Урок литературы "Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова и С.Б. Пюрбю" .
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Интегрированный урок русской и родной литератруры. Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова и С.Б.Пюрбю. 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.tema_rodiny_v_lirike_m.yu_._lermontova_i_s.b._pyurbyu.docx | 33.34 КБ |
tema_rodiny_v_lirike_m.yu_._lermontova_i_s.b.pyurbyu.pptx | 844.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9-м классе
"Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова и С.Б. Пюрбю"
Цели и задачи:
обучающие:
- определить особенности патриотизма Лермонтова и С.Б. Пюрбю;
- показать новаторство поэтов в разработке темы;
- отработать навыки сопоставительного анализа стихотворения;
- обратить внимание учащихся на стилистические особенности произведений;
- расширить словарный запас;
- углубить литературоведческие знания.
развивающие:
- создание ситуации для развития внимания, памяти;
- развивать логическое мышление, память;
- воспитать чувство взаимопонимания, взаимопомощи.
воспитательные:
- формирование чувства уверенности в своих силах;
- воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку;
- формирование умения работы в коллективе.
Тип урока: анализ художественного текста.
Вид урока: урок-исследование.
Технология: на диалоговой основе.
Методы и педагогические приёмы:
проблемно-поисковые,
индуктивные,
метод самостоятельной работы.
Оборудование
1. Распечатка этапов лингвостилистического анализа текста, толковые словари, распечатки «Наблюдения и результаты».
1 часть | 2 часть |
наблюдения и результаты | наблюдения и результаты |
2. Мультимедийные слайды (презентация)
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
1. Эмоциональный настрой.
-Здравствуйте – какое удивительное слово, особенное. Когда мы произносим его, не только приветствуем друг друга, но и желаем здоровья.
Поэтому чаще говорите: «Здравствуйте!» (все вместе) - это слово обладает оздоровительной силой. В нем, как и в слове - здоровье, много звуков, которые заряжают бодростью.
2. Определение типа урока.
- Сегодня у нас урок литературы.
- Но не просто урок, а урок - исследование.
- Что такое исследование?
(Толковый словарь Ожегова, «Исследование» - выяснение, изучение чего-нибудь.)
- Что является результатом исследования?
(Открытие нового, интересного)
- Какие качества необходимы человеку – исследователю?
(Воображение, фантазия)
ВЫВОД: - Сегодня на уроке я желаю вам творческого вдохновения.
- Наблюдения и результаты исследования вы будете заносить в специальные индивидуальные распечатки.
II. Определение тем урока и целеполагание.
- Объектом нашего исследования будет являться творчество М. Ю. Лермонтова и С.Б. Пюрбю.
3. Работа с эпиграфом урока.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
(М.Ю.Лермонтов)
- Строки из какого произведения М. Ю. Лермонтова? («Родина», 1841)
- Зная эпиграф, предположите тему исследования (тема Родины)
ВЫВОД: - Тема сегодняшнего урока – исследования: « Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова и С.Б. Пюрбю. Анализы стихотворений «Родина», «Монгун-Тайга»
- Зная тему и эпиграф урока, определите цели исследования.
Цель исследования: разобраться, какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы, в чем особенности патриотизма поэта, используя все уровни поэтической организации текста; сделать сопоставительный анализ изучаемых текстов, понять главную суть лирического откровения С. Пюрбю, каким видит образ родной земли поэт, какими средствами этот образ создается.
ВЫВОД:
Объект исследования – творчество М.Ю. Лермонтова.
Тема исследования – патриотическая тема в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Цель исследования - выявить особенности патриотизма Лермонтова и Пюрбю путем лингвостилистического анализа стихотворений «Родина» и «Монгун- Тайга»
Организация работы на уроке.
Работа на уроке будет проводиться в группах: лингвисты - 2 группы, проводили лингвостилистический анализ стихотворения по каждой части; теоретики – группа, работающая со словарями разных видов; аналитики - 2 группы, которым предстоит сделать выводы по исследованию. К проведению сегодняшнего урока многие из вас получили индивидуальные задания, по ходу занятия мы к ним будем обращаться.
III. Исследование. 1часть. Лингвостилистический анализ текста стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина».
1. Творческая история стихотворения.
Тема России и исторической судьбы русского человека всю жизнь сопутствовала поэтическим размышлениям Лермонтова. Образы отечества - от первых стихотворений, запечатлевших картины русской осени («Осень», 1828), до глубоких размышлений в стихотворении «Родина».
В середине января 1841 года Лермонтов покинул Кавказ и выехал в Петербург через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. И возникла потребность сказать о России. Так в журнале «Отечественные записки» появилось стихотворение «Родина».
- Прослушайте стихотворение и определите эмоциональное настроение.
2. Чтение стихотворения наизусть.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветного преданья
Н шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой.
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
1. Определение жанра стихотворения.
-Жанр произведения?
(Жанр произведения – вид литературы, характеризующийся сюжетными и
стилистическими признаками). (Лирическое стихотворение)
2. Определите тему стихотворения. (тема любви к родине)
Учитель: -В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано с названием «Родина».
- Дайте толкование слов «родина» и «отчизна».
Родина –
1. Отечество, родная страна.
2. Место рождения, происхождения кого – чего – нибудь. (сл. Ожегова)
Отчизна – Отечество, Родина. (сл. Ожегова)
- Разграничивает словарь лексическое значение этих слов? (нет)
3. Какова идея? (Лермонтов отвергает сложившиеся веками крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещенным).
4. Пафос: (Эмоционально-оценочное отношение поэта к рассказываемому).
В стихотворении Лермонтова сквозит глубокая, страстная, жизнеутверждающая любовь к Отечеству.
5. Определите проблематику произведения:
а) Проблема ложного и истинного патриотизма;
б) Проблема истинного гуманизма;
в) Затронул проблему крепостного права.
6. Словесный ряд, который отражает светлую тональность произведения.
Странная любовь; слава, купленная кровью; отрадное мечтанье, степи холодные, лесов колыханье, разливы рек, проселочный путь, огни деревень,
дымок жнивы, обоз в степи, чета берез на холме, полное гумно, изба, окно, пляска, говор.
Чета (сл. Ожегова) – пара двух лиц.
Пара (сл. Ожегова) – два однородных предмета.
(олицетворяет берёзу с русской душой).
- Случайно ли береза не одинока?
(Береза олицетворяет сокровенную мечту поэта о любви, взаимопонимании, о преодолении одиночества. Его Родина – это страна счастья, гармонии.)
- Дайте лексическое толкование слов ГУМНО, ЖНИВЬЕ (ЖНИВА), НИВА.
Гумно (сл. Ожегова) – сарай для сжатого хлеба.
Нива – засеянное поле, пашня.
Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.
- Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу, соломой, резные ставни?
(Это символы довольства (в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.)
7. Сюжет: Бессюжетное произведение, связанное с лирическим героем, внутренний конфликт.
8. Специфика произведения.
Форма внутреннего монолога лирического героя.
9. Ключевые детали, которые помогают создать образ Родины: Степи, леса, река, путь, огни, дымок, холм, березы, гумно, изба, окно.
10. Специфика художественного времени.
- Как организовано время? В какое время суток, года герой видит Россию? Какие средства художественной выразительности говорят об этом?
(Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек - метафора), летом (вечером росистым - эпитет, лесов колыханье - олицетворенье), осенью (желтая нива - эпитет, спаленное жнивье – метафора. Для поэта родина любима разная, все в ней его привлекает, все любимо.)
11. Язык художественной литературы, художественная лексика (тропы):
а) Сравнение: разливы рек ее, подобные морям (предметное сходство явлений);
б) Эпитеты: Странная любовь, темная старина, отрадное мечтанье, холодное молчание, безбрежное колыхание лесов, проселочный путь, медленный взор, дрожащие огни, печальные деревни, спаленная жнива, кочующий обоз, желтая нива, белеющие березы, полное гумно, резные ставни, росистый вечер.
Художественно-поэтическое определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, на которое автор хочет обратить внимание.
12. Синтаксические фигуры:
а) Риторическое восклицание. Усиливает внимание читателя. «Люблю Отчизну я, но странною любовью!»
б) Анафора. Единоначатие.
Не слава, купленная кровью...
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья...
в)Параллелизм. Однородное синтаксическое построение произведений.
Ее степей холодное молчанье
Ее лесов безбрежных колыханье.
г) Инверсия. Нарушение общепринятого порядка слов: Люблю Отчизну я..
IV. Исследование. 2часть. Анализ текста стихотворения С.Б. Пюрбю. «Монгун- Тайга»
1. Чтение стихотворения наизусть.
Монгун-Тайга
Я у самого края сверкающих льдов,
Синим блеском играющих вечных снегов.
Здесь, как будто приветствуя, издалека
Горной свежестью веет волна ветерка.
Где высокие горы встречают зарю,
Жадным взором я в светлые дали смотрю.
Очаровано сердце картиной родной,
Что сияет живой красотой предо мной.
Вот с вершины сползает лохматый туман,
Будто птиц белокрылых плывет караван,
Будто в синих озерах колышет вода
Лебедей, налетевших с полудня сюда-
Где стеною отвесной поднялся утес,
Вижу стадо я мирно пасущихся коз
Но почуяв людей, вмиг оно поднялось
И крутою тропою легко унеслось
Вот орел чернокрылый с добычей в когтях
Над ущельем проплыл и мелькнув в облаках
И, взмахнувши крылами над клочьями мглы,
Грузно сел на верху непреступной скалы.
Здесь рождаются реки, шумят падуны
И блестят, и в долину спешат с крутизны.
Вековечные фирны сверкают, как ртуть,
Осыпая могучую глетчера грудь
В мире все, что живет и блестит, и цветет,-
Все минует,
Но твоя красота не пройдет никогда!
Будешь вечно, родная тайга, молода.
1.Каким вы видите образ родной земли поэта? Какими средствами тот образ создается?
Обилие эпитетов создают яркую и величественную картину («сверкающие льды», «синий блеск снегов», «горная свежесть», «светлые дали», «живая красота»)
2. Найдите приметы горного пейзажа.
Величественная картина, которой «очаровано сердце» лирического героя, нарисована с помощью олицетворений «высокие горы встречают меня», « с вершины сползает туман», эпитетов «отвесный утес», «неприступная скала». Все это создает ощущение величавой красоты природы.
3.Какими существами «населена» Монгун-Тайга?
Горный пейзаж одухотворен караваном птиц, лебедей, чернокрылым орлом. Образ природы становится удивительно живым, наполненным энергией движения.
4. Этот мир еще и многоцветен, живописен. Как это достигается?
В стихотворении много цветовых эпитетов («синие озера», «сверкающие льды»)
5. Проследите за мысленным взором лирического героя, стоящего у «сверкающих льдов» одной из самых знаменитых вершин Тувы.
Взгляд поэта охватывает пространство от вершины до долины, взгляд этот устремлен в светлые дали, что позволяет нам говорить о бесконечности художественного пространства.
6. Каким чувством проникнуто стихотворение? (чувством восторга, гордости)
7. Попробуем понять главную суть лирического откровения С. Пюрбю. Единственная цель поэта показать несравнимую красоту родной земли?
8. Прочитаем последнюю строфу. Не заметили ли элегических ноток в общем ликовании?
Глаголами «живет, блестит, цветет» передана радость жизни. Но возникает и фраза «все минует», которая окрашивает строки грустью
9. Какова же общая тональность стихотворения, передающая эмоциональное состояние лирического героя?
Финал стихотворения победный, радостный: «…твоя красота не пройдет никогда!/ Будешь вечно, родная тайга, молода»
Вернемся к разговору о роли пейзажа в этом стихотворении.
Изображение красоты родной природы помогает поэту выразить чувство любви к родине.
Учащиеся подметят стремление поэта через пейзаж родного края передать свои размышления о чем-то важном, сокровенном.
IV.Рефлексия.
- Обратимся к тем целям урока, которые ставили в начале. К какому выводу пришли.
- В чем особенности патриотизма Лермонтова и Пюрбю? Как вы думаете, почему мы поставили стихотворения русского и тувинского поэтов? Есть ли что-то их объединяющее?
(И тот и другой поэт через образ природы, литературный пейзаж выразили свои патриотические чувства. Но в разной манере: у Лермонтова отношение к родине выражено открыто, рефреном через весь текст проходит слово «люблю». Пюрбю свое чувство выразил через яркие картины природы, через экзотический пейзаж, свойственный восточной поэзии. При этом мы с полным правом можем сказать, что оба поэта «понимают любовь к родине истинно свято…»)
ВЫВОД: - Итак, все уровни поэтической организации стихотворения направлены на полное, глубокое раскрытие идеи. Лермонтов сказал о своей любви к родине как поэт – он затрагивает наши чувства посредством особой организации стиха, системой художественно – изобразительных средств.
У С. Пюрбю стихотворение удивительно живописное, оптимистично по настроению, обнаруживает истинную любовь к родной земле и непреодолимую силу духа человека, связанного с этой землей. Это стихотворение С.Пюрбю- образец глубокой философской лирики.
V. Домашнее задание.
- написать сочинение–эссе по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Родина».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
3 УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ
Объект исследования Творчество М.Ю. Лермонтова Творчество С. Б. Пюрбю 4
Эпиграф Люблю отчизну я, но странною любовью! (М.Ю.Лермонтов «Родина», 1841) 5
Тема исследования 6 «Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова и С.Б. Пюрбю»
Цели исследования - разобраться, в чём особенность патриотизма поэтов к родине, используя все уровни поэтической организации текста; - отработать навыки анализа стихотворения; - расширить словарный запас. 7
История создания стихотворения «Родина» 8
История создания стихотворения «Родина» 9
История создания стихотворения «Родина» 10
11 История создания стихотворения «Родина»
Образы России 12
Образы России 13
Образы России 14
Образы России 15
Образ Монгун-Тайги 16
Автограф стихотворения «Родина» ( в рукописи «Отчизна») 17
Домашнее задание - написать сочинение – эссе по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Родина», 1841 18
(1814 – 1841) 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"
Конспект урока литературы "Образ Родины в лирике С.Есенина" предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела "Русская литература ХХ века" по программе В.Я. Коровиной....
Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"
Конспект урока литературы на тему "Образ Родны в лирике Сергея Есенина" создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг...
Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова
Презентация к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...
Презентация на тему: "Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова"
В презентации представлен необходимый материал для раскрытич данной темы: стихотворения раннего и зрелого Лермонтова с попутными замечаниями, вопросами для анализа, выводами....
Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.
Этапы отношения М.Ю. Лермонтова к Родине, ко времени, в котором он жил, к поколению, к государственности; выявить противоречия лирического героя.Формирование любви к русской литературе, русской природ...
Конспект урока по литературе по лирике М.Ю.Лермонтова
Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: "Трагизм лирики М.Ю.Лермонтова"...
Тема родины в лирике М.Ю.Лермонтова, 7 класс
Тема урока: Тема родины в лирике М.Ю.ЛермонтоваТип урока: «открытие» новых знаний.Методы: критического мышления, проблемный, проектный, интерактивныйЦель урока:...