Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Шакирова Елена Викторовна

Календпрно-тематическое планирование по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptp_po_lit-re.docx45.07 КБ
Файл ptp_l.docx46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:_________                                                                            Утверждаю:___________                                                                      

Сагитова О.З.                                                                                            Газизова А.Х.

Руководитель ШМО                                                                                  Зам. директора по УВР

учителей русского языка и литературы                                                   МБОУ «Средняя школа №3»

Календарно-тематическое планирование по предмету «Литература»

на 2013-2014 год

Класс: 5

Учитель: Шакирова Е.В.

Количество часов: всего – 70; в неделю – 2

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе (2004г.)

Рабочей программы основного общего образования по литературе (2008г.)

Пояснительная записка.

Данное тематическое планирование составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы для общеобразовательных учреждений: литература, 5-11 кл. Снежневской М.А / под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лысого и

методических рекомендаций  к учебнику-хрестоматии для 5-ого класса под редакцией М.А. Снежневской.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и

человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

 Цели обучения:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Задачи обучения:

1) обучать эстетическому анализу литературного произведения;

2) развивать навыки комплексного анализа текста;

3) совершенствовать умение давать сопоставительную характеристику героям, опираясь на многообразие способов создания и раскрытия художественного образа в литературных произведениях;

4) формировать эстетический вкус;

5) воспитывать творчески активную личность.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Содержание тем учебного курса:
(70 часов)

Введение. ( 1ч.+1ч.) Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

 I. Устное народное творчество (10 ч. + 1ч. + 3ч.)
Понятие об УНТ. Сказители и собиратели произведений УНТ (с повторением ранее изученного).
Сказки
Для чтения и изучения:
«Бой на Калиновом мосту», «Белая уточка», «Каша из топора», «Кот и Лиса».
Сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. Сказка как жанр фольклора.
Для самостоятельного чтения:
Сборники РНС, «Гора самоцветов», сказки народов мира.
Малые жанры фольклора
Для чтения и изучения: 
Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.
Для самостоятельного чтения:
Сборники загадок, пословиц и поговорок. «Черный конь скачет в огонь». Русские загадки /Сост. В. Аникин; Б. Шергин. «Незабудки», «Пословицы в рассказах»; «При солнышке тепло, при матери добро».
 Народный кукольный театр
Для чтения и изучения:
«Петрушка Уксусов»
Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.
Мифы и легенды
Для чтения и бесед:
Мифы Древней Греции.
О происхождении мира и богов. «Олимп», «Аполлон и Музы», «Пигмалион». Подвиги Геракла.
Славянские мифы и легенды.
Легенды русского народа: «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Никитушка Ломов».
Миф и легенда как жанры фольклора.
Для самостоятельного чтения:
Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

 II. Писатели-сказочники (15 ч. + 1ч. + 2ч. )
А.С.Пушкин. Сказка в жизни поэта.
Для чтения и изучения:
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Руслан и Людмила» (фрагменты).
Сказочные образы и мотивы в произведениях. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, рифма, интонация.
Для самостоятельного чтения:
Сказки А.С.Пушкина и В.А.Жуковского.
Х.К.Андерсен. Великий сказочник.
Для чтения и бесед:
«Снежная королева». Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Литературная сказка.
Для самостоятельного чтения:
Сказки Ш. Перро, Х.К.Андерсена, Л.Кэрролла (по выбору учащихся).
П.П.Бажов. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Каменный цветок». Воплощение в сказе народных представлений о любви, добре и справедливости. Реальное и фантастическое в сказе, своеобразие его языка.
Для самостоятельного чтения:
«Горный мастер», «Синюшкин колодец», «Хрупкая веточка», «Малахитовая шкатулка» (по выбору уч-ся).
Для чтения и бесед:
^ А. Платонов. «Неизвестный цветок» (сказка-быль), «Волшебное кольцо.
С.Я.Маршак. Поэт, переводчик и автор сказок-пьес.
Для чтения и изучения:
«Двенадцать месяцев». Мотивы УНТ в пьесе-сказке. Осмеяние легкомыслия, эгоизма, жадности; утверждение человечности, верности слову, доброго отношения к миру. Роль двенадцати месяцев в судьбе падчерицы.
Особенности пьесы-сказки как драматического произведения. Литературная сказка.
Для самостоятельного чтения (по выбору уч-ся):
М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»; А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»; В.Ф.Одоевский «Город в табакерке»; А.М.Волков «Волшебник Изумрудного города»; В.Г.Губарев «Королевство кривых зеркал»; Л.И. Лагин «Старик Хоттабыч» и др.

 III. Из литературы XIX века (17ч. + 3ч. + 1ч.)
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
 И. А. Крылов. Великий русский баснописец. Краткий рассказ о баснописце.
Для чтения и изучения:
«Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Демьянова уха». Близость басни к УНТ. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность. Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория.
Выразительное чтение басен (инсценирование).
 Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Для чтения в классе:
«Лжец», «Любопытный», «Две бочки», «Свинья под дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух» и др. (по выбору учителя).
 М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Тема Бородина и Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.
Для чтения и изучения:
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Образность языка, звукопись. Тема и идея стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
А. В. Кольцов. Судьба поэта как отражение судьбы народной. Краткий рассказ о поэте. 

Для чтения и изучения:
«Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Удаль и красота героя. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.
 И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Аннибалова клятва» Тургенева.
Для чтения и изучения:

«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению и унижению людей. Рассказ как повествование о жизни в эпоху крепостного права. Нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью. Духовные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.
 Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой. Эпитет. Сравнение.
Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. О детстве поэта, о его дружбе с крестьянскими детьми.
Для чтения и изучения:
Стихотворение «Крестьянские дети». Особенности построения стихотворения: сочетание разных временных планов, повествование с многоголосием и авторскими отступлениями. Выражение раздумий автора о судьбе народа, его напутствие детям. Темные и светлые стороны жизни крестьянских детей. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
 Теория литературы. Эпитет.
Для чтения и бесед:
Н.А.Некрасов «Школьник».
Стихи о родной природе
Ф.И. Тютчев Сведения о жизни поэта.
Для чтения и изучения:
«Есть в осени первоначальной»; «Чародейкою зимой…» музыка стиха. Изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение).
Для чтения в классе:
Ф.И.Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится…», «В небе тают облака».  А.А.Фет «Ласточки пропали…», «Скрип шагов вдоль улиц белых…». А.Н. Майков «Ласточки»; «Весна («Уходи, зима седая!»)», «Весна! Выставляется первая рама…», «Осень» (отрывок по выбору учителя). Выразительное чтение стихотворений.
 Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Толстой на Кавказе.
Для чтения и изучения:
«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Жизнь горцев и природа Кавказа в восприятии рассказчика.
 Теория литературы. Сравнение. Сюжет. Герой произведения.
В.М.Гаршин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Сигнал». Драматизм событий в рассказе. Причина разного отношения героев (Семен, Василий) к жизни. Нравственное превосходство Семена. Раскаяние Василия, признание своей роковой ошибки.
Рассказ как литературный жанр.


IV. Из литературы ХХ века (13ч. + 2ч. +1ч.)
Л.Н.Андреев. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Кусака». Призыв к доброте и состраданию. Роль пейзажа в рассказе.
О рассказе как литературном жанре.
Для чтения и бесед:
«Петька на даче», «Ангелочек» (по выбору учителя).
А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Белый пудель». Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага против эгоизма и своеволия (Сережа, Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).
Для чтения и бесед:
А.И.Куприн «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи» (по выбору учителя); Д.Лондон «Сказание о Кише». Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
А.Н.Толстой. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Детство Никиты» (избранные главы). Автобиографические мотивы повести. Ее лиризм и юмор.
 Родная земля
К.Г.Паустовский. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Мещерская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Очерк.
 Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке…»
Для самостоятельного чтения:
В.В.Бианки. «Лесная газета на каждый год»; К.Г.Паустовский. Рассказы (в изд. для детей), сб. «Летние дни»; М.М.Пришвин. Сб. рассказов «Ярик», «Лесной хозяин»; «Родные поэты» (сб. стихотворений); Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных» (по выбору уч-ся).
 Стихи о Великой Отечественной войне
Для чтения в классе (по выбору):
А. Твардовский. «Рассказ танкиста», «Со слов старушки»; К.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете»; Н.Рыленков. «Бой шел всю ночь»; Я.Смеляков. «Судья». А.Ахматова. «Мужество».
Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Тихое утро». Разница в жизненном опыте мальчиков. Внешняя грубоватость и доброе сердце Яшки; уже не мальчик, еще не взрослый (самообладание в минуты смертельной опасности и «рев» после перенесенного страха). Как понимать заглавие рассказа. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.
Для чтения и бесед:
В.А.Солоухин. «Мститель»;
Е.И.Носов. «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась» и др. рассказы (по выбору учителя).

Учебно-методический комплект:

1.Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс 5 класс.  Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2007.

2. Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М.: Просвещение, 2007.

3. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2007.

Дополнительные пособия для учителя и учащихся:

  1. Алексеева Т.В. Сочинение. Теория и практика. С-П. 2003
  2. Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва:  ВАКО, 2004.
  3. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 5 класс. -  М.: Вако, 2007.
  4. Кучина  Т. Олимпиадные задания, вопросы, тесты. Ярославль.2007.
  5. Петрова Т.С.Анализ художественного текста и творческие работы в школе.
  6. Рябова А.С., Шестерикова Н.В. Писатели и поэты Владимирского края. Хрестоматия по литературному краеведению. Владимир.2008.

Справочные пособия:

 1) Словарь. Крылатые слова.  Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина. М., 1986

2) Словообразовательный словарь русского языка. А.Н. Тихонов. М.: Просвещение, 1991

3) Словарь синонимов  и антонимов для школьников. О.А.Михайлова. Екатеринбург, 2005

4)Толковый словарь иностранных слов. Ростов-на-Дону, Феникс, 1995

5)Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. М., 2007

6) Толковый словарь живого великорусского языка. Даль В.И. М., 2005

7) Толковый словарь русского языка начала  21 века. Под ред. Г.Н.Скляровской. М.,2007

8) Школьный грамматико-орфографический словарь. Панов Б.Т., Текучев А.В.. - М.: Просвещение, 1991

9)Этимологический словарь русского языка. О.А. Шаповалова. – Ростов - на- Дону: Феникс,2008

10)Фразеологический словарь русского языка / под ред. Молоткова А.И. М., 1986

11)Универсальная школьная энциклопедия. Биографии. - М.2007

12)Русская литература. Энциклопедия для детей.- М.1998.

13)Я познаю мир. Литература.-М.2000

14) Словарь литературоведческих терминов. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Архангельский А.Н.. М.: Издательство Оникс, 2008.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс  литературы 5 класса:

В результате изучения литературы ученик должен знать:

1.содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

2.наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

3.основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

4.основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

1.работать с книгой;

  1. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  2. выявлять авторскую позицию;
  3. выражать свое отношение к прочитанному;
  4. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  5. владеть различными видами пересказа;
  6. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  7. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Формы контроля

Уровень знаний учащихся по предмету гуманитарных дисциплин проходит в течение года контроль. Контрольные работы включают сочинения, изложения и  тестовый контроль за усвоением тем, они содержат такие типы заданий, способ выполнения которых должен быть усвоен учащимися в ходе изучения соответствующей темы.

Тематическое планирование по литературе

в 5-ом классе к учебнику «Литература»

под редакцией М.А. Снежневской и О.М. Хреновой

Планирование рассчитано на 70 часа в год (2 часа в неделю),

Учитель

Шакирова Е.В.

№ урока

Дата

Тема урока

Количество часов

1

Вводный урок «О художественной литературе и чтении»

Устное народное творчество

14ч

2

Любимые произведения УНТ

1

3

Волшебная РНС «Бой на Калиновом мосту»

1

4

 Вн. чт. РНС «Царевна-лягушка»

1

5

Волшебная РНС «Белая уточка»

1

6

РН бытовые сказки: «Каша из топора», «Кот и лиса» Р.Р. Попробуй сочинить сказку

1

7

Малые жанры фольклора: загадки, пословицы и поговорки. Небылицы.

1

8

9

Народный кукольный театр. Петрушка Уксусов. Петрушка – любимый герой русского народного театра.

2

10

Мифы и легенды. 

О происхождении мира и богов.

1

11

Вн. чт. Подвиги Геракла

1

12

13

Гомер – бессмертный поэт древности. Одиссея.

2

14

Мифы и легенды славян.

1

15

Урок – соревнование по теме «Мифы и легенды»

1

Писатели-сказочники

18 ч.

16

17

18


Писатели – сказочники.  
А.С.Пушкин.  Сказки в жизни поэта. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

3

19

Вн. чт.  Литературные сказки.

1

20

21

22

Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Р.р. Сочинение. Сказочные образы и мотивы в произведениях. Изобразительное мастерство поэта. 

3

23

О строении стиха.

1

24

25

26

Х.К.Андерсен – великий сказочник. Снежная королева. Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

3

27

Вн. чт.  Произведения великих сказочников.

1

28

29

30


П.П.Бажов – автор сказов. Каменный цветок. Воплощение в сказе народных представлений о любви, добре и справедливости. Реальное и фантастическое в сказе, своеобразие его языка.

3

31

32

33

С.Я.Маршак – поэт, переводчик, сказочник. Сказка «Двенадцать месяцев». Мотивы УНТ в пьесе-сказке. Осмеяние легкомыслия, эгоизма, жадности; утверждение человечности, верности слову, доброму отношению к миру. Роль 12 месяцев в судьбе падчерицы

3

Из литературы ХIХ века

21 ч.

34

35

36

Басни. И.А.Крылов – великий баснописец.
Близость басни к УНТ. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность. 

3

37

М.Ю.Лермонтов. Историческая основа стихотворения.

1

38

Эпитеты и сравнения

1

39

А.В.Кольцов – поэт из народа. Близость стихотворения к народной песне. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.

1

40

41

42

43

44

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению и унижению людей. Нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Роль описаний природы в рассказе. 

5

45

Р.Р. Сочинение по рассказу «Муму»

1

46

47

Н.А.Некрасов. Крестьянские дети. Школьник. Выражение раздумий автора о судьбе народа, его напутствие детям. Темные и светлые стороны жизни крестьянских детей. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Р.Р. Домашнее сочинение о крестьянских детях. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина.

2

48

Поэзия Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова.Изобразительно-выразительные средства языка 

1

49

50

51

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Жизнь горцев и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

3

52

53

В.М.Гаршин. «Сигнал». Драматизм событий в рассказе. Конфликт.

2

54

Итоговый урок по лит-ре 19 века

1

Литература XX века

16 ч.

55

56

Л.Н.Андреев. «Кусака». Призыв к доброте и состраданию. Роль пейзажа в рассказе.
Р.р. Домашнее сочинение «Сон Кусаки».

2

57

58

59

А.И.Куприн. «Белый пудель». Причина столкновений персонажей в рассказе. Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

3

60

61

Джек Лондон. «Сказание о Кише». Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. 

2

62

63

А.Н.Толстой. «Детство Никиты». Автобиографические мотивы повести. Ее лиризм и юмор.

2

64

К.Г. Паустовский. «Мещерская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. 

1

65

Вн. чт. Стихи о ВОв

1

66

67

Ю.П. Казаков. «Тихое утро». Разница в жизненном опыте мальчиков.. Юмор в рассказе.  В.А. Солоухин. «Мститель»

2

68

У.И. Носов. «Тридцать зерен».

1

69

70

Повторение изученного в 5 классе. Рекомендации на лето.

2



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков литературы, 5 класс

№ урока

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Дата проведения

Элементы содержания, основные понятия

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Вид контроля, самостоятельной работы

1

О художественной литературе и чтении

Комбинированный урок

1

Своеобразие нового учебного предмета. Художественная литература как искусство слова

Уметь пользоваться учебником, знать, что такое литература, художественные тропы

Индивидуальные задания

2

Любимые произведения УНТ

Комбинированный урок

1

«Фольклор», «фольклористика», жанры детского фольклора

Знать термины

Индивидуальные задания

3

Волшебная РНС «Бой на Калиновом мосту»

Урок изучения нового материала

1

Своеобразие сюжетов, героев и событий волшебной сказки

Знать, что такое кульминация. Уметь пользоваться оценочной лексикой – верный, решительный, храбрый, добрый и т.д.

Индивидуальные задания

4

Вн.чт. РНС «Царевна-лягушка»

Комбинированный урок

1

Своеобразие сюжетов, героев и событий волшебной сказки

Знать, что такое кульминация. Уметь пользоваться оценочной лексикой – верный, решительный, храбрый, добрый и т.д.

Индивидуальные задания

5

Волшебная РНС «Белая уточка»

Комбинированный урок

1

Своеобразие сюжетов, героев и событий волшебной сказки

Уметь пользоваться оценочной лексикой – верный, решительный, храбрый, добрый и т.д.

Индивидуальные задания

6

РН бытовые сказки: «Каша из топора», «Кот и лиса» Р.Р. Попробуй сочинить сказку

Урок изучения нового материала

1

Своеобразие сюжетов, героев и событий бытовой сказки

Уметь выстраивать сюжет бытовой сказки

Индивидуальные задания

№ урока

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Дата проведения

Элементы содержания, основные понятия

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Вид контроля, самостоятельной работы

7

Малые жанры фольклора: загадки, пословицы и поговорки. Небылицы

Урок изучения нового материала

1

Происхождение и природа загадок Народная мудрость, сходство и различие пословиц и поговорок

Уметь отгадывать и сочинять загадки. Знать  различие пословиц и поговорок

Индивидуальные задания

8

Народный кукольный театр. Петрушка Уксусов.

Комбинированный урок

2

Особенности драматических произведений. Народная драма

Знать термины: драма, пьеса, диалог, монолог, афиша, реплика, ремарка, декорация

Индивидуальные задания

9

Петрушка – любимый герой русского народного театра.

Комбинированный урок

Особенности драматических произведений. Народная драма

Знать термины: драма, пьеса, диалог, монолог, афиша, реплика, ремарка, декорация

Индивидуальные задания

10

Мифы и легенды. 
О происхождении мира и богов.

Урок изучения нового материала

1

«Миф», «Мифология». Влияние мифов на культуру человечества

Знать термины «миф», «мифология»

Индивидуальные задания

11

Вн. чт. Подвиги Геракла

Комбинированный урок

1

Мифы Древней Греции

Знать термины: герой, строить химеры.

Индивидуальные задания

12

13

Гомер – бессмертный поэт древности. «Одиссея».

Комбинированный урок

2

Мифы Древней Греции

Знать термины: полубог, персонаж

Индивидуальные задания

14

Мифы и легенды славян

Урок изучения нового материала

1

Славянская мифология. Космогонические мифы

Уметь пользоваться мифологической лексикой: славянские божества, пантеон Богов, Мировое древо

Индивидуальные задания

№ урока

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Дата проведения

Элементы содержания, основные понятия

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Вид контроля, самостоятельной работы

15

Урок – соревнование по теме «Мифы и легенды»

Урок закрепления  материала

1

Легенда, сказка, миф, фольклор,

Определять отличительные особенности легенды и мифа;

пересказывать мифы, выразительно читать эпизоды;

выделять основную идею прочитанных мифов

Индивидуальные задания

16

17

18

Писатели – сказочники.  А.С.Пушкин.  Сказки в жизни поэта. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Урок изучения нового материала

3

Пролог, зачин, концовка, присказка, поэма, сюжет, образ, эпизод, предание

Уметь выделять особенности творчества Пушкина;

выявлять особенности стихотворной сказки;

находить сказочные образы и мотивы в произведении;

определять особенности синтаксического анализа отрывка;

выделить зачин, основную часть, концовку

Индивидуальные задания

19

Вн. чт.  Литературные сказки.

Комбинированный урок

1

Сказка, литературная сказка, композиция

Выделять особенности сказок литературных;

определять их отличие и сходство от  народных;

находить отличительные особенности литературных сказок

Индивидуальные задания

№ урока

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Дата проведения

Элементы содержания, основные понятия

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Вид контроля, самостоятельной работы

20

21

22

Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Р.р. Сочинение. Сказочные образы и мотивы в произведениях. Изобразительное мастерство поэта. 

Урок закрепления  материала

3

концовка, присказка, поэма, сюжет, образ, эпизод, предание

Иметь представление о сюжете поэмы,

охарактеризовать Руслана как главного героя поэмы;

определить особенности создания устных иллюстраций, которые передавали бы разные картины боя

Индивидуальные задания

23

О строении стиха.

Урок изучения нового материала

1

Стих, ритм, стопа, стихотворные размеры, рифма, ямб, хорей

Знать понятие «рифмы», «стопы», «строфы»;

выделять виды рифм;

отличать перекрёстную, кольцевую и парную рифмы;

определять рифму стихотворения;

сочинять стихи по рифмам на определённую тему;

иметь понятие двусложного стихотворного р.

определить размер и рифму в 5 любых стихах;

сочинить стихотворение; Читать сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева»

24

25

26

Х.К.Андерсен – великий сказочник. Снежная королева. Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Урок изучения нового материала

3

Литературная сказка, образ героя, характеристика героя

Сравнивать мир Кая и Герды;

давать характеристику главных героев;

пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста

Читать и пересказывать сказку, нарисовать портреты главных героев

27

Вн. чт.  Произведения великих сказочников.

Комбинированный урок

1

Русская народная сказка, авторская сказка, композиция, предисловие, аннотация

выделять отличительные особенности литературной сказки;

определять композиционную структуру и сюжетную линию литературной сказки;

пересказывать и выразительно читать эпизоды из любимой литературной сказки

Индивидуальные задания

28

29

30

  П.П.Бажов – автор сказов. Каменный цветок. Воплощение в сказе народных представлений о любви, добре и справедливости. Реальное и фантастическое в сказе, своеобразие его языка.

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Урок закрепления

3

Сказ, сказка, образ героя

Иметь  представление о жизни и творчестве П.Бажова; иметь понятие сказа; уметь выделять особенности жанра- сказ, уметь находить различие и сходство этого жанра со сказкой

Читать сказ. Подготовить устное описание каменного цветка

№ урока

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Дата проведения

Элементы содержания, основные понятия

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Вид контроля, самостоятельной работы

31

32

33

С.Я.Маршак – поэт, переводчик, сказочник. Сказка «Двенадцать месяцев». Мотивы УНТ в пьесе-сказке. Осмеяние легкомыслия, эгоизма, жадности; утверждение человечности, верности слову, доброму отношению к миру.

 Роль 12 месяцев в судьбе падчерицы

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Урок закрепления

3

Литературная сказка, образ героя, характеристика героя

Уметь определять композиционную структуру и сюжетную линию литературной сказки;

пересказывать и выразительно читать эпизоды из любимой литературной сказки

Индивидуальные задания

34

Басни. И.А.Крылов – великий баснописец.
Близость басни к УНТ. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях

Урок изучения нового материала

1

Басня, мораль, аллегория, сказка

Знать прочитанные ранее басни Крылова и углубить знания об этом литературном жанре;

уметь определяить как строится басня: мораль, основная часть

Сборники басен И.А.Крылова

Универсальная школьная энциклопедия. Биографии

35

Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность

Комбинированный урок

1

Басня, мораль, аллегория, сказка, олицетворение

Иметь представление об аллегории (иносказании) морали басни

Выучить басню «Волк на псарне»

36

Лаконизм и близость языка басен к разговорной речи. Афористичность 

Урок закрепления  материала

1

Басня, мораль, аллегория, сказка

знать, как строится басня: стихотворная форма, рифма, длинные и короткие строки;

как передаётся разговорная интонация с помощью стихотворных строк

Сочинить басню и нарисовать рисунок

№ урока

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Дата проведения

Элементы содержания, основные понятия

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Вид контроля, самостоятельной работы

37

М.Ю. Лермонтов. Историческая основа стих-ния.

Комбинированный урок

1

 Стихотворение, тема, идея, эпитет, сравнение, описание героя, образ, рифма

Иметь представление о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;

уметь определять особенности исторической эпохи, изображённой в  «Бородино»

Выразительно читать стихотворение.

Выучить стихотворение наизусть.

Ответить на вопросы

38

Эпитеты и сравнения

Комбинированный урок

1

Эпитет, сравнение, идея, тема произведения

Знать определение понятий «эпитет», «сравнение»

Индивидуальные задания

39

А.В.Кольцов – поэт из народа. Близость стихотворения к народной песне. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении

Комбинированный урок

1

Эпитет, сравнение, рифма, олицетворение, повествование, описание

Иметь представление о жизни и особенностях творчества А.В.Кольцова;

уметь сопоставлять особенности народных песен и стихотворения «Косарь», в котором нашли широкое отражение традиции русского фольклора;

3)выявить в стихотворении характерные для народной поэзии

Индивидуальные задания

№ урока

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Дата проведения

Элементы содержания, основные понятия

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Вид контроля, самостоятельной работы

40

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». История создания рассказа

Урок изучения нового материала

1

Образ героя, рассказ, эпизод

Знать историю создания рассказа;

особенности композиции рассказа, значение экспозиции

Дочитать рассказ. Озаглавить главы, составить план.

Рассказ «Как Герасим находит Муму»

41

Непримиримое отношение писателя к угнетению и унижению людей.

Комбинированный урок

1

Образ героя, рассказ, эпизод

Иметь представление об образе Герасима и особенностях его жизни в деревне и в городе;

выяснить, как автор относится к своему персонажу

Индивидуальные задания

42

Нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью

Комбинированный урок

Ирония,  эпизод, рассказ, изобразительно- выразительные средства

Уметь видеть авторское отношение к героям и событиям

Индивидуальные задания

43

Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Комбинированный урок

1

Эпилог, экспозиция, прототип

Иметь представление об эпилоге, экспозиции, прототипе

Индивидуальные задания

44

Роль описаний природы в рассказе. 

Комбинированный урок

1

Эпилог, экспозиция, прототип

Иметь представление об эпилоге, экспозиции, прототипе

Подготовиться к сочинению

45

Р.Р. Сочинение по рассказу «Муму»

Урок развития речи

1

Вступление, основная часть, итог

Уметь излагать мысли

Письменная работа

№ урока

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Дата проведения

Элементы содержания, основные понятия

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Вид контроля, самостоятельной работы

46

Н.А.Некрасов. Крестьянские дети. Школьник. Выражение раздумий автора о судьбе народа, его напутствие детям.

Урок изучения нового материала

1

Некрасов – крестьянский поэт. Судьба народа

Иметь представление о жизни и твррчестве поэта, знать главную тему тв-ва

Биография поэта, стих-ние наизусть

47

Темные и светлые стороны жизни крестьянских детей. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Р.Р. Домашнее сочинение о крестьянских детях. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина.

Комбинированный урок

1

Жизнь крестьянских детей. Забавы. Труд

Иметь представление о жизни крестьянских детей 19 в.

Домашнее сочинение

48

Поэзия Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова.Изобразительно-выразительные средства языка 

Комбинированный урок

1

Эпитет, сравнение, идея, тема произведения

Уметь находить общее в тв-ве авторов, отличие

Выучить сти-ние наизусть одного из автров

49

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».

Урок изучения нового материала

1

Рассказ, быль, тема, идея, проблематика произведения

Знать о жизни и творчестве Л.Н.Толстого;

краткую историческую справку о русско-кавказской войне;

историю создания рассказа «Кавказский пленник»

Читать рассказ

50

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина

Комбинированный урок

1

Описание, характеристика героя, образ героя, характер героя, рассказ, быль

Уметь определить авторскую позицию

Сравнительная характеристика двух героев.

№ урока

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Дата проведения

Элементы содержания, основные понятия

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Вид контроля, самостоятельной работы

51

Жизнь горцев и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

Комбинированный урок

1

Описание, характеристика героя, образ героя, характер героя, рассказ, быль, быт, нравы

Уметь анализировать прозаический  текст

Домашнее сочинение

52

В.М.Гаршин. «Сигнал»

Урок изучения нового материала

1

Рассказ, характеристика героя, образ героя,  композиция, экспозиция, кульминация, развязка

Знать о жизни и творчестве В.М.Гаршина;

проследить в рассказе «идею зарождения зла в борьбе за своё добро»

Сравнительная характеристика Семёна и Василия

53

Драматизм событий в рассказе. Конфликт.

Комбинированный урок

1

Рассказ, характеристика героя, образ героя,  композиция, экспозиция, кульминация, развязка

Знать идею рассказа: трагична жизнь человека, одержимого злом

Индивидуальные задания

54

Итоговый урок по лит-ре 19 века

Контрольный урок

1

Контрольная работа

55

Л.Н.Андреев. «Кусака»

Урок изучения нового материала

1

Рассказ, сюжет, композиция, герой, событие

знать о жизни и творчестве Л.Н.Андреева;

особенности нового жанра «мемуары», его историко-культурное значение

Выразительное чтение, пересказ;

 Озаглавить главы цитатами из текста, пересказ

56

Призыв к доброте и состраданию. Роль пейзажа в рассказе

Комбинированный урок

1

Рассказ, сюжет, композиция, герой, событие

Видеть роль описаний Кусаки, картин природы в рассказе

Домашнее сочинение «Сон Кусаки»

№ урока

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Дата проведения

Элементы содержания, основные понятия

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Вид контроля, самостоятельной работы

57

А.И. Куприн. «Белый пудель»

Урок изучения нового материала

1

Рассказ, биография

Знать о жизни и творчестве А.И.Куприна;

реальную историю, которая легла в основу рассказа «Белый пудель»

Читать рассказ

58

Причина столкновений персонажей в рассказе

Комбинированный урок

1

Рассказ, композиция, эпизод, сюжет, кульминация, эпитет, метафора, конфликт, завязка, герой произведения

Уметь выделять основные эпизоды каждой главы;

основной сюжет рассказа и особенности композиции

подготовить пересказ

59

Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж)

Комбинированный урок

1

Рассказ, композиция, эпизод, сюжет, кульминация, эпитет, метафора, конфликт, завязка, герой произведения

Уметь сопоставлять по- ступки героев, ис -пользовать срав -нительные характеристики

Подготовить рассказ об одном из героев

60

Дж. Лондон. «Сказание о Кише»

Урок изучения нового материала

1

Тема и идея произведения. Сказание

Знать биографию. Уметь определять тему и идею пр-ия

Индивидуальные задания

61

Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах 

Комбинированный урок

1

Тема и идея произведения. Сказание

Уметь давать характеристику героям, делать выводы

Индивидуальные задания

№ урока

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Дата проведения

Элементы содержания, основные понятия

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Вид контроля, самостоятельной работы

62

Л.Н. Толстой «Детство Никиты»

Урок изучения нового материала

1

Трилогия, тема, идея, проблематика произведения

Знать биографию писателя, особенности пр-ия

Пересказ

63

Автобиографи-

ческие мотивы

повести. Её

лиризм и юмор

Комбинированный урок

1

Мотив, лиризм, юмор

Уметь выделять мотив

Индивидуальные задания

64

К.Г. Паустовский «Мещерская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии природы и человека

Урок изучения нового материала

1

Очерк, тема произведения, пейзаж, эпитет, сравнение

Знать о жизни и творчестве писателя;

иметь понятие «очерка», уметь выделять особенности очерка

Подготовить стихи о ВОв

65

Вн. чт. Стихи о ВОв

Комбинированный урок

1

Стихотворение, эпитет, олицетворение, метафора, звукопись, цветопись, рифма

Знать роль военной темы в творчестве К.М. Симонова,

А.А. Суркова,

О.Ф. Берггольц;

Уметь определять особенности системы образов в стихах

Индивидуальные задания

66

Ю.П. Казаков. «Тихое утро». Разница в жизненном опыте мальчиков.. Юмор в рассказе. 

Урок изучения нового материала

1

Рассказ, кульминация, композиция, характеристика героя

Знать особенности творческого пути Казакова;

выяснить, какая проблема затронута в рассказе

Выразительное чтение отрывка,

пересказ,

рассказ о Яшке и Володе

№ урока

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Дата проведения

Элементы содержания, основные понятия

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Вид контроля, самостоятельной работы

67

В.А. Солоухин. «Мститель»

Комбинированный урок

1

Рассказ, кульминация, композиция, характеристика героя, развязка, завязка, эпитете, сравнение, олицетворение, эпитет

Знать о творчестве В.Солоухина;

следить за меняющимися чувствами мстителя

Пересказ, вопросы

68

У.И. Носов. «Тридцать зерен»

Комбинированный урок

1

Рассказ, кульминация, композиция, характеристика героя

Уметь анализировать художественный текст;

охарактеризовать главных героев

Пересказ

69

Повторение изученного в 5 классе

Контрольный урок

1

Контрольная работа

70

Рекомендации на лето

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....