Марафон ко Дню русского языка «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен...»
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Данное мероприятие посвящено празднованию дня русского языка. Оно имеет большое значение: проведение марафона предполагает теоретические и практические задания, затрагивающие вопросы происхождения слов, их стилистического употребления, применения в устной и письменной речи.
При проведении марафона используются информационные технологии, которые выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю расширить формы работы и вовлечь всех учащихся в ход игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Данное мероприятие посвящено празднованию дня русского языка. | 39.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Марафон ко Дню русского языка «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен...» А. И. Куприн
Автор: учитель русского языка и литературы
Юнкина Ирина Сергеевна
Пояснительная записка
День русского языка – это дата общенационального торжества россиян, обладающих общим языком как государственным и культурным достоянием. Празднование этого Дня должно стать свидетельством того, что люди, населяющие Россию и представляющие разные конфессии и национальности, стремятся понять друг друга, осознают роль русского языка в установлении в российском обществе равноправных культурных, научных и экономических отношений, в формировании общероссийской идентичности.
В связи с тем, что падает интерес к изучению русского языка, актуальными являются мероприятия, повышающие речевую культуру и способствующие совершенствованию речевого мастерства человека.
Данное мероприятие посвящено празднованию дня русского языка. Оно имеет большое значение: проведение марафона предполагает теоретические и практические задания, затрагивающие вопросы происхождения слов, их стилистического употребления, применения в устной и письменной речи.
При проведении марафона используются информационные технологии, которые выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю расширить формы работы и вовлечь всех учащихся в ход игры.
Цель: посредством занимательных игр содействовать поднятию интереса детей к русскому языку, развивать языковую, коммуникативную, лингвистическую и культуроведческую компетенции, развивать логическое мышление, творческую активность, совершенствовать умение работать в команде, воспитывать уважение, бережное отношение к русскому языку.
Задачи: привлечь внимание к проблеме сохранения и развития языка, повысить статус современного русского языка среди его носителей, поддерживать интерес к слову, расширять знания детей по русскому языку.
Данное мероприятие рассчитано на учащихся 5-7 классов.
Ӏ часть дня
КВН по фразеологии «Голова идёт кругом»
Цели:
Образовательные:
-обобщить и расширить знания учащихся о фразеологизмах;
-формировать умение подбирать антонимы, синонимы;
-совершенствовать умение находить прямое, переносное значение слов.
Развивающие:
-развивать речь учащихся, творческое мышление, активность учащихся;
-совершенствовать коммуникативные умения и навыки учащихся;
-дать возможность найти правильный, остроумный ответ в процессе коллективного поиска.
Воспитательные:
-воспитывать любовь и уважение к русскому языку;
-повышать интерес к изучению русского языка;
-воспитывать бережное отношение к родному языку.
Задачи:
-способствовать развитию речи учащихся через общение и игры;
-способствовать формированию образности речи;
-посредством поисковой работы повысить интерес к родному языку, истории и культуре русского народа.
Формы организации работы детей: коллективная, индивидуальная, устная и письменная, творческая, решение проблемных вопросов, наблюдение.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Звучит песня В. Шаинского «И не осталось в стороне никого»
Слайд №2 название |
Ведущие: Сегодня мы проводим КВН по теме: «Фразеология»
Будут две команды играть.
И кто победит - лучший эрудит!
Поприветствуем две команды: «Нам море по колено» и «Белые вороны»
Члены жюри………………
Раунд первый (домашнее задание): команды в приветствии друг друга употребляют фразеологизмы.
Пример: Добро пожаловать, наше вам с кисточкой, наше вам почтение.
Конкурс - разминка: «Знаешь ли ты»?
Ведущий: А.П. Чехов писал: «Краткость-сестра таланта». В наш стремительный век все стараются выражать свои мысли кратко. И помогают нам, конечно, фразеологизмы. Объясните значение фразеологизмов.
Слайд №3 фразеологизмы для команды Нам море по колено Водой не разольёшь Как в воду опущенный Толочь воду в ступе Носить воду в решете |
Слайд №4 фразеологизмы для команды Белые вороны Седьмая вода на киселе Набрал в рот воды Как в воду глядел Прошёл огонь и воду |
Раунд второй. Прочитайте. Назовите автора, произведение, из которого взяты эти строки, устойчивые выражения.
Слайд №5 Я знал, что дома мать места себе не находит, переживая за меня, но мне от этого было не легче. |
Слайд №6 Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел. |
Слайд №7 Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня часто ни с того ни с сего принималась кружиться голова. |
Слайд №8 В школе я Птаху до этого не встречал, но, забегая вперёд, скажу, что в третьей четверти он вдруг как снег на голову свалился на наш класс. |
Раунд третий «Творческий». Составьте предложения с данными фразеологизмами. (Раздаются распечатанные на листах задания для каждой команды)
«Нам море по колено» «Белые вороны»
Битый час Вывести на чистую воду
Сломя голову Прикусить язык
Медвежья услуга Бить баклуши
Клевать носом Ставить палки в колёса
(Ведущий оговаривает время выполнения задания - 3 - 5 мин.)
Игра со зрителями. «Фразеологический зверинец». На экран по очереди выводятся незаконченные фразеологизмы. Зрителям предлагается закончить фразу.
Слайд №9 Голоден как … (волк) Хитёр как … (лис) Труслив как … (заяц) Здоров как … (бык) Нем как … (рыба) Грязный как … (свинья) Упрям как … (баран) Болтлив как … (сорока) Колючий как … (ёж) Надут как …(индюк) Изворотлив как … (уж) |
Конкурс капитанов. Составьте с предложенными фразеологизмами шуточный текст.
Слайд №10 Негде яблоку упасть пруд пруди Держать ухо востро водить за нос Не ударить в грязь лицом дело в шляпе |
(Ведущий оговаривает время выполнения задания - 3 - 5 мин.)
Игра со зрителями. «Аукцион» Кто больше назовёт фразеологизмов со словами нос и глаз.
Слайд №11 Изображение носа и глаза с подписью. |
Раунд четвёртый «Артистический». Ведущий предлагает капитанам выбрать по два фразеологизма, которые записаны на листочках. Члены команды с помощью предметов, жестов передают значение фразеологизма, а другая команда называет этот фразеологизм.
(Примеры: как рыба в воде, скатертью дорога, любопытной Варваре на базаре нос оторвали, ветер в голове, как корова языком слизала, чёрт дёрнул за язык и т.д.)
Брейн – ринг. Командам предлагается угадать изображенные детьми фразеологизмы.
Слайд №12 - 20
|
Конкурс «Эрудитов». Ведущий предлагает заменить устойчивые словосочетания антонимами-фразеологизмами.
Слайд №21 Жить душа в душу – (как кошка с собакой) Пруд пруди – (кот наплакал) Чесать языком – (держать язык за зубами) Рукой подать – (куда Макар телят не гонял) |
(Команды отвечают по очереди. На поиск ответа отводится 30 сек.)
Ведущий: А пока жюри подводит итоги… Ещё одна игра.
Продолжите фразеологизмы:
Как с гуся (вода)
Сломя (голову)
Кто в лес (кто по дрова)
Держать хвост (пистолетом)
Нить (Ариадны)
Домоклов (меч)
Заметать (следы)
Чёрным (по белому)
Объявление итогов игры. Вручение грамот.
Ведущий:
Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнования,
обеспечивающий успех!
ӀӀ часть дня
Что русский язык — один из богатейших языков в мире,
в этом нет никакого сомнения.
Виссарион Григорьевич Белинский
ЦЕЛЬ: прививать любовь к русскому языку.
ЗАДАЧИ:
образовательная:
- развивать умение работать с языковым материалом;
- совершенствовать полученные навыки;
развивающая:
- совершенствовать практические умения применять полученные знания;
- расширять словарный запас детей;
воспитательная:
- развитие логики, памяти, внимания, творческих способностей;
- развивать умение работать в команде, умение сопоставлять, сравнивать и анализировать.
ФОРМА МЕРОПРИЯТИЯ: путешествие
Ход мероприятия:
Ведущий: Мы с вами сегодня как любители русского языка отправимся в путешествие по сказочной стране, которая называется Лингвиния. Прибывая на станции, вы будете выполнять задания и получите слова-подсказки, которые взяты из высказывания русского писателя о языке. Победит тот, кто быстрее и точнее составит высказывание.
(ведущий раздаёт карту, на которой изображён путь следования команды)
Примечание: карта должна быть составлена таким образом, чтобы команды не пересекались на станциях и не мешали друг другу.
Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. Максим Горький
Примечание: высказывание должно быть напечатано и разрезано на части, которые будут выдаваться командам при прохождении станций.
Ведущий: Ребята, вы хотите победить? Но для этого придется преодолеть множество препятствий. Итак, вы готовы?! Тогда в путь…
Станция «Смышлёные» (слайд 23)
Командам даются вопросы и чистый лист бумаги, на котором они записывают ответы в течение 3 минут.
1. Какие два местоимения мешают движению на дорогах?
2. Сколько личных местоимений в слове семья?
3. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.
4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в суффиксах слов: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.
5. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.
Ответы: 1- ямы, 2-семь, 3-тыква, 4-ящик, 5-ябеда.
Станция «Фантазёры» (слайд 24)
Командам предлагается образовать от названий городов название жителей.
На работу даётся 1 мин.
Москва –
Одесса –
Волгоград –
Ростов –
Мурманск -
Тула-
Станция «Поделись рецептом»
Командам предлагается выбрать из предложенных 10 карточек, на которых записаны названия овощей и фруктов, 5 и, немного подумав, составить и записать рецепт здорового салата.
Примечание: карточки должны быть перевёрнуты.
Станция «Звуковая»
Командам предлагается ответить на вопросы (вопросы напечатаны на листах). На поиск ответа даётся 30 сек.
1. Укажите, сколько раз встречается звук [т] в предложении:
Документ подписан директором. (3 раза. Документ подписан директором)
2. Укажите, сколько раз встречается мягкий звук [з] в предложении:
Зина обратилась с просьбой к Лизе. (3 раза. Зина обратилась с просьбой к Лизе)
3. Укажите, сколько раз встречается твёрдый звук [л] в предложении:
Лес, освещаемый лучами солнца, шумел вдали. (2 раза. Лес, освещаемый лучами солнца, шумел вдали)
4. Укажите, сколько раз встречается звук [й] в предложении:
« …постой,
Бабушка, постой немножко,-
Ей кричит она в окошко…»
(4 раза. «…постой,
Бабушка, постой немножко,-
Ей кричит она в окошко…» )
5. Укажите, сколько раз встречается звук [а] в предложении:
«…помолясь усердно Богу,
Отправляется в дорогу…»
(8 раз. «…помолясь усердно Богу, Отправляется в дорогу…»)
Станция «Разговорная»
Командам предлагается слова, напечатанные на листах. Нужно расставить в них ударение. На работу даётся 30 сек.
1. Гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин.
(Ответ: гражда́нка, докуме́нт, за́суха, инструме́нт, киломе́тр, магази́н.)
2. Молодежь, цепочка, портфель, процент, свекла, сирота.
(Ответ: Молоде́жь, цепоˊчка, портфе́ль, проце́нт, све́кла, сирота́.)
3. Начал, баловать, звонит, нефтепровод, прибыть, премировать.
(Ответ: на́чал, балова́ть, звони́т, нефтепрово́д, прибы́ть, премирова́ть.)
4. Средствами, копировать, свободнее, шофер, сливовый.
(Ответ: сре́дствами, копи́ровать, свобо́днее, шофёр, сли́вовый.)
5. Квартал, щавель, углубить, ворота, торты, дефис, красивее, гусеничный.
(Ответ: кварта́л, щаве́ль, углуби́ть, воро́та, то́рты, дефи́с, краси́вее, гу́сеничный.)
Станция «Шуточная»
Командам предлагается шуточное стихотворение, напечатанное на листах. Нужно расставить знаки препинания и прочитать выразительно получившийся текст. На работу даётся 3 мин.
…кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложка там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна.
Станция «Фольклорная»
Командам предлагается вспомнить и записать пословицы, в которых упоминается о слове. На работу даётся 3 мин.
( Например:
1. Приветливое слово и железную дверь отопрёт.
2. Ласковое слово гнев побеждает.
3. Малое слово большую обиду творит.
4. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
5. Слово-серебро, молчание-золото.
6. Сердечное слово до сердца доходит.)
Ведущий: Русский язык богат, велик, могуч. «Мы живём в царстве слов, и слова имеют огромную власть над нашей жизнью, мы заколдованы словами»,- писал известный русский учёный Н. Бердяев.
А теперь вы составьте из полученных слов-подсказок высказывание о русском языке.
(Примечание: на проекторе высвечивается цитата М. Горького. Побеждает тот, кто точнее составил высказывание.)
Ведущий: Общаясь, мы говорим друг другу разные слова. Так пусть они будут чистыми, вежливыми, культурными. Давайте будем стараться доставлять окружающим радость приятным, ласковым словом.
III часть дня
Дерево настроения
Цель: формирование опыта цветового выражения эмоций.
Задачи:
- научить относиться с пониманием к эмоциональному миру человека;
- дать навыки овладения своими чувствами;
- создать эмоционально-положительный настрой после проведения марафона.
Оборудование: изображение дерева с листьями на листе А2, вырезанные из цветной бумаги яблоки разных цветов, фломастеры, клей, маркеры.
Ведущий: Ребята, вам понравился наш марафон? Какое у вас настроение? Сейчас мы это проверим. Возьмите по одному яблоку, напишите на нём о своём отношении к русскому языку, пожелания тем, кто изучает русский язык, какие чувства вы испытываете после сегодняшнего марафона. Приклейте своё яблоко на наше дерево.
На работу даётся 10-15 мин.
Ведущий: Ребята, какое красивое дерево у нас получилось! А давайте придумаем название чудо-дереву.
Ребята могут объединяться в группы для работы. Время, которое отводится – не более 10 мин.
Лучшее название записывается детьми разноцветными маркерами над изображением дерева.
(Н-р, «Вот какое чудо - русский язык!», «Зная язык, получишь хорошие плоды»)
Литература
- Анашина Н.Ю., Курбанова Т.С. и др. Гимнастика для ума. – М., 2004.
- Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. «Крылатые слова». М.: Художественная литература. 1987.
- Волина В. Учимся играя., Изд.- «Новая школа», 1994.
- Малыхина Е.В. Русский язык. Киев.: Генеза. 2006.
- Пирогова Л.И. Сборник словесных игр. – М., 2003
- Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. М.: Просвещение. 1966.
- Электронный словарь-справочник русского языка http://www.trishin.ru/slovar.htm
- Жуков В.П. «Школьный фразеологический словарь русского языка»
- Концепция празднования дня русского языка в Российской Федерации.
- Яранцев Р.И. «Словарь-справочник по русской фразеологии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)
Цели урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность; найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Презентация ко Дню русского языка «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен...»
Данное мероприятие имеет большое значение: проведение марафона предполагает теоретические и практические задания, затрагивающие вопросы происхождения слов, их стилистического употребления, приме...
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...
Русский язык — национальный язык русского народа
Вводный урок по русскому языку в 7 классе...