста небольшое стихотворение Лермонтова.
«Кавказ»
Хотя я судьбой на заре моих дней, |
Учитель:
Скажите, ребята, какова тема этого стихотворения?
Ученик: Кавказ.
Учитель: Что вы можете сказать об интонации стихотворения?
Ученик: Нежный лиризм чувств и воспоминаний героя переплетаются в данном стихотворении с величественной торжественностью песнопения благодаря использованию церковно-славянских, книжных форм и слов.
Учитель: С чем сравнивает Лермонтов Кавказ?
Ученик: Со « сладкой песней отчизны»
Учитель: Подберите к слову «сладкий» синонимы, объоясняющие его значение в данной строке.
Ученик: Сладкий- сладкозвучный, приятный, отрадный, благозвучный, мелодичный, гармоничный, стройный.
Учитель: М.Ю.Лермонтов любил вечер. Как вы думаете, почему вечер, упоминаемый в стихотворении поэт назвал «розовым»? Какая картина встаёт перед глазами благодаря такому эпитету?
Ученик: Величественные горы Кавказа в лучах заходящего солнца»
Учитель: Какую композиционную роль выполняет строчка «Люблю я Кавказ»?
Ученик: Она создаёт рефрен, связывающий различные темы главной, единой мыслью.
Учитель: Да, действительно. Лермонтовский Кавказ – это ощущение свободы, душевного спокойствия. В лирике Лермонтова Кавказ дает ощущение свободы, незыблемости мироздания. Как будто отдельно взятый человек вдохнул полной грудью воздух свободы… Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова. Природа Кавказа таинственна и полна волшебства, с ней поэт стремится слиться, а вот с людьми, юный и мятежный, Лермонтов такой связи не находит, чувствует свою оторванность от их мира. Он любуется родной природой, не приукрашивая ее, а принимая такой, какая есть.
Но Лермонтов был не только выдающимся поэтом, писателем, но хорошим художником. У него много рисунков о Кавказе.
15-18 слайд
Сабина,ты не одна в своём увлечении,У нас на доске представлены иллюстрации учащихся 5,6 классов к изучаемым произведениям.
Учитель: Сейчас я вам хочу продемонстрировать метод использования диалога культур на основе сравнительного анализа двух одноимённых стихотворений.
Перед вами одноимённые стихотворения:
М.Ю.Лермонтов «Кинжал»
А.П.Кешоков «Кинжал»
Ребята, скажите пожалуйста, какому народу принадлежит «Кинжал»?
Ученик: Народам Кавказа, черкесам.
Учитель: Представителями каких народов являются авторы этих стихотворений?
Ученик: Русского и кабардинского народа.
Учитель: Какого предназначение кинжала у Лермонтова и Кешокова
Ученик: У Лермонтова- кинжал предназначен для мести, для защиты.
У Кешокова- душевное величие или низкое падение души, как защита.
Учитель: Значит, мы можем сделать вывод, что у представителей разных народов мысль о назначении одного и того же предмета- кинжала – совпадает.
Хорошо, ребята. А каковы же различия в восприятии этого образа у данных авторов?
Ученик: У Лермонтова - это ценный, красивый подарок на память.
У Кешокова – это предмет являющийся отражением культуры его народа.
Учитель: Чему учат нас эти произведения в современной жизни?
Ученик: 1.Знать, ценить и уважать обычаи своего народа.
2.Быть терпимым к окружающим, использовать сегодня кинжал только как подарок, или как творение искусства.
Учитель: Исходя из всего сказанного, давайте, ребята, создадим словесный образ культурного человека, нашего современника.
Ученик:- Внешняя красота
-Воспитание
-Образованность
-Толерантность
-Коммуникабельность
Учитель: Правильно, ребята. Культурным человеком стать несложно, если с самого детства знать традиции и обычаи своего народа, читать литературные произведения, изучать культуру разных народов.
Спасибо, ребята. Спасибо всем за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Диалог культур на уроках русского язык"
Из опыта работы...
Методический семинар по теме "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"
Методический семинар по теме "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы". Пояснительная записка к презентации....
Презентация к методическому семинару "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"
Презентация к методическому семинару "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"...
Статья "Диалог культур на уроках русского языка и литературы"
В нашей гимназии обучаются представители 10 национальностей. С учётом задач развития национальной культуры строится и методика отбора и подачи языкового материала на уроках русского языка и литературы...
Диалог культур на уроках родного языка и литературы.
Диалог русской и родной культуры является одним из наиболее эффективных подходов к изучению произведений родной и русской литературы учащимися национальных школ...
"Формирование коммуникативной культуры на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)
В основе работы описывается практико-ориентированный педагогический проект, в реализации которого предполагается формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которое происходит ч...
Статья "Интерпретация художественной культуры на уроках русского языка и литературы"
В статье говорится об опыте работы по интеграции предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов....