Готовимся к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе на тему
В помощь ученику
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mostiki_dlya_sochineniy.docx | 20.04 КБ |
podskazki_dlya_sochineniya.docx | 30.44 КБ |
kommentariy_k_probleme.doc | 39 КБ |
primernaya_problematika_tekstov_ege.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Мостики для сочинений
- Как общество влияет на человека? Способен ли один человек изменить общество? Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества? На эти вопросы и отвечает литература, предметом которой является человек и личность в единстве их мироощущения и миропонимания.
- Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в деле нравственного воспитания нескольких поколений русских людей.
- Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» показывает читателям, что…
- Одной из значимых тем романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова является вопрос соотношения человека и власти, человека и общества.
- Читатель, открывающий первые страницы повести А.И. Солженицына, будто окунается в кошмарный, беспросветный и бесконечный сон.
- События повести как будто убеждают читателя, что все человеческое осталось за колючей проволокой.
- Нравственную позицию писателя можно проиллюстрировать высказыванием Н.Г. Короленко «Человек создан для счастья»
- Для русской литературы измена, предательство христианской веры есть прямой путь к гибели – нравственной и физической. Немыслима победа героя, предавшего свою веру.
- Но не только на войне чтят верность. Не только на войне возможна измена. Иногда тихий подвиг звучнее и действенней батального грома.
- По-своему тема верности родной земле, своим корням развивается в …
- С чего же начинается путь к измене?
- Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» содержит множество проблемных вопросов: супружеская верность, ответственность и страх быть ответственным.
- Смелость и трусость – темы, которые издавна поднимались в литературных произведениях.
- Актуальность этих тем /понятий для каждого человека подтверждается обилием пословиц и поговорок, афоризмов и крылатых фраз, посвященных трусости и смелости.
- Примеры проявления этих качеств можно найти практически в любом произведении классической литературы. Например,…
- Словами героя романа Га-Ноцри утверждается мысль о том, что одним из главных человеческих пороков является трусость.
- Писатель характеризует Данко как лучшего из людей. Действительно, основные черты характера героя – душевная стойкость, сила воли, бескорыстие, стремление беззаветно служить людям, смелость.
- Многие произведения классической русской/ зарубежной литературы поднимают вопрос страха перед жизнью в разных ее проявлениях. В частности, теме страха, трусости посвящен рассказ А.П.Чехова «Страхи»
- В рассказе «Палата №6» тема страха выходит на первый план.
- Наиболее ярко истинные качества человеческой личности проявляются в экстремальных ситуациях, в частности, на войне.
- Особое место в системе образов рассказа занимает Димка Сомов.
- Великая Отечественна война дала много материала для размышлений о смелости и трусости.
- Истинное мужество, смелость на войне может проявить не только солдат, воин, но и простой человек, силами обстоятельств вовлеченный в страшный круговорот событий. Такая история простой женщины описана в романе В.А.Закруткина «Матерь человеческая»
- В повести В. Кондратьева «Сашка» раскрывается вся правда о войне, пропахшей потом и кровью.
- Тема равнодушия и отзывчивости как качеств человека – одна из основных в мировой литературе.
- Сложно найти произведение, в котором бы в той или иной мере, в той или иной форме не раскрывалась бы эта вечная нравственная проблема.
- Писатели рассуждали о причинах возникновения такого качества.
- Наряду с героями с черствой душой в литературе намало примеров самоотверженных, честных, добрых персонажей, способных жертвовать собой ради других.
- Жизнь сложна и многогранна, и порой сложно дать однозначную оценку поступкам людей, непросто объяснить мотивы их поведения, понять, абсолютно ли равнодушен человек или способен быть отзывчивым и сострадательным. Над этими непростыми жизненными вопросами размышляет …..
- В центре повествования писателя – бедная семья Мерцаловых, которая…..
- Сюжет рассказа Паустовского повествует о жизни Катерины Петровны, пожилой женщины, одиноко ждавшей приезда дочери.
- Говоря о семье Болконских, следует обратить внимание на то, что старый князь….
- Галерея «маленьких людей» представлена достаточно широко в русской литературе.
- Вопрос о цели и средствах не решается однозначно. Ответить на вопрос возможно лишь обратившись к конкретным произведениям русской и зарубежной литературы.
- Душераздирающие подробности эпизода заставляют страдать не только Мечика, но и Левинсовна.
- В эпизоде с крестьянином-корейцем…
- Вспомним, почему Левинсон не поднимает бросившегося ему в ноги корейца.
- Многозначительна и другая фраза романа: «-Стреляйте, все равно,- махнул Левинсон и сморщился, словно стрелять должны были в него.»
- Вторая половина XX века стала временем, насыщенным переменами в истории страны. А достижения научно-технической отрасли , способствовавшие переходу на более высокую степень развития , часто приводили к серьезным противоречиям в обществе.
- Содержание одного из лучших произведений В. Распутина и спустя много лет звучит как предупреждение.
- Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
- Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
- Диалектическое единство разума и чувства – центральная проблема множества художественных произведений мировой и русской литературы.
- Писатели, изображая мир человеческих страстей, поступков, суждений, так или иначе касаются этих двух категорий. Человеческая натура так устроена, что борьба разума и чувства неизбежно порождает внутренний конфликт личности, а значит, и дает плодотворную почву для работы писателей.
- История русской литературы, представленная сменой одного литературного направления другим, показала различное соотношение понятий «разум» и «чувство»
- Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
- Данная тема широко представлена как в поэтических, так и в прозаических произведениях русской и зарубежной литературы.
- Тема дружба очень важна и для Льва Николаевича Толстого.
- Тема важности дружбы, проверки дружбы в трудных обстоятельствах, потребности человека в настоящем друге звучит во многих стихотворениях.
- Отношения человека с природой и с ее объектами могут быть гармоничными, взаимодополняющими, а могут быть разрушительными, и виной этому только человек. Во многих произведениях русской и зарубежной литературы затрагивается эта тема.
- В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
- Противопоставление понятий «победа» и «поражение» заложено уже в их толковании. В словаре Ожегова читаем:….
- Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
Предварительный просмотр:
I. Проблема.
Проблема – это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
Сформулировать проблему можно двумя способами:
Вопросительным предложением
Как найти пути взаимопонимания между людьми разных поколений и мировоззренческих позиций? Именно этой сложной проблеме посвящен текст NN.
Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Именно эту сложную проблему поднимает в своем тексте NN.
Повествовательным предложением
В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (чего?) отцов и детей.
Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека.
В тексте NN поднимается проблема (чего?) одиночества.
Речевые клише, используемые при формулировке проблемы в виде ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО предложения
В предложенном для анализа тексте NN рассматривает проблему (чего?) |
В предложенном для анализа текста NN поднимает проблему (чего?) |
В своём тексте NN выдвигает на всеобщее обсуждение проблему (чего?) |
В тексте NN затрагивает проблему (чего?) |
В своём тексте NN обращает внимание читателей на проблему (чего?) |
Текст NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?) |
Предложенный для анализа текст NN посвящен проблеме (чего?) |
В тексте NN затрагивается проблема (чего?) |
В тексте NN поднимается проблема (чего?) |
В тексте NN рассматривается проблема (чего?) |
Речевые клише, используемые при формулировке проблемы в виде ВОПРОСИТЕЛЬНОГО предложения
Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Этой сложной проблеме посвящен текст NN. |
Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Эту сложную проблему поднимает в своём тексте NN. |
Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Такова проблема, поднятая в тексте NN. |
Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Ответ на этот вопрос ищет в своём тексте NN. |
II. Комментируем проблему.
Комментарий представляет собой рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Это пояснение того, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей к поднятой проблеме и дать понять свою позицию по этому вопросу.
Текстуальный комментарий – это объяснение пишущим структуры исходного текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:
- Как автору удаётся привлечь внимание читателей к данной проблеме?
- На каком жизненном материале автор раскрывает проблему?
- Какой случай из жизни (своей собственной, известного человека или вымышленных персонажей) проводит автор и как оценивает поступки своих героев?
- На каких мыслях своих героев акцентирует внимание читателей автор и почему?
- Какие имена известных людей, факты, события цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего?
- Какие эмоции вызывают у автора описанные им события, поступки героев и почему?
Речевые клише, помогающие начать второй абзац сочинения и ввести текстуальный комментарий
Размышляя над этим вопросом, писатель / публицист вспоминает случай из собственной жизни и рассказывает о том, что … Размышляя над поставленным вопросом, писатель / публицист на примере случая из жизни NN показывает … Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу, писатель / публицист обращается к героическим событиям далёкого прошлого нашей Родины и рассказывает о том, что … Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, писатель / публицист вспоминает слова NN, который считал, что … |
Речевые клише, помогающие при написании текстуального комментария охарактеризовать ДЕЙСТВИЯ автора исходного текста
Этот случай заставил автора задуматься о том, почему … Как подчёркивает автор текста, … Анализируя факты из биографии известного поэта, NN высказывает интересное предположение о том, что … В размышлениях автора звучит мысль о том, что … Опираясь на высказывание великого поэта, NN формулирует тезис о том, что … Автор текста приводит примеры того, как люди по – разному … Автор текста подтверждает свои мысли, цитируя известного … Этим автор и объясняет тот факт, почему … Автор текста особо подчеркивает … |
Речевые клише, помогающие при написании текстуального комментария охарактеризовать ЧУВСТВА и ЭМОЦИИ автора исходного текста, вызванные теми или иными жизненными позициями.
Автор с возмущением негодованием нескрываемой тревогой говорит о том, что … искренним недоумением нескрываемым волнением Автора беспокоит тот факт, что … Автор текста с сожалением вынужден констатировать тот факт, что … Автор осуждает героя за … Автор осуждает / одобряет поступок героя и призывает читателей … Автор восхищается людьми, которые … Автор текста выражает свою обеспокоенность тем, что … Публициста удивляет, почему его герой … |
III. Определяем позицию автора.
Позиция автора – это мнение автора текста о поднятой им проблеме и путях её решения.
Запомните! Проблема и позиция автора тесно связаны. Проблема – некоторый вопрос, который вызывает размышления автора. Позиция автора – ответ на этот вопрос, поставленный в тексте. То, в чём автор видит решение проблемы; итог его размышлений. |
Речевые клише, используемые для выражения авторской позиции
Позиция автора выражена ясно, NN считает, что человек должен сделать в жизни самое большое, на что способен.
Точка зрения автора на рассматриваемую им проблему обозначена прямо. NN убеждён: важно не только «беречь честь смолоду», но и ценить «смолоду» время.
Автор чётко обозначает своё отношение к поднятой проблеме: человек в ответе за «братьев меньших».
IV. Выражаем свою точку зрения
Согласие или несогласие пишущего с автором исходного текста – это тот тезис, который следует аргументировать.
Тезис должен быть по проблеме, обозначенной в начале сочинения, и логически связан с позицией автора.
Выразить согласие или несогласие с точкой зрения автора исходного текста можно с помощью следующих речевых конструкций.
Речевые клише, помогающие выразить своё согласие с автором исходного текста | Речевые клише, помогающие выразить своё несогласие с автором исходного текста. |
Я согласен с позицией автора исходного текста и тоже считаю: … . Я разделяю точку зрения автора текста и также убеждён в том, что … . С мнением автора текста трудно не согласиться. Я тоже считаю, что … . Нельзя не согласиться с мнением автора. Безусловно, … . | Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что … . |
V. Приводим аргументы, основанные на читательском опыте
В качестве аргументов, основанных на читательском опыте, можно взять примеры из произведений художественной или публицистической литературы.
Каждый такой аргумент строится следующим образом:
- Предложение, позволяющее осуществить переход от согласия пишущего с автором исходного текста к аргументации своей позиции;
- Указание на автора и название его литературного произведения;
- Пример – иллюстрация из названного литературного произведения;
- Микровывод к примеру – иллюстрации.
Речевые клише, помогающие ввести в текст сочинения первый аргумент – пример из русской или зарубежной литературы.
Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские и зарубежные писатели – классики. Вспомним, к примеру, рассказ / повесть / роман NN. В этом произведении … Об этом неоднократно говорилось в русской классической литературе. Вспомним, к примеру рассказ / повесть / роман NN. В этом произведении … В доказательство своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним рассказ / повесть / роман NN. В этом произведении … |
Речевые клише, помогающие ввести второй аргумент – пример из художественной или публицистической литературы.
Следующий литературный пример, как мне кажется, является ещё одним дополнительным аргументом в пользу того, что … Вспомним роман / рассказ / пьесу NN. Главный герой этого произведения … Приеду еще один литературный пример, который показывает: … О том, как важно …, говорит в своем романе / рассказе NN. Мысль о том, что …, звучит в романе / повести / рассказе NN. |
VI. Приводим аргументы, основанные на жизненных впечатлениях.
Требования, предъявляемые к аргументам, основанным на жизненных впечатлениях
К аргументам, основанным на жизненных впечатлениях, предъявляются те же требования, что и к аргументам, в основе которых лежит читательский опыт: они должны быть развернутыми и убедительными и завершиться микровыводом, поясняющим, что именно доказывается этим аргументом, как он связан с проблематикой исходного текста.
Речевые клише, помогающие ввести с текст сочинения второй аргумент – довод, основанный на жизненных впечатлениях
Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что … Однажды я … У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность … (далее идут примеры – аргументы). Хочу рассказать об одном научном эксперименте, результаты которого, как мне кажется, являются дополнительным аргументом в пользу того, что … Учёные проделали такой опыт: … |
VII. Делаем вывод – заключение
Речевые клише, помогающие ввести заключение в текст сочинения
В заключениЕ ещё раз подчеркну: … В заключениЕ важно отметить: … Обобщая сказанное, хочется подчеркнуть: … Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой NN, и поймут, насколько … Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что … Итак, всё вышесказанное, как мне кажется, позволяет сделать вывод о том, что … |
Пример итогового вывода к экзаменационному сочинению, включающего в себя цитату:
В заключениЕ ещё раз подчеркну: по отношению человека к Родине можно судить о его моральных качествах. Как тут не вспомнить поэтические строки Сергея Есенина: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». |
Предварительный просмотр:
Как писать комментарий к сочинению ЕГЭ?
Возьмем вот такую проблему текста (текст смотрите ниже):
Что выпало на долю детей Ленинграда - вот проблема, над которой размышляет Л.Пожедаева.
СПОСОБЫ КОММЕНТИРОВАНИЯ
1 способ. При помощи цитирования
Данный вопрос автор раскрывает на примере рассказа героини о том, как тяжело ей жилось в годы Великой Отечественной войны. Вникая в строки этого текста, сразу понимаешь, почему, спустя пять лет после Победы, девочка всё ещё не могла забыть «о гибельной голодной жизни» в Ленинграде, «о страшной дороге по Ладожскому озеру», о тех чудовищных днях, которые ей пришлось пережить. Л.Пожедаева убедительно рассказывает о том, что война, заставив увидеть и перечувствовать «тогда уже так много», изменила всё в жизни ребёнка, искалечила её детство, сделала «малолетнею старухой».
2 способ. При помощи указания на абзацы
Автор очень убедительно рассказывает о том, что вынесли дети блокадного Ленинграда. В абзаце 2 повествуется о страшной дороге через Ладожское озеро, о той «безвыходной обречённости», которую испытали и взрослые, и дети. А постоянный голод и мысли девочки о хлебе, которыми завершается абзац 3? Разве можно такое забыть?!
3 способ. При помощи указания номеров строк или предложений
Автор, рассуждая о трагической судьбе детей блокадного Ленинграда, говорит о том, что они раньше времени превращались не во взрослых, а в стариков (предложение 13). А как убедительно она передает мысли маленькой девочки о голоде (предложение 23). Вот только два небольших примера, показывающие, что жизнь юных ленинградцев в годы блокады была страшной…
Текст
(1)Нас увозили из Ленинграда через Ладожское озеро, когда машины уже не ехали по льду, а плыли по воде. (2)Приближалась весна, и лёд на озере быстро таял.
(З)Машины плывут по воде — дороги не видно, а что-то вроде реки, по которой не то едут, не то плывут машины. (4)Я сижу, прижавшись к маме, на каких-то мягких узлах. (5)Мы едем в машине с открытым кузовом у заднего борта. (6)Холодно, сыро, ветрено. (7)Нет сил даже плакать, наверное, всем страшно. (8)Лёд уже тонкий и в любую минуту может провалиться под тяжёлой машиной. (9)А в небе в любую минуту могут появиться немецкие самолёты и начать бомбить дорогу и лёд. (10)Страх сковывает и без того беспомощное тело. (11)Помню, что от этого жуткого страха хотелось вскочить и убежать всё равно куда, только бы не сидеть в этой безвыходной обречённости.
(12)Люди в машине ведут себя по-разному, и это бросается в глаза.
(13)3а свою короткую детскую жизнь я видела и перечувствовала тогда уже так много, что перестала быть ребёнком и стала малолетнею старухой... (14)Иногда мысли проваливаются словно в пропасть. (15)Я то ли засыпаю, то ли теряю сознание. (16)Потом сознание возвращается, и снова мысли идут по кругу: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!» (17)Так невыносимо хочется есть.
(18)Сколько мы так страшно ехали, не знаю — казалось, бесконечно. (19)Когда меня сняли с машины и попытались поставить на ноги, это не получилось. (20)Ноги, видимо, затекли, коленки подкашивались, и я валилась на снег. (21)На руках меня отнесли в какое-то помещение. (22)Там было тепло. (23)Но хотелось только одного — есть, есть и есть, потому что сытость не наступала. (24)И сытость не наступит ещё очень и очень долго. (25)Всё же чувство забытого тепла навалилось на меня, и я спала, спала, спала... (26)Конечно, теперь, когда мне уже 16 лет и я пишу эти строки, я могу всё это осознать и найти нужные слова, чтобы выразить то своё состояние. (27)А тогда... (28)Моя детская Память хранит на своих полках очень многое, что невозможно забыть, невозможно не помнить. (29)Но не всё это будет востребовано жизнью, и потускнеют воспоминания и восприятия прошлого.
(З0)Но всё будет лежать до востребования и когда-нибудь пригодится. (31)Главное, какие ценности востребуются в моей взрослой жизни. (32)И пока помню, пока болею блокадой и военной памятью, сделаю эти наброски о страшном периоде моей маленькой жизни и жизни большой Страны, наброски о гибельной голодной жизни в моём Ленинграде, о страшной дороге по Ладожскому озеру, о том, что было после того, как нас посадили в поезд и мы с мамой поехали сначала в Горький, а потом навстречу Сталинградской битве... (ЗЗ)Наброски о том, как калечили людей нравственно и психически голод и война...
(34)Зачем я всё это пишу через пять лет после Победы? (35)Пишу для себя, для Памяти, пока ещё помню мелочи и детали событий.
(36)Пишу, чтобы выплеснуть на бумагу мою непроходящую боль от того, что нас, несмышлёнышей, бросили под откосом, раненых и больных, взрослые люди, когда нас отправляли обратно в Ленинград после кошмара Демянска и Лычкова, что в одиночестве пришлось осиливать мучительный голод зимы 1941 — 1942 гг., потому что мама была на казарменном положении, что в моей маленькой жизни был Сталинград и госпиталь с огромными человеческими страданиями.
(37)У меня много причин, и может быть, когда я поделюсь своей болью с бумагой, мне станет легче. (38)А ещё и потому, что, когда у нас собираются сослуживцы отца и вспоминают войну, мне так хочется выкрикнуть: (39)«А знаете ли вы, что выпало на долю ваших семей, ваших детей в Ленинграде? (40)В Сталинграде? (41)В других местах, где шла война, где были бои?» (42)Но с нашей Памятью не считаются. (43)Вот и пусть эта моя горькая Память тихонечко лежит среди моих книг и тетрадей. (44)Пусть лежит, и может быть, кто-нибудь когда-нибудь найдёт в выброшенном хламе эту тетрадь и узнает, как мы жили и выжили в войну, и пусть это будет неравнодушный человек. (45)Мои беды и страдания — это мои, до которых никому нет дела. (46)У кого-то, может, было куда хуже. (47)Да и наверняка хуже, иначе люди бы не умирали. (48)Но и мне с лихвой хватило этого и хватит на всю оставшуюся жизнь. (49)Забудутся какие-то мелочи, но тот страх голода, бомбёжек, обстрелов, страдания раненых в госпитале, смерть Даниловны и её помощь и тёти Ксении не забудутся никогда.
(По Л. Пожедаевой *)
Предварительный просмотр:
Примерный круг проблем
Проблема | Формулируем проблему в виде вопроса |
Проблема взаимоотношений человека и диких животных | Какими должны быть взаимоотношения человека и диких животных? |
Проблема преодоления трудностей, возникающих в процессе спасения диких животных | |
Проблема варварского, потребительского отношения человека к миру природы, к живому миру планеты Земля | Какой вред наносит человек миру природы? Сумеет ли человек понять, что разрушает дом, в котором живет? |
Проблема сохранения биологического равновесия на планете | Почему человеку необходимо беречь свою планету? |
Проблема экологии | Что входит в понятие «экология»? Почему экологическая проблема сегодня стала центральной? |
Проблема загрязнения окружающей среды | |
Проблема обмеления, загрязнения и исчезновения рек | Почему обмелела река…? |
Проблема осознания великой цели своего труда | Ради чего люди совершают свой каждодневный подвиг? |
Проблема необходимости единства разных стран в деле спасения животных | |
Проблема восприятия человеком природы как живой материи | |
Проблема сиротства | Кто виноват в том, что дети оказываются брошенными? |
Проблема отношения к детям, оставшимся без родителей, проблема общения с детьми-сиротами | |
Проблема проявления совести | А что такое совесть? |
Проблема подлости, предательства и нравственной стойкости | |
Проблема равнодушия, нравственной черствости | |
Проблема сложности человеческой жизни | Как прожить жизнь, чтобы «сохранить» себя, свои нравственные ценности? Можно ли прожить жизнь без ошибок? |
Проблема поиска смысла жизни | |
| |
Проблема свободы выбора (выбора пути) | |
Проблема утраты (обретения) цели в жизни | |
Проблема внутренней свободы | |
Проблема постижения мира в разные периоды жизни /ребенок- подросток- взрослый/ | |
Проблема (способа) познания мира | |
Проблема вытеснения устного общения общением в Интернете. | |
Проблема оценки изменений, происходящих в языке | Как можно оценить изменения, происходящие в языке? |
Проблема способности действовать в экстремальных ситуациях | Каждый ли способен действовать в экстремальной ситуации? Как преодолеть внутренний страх? Почему в экстремальной ситуации необходимо сохранять самообладание? |
Проблема взаимоотношений человека и собаки | |
Проблема взаимоотношений человека и природы | Как человек относится к природе? |
Проблема роли детства в жизни человека | Какую роль играют в жизни человека детские впечатления? Каково значение детства? |
Проблема бережного отношения к воспоминаниям детства. | |
Проблема значения малой родины, родных мест в жизни человека | Чем могут быть дороги человеку те или иные места? Почему память бережно хранит воспоминания об этих местах? |
Проблема любви к родным местам, к родной природе | Почему родной уголок земли особенно дорог человеку? |
Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней | |
Проблема восприятия окружающего мира | Как нужно воспринимать окружающий мир? |
Проблема выбора профессии | Важно ли человеку сделать правильный выбор своей будущей профессии? Насколько труден этот выбор? Что является решающим фактором в процессе этого выбора? |
Проблема роли труда в жизни человека | |
Проблема роли взрослых при выборе будущей профессии подростком | |
Проблема отношения талантливых людей к своему труду | |
Проблема высоких требований , предъявляемых к человеку, который выбрал профессию врача. | Какими качествами должен обладать врач? |
Проблема формального отношения к своим обязанностям | В чем заключается опасность формализма? |
Проблема «маленького» человека | В чем трагедия «маленького» человека? |
Проблема самоотверженной преданности своему делу | |
Проблема значения природных способностей в жизни человека | |
Проблема роли книг в жизни человека, ценности литературы | |
Проблема приобщения к чтению | Как приобщить ребенка к чтению? |
Проблема вытеснения книг телевидением и кино | |
Проблема влияния массовой литературы на человека | Необходимо ли читать популярные, модные книги? |
Проблема выбора книг для чтения | |
Проблема восприятия литературного произведения | Что помогает человеку проникнуть в художественное пространство текста? |
Проблема отсутствия интереса к чтению | |
Проблема массовой культуры | |
Проблема интеллигенции | |
Проблема роли наставников в жизни ребенка | Какова роль учителей, родителей в жизни ребенка? |
Проблема отношения учителей к своим ученикам | Как учителя должны относиться к своим ученикам? К чему приводит неуважительное отношение учителя? |
Проблема ответственности учителя, воспитателя за своих учеников и воспитанников | Каково отношение истинных педагогов к своим ученикам и воспитанникам? |
Проблема влияния учителя на учеников. | Какое влияние может оказать учитель на формирование характера учеников? Посредством чего осуществляется это влияние? |
Проблема решения конфликта между учителем и учениками | |
Проблема высокой требовательности по отношению к интеллигентному человеку | |
Проблема непонимания | |
Проблема сохранения семейных отношений | |
Проблема различности вкусов, пристрастий, увлечений | Должен ли человек иметь увлечения? Как должны относиться к увлечениям человека окружающие, близкие? |
Проблема роли музыки в жизни человека | |
Проблема ценности выдающихся музыкальных произведений | |
Проблема понимания красоты. Проблема духовной «глухоты» и «слепоты» | Красоту надо уметь видеть и слышать. Как увидеть прекрасное? |
Проблема истинного (литературного) таланта. Проблема творчества и денег. | Можно ли творить ради денег? Каждый ли человек наделен каким –либо талантом? |
Проблема оказания помощи нуждающимся. | Нужно ли помогать людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации? |
Проблема бесчувственного отношения к окружающим | К чему приводит бесчувственное / бессердечное отношение к людям? |
Проблема силы сострадания, милосердия, заботы о людях; проблема гуманного отношения к людям | |
Проблема способности человека к поступку | Почему некоторые поступки людей становятся для окружающих ожидаемыми / неожиданными? |
Проблема необдуманного отношения со словом | |
Проблема истинной силы человека | Что является свидетельством силы: крик и брань или спокойное достоинство? |
Проблема вежливости | Что такое вежливость? |
Проблема постижения произведений искусства | Кому доступно постижение произведений искусства? |
Проблема самовоспитания и самообразования | Кто достигает успеха в самовоспитании и самообразовании? |
Проблема роли близких людей в становлении человека | |
Проблема ответственности человека за того, кто предан ему всей душой | |
Проблема одиночества человека, посвятившего свою жизнь другим людям | |
Проблема цельности характера русской женщины. | |
Проблема уничтожения деревень в России | Какие цели преследуют те, кто истребляет деревни в России? Можно ли избежать уничтожения деревень? |
Проблема значения памяти в жизни человека | Что дает человеку память? О каких ценностях не должны забывать люди? |
Проблема взаимоотношений отцов и детей | В чем заключается долг детей перед родителями? Как следует детям относиться к родителям? Что помогает преодолевать непонимание, которое возникает порой во взаимоотношениях родителей и детей? |
Проблема отношения повзрослевших детей к пожилым родителям | В чем прежде всего нуждаются пожилые родители? Почему повзрослевшие дети иногда уделяют недостаточно внимания своим родителям? Что лежит в основе отношения людей к своим пожилым родителям? |
Проблема способности человека признать свою вину и принести извинения | Легко ли человеку признать свою вину? Почему важно суметь принести извинения тому человеку, которому была нанесена обида? |
Проблема противостояния человека и сложившейся системы | Может ли человек противостоять системе? |
Проблема бездумного выполнения чиновниками приказов | Что должно быть приоритетом при их выполнении? |
Проблема важности решения социальных вопросов | Какие социальные вопросы необходимо решать сегодня для сохранения жизни? |
Проблема взаимоотношения власти и человека | |
Проблема художника и власти | |
Проблема социальной несправедливости | |
Проблема подвижничества / праведничества | |
Проблема разрушения человека под влиянием низких страстей (скупости, зависти и т.д.) Проблема «ложных» ценностей | |
Проблема негативного влияния рекламы | Чем вредна реклама? |
Проблема войны /противоестественность войны/ | |
Проблема изменений в русском языке | Почему происходят изменения в русском языке? Закономерны ли эти изменения? Почему люди негативно относятся к изменениям в языке или к отсутствию таких изменений? |
Проблема иноязычных заимствований в русском языке | Допустимо ли появление в русском языке иноязычных заимствований? |
Проблема размывания (нарушения) норм русского литературного языка. | Как влияют изменения в языке на его нормативность? |
Проблема отношения к родному языку | |
Проблема языкового бескультурья | |
Проблема отношения к науке | |
Проблема патриотизма советских людей, солдат в годы Великой Отечественной войны | |
Проблема подвига, героизма, самоотверженности, готовности пожертвовать собой | |
Проблема определения роли русской женщины в Великой отечественной войне. | |
Проблема человеческой силы и слабости | В чем проявляются сила и слабость? |
Проблема героизма | |
Проблема отбора людей в армии спасения | Какими качествами должны обладать работники армий спасения? |
Проблема поведения людей, оказавшихся в крайне тяжелых условиях. | |
Проблема противостояния человека судьбе, старости, смерти (титанизм) | В чем состоит величие человека? |
Проблема борьбы чувства и долга | |
Проблема истинного авторитета | |
Проблема нравственной прочности человека | |
Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом | |
Проблема значения образа русской крестьянки в литературе 60-70х годов XX века. | Каково значение образа русской крестьянки, созданного в произведениях русской литературы 60-70х годов XX века? |
Проблема единения людей всего мира | Какова цель единения людей всего мира? |
Проблема эмиграции | |
Проблема толерантности: терпимого отношения к людям иной веры или национальности, людям, не таким, как все | |
Проблема отверженных людей | |
Проблема любви | |
Проблема ревности | |
Проблема индивидуализма | |
Проблема правды и лжи | |
Проблема умения спорить | |
Проблема уныния | |
Проблема невежества, отсутствия интереса к знаниям | |
Проблема отрицательного воздействия отвлеченной идеи | |
Проблема сверхличности (эгоцентризма) | |
Проблема дружбы | |
Проблема национализма | |
Проблема патриотизма | |
Проблема трусости | |
Проблема оценки личности учителя | Каким должен быть настоящий учитель? |
Проблема определения понятия «совесть» | Что такое совесть? |
Проблема вечных моральных ценностей | Влияет ли время, в которое живет человек, на его моральные ценности, и в частности на совесть? |
Проблема «стоимости» поступка по совести. Проблема искренности в поступке по совести. | Какова цена поступка по совести? Может ли совесть «солгать»? |
Проблема природы чувства любви к Отчизне | Какова природа любви к Отчизне? С чего начинается любовь к Отчизне? |
Проблема взаимосвязи формы и содержания в искусстве | Как соотносятся форма и содержание в произведениях искусства? Должна ли форма произведения быть совершенной, привлекательной для людей? |
Проблема присутствия мечты и романтики в жизни человека | Каким делают человека мечта и романтика? |
Проблема истинного и мнимого, проблема истинных и мнимых ценностей | Какие ценности являются подлинными, настоящими? |
Проблема веры в чудеса | Что дает человеку вера в чудеса? |
Проблема поиска источников душевных сил | В чем может черпать человек душевные силы в трудных жизненных обстоятельствах? |
Проблема поиска источников счастья | В какие моменты жизни человек может испытывать ощущение счастья? |
Проблема определения понятия «мудрость» | В чем заключается мудрость? |
Проблема определения соотношения понятий «информация», «знание» и «мудрость» | |
Проблема противостояния знания и мнения | |
Проблема отстаивания безосновательных мнений | В чем заключается опасность одобрения безосновательных мнений? |
Проблема зарождения и развития писательского таланта | |
Проблема воспитания культуры | |
Проблема противостояния человеческого благородства и жестокости | Способно ли благородство противостоять злу? |
Проблема преодоления трудных периодов в жизни. | Что помогает человеку преодолеть внутренние слабости, например, страх, чувство одиночества |
Проблема познания окружающего мира | Как человек воспринимает окружающий мир? Нужно ли знать человеку названия различных трав, растений, грибов, птиц? |
Проблема изменений в русском языке. Проблема сохранения чистоты языка (засорения языка) | |
Проблема верности | |
Проблема самообладания | |
Проблема влияния прогресса на жизнь людей | Несет ли прогресс благополучие? |
Проблема необходимости особого восприятия Кремля | |
Проблема воздействия красоты Москвы на душу человека | |
Проблема величия исторического прошлого Москвы | |
Проблема отличия Москвы от других больших городов | |
Проблема воспитанности | Какого человека можно считать по-настоящему воспитанным? |
Проблема адаптации городского человека к сельским условиям жизни | Есть ли разница в правильном поведении человека в городе и деревне? |
Проблема взаимопонимания людей | Может ли один человек понять то, что чувствует другой? |
Проблема русского характера | В чем проявляется русский характер? Какими качествами обладает человек, если говорят, что у него русский характер? |
Проблема определения роли денег в жизни общества | Какова роль денег в жизни общества? |
Проблема формирования у ребенка правильного отношения к деньгам | В чем состоит воспитание правильного взгляда на роль денег? |
Проблема неспособности искусства отразить чудовищную реальность военных дней | Почему невозможно отразить на картине страшную правду войны? |
Проблема изменения самоощущения человека по мере взросления. Проблема изменения мировосприятия. | Почему по мере своего взросления человек все чаще испытывает грусть? |
Проблема определения жизненных приоритетов | Что является наиболее важным в жизни? |
Проблема влияние материнской любви на формирование ребенка | Какое влияние имеет любовь матери на формирование личности ребенка? |
Проблема проявления материнской любви | В чем прежде всего проявляется материнская любовь? |
Проблема необходимости проявлять родительскую мудрость | |
Проблема проявления родительской любви | |
Проблема возникновения недоверия родителей по отношению к своим взрослеющим детям | |
Проблема противостояния благородства и жестокости | |
Проблема потребности любящих людей друг в друге | |
Проблема негативного влияния рекламы | Чем вредна реклама? |
Проблема обывательства. (Истинный обыватель – человек, сотканный из убогих, заурядных мыслей, которым владеет страсть приспособленчества, это человек, привержен материальным ценностям.) | |
Проблема иноязычного заимствования в русском языке | |
Проблема пошлости | Почему пошлость безнравственна? |
Подсказки для сочинения
Подсказка №1 Стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Подсказка №2 можно так начать сочинение
Благодарность… это одно из главных нравственных качеств, без которого трудно представить себе духовную жизнь человека. И.И.И поднимает вопрос о неблагодарности в своем произведении.
Подсказка №3 можно так начать сочинение
Что такое духовность? Что значит духовная жизнь человека? – над этими вопросами размышляет выдающийся русский писатель И.И.И.
Подсказка №4
Фамилия автора должна прозвучать в сочинении не менее 3 раз!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к ЕГЭ
Опыт консультации к ЕГЭ по теме "КУЛЬТУРА". презентация+конспект+дидактические материалы...
Готовимся к ГИА
Варианты диагностической работы 9 класса...
Готовимся к ЕГЭ, 11 класс
2 варианта контрольной работы в форме ЕГЭ для учащихся 11 класса...
Урок-практика: "Создание фотоколлажа с использованием готового шаблона фоторамочки в программе Adobe Photoshop"
Данная цель урока - научить ребят использовать возможности графического редактора AdobePotoshop; сформировать знания, умения и навыки в работе с фоторамочкой, инструментом движения выделенного фраг...
Готовимся к ЕГЭ. Классификация ошибок.
Презентация подробно рассказывает обо всех видах ошибок, которые допускаются в изложениях и сочинениях. Приведены примеры....
Готовимся к ЕГЭ по литературе
Даны материалы для подготовки к ЕГЭ...
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...