Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 им. атамана М.И. Платова
СОГЛАСОВАНО | Принята | Рассмотрена на заседании ШМО | УТВЕРЖДАЮ | |||
Председатель МС | на педсовете | учителей гуманитарного | Директор МБОУ СОШ № 3 | |||
____________Т.Э. Немытова | протокол № ___ | Руководитель ШМО | им. атамана М.И. Платова | |||
Протокол № ___ | от ___________ | ____________ С.В. Денисенко | _____________ Т.С. Романенко | |||
от _______________ | Протокол № ____ от ___________ | "___"______________ 2017 г. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по литературе
в 7- В, Г классах
Учитель : Ковалёва Е.С.
г. Новочеркасск
2017 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с :
– Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ №1897 от 17 декабря 2010 года
– Примерной программой по учебным предметам ФГОС Литература 5-9 класс 2010г
– Авторской программой под редакцией Г. С. Меркина для 5-11 классов 2010г
–Учебным планом МБОУ СОШ №3 им.атамана М.И.Платова на 2017-2018 уч.г.
Цели:
∙ формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
∙ развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
∙ постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
∙ поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
Задачи:
∙ овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
∙ овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
∙ использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения,
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
• адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
Личностные:
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
• обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,
• сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа .
Метапредметные:
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин,
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств.
Место предмета:
Учебный предмет «Литература» реализуется за счёт инвариантной части учебного плана МБОУ СОШ №3 им. атамана М.И.Платова в объёме 2 часа в неделю. Примерная программа по литературе рассчитана на 68 часов, рабочая программа реализуется за 65 в часов в соответствии с производственным календарем на 2017 и 2018 год ( праздничные дни 24.02; 1.05; 8.05) и календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 3 им. атамана М.И. Платова на 2017-2018 учебный год. Тема «Из зарубежной литературы» рассчитана на 8 часов, планируется дать фактически 5 часов. Уплотнены темы «Итоговое повторение», Р. Брэдбери. Рассказ «Все лето в один день» и Я. Купала «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся».
№ | Раздел программы | Основное содержание раздела, темы | Формы организации учебных занятий | Виды деятельности ученика на уровне учебных | Универсальные учебные действия |
1 | Введение | Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения. | лекция с элементами беседы | Работа с учебником литературы (художественные произведения, статьи об авторе, справочный аппарат), выразительное чтение. | Познавательные:составляют тезисы и план прочитанного; владеют различными видами пересказа Регулятивные: Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: Осознанно строят сообщения в устной форме, формулируют собственное мнение и позицию Личностные: Формирование положительного отношения к учебной деятельности; возможность для формирования этического оценивания |
2 | Из устного народного творчества | Былины. «Святогор и Микула Селянинович»,«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Баллада А.К.Толстого «Илья Муромец». Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша Масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»); лироэпические песни («Солдатская»). Из древнерусской литературы. Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | парная, групповая, индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы | Овладение теоретико-литературными понятиями: эпические жанры в фольклоре, былина, тематика былин, своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине. Характеризовать отличия былинного стиха от песенного. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. | Познавательные: определяют своеобразие жанров фольклора, объясняют пословицу и поговорку, анализируют поэтику героического эпоса народа. Регулятивные: Проводят сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: задают вопросы; анализируют, сравнивают, группируют различные объекты, явления, факты Личностные Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
3 | Из русской литературы XVIII века | М.В. Ломоносов. Теория «трёх штилей» (отрывки). «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Г.Р. Державин. «Властителям и судиям». Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». | парная, групповая, индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений | Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Характеризовать своеобразие языка писателя. Пересказывать прочитанный текст сжато. Определять родовую принадлежность литературного произведения | Познавательные: Владеют общим приёмом анализа литературного произведения Регулятивные: Выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: Строят речевое высказывание в устной форме, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные: Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов. |
4 | Из русской литературы XIX века | А.С. Пушкин. «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». «Анчар». Баллада «Песнь о вещем Олеге» Поэма «Полтава» (в сокращении). М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина». «Три пальмы». «Песня про купца Калашникова» Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель». И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий» Рассказ «Хорь и Калиныч». Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Вчерашний день часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сказка «Дикий помещик». А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Л.Н. Толстой Рассказ «Севастополь в декабре месяце» Н.С. Лесков. Повесть «Левша». А.А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Произведения русских поэтов XIX века о России (Н.М. Языков «Песня», И.С. Никитин «Русь», А.Н. Майков «Нива», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»). А.П. Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника». Рассказ «Мальчики». | парная, групповая, индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений, | Готовить развернутый устный ответ Усвоить теоретико-литературное понятие – дружеское послание. Различать образы лирического героя и автора в лирике. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных размеров стиха на примере изучаемых произведений в рамках силлабо-тонической системы стихосложения. Определять родовую принадлежность литературного произведения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Соотносить персонаж и прототип. Подбирать убедительные аргументы при ответе на проблемный вопрос. | Познавательные: Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и других источников. Оценивают свои достижения, участвуют в аналитической беседе, соотносят изученные понятия с примерами Самостоятельно анализируют текст, создают собственное высказывание Регулятивные: Обращаются к способам действий, оценивая свои возможности; определяют последовательность действий для решения предметной задачи. Отбирают материал для сравнительной характеристики, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Оценивают свои достижения, отвечают на вопросы, соотносят изученные понятия с примерами. Коммуникативные: Обмениваются мнениями, принимают различные позиции при решении проблемных заданий Формулируют собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание. Участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения, определяют наиболее эффективные способы достижения результата Личностные Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение. |
5 | Из русской литературы XX века | И.А. Бунин. «Догорел апрельский светлый вечер…». «У птицы есть гнездо, у зверя сеть нора…». «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Рассказ-анекдот «Allez!». М. Горький. Повесть «Детство» (выборочные главы). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). А.С. Грин. Повесть «Алые паруса» (фрагменты). В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». С.А. Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…», «Каждый труд благослови, удача…» И.С. Шмелёв. «Русская песня». Родина, человек и природа в творчестве М.М. Пришвина и К.Г. Паустовского. Рассказ ММ. Пришвина «Москва-река», повесть К.Г. Паустовского «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по выбору). А.П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться…» «Гроза идет». А.Т. Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два бойца»). Военная тема в русской литературе. Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны (А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста», Н.П. Майоров «Творчество», Б.А. Богатков «Повестка», М.Джалиль «Последняя песня», В.Н. Лобода «начало» и др.). Б.Л. Васильев. «Летят мои кони» (отрывок). «Экспонат №…». В.М. Шукшин «Слово о малой родине» (фрагмент). «Чудик». Поэты ХХ века о России. А.А. Ахматова «Мне голос был, он звал утешно…», М.И. Цветаева «Рябину рубили зорькою…», И. Северянин «Запевка», Н.М. Рубцов «В горнице», Я.В. Смеляков «История», А.И. Фатьянов «Давно мы дома не были…», А.Я. Яшин «Не разучился ль…», Р. Гамзатов «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан», А.А. ВознесенскийЛитература народов России. Г. Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Ш. Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». | парная, групповая, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений | Различать образы лирического героя и автора в лирике. Выявлять художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта и определять их художественную функцию в произведении. Усвоить теоретико-литературное понятие – поэтический образ. Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке общественно значимых проблем.Пересказывать содержание художественного произведения подробно. Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную публицистическую тему. Писать сочинение в жанре эссе. Передавать личное отношение к произведению. Различать образы лирического героя и автора в лирике. Выразительно читать стихотворения, эмоционально откликаться на прочитанное. | Познавательные: Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Осуществляют поиск необходимой информации для решения основной цели урока, комментируют прочитанное вырабатывают навыки выразительного чтения, анализируют лирическое произведение. Регулятивные: Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывают практическую задачу в познавательную. Осуществляют поиск необходимой информации для решения основной цели урока. Коммуникативные: Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания. Участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения. Личностные: Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам |
6 | Из зарубежной литературы | У. Шекспир. Сонеты: «Ее глаза на звезды не похожи…» (№130), «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь, так - теперь…», «Люблю, - но реже говорю об этом…». Мацуо Басё. Хокку (хайку) как жанр. Р. Бёрнс. «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» Р.Л. Стивенсон. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше») А. де Сент-Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц». Р. Брэдбери. Рассказ «Все лето в один день». Я. Купала. «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы. | парная, групповая, индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений | Различать образы лирического героя и автора в лирике. Определять родовую принадлежность литературного произведения.Усвоить теоретико-литературное понятие – сонет. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Выразительно читать наизусть стихотворение по выбору учащихся. | Познавательные: Ориентируются в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение Регулятивные: Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Коммуникативные: Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания. Личностные: Доброжелательно отзываются на чувства других людей, умеют сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Количество часов | Форма контроля | Дата проведения | ||
По программе | Факт | |||||
Введение | ||||||
1 | Литературные роды. Эпические жанры. Лирические жанры. Лироэпические жанры. Драматические жанры . | 1 | 1.09 | |||
Из устного народного творчества | ||||||
2 | Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Воплощение в образе богатыря национального характера: нравственные достоинства героя. | 1 | Устный опрос | 6.09 | ||
3 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Баллада А.К.Толстого «Илья Муромец». | 1 | Устный опрос | 8.09 | ||
4 | Русские народные песни. Р.Р. Сочинение-миниатюра «Жанровое многообразие русских песен» | 1 | Сочинение | 13.09 | ||
Из древнерусской литературы | ||||||
5 | Из «Повести временных лет» Поучительный характер древнерусской литературы, мудрость, преемственность поколений, | 1 | Устный опрос | 15.09 | ||
6 | Идеал человека в литературе Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | 1 | Устный опрос | 20.09 | ||
Из русской литературы XVIII века | ||||||
7 | М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. Теория «трёх штилей» (отрывки). | 1 | Устный опрос | 22.09 | ||
8 | М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». Чтение наизусть | 1 | Чтение наизусть | 27.09 | ||
9 | Г.Р. Державин. Биография «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. | 1 | Устный опрос | 29.09 | ||
10 | Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность. | 1 | Устный опрос | 4.10 | ||
11 | Проблемы воспитания, образования гражданина. Авторская позиция. | 1 | устный опрос | 6.10 | ||
12 | Смысл финала комедии. | 1 | Устный опрос | 11.10 | ||
13 | Р.Р. Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | 1 | сочинение | 13.10 | ||
Из русской литературы XIX века | ||||||
14 | А.С. Пушкин. Мотивы дружбы, свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта, человек и природа, тема власти. | 1 | Устный опрос | 18.10 | ||
15 | Внеклассное чтение. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений А.С. Пушкина. Чтение наизусть | 1 | Чтение наизусть | 20.10 | ||
16 | Баллада «Песнь о вещем Олеге». Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады в «Песне…». | 1 | Устный опрос | 25.10 | ||
17 | Поэма «Полтава» (в сокращении). Гражданский пафос поэмы. Образ Петра и тема России в поэме. | 1 | Устный опрос | 27.10 | ||
18 | Р.Р. Сочинение на тему «Петр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава» | 1 | сочинение | 8.11 | ||
19 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина». Философский смысл стихотворения «Три пальмы». | 1 | Устный опрос | 10.11 | ||
20 | Поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова. Утверждение вечных ценностей (вера, любовь, семья, дружба). | 1 | устный опрос | 15.11 | ||
21 | Смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича и Иваном Грозным. Образ Ивана Грозного и тема несправедливой власти. | 1 | Устный опрос | 17.11 | ||
22 | «Связь поэмы с художественными традициями устного народного творчества. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. | 1 | устный опрос | 22.11 | ||
23 | Р.Р. Сочинение. Анализ эпизода из «Песни…» | 1 | сочинение | 24.11 | ||
24 | Н.В. Гоголь в Петербурге. Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. Повесть «Шинель». | 1 | Устный опрос | 29.11 | ||
25 | И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий» Рассказ «Хорь и Калиныч».Сравнительная характеристика Хоря и Калиныча. | 1 | Устный опрос | 1.12 | ||
26 | Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Авторская позиция | 1 | устный опрос | 6.12 | ||
27 | Н.А. Некрасов. Стихотворения. Поэма «Русские женщины» Чтение наизусть | 1 | Чтение наизусть | 8.12 | ||
28 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Проблематика сказки. | 1 | Устный опрос | 13.12 | ||
29 | Внеклассное чтение. Нравственные проблемы литературных сказок. | 1 | Устный опрос | 15.12 | ||
30 | Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». | 1 | Устный опрос | 20.12 | ||
31 | Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества | 1 | устный опрос | 22.12 | ||
32 | Н.С. Лесков. Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. | 1 | Устный опрос | 27.12 | ||
33 | Образный мир сказа «Левша»: Фольклорные традиции и образы талантливых людей в сказах русских писателей. | 1 | устный опрос | 29.12 | ||
34 | А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Чтение наизусть | 1 | Чтение наизусть | 17.01 | ||
35 | Произведения русских поэтов XIX века о России | 1 | Устный опрос | 19.01 | ||
36 | А.П. Чехов. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах Чехова «Хамелеон», «Смерть чиновника». | 1 | Устный опрос | 24.01 | ||
37 | Внеклассное чтение. Рассказ А.П. Чехова «Мальчики». Тема детства на страницах произведения. | 1 | Устный опрос | 26.01 | ||
Из русской литературы ХХ века | ||||||
38 | И.А. Бунин. Человек и природа в стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер…». Образ Родины в стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя сеть нора…». | 1 | Устный опрос | 31.01 | ||
39 | Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение. | 1 | устный опрос | 2.02 | ||
40 | А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. | 1 | Устный опрос | 7.02 | ||
41 | Внеклассное чтение. А.И. Куприн. «Allez!». Основная сюжетная линия рассказа и подтекст, художественная идея. | 1 | Устный опрос | 9.02 | ||
42 | М. Горький. Повесть «Детство» (выборочные главы). Своеобразие сюжета, жизнь, изображенная в восприятии ребенка. | 1 | Устный опрос | 14.02 | ||
43 | «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа | 1 | устный опрос | 16.02 | ||
44 | А.С. Грин. Повесть «Алые паруса» (фрагменты). Алые паруса как образ мечты. История Ассоль. | 1 | Устный опрос | 21.02 | ||
45 | В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Особенности поэтического языка Маяковского | 1 | Устный опрос | 28.02 | ||
46 | С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…», «Каждый труд благослови, удача…» Чтение наизусть | 1 | Чтение наизусть | 2.03 | ||
47 | Внеклассное чтение. Песни и романсы на стихи С.А. Есенина. | 1 | Устный опрос | 7.03 | ||
48 | И.С. Шмелёв. рассказ «Русская песня». История создания автобиографического романа «Лето Господне». | 1 | Устный опрос | 14.03 | ||
49 | Родина, человек и природа в творчестве М.М. Пришвина и К.Г. Паустовского. Рассказ ММ. Пришвина «Москва-река», повесть К.Г. Паустовского «Мещерская сторона» | 1 | Устный опрос | 16.03 | ||
50 | Внеклассное чтение. А.П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок». Основная тема и идейное содержание рассказа. | 1 | Устный опрос | 21.03 | ||
51 | Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться…» Картины родной природы в стихотворении «Гроза идет». | 1 | Устный опрос | 23.03 | ||
52 | Сочинение-эссе «Труд души». | 1 | сочинение | 4.04 | ||
53 | А.Т. Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». | 1 | Устный опрос | 6.04 | ||
54 | А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два бойца»). История создания поэмы. Народный герой в поэме. | 1 | Устный опрос | 11.04 | ||
55 | Внеклассное чтение. Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны. Образы русских солдат | 1 | Устный опрос | 13.04 | ||
56 | Б.Л. Васильев. «Летят мои кони» (фрагмент). «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения | 1 | Устный опрос | 18.04 | ||
57 | В.М. Шукшин. «Слово о малой родине» (фрагмент). «Чудик». Своеобразие шукшинских героев-«чудиков» в рассказах Шукшина.. | 1 | Устный опрос | 20.04 | ||
58 | Поэты ХХ века о России. А.А. Ахматова «Мне голос был, он звал утешно…», М.И. Цветаева «Рябину рубили зорькою…» и др., Чтение наизусть | 1 | Чтение наизусть | 25.04 | ||
59 | Литература народов России. Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». | 1 | Устный опрос | 27.04 | ||
Из зарубежной литературы | ||||||
60 | У. Шекспир. Сонеты: «Ее глаза на звезды не похожи…» «Уж если ты разлюбишь, так - теперь…», Любовь и творчество как основные темы сонетов. | 1 | Устный опрос | 4.05 | ||
61 | Мацуо Басё. . Знакомство со стихотворениями. Хокку (хайку) как жанр.Сочинение хокку. | 1 | Устный опрос | 11.05 | ||
62 | Р. Бёрнс. Стихотворения «Возвращение солдата», «Джон ячменное зерно» Чувство долга, воинская честь. | 1 | Устный опрос | 16.05 | ||
63 | Р.Л. Стивенсон. Роман «Остров сокровищ» Приёмы создания образов. | 1 | Устный опрос | 18.05 | ||
64 | А. де Сент-Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц». Р. Брэдбери. Рассказ «Все лето в один день». Особенности сюжета рассказа. | 1 | Устный опрос | 23.05 | ||
65 | Я. Купала. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». | 1 | устный опрос | 25.05 |
Итого по программе: 65 часов
Учебно-методическое обеспечение
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
- мультимедийный компьютер;
- проектор;
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
- Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
- Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» |
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» |
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3.Оценивание чтения наизусть
При чтении поэтического или прозаического текста наизусть ученик обязан
- указать автора и название произведения;
- безошибочно воспроизвести текст;
- во время чтения грамотно расставлять логические ударения; выдерживать паузы там, где это необходимо; соблюдать соответствующий смыслу текста темп чтения и интонацию; использовать при необходимости мимику и жесты.
Отметка "5" ставится при соблюдении всех перечисленных условий.
Отметка "4" ставится при несоблюдении одного из перечисленных условий.
Отметка "3" ставится при несоблюдении двух-трёх из перечисленных условий (уверенное знание текста при невыразительном чтении; выразительное, но неуверенное чтение текста; немотивированные паузы; неумение расставлять логические ударения и/или соблюдать соответствующий смыслу темп чтения).
Отметка "2" ставится при слабом знании текста (три и более немотивированных пауз, фактические ошибки при воспроизведении текста, неполное воспроизведение текста).
Отметка "1" ставится при неготовности ученика к чтению наизусть, при полном незнании текста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....