Технологическая карта урока литературы в 7 классе
Учитель: Маркарян Кнарик Андраниковна
Класс: 7
Тема урока: Роберт Бернс. Стихотворение «Честная бедность»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Технология развития критического мышления
Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Р.Бернса, основными темами его произведений; развить навыки анализа поэтического текста.
Задачи урока: 1) способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений исследовать текст поэтического произведения на основе глубокого анализа. Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;
2) способствовать развитию интереса к литературе, поэтическому творчеству. Развивать логическое и творческое мышление. Способствовать формированию научного мировоззрения на примере сопоставительного анализа оригинального произведения и его литературного перевода;
3) воспитывать в учащихся доброту, чуткость, ответственность, честность, совестливость через эмоциональное восприятие произведений Р.Бернса.
Планируемые образовательные результаты:
1) Предметные: способствовать формированию и развитию умений и навыков анализа поэтического произведения, выявлению художественных возможностей поэтического текста; активизировать исследовательскую деятельность обучающихся при анализе стихотворного произведения;
2) Личностные способствовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
3) Метапредметные: познавательные действия: развитие умения осознавать и формулировать проблему; формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать. Коммуникативные действия: развитие умения слушать друг друга, договариваться, распределять роли. Регулятивные действия: развитие навыков планирования, целеполагания, умения оценивать правильность своих действий и вносить необходимые коррективы.
Методы и формы обучения: Проблемно-обобщающий метод, эвристический метод, исследовательский метод; индивидуальная форма обучения, групповая, фронтальная.
. Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Вызов Предъявление проблемной ситуации. Формулирование темы урока, постановка проблемы | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово учителя. Постановка задачи. Создание проблемной ситуации. СУ: Сегодня вам предстоит выступить в роли редакторов. Представьте, что у вас издательское агентство (класс разделен на две группы). В первую редакцию поступил рукописный текст. Эта рукопись относится к 18 веку, сохранился лишь один экземпляр. Второй документ относится к 20 веку. Предположительно, это перевод первого текста. Итак, ваши издательства на пороге открытия. Но что нужно сделать, чтобы убедиться в истинности поступивших документов? Предполагаемый ответ: Провести экспертизу двух текстов. СУ: Сформулируйте задачу, которую мы будем решать на уроке. Предполагаемый ответ: «Совпадает ли оригинальный текст и его перевод?» СУ: Запишите проблемный вопрос в «голове» (в течение урока «заполнятся» рыба – прием «Фишбоун»). Чтобы решить задачу, провести экспертизу текстов, что нужно рассмотреть, проанализировать?
Предполагаемый ответ: 1) проанализировать тему, художественные образы, проблематику стихотворения; 2) рассмотреть структуру текста, рифму, ритм; 3) найти художественные приемы, использованные Бернсом и Маршаком в своих произведениях. Заполнение верхней части схемы.
| Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная, групповая | Познавательные: понимают познавательную задачу; учатся основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса; формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера) | Листы обратной связи |
2.Реализацция смысла. Работа с информацией, приобретение новых знаний. | Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся | СУ: Перед началом работы заполните первый столбик таблицы (прием «Бортовой журнал»). К этой таблице мы вернемся в конце урока. Каждая группа делится на три подгруппы. Работают с каждым пунктом, «ребром рыбы».
| Заполняют «бортовой журнал», столбец «Знаю». Фиксируют свои знания, умения в области анализа поэтического текста. Работают в группах. Используют электронные приложения на своих мобильных устройствах. По мере анализа заполняют общую схему. Представляют результат своей работы в группе. | Индивидуальная, групповая | Ученик научится: основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса; основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивная, коммуникативная, познавательная деятельность. | Устные ответы |
3. Рефлексия. Анализ, интерпретация, творческая переработка информации | Беседа | Помогает учащихся сделать вывод, подвести итог. Предполагаемый ответ: Текст на русском языке – перевод стихотворения Р.Бернса, в нем есть общие элементы с оригинальным текстом, однако есть и различия, т.к. в литературном переводе содержится переосмысление и авторская интерпретация стихотворения шотландского поэта. СУ: Заполните вторую и третью колонки «бортового журнала» - «Узнал», «Хочу узнать».
| Заполняют «хвост», формулируют вывод. Работают с «бортовым журналом». | Индивидуальная, фронтовая |
| Устные ответы |
4.Оценочная деятельность | Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам | Учитель предлагает учащимся заполнить оценочный лист. Первая колонка – самооценка. Затем учащиеся меняются листами и заполняют вторую колонку – оценивают работу одноклассника. Третью колонку заполняет учитель. Далее высчитывается среднее арифметическое, затем выставляется итоговая оценка. Фамилия, имя | самооценка | Оценка работы в группе | Оценка учителя | Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
| Заполняют оценочные листы. | Индивидуальная, групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Листы обратно связи, письменная работа |
5.Домашнее задание | Выполнение разноуровневых упражнений. | Учитель предлагает дифференцированное домашнее задание: 1 уровень. Написать свой литературный перевод стихотворения Р. Бернса «Честная бедность»; 2 уровень. Написать эссе на тему «В чем подлинное богатство человека?»; 3 уровень. Сделать подборку произведений (прозаических и поэтических) с той же тематикой, что и стихотворение Р.Бернса; 4 уровень. Выучить стихотворение Р.Бернса «Честная бедность» (в переводе С.Маршака). | Выбирают домашнее задание. | индивидуальная |
|