Урок по литературе для 5 класса «Образ природы в сказе «Медной горы хозяйка»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок по литературе для 5 класса «Образ природы в сказе «Медной горы хозяйка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literature_dlya_5_klassa_obraz_prirody_v_skaze_mednoy_gory_hozyayka.docx | 39.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе для 5 класса: «Образ природы в сказе «Медной горы хозяйка».
Учебно-воспитательные задачи: закрепить знания учащихся о творчестве писателя-сказителя Павла Петровича Бажова, понять, что символизирует Хозяйка медной горы.
Цели урока:
- Образовательные:
ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа;
провести наблюдения над языком художественного произведения;
- Развивающие:
расширить географический кругозор учащихся;
продолжать обучение устному монологическому высказыванию;
развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы.
- Воспитательные:
на материале сказа показать как богата природа России, сделать выводы о том, как нужно относиться к природе.
Оборудование: текст сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка»; презентация, где даются портрет П.П.Бажова, иллюстрации «Хозяйка Медной горы» П.Караченцова, И.Пчелко, Н. Кочергина и т.д.; фишки для мотивации ответа учащихся; три макета кокошника из картона и декоративные элементы для него.
Ход урока:
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята, садитесь!
– Откройте тетради, отступите две строчки, запишите число – сегодня третье марта – и классную работу.
II. Вступительная часть.
– Друзья, дома вы познакомились с биографией писателя-сказителя Павла Петровича Бажова. Сейчас мы проверим ваши знания. На слайде презентации дан биографический текст, вам нужно заполнить пропуски. Тем, кто будет правильное отвечать, я буду давать фишки. В конце урока, у кого будет достаточное количество фишек, я поставлю хорошие оценки.
Павел Петрович Бажов родился в … году на Урале в городе … . Его отец – Пётр Васильевич – был хорошим … мастером, гордым и веселым человеком, а мать – Августа Стефановна – была … . Семья часто кочевала с места на место по всему Уралу. Благодаря частым переездам будущий писатель еще в детстве узнал, прочувствовал жизнь и быт уральских рабочих, услышал их рассказы и предания о прежних и новых временах, … и …, связанные с историей своего родного края. В Сысерти были хорошие рассказчики. Среди них – старый горняк … . Он рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о «тайной силе», о девке Азовке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов. Своё детство он описал в автобиографической книге … .
Окончив духовную семинарию, Бажов стал работать … . Каждый год во время каникул он путешествовал по Уралу, записывал пословицы, поговорки, разного рода присловья.
Писательский же талант открылся у Бажова, когда ему было уже почти 60 лет. Излюбленным жанром писателя был … . В 1939 году был опубликован первый сборник уральских сказов ... . Всего Павел Петрович Бажов написал 56 сказов. Все они принесли автору заслуженную славу.
III. Словарная работа.
– Ребята, дома вы читали сказ «Медной горы Хозяйка». Чем он был интересен для вас? (Сказ Бажова «Медной горы Хозяйка» интересен тем, что в нем с обычным человеком происходят необыкновенные события).
– Скажите, а что это за жанр – сказ?
– Посмотрите на корень слова, что он вам напоминает? (Сказку)
– Есть ли здесь элементы сказки и какие?
– Ребята, всё-таки сказ отличается от сказки. Давайте подумаем чем?
– Попробуем сформулировать определение сказа. (Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора).
Запишем в тетради!
– Ребята, скажите, а что необычного в языке данного произведения? (Необыкновенный язык погружает нас в атмосферу русской старины).
– Были ли слова, значения которых вам непонятно? Слова, которые вы, может быть, встречаете впервые?
– Давайте поработаем со смыслом некоторых слов и выражений этого сказа:
Слова даны в презентации.
Оба в горе робили — оба работали в шахте на руднике, добывали малахит.
B там протча, что подойдет — и другие, прочие породы, которые встречались в шахте.
Этот и вовсе изробленный — измученный, заболевший от непосильной работы.
Девка небольшого росту, из себя ладная — невысокая красивая девушка.
Артуть-девка — девушка, подвижная, как ртуть.
Слово молвить — сказать что-нибудь.
Виду не оказывает — не показывает виду.
Парню забедно стало — парню обидно стало.
Я в горе роблю — я в шахте на руднике работаю.
На глазах таял — худел, бледнел, становился все более болезненным.
Молвил — сказал, произнес.
Обзарился — позарился.
Перст — палец.
Посмеяться ладил — хотел, намеревался посмеяться, поиздеваться.
Здоровьем хезнул — стал чахнуть, болеть.
Хворал — болел.
– Скажите, какие они – слова, которые мы разобрали? Как называется такая лексика? (Просторечные слова, разговорные)
– А как вы думаете, почему автор применяет их? (С помощью этих слов и выражений писатель передает местные особенности и народный характер речи).
IV. Беседа.
– Где происходит действие произведения? (За Северушкой на Гумешках).
– А что такое Гумешки? Можем прямо зачитать сноску с определением. (Гумешевский рудник. Медная Гора, или просто Гора, богатое месторождение малахита).
– Кто мне скажет, что такое рудник? (Горнопромышленное предприятие для добычи руды, полезных ископаемых).
– Ребята, в тексте говорится о Гумешевском руднике. Он – один из старейших и знаменитых медных месторождений на Урале. Расположен в Свердловской области в городе Полевском. Этот город расположен между Екатеринбургом и Челябинском.
На слайде презентации представлена карта местности.
– Что добывают на руднике? (малахит)
На слайде презентации представлен малахит.
– А что это такое? (природный минерал, камень; продукт взаимодействия минерализованных грунтовых вод с медными рудами.)
– Какова окраска камня? (Окраска малахита — широкая палитра зеленых тонов от светло-зеленого с голубизной (бирюзового) до густого темно-зеленого цвета).
– Ребята, на слайде как раз представлен малахит. Также у меня и с собой есть кусочек этого камня. Пустите его по рядам и посмотрите.
– Вернемся к произведению. Скажите, с какими персонажами мы знакомимся в начале сказа? (Степан и Хозяйка медной горы).
– Дома вы выписали в тетрадь описание Хозяйки медной горы. Читаем по одному определению медленно, с расстановкой. (Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать — девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.
Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать — лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей).
– Какая на ней одежда? Зачитаем! (А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.)
– Ребята, молодцы, вы хорошо поработали дома. Я хочу вам показать три женских образа, два из них – иллюстрации к сказу, а один – репродукция картины известного художника, какого, вы постараетесь назвать мне сами.
– Как вы думаете, какие два женских образа иллюстрируют Хозяйку медной горы?
– Скажите, как вы поняли, что именно эти иллюстрации?
(Хозяйка на иллюстрации П. Караченцова и И. Пчелко похожа на колдунью, у неё хитрый взгляд, коварная улыбка. Чёрная коса переброшена на грудь, красные серёжки, ярко выделяющиеся на её фоне, усиливают это впечатление. Есть в Хозяйке что-то ведьминское.
Хозяйка в изображении Н. Кочерги́на скорее величавая русская красавица, серьёзно и пытливо смотрят её глаза, нежные руки бережно держат сундучок или шкатулку с горными секретами. Она ждёт от тех, кто встретится ей чего-то важного, ответственного).
– А что тогда за третья репродукция? Кто на ней изображен? Кто автор произведения? (Врубель «Царевна Лебедь»)
– Как вы думаете, подходит ли она под наше описание?
– Ребята, а какая деталь одежды объединяет всех трех девушек? (Корона или кокошник)
– Скажите, а для чего нужна корона, что она подчеркивает? (Корона подчеркивает власть).
– Коро́на – это латинское слово соrōnа, что означает «венок». Корона – это символ царствования. Но на Руси корону называли кокошником. Кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Кокошники нельзя увидеть, изучая русский народный костюм для девочки, ведь они считались исключительной прерогативой девушек на выдане и замужних женщин. Они переходили по наследству к дочери от матери, обязательно включались в приданое. Кокошники не рассматривались как элемент повседневного гардероба. Хранился он обернутым в материю в сундуках как семейная реликвия.
Эти головные уборы предназначались для праздников, все невесты на свадьбе надевали их.
– Друзья, а что символизирует кокошник у Хозяйки медной горы?
– Ребята, давайте мы с вами тоже попробуем сделать кокошник для Хозяйки медной горы. Интересно, каким он получится. Сейчас я раздам вам по рядам три макета кокошника. У вас на партах у каждого лежат декоративные элементы, которыми можно украсить головной убор. У каждой парты на работу по одной минуте, я буду засекать время песочными часами. Как только минута выйдет, передаем кокошник и клей следующей парте, которая тоже украшает.
Начали!
Смотрим, какими получились кокошники.
– Ребята, вы все молодцы!
– Скажите, а что символизирует Хозяйка медной горы?
– Что несёт людям встреча с Хозяйкой Медной горы?
(Хозяйка Медной горы в сказе Бажова выступает как хранительница природных богатств, тайн, красоты. С теми, кто стремиться превратить её богатства только в прибыль, она сурова и беспощадна. С мастерами, для которых её сокровища – материал для искусства, она милостива и добра. Самым упорным и талантливым она оказывает своё покровительство, вдохновляет на новые поиски. Однако после встречи с малахитницей у одарённых людей остаётся вечная тоска по совершенству и красоте.
Хозяйка Медной горы – поэтический образ, в котором воплотилась сама уральская природа, вдохновляющая человека на творчество).
– Кем она является? (Хранительницей Природы является Хозяйка Медной горы. Она расправляется с дурными людьми и помогает тем, у кого за душой есть зерно таланта, и сила ее велика).
– Как мы сформулируем тему произведения? (Образ природы в сказе «Медной горы хозяйка»).
– А какая идея произведения? (Как ты относишься к природе, так и она к тебе).
– Ребята, а как надо относиться к природе?
V. Озвучить оценки.
VI. Домашнее задание.
- Выписать описание Степана.
- Поразмышлять каким представляется автор произведения. Устно, по желанию можно записать в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 6 классе "П.Бажов. Сказ "Медной горы Хозяйка"
Презентация - сопровождение урока по сказу П.Бажова "Медной горы Хозяйка" содержит материал, позволяющий представить сборник сказов Бажова и раскрывающий особенности этого жанра, знакомящий с ил...
Урок по теме «Павел Петрович Бажов – уральский сказитель. Сказ «Медной горы хозяйка»
Методическая разработка урока литературы в 5 классе...
П.Бажов. Сказы. Медной горы хозяйка. 5 класс
Презентация содержит материал для проведения урока литературы в 5 классе по сказу П.Бажова "Медной горы хозяйка"...
Презентация по литературе для 5 класса «Образ природы в сказе «Медной горы хозяйка»
Презентация по литературе для 5 класса «Образ природы в сказе «Медной горы хозяйка»....
Урок литературы по теме: "П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика" (5 класс)
Цель урока: анализ сказа с целью выявления в нем черт реального и фантастического.Задачи: рассказать о жизни и творчестве П. П. Бажова, показать различия жанров сказки и сказа, развивать навыки анализ...
П. П. Бажов. Слово о писателе. Сказ "Медной горы Хозяйка".
Знакомство с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича Бажова и анализ сказа "Медной горы Хозяйка»....
«П.П. Бажов. Сказ "Медной горы хозяйка". Отличие сказа от сказки»
Открытый урок по литературе в 5 классе. Первый урок по творчеству П. Бажова. Знакомство особенностями жанра "сказа"....