Проект урока по теме "Детские и лицейские годы жизни А.С.Пушкина"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Аринишина Елена Федоровна

Урок чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Детские и лицейские годы жизни А.С.Пушкина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx (45.15 КБ)45.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения и развития речи  

7 класс

УМК: учебник «Чтение», 7 класс,  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.   Автор-составитель А.К. Аксёнова. М, «Просвещение», 2015 год.

Тема:  «Детские и лицейские годы жизни А.С. Пушкина»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: знакомство учащихся с детскими и лицейскими годами жизни А.С. Пушкина,  условиями, повлиявшими на формирование личности великого русского поэта, патриота своего Отечества.

Задачи

Образовательные: показать  роль воспитания и образования в формировании личности поэта, его гражданской позиции;  значение творчества

А.С. Пушкина для России и соотечественников.  

Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности учащихся через применение различных видов деятельности на уроке.

Корригировать  зрительное восприятие и внимание  на основе просмотра презентации. Коррекция и развитие связной устной речи, памяти  через упражнения в узнавании стихотворных текстов, чтении наизусть, ответы на вопросы.

Воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, чувство глубокого уважения и любви к личности и творчеству А.С. Пушкина.

Планируемые результаты:

Личностные

УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуника-

тивные УУД

Предметные

1.Формирование интереса к предмету, жизни и творчеству А.С. Пушкина.

2.Умение ува-жительно отно-ситься к мнению других ребят.

3.Установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом.

4.Пользовать-

ся основными приёмами сбережения здоровья.

1.Организовывать свое рабочее место.

2.Определять цель выполнения заданий на уроке.

3.Прогнозировать работу

4.Выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать.

5.Анализиро-

вать причины успеха/неуспеха .

1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения материала.

2. Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя.

3. Умение сравни-вать, рассуждать.

4.   Делать прос-тейшие выводы

1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

2.Оформлять свои мысли в устной форме.

3.Слушать и пони-мать речь других.

4.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

1.Учащиеся должны знать эпизоды биографии (детство и лицейские годы) Пушкина.

2.Понимать, что Пушкин – выдающий-

ся русский поэт и писатель.

Оборудование и материалы: портреты А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова.   Презентация «Детство и лицейские годы  А.С. Пушкина».

Список информационных источников:

учебник «Чтение», 7 класс,  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.   Автор-составитель А.К. Аксёнова. М, «Просвещение», 2013 год.

Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т.1 Стихотворения. – М.: Худож. лит., 1985.-735 с.

Ресурсы Интернета.

Презентация:

Маленький Пушкин http://stat19.privet.ru/lr/0b1752b5224e215ff5e8506e1a51bf02 

Мать Пушкина http://img.liveinternet.ru/images/attach/1/3965/3965958_E.gif 

Отец Пушкина http://www.slavyanskaya-kultura.ru/upload/comments/39e30049b2f47692e084699d81850006.jpg

Бабушка Пушкина http://s54.radikal.ru/i144/1011/f6/fef8636bf36a.jpg 

Няня  http://shkolazhizni.ru/img/content/i115/115924_or.jpg

Няня и Пушкин http://www.ayurvedaplus.ru/.synchron/cust/9da9cfe0d3d3.jpg

Сказка о царе Салтане

http://gorod.tomsk.ru/uploads/28460/1252902136/02_SkazkaotsareSaltane__oblozhka.jpg 

Пушкин лицеист http://img-fotki.yandex.ru/get/4510/41769546.e2/0_6cb4a_7ec9e5d_XL

Лицей http://ximijakatja.ucoz.ru/licei11/2.jpg 

Комната Пушкина в лицее  http://www.museum.ru/imgB.asp?46565 

Пушкин с друзьями http://900igr.net/datai/literatura/Detskie-i-litsejskie-gody-Pushkina/0008-009-Pushkin-litseist.jpg 

Памятник А.С. Пушкину в Москве http://d-pankratov.ru/wp-content/uploads/2011/11/Pushkin.jpg

Памятник А.С.  Пушкину в Прокопьевске http://cs416923.vk.me/v416923682/77bd/WQSdh8RY7WE.jpg

        

Проект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируе-

мые УУД

I.

Организационный момент

1 мин.

Приветствие учащихся, обращение к ним:

Учите русский годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Слушают

Цель: создать условия для возникнове-

ния у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

УДД:

  • личностные  
  •  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельности  и ее мотивом);

коммуникатив-

ные (планирование учебного сотрудничест-

ва с учителем и сверстниками)

II.

Актуа-

лиза-

ция  знаний

2 мин.

Задание

1.Ребята, послушайте стихотворение Н. Доризо. Попробуйте догадаться, о ком идёт речь.

2. Посмотрите на портреты великих русских писателей, которые вы видите на доске.

3. Ребята, догадались ли вы, о ком из этих писателей пойдёт речь сегодня на уроке?

Верно! – Пушкин

Слушают чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

Все в нем Россия обрела -
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, -
Все в нем Россия обрела.
Мороз и солнце:
Строчка - ода.
Как ярко белый свет горит!
Доныне русская природа
Его стихами говорит.

Смотрят на портреты,

Называют писателей: Л.Н.Толстой,

А.С. Пушкин,

И.А. Крылов.

Высказывают своё мнение.

УУД:

личностные

(формирова-

ние устойчивого познавательно-го интереса к чтению)

познавательные:

(поиск и выделение необходимой информации)

  • регулятивные

(прогнозировать работу, формулировать тему урока);

  • коммуникатив-
  • ные
  • (выступать перед аудиторией сверстников)

III. Введе-

ние в тему

3

мин.

А.С. Пушкин – великий русский поэт, «солнце русской поэзии», его сказки и стихотворения известны нам с детства. Мы называем поэта великим, потому что  он написал много замечательных произведений, которые известны не только в нашей стране, но и во многих странах мира.

Мы называем поэта русским,  потому что  он любил всё русское: русский язык, русскую природу, русское искусство, а самое главное - он горячо любили свой русский народ.

А.С. Пушкин не писал специально для детей, но случилось так, что уже почти двести лет сказки Пушкина - любимое чтение детей и взрослых. Когда вы были маленькими, вам читали сказки взрослые, сейчас вы читаете их самостоятельно, а пройдут годы - вы прочитаете эти сказки своим детям и откроете для себя что-то совсем новое, незнакомое. И так бесконечно. Пушкин будет с нами всю жизнь.

     И вот сегодня мы

познакомимся с детскими и лицейскими годами жизни А.С. Пушкина, с людьми, которые оказали огромное влияние на формирование личности будущего великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Слушают слово учителя

УУД:

личностные

(формирова

ние интереса к предмету, жизни и творчеству Пушкина);

коммуникатив-

ные (слушать слово учителя)

IV.

Изуче-

ние нового  материала

23 мин.

Физ

минут-

ка

для глаз

1

мин.

Задание

Сейчас вы будете работать со статьёй в учебнике и смотреть

презентацию «Детство и лицейские годы

А.С. Пушкина».

Показ презентации, комментирование слайдов учителем.

Слайды  2, 3

Слайды 4-6

О А. Пушкине писали, что он первый из русских поэтов заговорил со своим читателем простым, народным языком. «Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь...»

 А в мир народной поэзии и сказки его ввела его няня – Арина Родионовна Яковлева, ей он посвятил немало строк в своих произведениях.

Её песни, стихи и сказки будущий поэт запомнил на всю свою жизнь, именно из них отбирал сюжеты для своих сказок.

Закрыли глаза, посчитали до пяти.

Открыли, зажмурили, открыли, поморгали.

Посмотрели направо, посмотрели налево.

Закрыли, открыли, поморгали.

Словарная работа.

Лицей – привилегированное учебное заведение для детей дворян.

Гувернёр – воспитатель детей в богатых семьях, обычно иностранец.

Рать – армия.

Сень наук – здесь: Лицей, где изучались различные науки.

Слайды 7, 8, 9, 10, 11

Слайд 12

Словарная работа

Дуэль –  это поединок двух человек из- за нанесенной обиды или оскорбления

 Трагично закончилась жизнь поэта, но его  выдающиеся творения, многие из которых он посвятил историческим  событиям,  до сих пор читают все россияне. Нет в нашей стране ни одного человека, кто не знал бы произведений Александра Сергеевича Пушкина. Он был не только талантливым человеком, но  достойным гражданином и патриотом своего Отечества.

Благодарные потомки увековечили образ выдающегося поэта, воздвигнув памятники в его честь.

Слайд 13

Памятник поэту

А.С. Пушкину торжественно открыли в Москве в 1880 году. Это произошло 6 июня. Автором проекта стал известный скульптор Александр Опекушин.

Скульптура поэта, представленного во весь рост, отлита из бронзы. Композиция выполнена весьма эффектно: непринужденная поза с выдвинутой вперед левой ногой; на плече поэта широкий плащ; правая рука за лацканом пиджака, а в левой руке зажата шляпа; задумчивый взгляд в глазах; голова слегка наклонена.

Скульптор Александр Опекушин постарался достоверно воспроизвести лицо Пушкина. И это получилось, так как соответствует удачному прижизненному художественному портрету.

Памятники великому поэту есть не только в городе, где он родился и жил. В нашем городе Прокопьевске тоже есть памятник

А.С. Пушкину.

Знаете ли вы, где он находится?

Слайд 14, 15

27 октября 2010 года в Прокопьевске состоялось торжественное открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Ростовая бронзовая скульптура на гранитном постаменте была установлена на площади перед зданием Управления образования города. Автором памятника стал известный красноярский скульптор Константин Зинич, чьи работы уже украшают Прокопьевск. 

Ежегодно в день рождения великого поэта 6 июня у памятника Пушкину проходят литературные чтения. Звучит живое пушкинское слово.

Читают статью в учебнике (по цепочке), смотрят соответствующие слайды,

слушают дополнительные комментарии учителя.

Читают

Стр. 36,  1-ый абзац.

Смотрят.

Читают стр.36

2, 3-ий абзацы

Смотрят

Слушают

Заранее подготовленные ученики читают отрывки из стихотворений «Няне», «Зимний вечер»

Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя, одна в глуши лесов сосновых давно-давно ты ждёшь меня…

Наша ветхая лачужка и печальна и темна, что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

Слушают, выполняют упражнения

Читают

Стр. 39

Работают с толковым словарём (индивидуальное задание)

Читают

Стр. 37

Смотрят, слушают комментарии учителя

Читают

Стр. 38

Читают

Стр.39

Слушают комментарии учителя

Смотрят, слушают комментарии учителя

Отвечают

Смотрят, слушают учителя

УУД:

  • регулятивные
  • (целеполага-
  • ние, планирование);

познавательные (работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать её);

личностные

(формирование интереса к жизни и творчеству А.С. Пушкина);

 коммуникативные (слушать слово учителя, выступать перед аудиторией сверстников, планировать

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками)

.

УУД:

личностные

(пользоваться основными приёмами сбережения здоровья)

УУД:

познавательные

(пользоваться словарями)

V. Закрепление, включение в систе-

му знаний и повто-

рение

10

мин.

Викторина после просмотра презентации и чтения статьи в учебнике.

Слайды 16, 17, 18

Отвечают на вопросы викторины

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговарива-

нием во внешней речи:

УДД:

  • регулятивные
  • (определять цель выполнения заданий на уроке, выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать)
  • Познавательные
  • (извлечение необходимой информации из прослушанных
  • и прочитанных
  • текстов);
  • коммуникатив-
  • ные
  • (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);
  • Личностные
  • (умение уважительно относиться к мнению других ребят)

VI. Итог урока .

Выставление оценок

2

мин.

VII. Домашнее зада-

ние

2

мин.

Подведение учащихся к выводу о работе на уроке.

 Урок подходит к концу, давайте подведём итоги нашей работы.

Какие условия

способствовали формированию личности будущего великого русского поэта А.С. Пушкина?

Почему имя А. Пушкина является любимым для многих людей?

Какие вопросы есть по теме?

 

 

1 группа – прочитать текст на стр.36-39, ответить на вопросы к тексту под номером 1.

2 группа – стр. 39, задание № 2 (пересказ с опорой на иллюстрацию на стр. 38)

3 группа – стр.39, задание

№ 4 (краткий пересказ ранее прочитанных сказок А.С. Пушкина)

Отвечают

Записывают домашнее задание

УУД:

личностные (понимание смысла учебной деятельности, любовь и уважение к личности великого русского поэта);

регулятивные

(в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы);

коммуникатив-

ные

(уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его)

VIII.

Рефлексия деятельности

1

мин.

Организация фиксации полученных знаний на уроке.

У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежат цветные лепестки. Выберите лепесток, соответствующий вашему настроению. А если вам понравилась работа на уроке, вы хорошо усвоили материал, то и настроение хорошее и цвет вы подберёте яркий. А если вам что-либо не удалось, то выразите это цветом на ваш выбор. Объясните свой выбор цвета.

Я благодарю вас за работу.

Выполняют задание. Фиксируют степень своей активности на уроке и уровень полученных знаний.

Цель: организо-

вать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

УДД:

  • личностные  
  • (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лицейские годы в жизни А. С. Пушкина"

Знакомство учащихся с семьей Пушкина и лицеем в Царском Селе...

Проект урока «Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц».

Фестиваль открытых уроков.Педагогическая цель – формирование экологической культуры у учащихся в процессе изучения птиц. Организация их охраны и привлечение.Практическая  цель – изготовление корм...

Урок литературы по теме "Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение "Узник".

Урок литературы"Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение "Узник" знакомит учащихся ещё с одним периодом жизни поэта - учёбой в лицее, с его стихотворением "Узник". Он способствует выработке навыков ...

Последние годы жизни А.С. Пушкина

Эта презентация является частью урока по искусству "Этапы жизни А.С. Пушкина" и создана для освещения этой темы. ...

Лицейские годы в жизни А.С. Пушкина

Презентация " Лицейские годы в жизни А.С. Пушкина "...

Лицейские годы А.С. Пушкина «…Отечество нам Царское Село…» (проект)

Тема проектной работы – «Лицейские годы А.С. Пушкина».Цель проектной работы — изучить и обобщить сведения о годах, проведенных А.С. Пушкиным в Царскосельском лицее, их зна...

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина....