М. Ю. Лермонтов «Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Глушинская Елена Николаевна

Открытый урок на тему М. Ю. Лермонтова «Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», проведённый в 7 классе. На данном уроке используются современные образовательные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_glushinskaya_e._n.doc82.5 КБ
Office presentation icon poema_pesnya.ppt1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему М. Ю. Лермонтова «Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», проведённый в 7 классе.

Организационная информация

Автор урока

Глушинская Елена Николаевна (учитель русского языка и литературы основной школы)

Образовательное учреждение

СОШИ  №4

Республика, край

Забайкальский край

Город, поселение

С.Куанда

Предмет

литература

Класс, профиль класса

7 класс общеобразовательной школы

Методическая информация

Тема урока

М. Ю. Лермонтова «Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Авторы учебника, по которому ведется обучение

В. Я Коровина, В. П. Журавлёв.

Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим   и последующими уроками)

Урок  изучение нового материала.

Краткая характеристика класса

В классе 20 обучающихся

Цель урока

Показать на примере поэмы М. Ю. Лермонтова, каким должен быть настоящий народный герой.

Задачи урока

  1. Образовательные: уметь работать с текстом, с выразительными средствами.
  2. Развивающая: развивать речь, культуру общения, критическое мышление.
  3.  Воспитательная: воспитывать в себе благородные качества на примере произведения.

Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят ученики класса в ходе урока

Словарные слова, анализ текста, нравственность.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс

Личностные УУД: осознавать смысл своей деятельности в группе и личную ответственность за будущий результат, уметь адекватно реагировать на трудности.

Метапредметные УУД:

1.Регулятивные: уметь организовать себя, уметь контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока.

2.Познавательные: уметь ставить цель перед собой, уметь видеть проблему, уметь подвести итог в работе. Владеть анализом и синтезом.

3.Коммуникативные: уметь работать в группе, адекватно передавать информацию, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, высказывать свою точку зрения.

Необходимое оборудование и материалы

Карточки, презентация.

Подробный конспект урока

Этапы урока

Время, продолжительность

Описание этапа

Описание действий участников образовательного процесса

Примечание

Инициализация

Вхождение или погружение в тему

2 мин.

3 мин.

5 мин.

1.Организацио-нный момент.

2.  Работа со слайдом.

3.Беседа по картинкам.

3.  Постановка проблемы.

-Поднимите руки те:

-у кого хорошее настроение,

- знает, зачем мы здесь сегодня собрались,

- не знает, что мы будем делать, но хочет узнать.

2.На слайде изображены предметы, объясните, что они обозначают, и как помогут нам определить тему урока.

- «собачья голова» и «метла» говорят нам об опричнине, которая существовала при царе Грозном.

- Царь Иван Грозный.

- Гусляры

- Гусли

- Кулачный бой

3-Что объединяет все эти картинки?

Зачем нам нужно было сейчас вспоминать эти исторические предметы и события.

Технология критического мышления.

3.Анализ картины и сопоставление с поэмой.

На слайде изображена картина Рене Магритт.

- Какое чувство у вас осталось после прочтения поэмы?

Иван Грозный создал опричнину (от слова «опричь», т.е. «кроме»). Слово это имело определенный смысл. В представлении христианина существует понятие ада - места мучений грешников. Ад - «тьма кромешная». Значит, «кромешники» - это люди, одержимые ненавистью к миру, слуги абсолютного зла.
Опричнина просуществовала 7 лет. Ее задача - «изводить государеву измену», причем определять «измену» должны были сами опричники. Таким образом, они могли убить любого человека, обвинив его изменником.
Главное содержание опричнины - грабежи, убийства ради
убийств. Но самая страшная особенность заключается в том, что и царь, и опричники были абсолютно уверены в благости своих злодеяний. Опричники – преданные царю люди. В чёрных кафтанах с привязанными к седлу метлой и собачьей головой, они наводили ужас. Пёсья голова обозначала собачью преданность государю, а метла – готовность вымести всю «измену» из государства.

Иван Грозный (1530 – 1584 годы) – первый русский царь. При нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором. Всюду царю виделись враги и измена.

Гусли – народный музыкальный инструмент, на котором играли гусляры.
"Жили когда-то на Руси  Великой люди - песенники-сказители . Они сочиняли и пели-рассказывали  былины – разные истории про князей, про дружинушку могучую, про битвы с лютыми ворогами. 

Кулачные бои известны на Руси издревле. После крещения Руси кулачные бои, в которых церковь видела отголоски языческих обрядов, оказались «вне закона», но менее популярными они от этого не стали.
На Руси четко различали обычную драку и поединок «на кулачках», который проводился по особым правилам. Существовало три основных вида поединков «один на один», «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

История, эпоха 16 века.

Все эти картинки нашли отражение в поэме М. Ю. Лермонтова « Песне про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникого».

Значит «Песня…» историческое произведение.

3

- Перед вами картина Рене Магритт. Посмотрите на неё внимательно и скажите, что вы чувствуете, глядя на эту картину, какое чувство у вас возникает?

( чувство тревоги, страха, чувство света, полёта, неба, чистоты, лёгкости)

- А почему возникают такие противоречивые чувства? С одной стороны тревожность, а с другой – спокойствие?

( чувство страха и тревоги вызывает тревожная стихия моря, ещё одна страшная стихия- нависшие, тяжёлые тучи, а между ними светлая птица, которая имеет расцветку голубого неба, птица голубь – символ мира)

-Что хотел показать художник этой картиной?

( конфликт, борьбу между стихиями)

- А как вы думаете, кто победит светлое или тёмное? Почему?

( добро всегда побеждает зло, правда всегда побеждает кривду)

- А почему вы решили, что победит голубь, вот посмотрие, он касается воды и непонятно, упадёт он или взлетит. А от кого зависит, погибнет он или нет?

(от нас, с какой стороны мы посмотрим: с берега или с обрыва)

- А мы можем ему помочь победить тьму? Как?

( можем нарисовать очень много таких голубей)

- Если сопоставить эту картину и «Песню …», то что общего можно увидеть?

( конфликт между Царём, опричником и Калашниковым)

- А кто победил в поэме?

_ Над каким мы вопросом будем сегодня думать?

(Кто победитель в поэме: Царь, Кирибеевич или Калашников)

5 мин.

4. Контроль понимания общего содержания;

 Работ над содержанием текста.

Здоровьесберегающая технология

Технология АМО

Приём «Карусель»

Дети становятся в круг с тетрадями и ручками, учитель задаёт 5 вопросов, на каждый ответ участник меняется тетрадью со своим соседом справа.

 

Вопросы по тексту:

1. Кто и почему нахмурил брови чёрные, навёл очи зоркие, стукнул палкою и пробил дубовый пол наконечником?

2. Кто и почему сказал такие слова:
«Ох ты гой еси, Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной…»

3. Кто и почему вышел с опричником Кирибеевичем на кулачный бой?

4. Кто победил в кулачном бою?

5. Кто и почему казнил купца Калашникова?

Проработка содержания темы

10  мин.

5 мин.

5.Работа с произведением.

 Проверка понимания отдельных существенных деталей; 

-Работа над образами героев

- Работа над выразительными средствами

-Оценка прочитанного.

-Подведение итога данной работы.

Беседа по проблеме урока

Составление поединков

1.Технология критического мышления.

- «Цитаты»

Обучающие должны назвать героя по цитате. Доказать, что именно она подходит к данному герою.

- «Кластер»

Обучающие составляют портреты героев с помощью т екста (выписывают выразительные средства: эпитеты, сравнение)

- прочитайте монолог вашего героя.

- Как вы думаете, как сам автор относится к героям?

-Кого осуждает? Кому сочувствует?

После анализа героев, мы смело можем рассуждать, кто же всё – таки герой, победитель?

На доске изображены два поединка(в виде квадратов). Один -кулачный бой, другой -нравственный. Детям надо расположить трёх героев на поединках. После этого учитель делает вывод, что в нравственном поединке Царь и опричник вышли за рамки нравственности. Тем самым Калашников Степан Парамонович является истинно народным героем, его помнят люди.

-Какие строки из поэмы говорят о том, что Калашникова любит и помнит народ?

 «… Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего… но сильного и благородного по природе своей духа…»
В. Г. Белинский

« Какая сильная могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь…- не шуточное дело…
Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!»
В. Г. Белинский

«…Это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут…»
В. Г. Белинский

«Олицетворяет образ дома и семьи,… хранительница домашнего очага, крепкого рода, дорожащего своей честью».

Царь Иван Васильевич:

«грозный,брови чёрные, очи зоркие, словно ястреб, провославный царь, прогневался гневом, из казны моей я пожалую».

Опричник Кирибеевич:

« молодой голубь сизокрылый, раб недостойный, сердце жаркое, дума чёрная, парчевой кафтан, шапка соболиная, шуба бархатная, бойки очи, повалился, будто сосенка»

Купец Калашников:

« статный молодец, речь ласковая, красно солнышко, добрый молодец, грудь молодецкая, головушка повинная, детинушка, удалой боец, лихой боец, головушка бесталанная (несчастная).

Алёна Дмитриевна:

«очи мутные, как безумные, речи непонятныен, одёжа изорвана, затряслась, как листочек осиновый, красная девица, честная, непорочная, сиротинушка»

Итак, перед нами два противоположных героя, две сильных натуры. Между ними происходит поединок.

-Где он произошёл? Это был физический поединок, т.е столкновение двух сил.

- Можно ли сказать, что между ними произошёл нравственный поединок?

Что значит нравственность?

(нравственность – система ценностей: бог, жена, семья, друзья)

-Калашников Степан Парамонович обладает духовной красотой,  является благородным защитником своей семьи, своей чести, не предаёт свою семью даже после убийства Кирибеевича, чтобы не опозорить свою её.

-Для чего Кирибеевич выходит на поединок?

(потешить царя батюшку)

- Для чего выходит Калашников на поединок?

(защитить честь  и достоинство своей жены, и тем самым свою честь и достоинство) 

Какие слова из «Песни…» подтверждают то, что Степан Парамонович не забыт, его помнят?

(« И проходят люди добрые…»)

Дополнительно

- Какова роль Ивана Грозного в кульминационном моменте, т.е. поединке?

-Как вы думаете, почему автор делает царя Ивана Васильевича непосредственным участником этого поединка?

 (Т. к. царь является символом власти, культуры, уклада жизни того времени).

- Как царь воспринимает смерть своего опричника? Кто такой опричник для Ивана Грозного?

 (Как трагедию, т.к. Кирибеевич был для царя правой рукой).

- Как поступает Иван Грозный с Калашниковым, его семьёй? Почему?

 (Калашников по совести ему ответил; но казнён за то, что он убил его опричника, тем самым нарушив правила кулачного боя, т.е. совершил убийство, а не просто развлекал царя).

.5 мин.

 

Технология АМО

«Послание от ребят в прошлое».

Какой урок преподносит нам поэма М. Ю. Лермонтова?

Послание

« Спасибо Вам ,Иван Грозный, за то, что ….»

Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)

3 мин.

Рефлексия

Домашняя работа

Если мы с вами ответили на вопрос нашего урока и он вам понравился, значит, в группе возьмитесь за руки и поднимите их вверх Если что – то кому – то было непонятно и не понравилось, то за руки браться не надо.

Мини - сочинение «Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему?»,

Таким образом, поэма провозглашает вечные ценности: уважение сильных, удалых, благородство, справедливость , без которых никак не может быть нравственного идеала. Не хочется, чтобы сила применялась не по адресу. И нет, наверное, человека, который бы хотел походить на обманщика, эгоиста и криводушного Кирибеевича.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОЭМА М. Ю. Лермонтова «Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Слайд 4

1. Кто и почему нахмурил брови чёрные, навёл очи зоркие, стукнул палкою и пробил дубовый пол наконечником?

Слайд 5

2. Кто и почему сказал такие слова: «Ох ты гой еси, Иван Васильевич! Обманул тебя твой лукавый раб, Не сказал тебе правды истинной…»

Слайд 6

3. Кто и почему вышел с опричником Кирибеевичем на кулачный бой?

Слайд 7

4. Кто победил в кулачном бою?

Слайд 8

5. Кто и почему казнил купца Калашникова?

Слайд 9

«… Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего… но сильного и благородного по природе своей духа…» В. Г. Белинский

Слайд 10

« Какая сильная могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь…- не шуточное дело… Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!» В. Г. Белинский

Слайд 11

«…Это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут…» В. Г. Белинский

Слайд 12

«Олицетворяет образ дома и семьи,… хранительница домашнего очага, крепкого рода, дорожащего своей честью».

Слайд 14

«Послание в прошлое»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

На презентации находядся иллюстрации к "Песне", которые можно использовать на уроке....

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Цели урока:  1. Познакомить с исторической эпохой царствования Ивана...

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» (технология проблемного обучения)

Цели урока:Рассмотрев сюжетную линию, определить нравственные проблемы произведенияФормировать умение решать проблемные задачи, строить выводы, опираясь на текстВоспитывать нравственные чувства, интер...

Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"....

Интегрированный урок истории и литературы: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Руси.

Интегрированный урок истории и литературы "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Ру...