Сонет как жанр лирики. Художественные особенности сонета
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему
Презентация на тему Сонет как жанр лирики. Художественные особенности сонета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sonet_kak_zhanr_liriki.pptx | 939.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: продолжение знакомства с жанровым многообразием лирики А.С. Пушкина; углубление знаний учащихся о лирических жанрах: знакомство с художественными особенностями сонета; углубление знаний учащихся по стилистике, в частности, связанных с синтаксическими построениями – фигурами речи; уяснение роли поэтического синтаксиса в лирическом произведении; воспитание любви и уважения к родному языку, способности восхищаться его богатством, красотой, силой и выразительностью; подготовка к ГИА.
Синтаксические средства выразительности (фигуры речи) Теоретическая разминка. 1. Кроссвордный диктант (ответы): синтаксис, анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, инверсия, риторический вопрос, многоточие, градация, риторическое обращение, парцелляция.
2. Закончите предложение. Делают образной стихотворную речь, усиливают её выразительность следующие фигуры речи… Слова для справок: эллипсис, метонимия , эпитет, ряды однородных членов, литота, многосоюзие (полисиндетон), синекдоха, бессоюзие (асиндетон), метафора, олицетворение, перенос (анжамбеман), перефраза, однородное подчинение, сравнение, оксюморон.
Делают образной стихотворную речь, усиливают её выразительность следующие фигуры речи: эллипсис, ряды однородных членов, многосоюзие (полисиндетон), бессоюзие (асиндетон), перенос (анжамбеман), однородное подчинение.
Метонимия, эпитет, литота, метафора, синекдоха, олицетворение, перифраза, сравнение, оксюморон – тропы, средства выразительности, основанные на переносном значении слова или выражения.
А. С. Пушкин (1799-1837) Сонет Scorn not the sonnet , critic . Wordsworth Суровый Дант не презирал сонета; В нем жар любви Петрарка изливал; Игру его любил творец Макбета; Им скорбну мысль Камоэнс облекал. И в наши дни пленяет он поэта: Вордсворт его орудием избрал, Когда вдали от суетного света Природы он рисует идеал. Под сенью гор Тавриды отдаленной Певец Литвы в размер его стесненный Свои мечты мгновенно заключал. У нас еще его не знали девы, Как для него уж Дельвиг забывал Гекзаметра священные напевы.
Классики сонета Франческо Петрарка 1304 – 1374 Итальянский поэт, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса
Классики сонета Данте Алигьери 1265 – 1321 Итальянский поэт, один из основателей литературного итальянского языка, автор «Божественной комедии».
Классики сонета Сонеты Данте Алигьери посвящены прекрасной Беатриче , «владычице его помыслов»
Классики сонета Луис де Камоэнс 1524 – 1580 Португальский поэт и драматург, создатель португальского литературного языка, автор поэмы «Лузиада» и многих сонетов.
Классики сонета Уильям Шекспир 1564 – 1616 Великий английский драматург и поэт, автор цикла из 154 сонетов.
Современник А.С. Пушкина Адам Мицкевич 1798 – 1855 Великий польский поэт-романтик, автор «Крымских сонетов»
Сонет – стихотворение из 14-ти строк, образующих два катрена (четверостишия) и два терцета (трёхстишия). Катрены – кольцевой ( абба – самая изысканная рифмовка) или перекрёстный ( абаб ) способ рифмовки. Терцеты – более свободно расположенные две или три равнозвучащие рифмы. Это итальянская форма сонета. Сонет Шекспира – три катрена и одно двустишие. Поэты создавали циклы сонетов , поэмы (строфа – форма сонета), венки сонетов (15 сонетов; общее содержание; каждый, кроме первого, начинается с последней строки предыдущего; заключительный сонет – магистрал – составлен из первых 14-ти строк предшествующих сонетов; виртуоз в этой области – Валерий Брюсов).
Сонет – твёрдая стихотворная форма европейской поэзии, получившая широкое распространение. Тематика: сонет свободно применяется в любовной , пейзажной , философской лирике. Эта форма приемлема для выражения разнообразных мыслей и чувств, чему способствует чёткое внутреннее членение сонета: тезис – развитие тезиса – антитезис – синтез. Сонетный замок – самая яркая, образная мысль, заключённая в последних двух строчках.
Франческа Петрарка. Сонет из цикла «На смерть Лауры » (Перевод В. Иванова) Ни ясных звёзд блуждающие станы, Ни полные на взморье паруса, Ни с пёстрым зверем тёмные леса, Ни всадники в доспехах средь поляны, Ни гости с вестью про чужие страны, Ни рифм любовных сладкая краса. Ни милых жён поющих голоса Во мгле садов, где шепчутся фонтаны, – Ничто не тронет сердца моего. Всё погребло с собой моё светило, Что сердцу было зеркалом всего. Жизнь однозвучна. Зрелище уныло. Лишь в смерти вновь увижу то, чего Мне лучше б никогда не видеть было.
Антитеза Чтобы ярче выразить свою мысль, иногда нужно её чему-то противопоставить. Именно это делает Петрарка в своём сонете. Охарактеризуйте смысл антитезы в сонете.
Анафора и параллелизм Ни ясных звёзд блуждающие станы, Ни полные на взморье паруса, Ни с пёстрым зверем тёмные леса, Ни всадники в доспехах средь поляны, Ни гости с вестью про чужие страны, Ни рифм любовных сладкая краса. Ни милых жён поющих голоса Во мгле садов, где шепчутся фонтаны…
Функциональность стилистических фигур В основе анафоры , как и любого вида повтора, лежит взволнованность, эмоциональность. Так же, как и синтаксический параллелизм , анафора создаёт оригинальный стихотворный рисунок.
Перенос (анжамбеман) Если переносы немногочисленны, то они служат сильным средством интонационного выделения отсечённых стихоразделом отрезков фразы. (Если многочисленны, то они создают интонацию сильно прозаизированную, почти заглушающую стихотворный ритм, вспомним драматический стих). Охарактеризуйте перенос в сонете Петрарки.
Как разбирается сонетная форма Текст Строфа Рифма Содержание (тема) Суровый Дант не презирал сонета; В нём жар любви Петрарка изливал; Игру его любил творец Макбета; Им скорбну мысль Камоэнс облекал. Катрен 1 А В А В История сонетного жанра в прошлом, тематика и задачи сонета. Классики сонета. И в наши дни волнует он поэта: Вордсворт его орудием избрал, Когда вдали от суетного света Природы он рисует идеал. Катрен 2 А В А В Значение сонета в современной Пушкину европейской поэзии, расширение круга тем. Под сенью гор Тавриды отдалённой Певец Литвы в размер его стесненный Свои мечты мгновенно заключал. Терцет 1 С С В Развитие темы катрена 2-го. У нас его ещё не знали девы, Как для него уж Дельвиг забывал Гекзаметра священные напевы. Терцет 2 D B D Значение сонета в современной Пушкину русской лирике.
Эпиграф Чтобы воспользоваться сокровищами языка, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им. Н.А. Добролюбов
Домашнее задание. Проанализировать с точки зрения примет жанра сонеты «Поэту» (1 вариант), «Мадонна» (2 вариант ). Учитель Головнина Е. Ю.; МБОУ ЦО №5, г. Тула.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стилистические особенности сонетов Шекспира
Целью работы является попытка проанализировать сонеты Шекспира о любви и выявить стилистические особенности, посредством которых автор достигал строгой поэтической формы....
Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева.
Урок - исследование в 6 классе. Урок комплексного анализа поэтического тектста....
Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева.
Урок - исследование в 6 классе. По сути, этот урок комплексного анализа поэтического тектста....
Научная статья. Лирика Ильи Швеца (к вопросу о художественных особенностях поэзии).
Исследование на основе анализа лирики поэта регионального значения Ильи Швеца выявляет неравноценность художественного творчества поэта, несмотря на использование традиций мировой гуманист...
Сонет как жанр лирики. Художественные особенности сонета
Сонет как жанр лирики. Художественные особенности сонета...
Һади Такташ. Тормыш юлы һәм иҗаты турында белешмә.“Алсу” поэмасы. Әдәбият теориясе. Поэма жанры. Лирик һәм эпик поэма.
Мин "Һади Такташ. Тормыш юлы һәм иҗаты турында белешмә.“Алсу” поэмасы. Әдәбият теориясе. Поэма жанры. Лирик һәм эпик поэма" темасына әдәби уку дәресенә технологик карта төз...
Жанры лирики
Урок русского родного языка-11 класс...