Презентация на тему: "Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
В презентации представлен необходимый материал для раскрытич данной темы: стихотворения раннего и зрелого Лермонтова с попутными замечаниями, вопросами для анализа, выводами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_rodiny_v_tvorchestve_m.pptx | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: осмыслить , как развивается тема Родины в творчестве поэта «Лермонтов – поэт русский в душе, в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни».(В.Г. Белинский)
Фронтальная беседа Назовите стихи, в которых отразились мотивы вольности и гордого одиночества. Каковы предпосылки написания подобных стихов? Послушайте стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен..» - Особенности композиции - Что чему противопоставлено? - Каково отношение лирического героя к обществу? - Каков он сам?
Стихи о родине «Два великана » « Бородино » « Родина » «Дума » Прощай , немытая Россия»
Какие общественно-политические вопросы волнуют современников М.Ю. Лермонтова Война 1812 года Восстание декабристов - Чем закончились? Почему? Нет связи с народом. Углубился разрыв между Россией народной и официальной.
Работа с опорной схемой «Дума» Судьба поколения 30-х годов в лирике Лермонтова Узко литературный Историко-культурная контекст перспектива Общий романтический Расцвет творчества конфликт Мечты и Лермонтова приходится Реальности на эпоху «безвременья» ( А.И.Герцен ), это ощущается поэтом как личная трагедия
Анализ стихотворения «Дума» Задание: составить цитатную характеристику поколения. «Богаты… ошибками отцов» «К добру и злу постыдно равнодушны» «Перед опасностью… малодушны» «Перед властию … рабы» «Иссушили ум наукою бесплодной» «И ненавидим мы, и любим мы случайно»
«Дума» Поэта огорчает то, что многие его современники живут « ошибками отцов и поздним их умом ».
«Дума» В самом начале стихотворения автор высказывает свои общие суждения о поколении 30х годов: Печально и гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно.
«Дума» С горечью и болью поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Стихотворение заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских рассуждений :
«Дума» Толпой угрюмою и скоро позабытой, Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.
«Дума» Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков.
«Дума» Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица прогрессивной интеллигенции, которая не хотела мириться с николаевским режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не могла предпринять.
«Дума» Как поэт пристально ни всматривался в окружавшее его общество , стараясь найти людей способных вывести отечество из кризиса , его усилия были тщетны . Таких людей он не нашел . Лермонтов пишет стихотворения , в которых слышится тоска о нравственной силе ушедших поколений .
«Дума» Какая жизнь - такое поколенье? Относит ли себя лирический герой к этому поколению?
«Дума» Как поэт пристально ни всматривался в окружавшее его общество , стараясь найти людей способных вывести отечество из кризиса , его усилия были тщетны . Таких людей он не нашел . Лермонтов пишет стихотворения , в которых слышится тоска о нравственной силе ушедших поколений .
Вывод : Самым страшным врагом своего времени Лермонтов считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию. Гражданский пафос «Думы» не вызывает сомнения, и в ней есть внутренняя перекличка не только с сокровенными раздумьями лирического героя о себе, но и с произведениями открытого социального протеста.
1.Родина — земля, давшая жизнь и страдание - «Смерть» Оборвана цепь жизни молодой …пора домой … Пора туда, где будущего нет . Ни прошлого, ни вечности, ни лет . Ни горьких слез, ни славы, ни честей … 2.Ощущение дисгармонии - «Монолог » К чему глубокие познанья, жажда славы , Талант и пылкая любовь свободы , Когда мы их употребить не можем. ……………………………………………
3.Образ идеальной романтической отчизны — «Отрывок». Страшна конечность земного существования и ничтожество жизни («ничтожество есть благо на земле»). Тяготение к небу – это поиски духовной свободы, отрадного слияния с природой (« Хранится пламень неземной / Со дней младенчества во мне»). Но и в этом стихотворении образ небесного рая сменяется антитезой земле: Теперь я вижу: пышный свет Не для людей был сотворен. Мы сгибнем, наш сотрется след, Таков наш рок, таков закон;
4.Отрицание той России, «где стонет человек от рабства и цепей » — «Жалобы турка» Там рано жизнь тяжка бывает для людей, Там за утехами несется укоризна, Там стонет человек от рабства и цепей!.. Друг ! этот край … моя отчизна ! 5.Стихотворение «Бородино» - вера в народ.
Завершение темы родины. 1841 год « Прощай, немытая Россия» « Родина» презрение к стране рабов, признание в любви стране господ
«РОДИНА» Какие два облика России рисует Лермонтов? Что же входит для Лермонтова в понятие Родина? Что приходит на смену величественным картинам природы? Что вызывает у Лермонтова добрые, светлые чувства? На какие детали крестьянского быта он обращает внимание? Объясните, как вы понимаете строки: «Дрожащие огни печальных деревень»? Подведем итог: что не волнует поэта, а что он любит, в чем странность этой любви
«Прощай, немытая Россия» Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей 3 , От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей.
Проанализируем эпитет «немытая Россия». Как вы понимаете его, что, по вашему мнению, имел в виду поэт ? Какую черту империи автор отмечает как главную ? Как характеризуется реальность внутреннего мира народа? Что, кроме биографической мотивировки, вносит слово «Прощай… » в это стихотворение ? Какие качества стихотворения сближают его с эпиграммой? (Эпиграмма – краткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление) Все, о чем мы сейчас говорили, наверное, и позволило С . Наровчатову назвать это стихотворение «…эпитафией всей николаевской России» (Эпитафия – надгробная надпись)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова
Презентация к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...
Презентация к уроку в 9классе на тему"Тема поэта и поэзии" в лирике М.Ю.Лермонтова
презентация к уроку 4 "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"...
Презентация к уроку литературы в 9 классе по теме "Темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова"
Презентация....
Урок литературы "Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова и С.Б. Пюрбю" .
Интегрированный урок русской и родной литератруры. Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова и С.Б.Пюрбю. 9 класс...
Тема родины в лирике М.Ю.Лермонтова, 7 класс
Тема урока: Тема родины в лирике М.Ю.ЛермонтоваТип урока: «открытие» новых знаний.Методы: критического мышления, проблемный, проектный, интерактивныйЦель урока:...
Презентация на тему "Тема богатырей в музыке" (5 класс)
Презентация к уроку музыке в 5 классе "Тема богатырей в музыке"....
Мотивы лирики М.Ю.Лермонтова («Три пальмы», «Родина»). Конспект, презентация. Работа с лексикой: объяснение непонятных слов
Цель презентации – разъяснить школьникам и проиллюстрировать непонятные им слова и реалии в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» и «Родина» («куща», &la...