М. Ю. Лермонтов «Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Открытый урок на тему М. Ю. Лермонтова «Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», проведённый в 7 классе. На данном уроке используются современные образовательные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_glushinskaya_e._n.doc | 82.5 КБ |
poema_pesnya.ppt | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок на тему М. Ю. Лермонтова «Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», проведённый в 7 классе.
Организационная информация | ||||
Автор урока | Глушинская Елена Николаевна (учитель русского языка и литературы основной школы) | |||
Образовательное учреждение | СОШИ №4 | |||
Республика, край | Забайкальский край | |||
Город, поселение | С.Куанда | |||
Предмет | литература | |||
Класс, профиль класса | 7 класс общеобразовательной школы | |||
Методическая информация | ||||
Тема урока | М. Ю. Лермонтова «Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | |||
Авторы учебника, по которому ведется обучение | В. Я Коровина, В. П. Журавлёв. | |||
Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующими уроками) | Урок изучение нового материала. | |||
Краткая характеристика класса | В классе 20 обучающихся | |||
Цель урока | Показать на примере поэмы М. Ю. Лермонтова, каким должен быть настоящий народный герой. | |||
Задачи урока |
| |||
Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят ученики класса в ходе урока | Словарные слова, анализ текста, нравственность. | |||
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс | Личностные УУД: осознавать смысл своей деятельности в группе и личную ответственность за будущий результат, уметь адекватно реагировать на трудности. Метапредметные УУД: 1.Регулятивные: уметь организовать себя, уметь контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока. 2.Познавательные: уметь ставить цель перед собой, уметь видеть проблему, уметь подвести итог в работе. Владеть анализом и синтезом. 3.Коммуникативные: уметь работать в группе, адекватно передавать информацию, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, высказывать свою точку зрения. | |||
Необходимое оборудование и материалы | Карточки, презентация. | |||
Подробный конспект урока | ||||
Этапы урока | Время, продолжительность | Описание этапа | Описание действий участников образовательного процесса | Примечание |
Инициализация Вхождение или погружение в тему | 2 мин. 3 мин. 5 мин. | 1.Организацио-нный момент. 2. Работа со слайдом. 3.Беседа по картинкам. 3. Постановка проблемы. | -Поднимите руки те: -у кого хорошее настроение, - знает, зачем мы здесь сегодня собрались, - не знает, что мы будем делать, но хочет узнать. 2.На слайде изображены предметы, объясните, что они обозначают, и как помогут нам определить тему урока. - «собачья голова» и «метла» говорят нам об опричнине, которая существовала при царе Грозном. - Царь Иван Грозный. - Гусляры - Гусли - Кулачный бой 3-Что объединяет все эти картинки? Зачем нам нужно было сейчас вспоминать эти исторические предметы и события. Технология критического мышления. 3.Анализ картины и сопоставление с поэмой. На слайде изображена картина Рене Магритт. | - Какое чувство у вас осталось после прочтения поэмы? Иван Грозный создал опричнину (от слова «опричь», т.е. «кроме»). Слово это имело определенный смысл. В представлении христианина существует понятие ада - места мучений грешников. Ад - «тьма кромешная». Значит, «кромешники» - это люди, одержимые ненавистью к миру, слуги абсолютного зла. Иван Грозный (1530 – 1584 годы) – первый русский царь. При нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором. Всюду царю виделись враги и измена. Гусли – народный музыкальный инструмент, на котором играли гусляры. Кулачные бои известны на Руси издревле. После крещения Руси кулачные бои, в которых церковь видела отголоски языческих обрядов, оказались «вне закона», но менее популярными они от этого не стали. История, эпоха 16 века. Все эти картинки нашли отражение в поэме М. Ю. Лермонтова « Песне про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникого». Значит «Песня…» историческое произведение. 3 - Перед вами картина Рене Магритт. Посмотрите на неё внимательно и скажите, что вы чувствуете, глядя на эту картину, какое чувство у вас возникает? ( чувство тревоги, страха, чувство света, полёта, неба, чистоты, лёгкости) - А почему возникают такие противоречивые чувства? С одной стороны тревожность, а с другой – спокойствие? ( чувство страха и тревоги вызывает тревожная стихия моря, ещё одна страшная стихия- нависшие, тяжёлые тучи, а между ними светлая птица, которая имеет расцветку голубого неба, птица голубь – символ мира) -Что хотел показать художник этой картиной? ( конфликт, борьбу между стихиями) - А как вы думаете, кто победит светлое или тёмное? Почему? ( добро всегда побеждает зло, правда всегда побеждает кривду) - А почему вы решили, что победит голубь, вот посмотрие, он касается воды и непонятно, упадёт он или взлетит. А от кого зависит, погибнет он или нет? (от нас, с какой стороны мы посмотрим: с берега или с обрыва) - А мы можем ему помочь победить тьму? Как? ( можем нарисовать очень много таких голубей) - Если сопоставить эту картину и «Песню …», то что общего можно увидеть? ( конфликт между Царём, опричником и Калашниковым) - А кто победил в поэме? _ Над каким мы вопросом будем сегодня думать? (Кто победитель в поэме: Царь, Кирибеевич или Калашников) |
5 мин. | 4. Контроль понимания общего содержания; Работ над содержанием текста. | Здоровьесберегающая технология Технология АМО Приём «Карусель» Дети становятся в круг с тетрадями и ручками, учитель задаёт 5 вопросов, на каждый ответ участник меняется тетрадью со своим соседом справа.
| Вопросы по тексту: 1. Кто и почему нахмурил брови чёрные, навёл очи зоркие, стукнул палкою и пробил дубовый пол наконечником? 2. Кто и почему сказал такие слова: 3. Кто и почему вышел с опричником Кирибеевичем на кулачный бой? 4. Кто победил в кулачном бою? 5. Кто и почему казнил купца Калашникова? | |
Проработка содержания темы | 10 мин. 5 мин. | 5.Работа с произведением. Проверка понимания отдельных существенных деталей; -Работа над образами героев - Работа над выразительными средствами -Оценка прочитанного. -Подведение итога данной работы. Беседа по проблеме урока Составление поединков | 1.Технология критического мышления. - «Цитаты» Обучающие должны назвать героя по цитате. Доказать, что именно она подходит к данному герою. - «Кластер» Обучающие составляют портреты героев с помощью т екста (выписывают выразительные средства: эпитеты, сравнение) - прочитайте монолог вашего героя. - Как вы думаете, как сам автор относится к героям? -Кого осуждает? Кому сочувствует? После анализа героев, мы смело можем рассуждать, кто же всё – таки герой, победитель? На доске изображены два поединка(в виде квадратов). Один -кулачный бой, другой -нравственный. Детям надо расположить трёх героев на поединках. После этого учитель делает вывод, что в нравственном поединке Царь и опричник вышли за рамки нравственности. Тем самым Калашников Степан Парамонович является истинно народным героем, его помнят люди. -Какие строки из поэмы говорят о том, что Калашникова любит и помнит народ? | «… Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего… но сильного и благородного по природе своей духа…» « Какая сильная могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь…- не шуточное дело… «…Это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут…» «Олицетворяет образ дома и семьи,… хранительница домашнего очага, крепкого рода, дорожащего своей честью». Царь Иван Васильевич: «грозный,брови чёрные, очи зоркие, словно ястреб, провославный царь, прогневался гневом, из казны моей я пожалую». Опричник Кирибеевич: « молодой голубь сизокрылый, раб недостойный, сердце жаркое, дума чёрная, парчевой кафтан, шапка соболиная, шуба бархатная, бойки очи, повалился, будто сосенка» Купец Калашников: « статный молодец, речь ласковая, красно солнышко, добрый молодец, грудь молодецкая, головушка повинная, детинушка, удалой боец, лихой боец, головушка бесталанная (несчастная). Алёна Дмитриевна: «очи мутные, как безумные, речи непонятныен, одёжа изорвана, затряслась, как листочек осиновый, красная девица, честная, непорочная, сиротинушка» Итак, перед нами два противоположных героя, две сильных натуры. Между ними происходит поединок. -Где он произошёл? Это был физический поединок, т.е столкновение двух сил. - Можно ли сказать, что между ними произошёл нравственный поединок? Что значит нравственность? (нравственность – система ценностей: бог, жена, семья, друзья) -Калашников Степан Парамонович обладает духовной красотой, является благородным защитником своей семьи, своей чести, не предаёт свою семью даже после убийства Кирибеевича, чтобы не опозорить свою её. -Для чего Кирибеевич выходит на поединок? (потешить царя батюшку) - Для чего выходит Калашников на поединок? (защитить честь и достоинство своей жены, и тем самым свою честь и достоинство) Какие слова из «Песни…» подтверждают то, что Степан Парамонович не забыт, его помнят? (« И проходят люди добрые…») Дополнительно - Какова роль Ивана Грозного в кульминационном моменте, т.е. поединке? -Как вы думаете, почему автор делает царя Ивана Васильевича непосредственным участником этого поединка? (Т. к. царь является символом власти, культуры, уклада жизни того времени). - Как царь воспринимает смерть своего опричника? Кто такой опричник для Ивана Грозного? (Как трагедию, т.к. Кирибеевич был для царя правой рукой). - Как поступает Иван Грозный с Калашниковым, его семьёй? Почему? (Калашников по совести ему ответил; но казнён за то, что он убил его опричника, тем самым нарушив правила кулачного боя, т.е. совершил убийство, а не просто развлекал царя). |
.5 мин. |
| Технология АМО «Послание от ребят в прошлое». Какой урок преподносит нам поэма М. Ю. Лермонтова? | Послание « Спасибо Вам ,Иван Грозный, за то, что ….» | |
Подведение итогов (рефлексия, оценка урока) | 3 мин. | Рефлексия Домашняя работа | Если мы с вами ответили на вопрос нашего урока и он вам понравился, значит, в группе возьмитесь за руки и поднимите их вверх Если что – то кому – то было непонятно и не понравилось, то за руки браться не надо. Мини - сочинение «Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему?», | Таким образом, поэма провозглашает вечные ценности: уважение сильных, удалых, благородство, справедливость , без которых никак не может быть нравственного идеала. Не хочется, чтобы сила применялась не по адресу. И нет, наверное, человека, который бы хотел походить на обманщика, эгоиста и криводушного Кирибеевича. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Кто и почему нахмурил брови чёрные, навёл очи зоркие, стукнул палкою и пробил дубовый пол наконечником?
2. Кто и почему сказал такие слова: «Ох ты гой еси, Иван Васильевич! Обманул тебя твой лукавый раб, Не сказал тебе правды истинной…»
3. Кто и почему вышел с опричником Кирибеевичем на кулачный бой?
4. Кто победил в кулачном бою?
5. Кто и почему казнил купца Калашникова?
«… Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего… но сильного и благородного по природе своей духа…» В. Г. Белинский
« Какая сильная могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь…- не шуточное дело… Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!» В. Г. Белинский
«…Это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут…» В. Г. Белинский
«Олицетворяет образ дома и семьи,… хранительница домашнего очага, крепкого рода, дорожащего своей честью».
«Послание в прошлое»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
На презентации находядся иллюстрации к "Песне", которые можно использовать на уроке....
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Цели урока: 1. Познакомить с исторической эпохой царствования Ивана...
М.Ю.Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"- поэма об историческом прошлом России.
В презентации к уроку предложена сравнительная характеристика героев произведения....
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» (технология проблемного обучения)
Цели урока:Рассмотрев сюжетную линию, определить нравственные проблемы произведенияФормировать умение решать проблемные задачи, строить выводы, опираясь на текстВоспитывать нравственные чувства, интер...
Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"....
Интегрированный урок истории и литературы: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Руси.
Интегрированный урок истории и литературы "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Ру...