Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, которая содержит: пояснительную записку, тематический план базового курса литературы, тематическое планирование с содержанием, повторением, оснащением и требованиями к уровню подготовки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_10.doc | 285 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Троснянская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО: ____________/Козлова З.Л./ Протокол №1 от «28» августа 2017г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР /__________/Воробьева Л.В. «29» августа 2017г. | «Утверждаю» Директор /Курашова И.Н./ Приказ № 189 от «31» августа 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Сиваковой Ларисы Ивановны, учителя
Ф.И.О., категория
первой квалификационной категории,
по литературе, 10 класс
предмет, класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «30» августа 2017г.
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом №1089 Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004; Приказом №1312 Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 «Об утверждении федерального учебного базисного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования»;
- Программы общеобразовательных учреждений. Программы по литературе для 5-11 классов, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2008г.;
- Положения о рабочей программе МБОУ Троснянской СОШ;
- Учебного плана МБОУ Троснянской СОШ на 2017-2018 учебный год.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных учреждений: Лебедев Ю.В. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник в 2 ч. М., Просвещение, 2015г.
Рабочая программа конкретизирует содержание примерных тем, образовательного стандарта для 10-го класса и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Содержание литературного образования направлено на формирование грамотного читателя, свободно владеющего словом, указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно - художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала.
Рабочая программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко- литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала.
Изучение литературы на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения художественных и текстов, в том числе и чтения наизусть;
- свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- навыки развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя;
- отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
- овладение способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Данная программа среднего общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности, обучающегося. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Одна из обязательных составляющих литературного образования в 10 классе – литературное творчество обучающихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления, в значительной мере формируя общую культуру и социально-нравственные ориентиры обучающихся.
Курс литературы в 10 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 10 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Работа на уроках литературы в 10 классе предполагает развитие обучающегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения ключевыми компетенциями.
Ценностные ориентиры учебного предмета
Преподавание литературы в 10 классе предполагает последовательное и систематическое изучение историко-литературного курса, который позволит сформировать представление о литературном процессе в России в 19 – 20 веках и предполагает монографическое изучение творчества классиков русской литературы.
Учащиеся получают историко – литературные сведения, знакомятся с образцами литературной критики, осваивают теоретические понятия и совершенствуют умения, определённые стандартом литературного образования. Необычным является включение в программу произведений Пушкина не только в 10, но и в 11 классе. Так, в 10 классе пушкинские произведения «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии», изученные в начале года, задают уровень философской проблематики литературы второй половины 19 века, раскрывают масштаб её художественных исканий, указывают на прообразы героев Тургенева и, Достоевского, Чехова в мировой культуре.
В 10-11 классах школьник постоянно обращается при изучении курса литературы на исторической основе к трём великим истокам: 1) видит роль фольклорной традиции в конкретных произведениях словесности; 2) изучает ряд произведений зарубежных авторов параллельно с произведениями русской литературы соответствующего периода, так как русская словесность на данном этапе развивается в русле мировой литературы независимо и своеобразно в активном творческом обмене с другими странами; 3) обращается к образцам русской литературы 18 века, обеспечившим расцвет литературы в 19 веке.
Место предмета в Учебном плане
В соответствии с Учебным планом МБОУ Троснянской СОШ на 2017-2018 учебный год на изучение литературы в 10 классе отводится 105 часов (3 часа в неделю).
Содержание учебного материала
Литература XIX века
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала.
Литература первой половины XIX века
А.С. Пушкин.
Жизнь и творчество (обзор)
Лирика Пушкина. Ее гуманизм. Красота, Добро, истина – три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (1Х. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...»
Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений). Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека
Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
Сочинение по творчеству А.С. Пушкина.
М. Ю. Лермонтов.
Жизнь и творчество (обзор).
Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире.
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.
Н.В. Гоголь
Жизнь и творчество. (Обзор).
Романтические произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» - идиллия и сатира, «Вий» -демоническое и ангельское),
Петербургские повести». "Невский проспект". Образ города в повести. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
А. Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение "жестоких нравов" "темного царства". Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.
Н.А. Добролюбов" Луч света в темном царстве.
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).
Сочинение по драме А. Н. Островского "Гроза".
И. А. Гончаров. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов».
История создания и особенности композиции романа. Петербургская "обломовщина". Глава "Сон Обломова" и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Проверочная работа по роману И. А. Гончарова "Обломов.
И.С. Тургенев. Жизнь и творчество.
Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. "Вечные" темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. "Тайный психологизм": художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Сочинение по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети".
Ф.И.Тютчев.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...»
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и ' символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и "поединок роковой". Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
А. А. Фет. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...»,
«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», «Еще одно забывчивое слово...» (возможен выбор трех других стихотворений).
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория "чистого искусства". "Вечные" темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического произведения.
Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
Н. С. Лесков.
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник».
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость – основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.
(Изучается одно произведение по выбору).
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (обзор).
«История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и "глуповцев ". Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала "Истории ".
Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...» «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...» (возможен выбор трех других стихотворений). Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение "вечных" тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и "народного заступника" Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл "бабьей притчи". Тема народного бунта. Образ Савелия, "богатыря святорусского". Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его "двойники". Образы "униженных и оскорбленных". Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. "Преступление и наказание" как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных "точек зрения". Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения.
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор). Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».
Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция "общей жизни". Изображение светского общества. "Мысль народная" и "мысль семейная" в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев ("диалектики души"). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной позы (развитие понятия).
Сочинение по роману Л. Н. Толстого "Война и мир".
Общественно-политическая жизнь России в 80-90гг XIX века. ♦
Национальное самоопределение русской литературы.
А. П. Чехов. Жизнь и творчество.
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения). Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов).
Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия «Вишневый сад».
Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя- "недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Зачетная работа по творчеству А. П. Чехова.
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века.
Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса.
Символизм.
Ги де Мопассан. (Возможен выбор другого зарубежного прозаика). Жизнь и творчество (обзор).
Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения). Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений; ,
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения, и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров:
-выразительное чтение;
-различные виды пересказа;
-заучивание наизусть стихотворных текстов;
-определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
-анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
-выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
-участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента; '
-подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. Основные теоретико - литературные понятия:
-художественная литература как искусство слова;
-художественный образ; ,
-содержание и форма;
-художественный вымысел; фантастика;
-историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей Х1Х-ХХ веков.
-литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман- эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое 1 стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
-авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов, -деталь. Символ. Психологизм. Народность. Историзм; -трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительны средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Стиль;
-проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа; -литературная критика.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего общего образования являются:
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация; самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы.
Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, развитие культуры устной и письменной речи. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, универсальные способы деятельности и ключевых компетенций:
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового Анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сфе{зы своих интересов и возможностей;
- сравнение сопоставление, классификация;
- подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Учебник под ред. В.Ю. Лебедева знакомит учащихся с произведениями русской литературы, помогает осмыслить особенности творчества писателя, приобщает к самостоятельному чтению. При раскрытии каждой темы используется единая методологическая схема. Авторы не ограничиваются исключительно литературной стороной дела. В соответствии с логикой раскрытия новой темы, сначала дается характеристика исторической' эпохи, в которую создавался памятник, обращается серьезное внимание на особенности биографии автора, обстоятельства написания данного произведения. Далее следует характеристика литературной среды и традиции, на которую опирался или мог опираться автор при создании произведения. Тем самым каждый литературный памятник, что особенно важно, рассматривается в связи с исторической и культурной эпохой, в которую он возник, что ведет к лучшему пониманию особого колорита данного литературного произведения. Далее следует анализ самого сочинения (характеристика основных идейных установок автора, характеристика главных героев, тем и сюжетных линий). При этом материал подается не просто как лекция, но именно как руководство по проведению занятия с использованием широкого набора методологических приемов его организации. Особо учитывается необходимость организации работы с классом, привлечения внимания школьников к тому или иному вопросу. '
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Количество часов, отводимых на освоение темы | Раздел (количество часов) Тема урока | |
По плану | Фактически | |||
1 | 1 | Введение (1ч). Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. | ||
2 | 1 | Поэтические предшественники А.С. Пушкина: Г.Р. Державин, В. А Жуковский. К. Н. Батюшков. | ||
3 | 1 | А. С. Пушкин (10ч). Жизнь и творчество. Гуманизм лирики поэта и ее национально-историческое содержание. | ||
4 | 1 | Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылок. | ||
5 | 1 | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина | ||
6 | 1 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. | ||
7-8 | 2 | Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти. | ||
9 | 1 | Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. | ||
10 | 1 | Образ Петра первого как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». | ||
11 | 1 | Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина. | ||
12 | 1 | Р.р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина. | ||
13 | 1 | М. Ю. Лермонтов (7ч.). Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. (Основные темы и мотивы лирики. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Родина») | ||
14 | 1 | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова | ||
15 | 1 | Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Тема Родины | ||
16 | 1 | Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова | ||
17 | 1 | Молитва как жанр в творчестве М.Ю. Лермонтова. | ||
18 | 1 | Вн. чт. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. | ||
19 | 1 | Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова. | ||
20 | 1 | Н.В. Гоголь (5ч.) Слово о Н.В. Гоголе (повторение ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород». | ||
21 | 1 | «Петербургские повести Н.В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». | ||
22 | 1 | Н.В. Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. | ||
23 | 1 | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». | ||
24 | 1 | Вн. чт. Н.В. Гоголь «Портрет». Тема творчества в повести. | ||
25 | 1 | Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству Н.В. Гоголя. | ||
26 | 1 | Р.р. Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя. | ||
27 | 1 | Обзор русской литературы второй половины 19 века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы. | ||
28 | 1 | И.А. Гончаров (4ч.) Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». | ||
29 | 1 | Особенности композиции романа Обломов». Обломов — «коренной народный наш тип». | ||
30 | 1 | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения. | ||
31 | 1 | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. | ||
32 | 1 | А.Н. Островский (5ч.) Слово об А.Н. Островском. Личность и судьба драматурга. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. | ||
33 | 1 | История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы А.Н. Островского «Гроза». | ||
34 | 1 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». | ||
35 | 1 | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы. | ||
36 | 1 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». | ||
37 | 1 | Р.р. Подготовка к сочинению по пьесе А.Н. Островского «Гроза». | ||
38 | 1 | Р.р. Сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза». | ||
39 | 1 | И.С. Тургенев (9ч.) И.С. Тургенев. Личность и судьба писателя. «Записки охотника» и их место в русской литературе. | ||
40 | 1 | История создания романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева. | ||
41 | 1 | Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя. | ||
42 | 1 | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». | ||
43 | 1 | Любовь в романе «Отцы и дети». | ||
44 | 1 | Анализ эпизода «Смерть Базарова». | ||
45 | 1 | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». | ||
46 | 1 | Р.р. Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». | ||
47 | 1 | Р.р. Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». | ||
48 | 1 | Зачетная работа по творчеству И.А. Гончарова, А.Н. Островского. И.С. Тургенева. | ||
49 | 1 | Ф.И. Тютчев (3ч.) Страницы жизни Ф.И. Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа- сфинкс...» | ||
50 | 1 | Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...» | ||
51 | 1 | Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...». «К.Б.» («Я встретил вас. и все былое...»). | ||
52 | 1 | А.А. Фет (3ч.) Жизнь и творчество А.А. Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» | ||
53 | 1 | Любовная лирика А.А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь...», «Певице». Гармония и музыкальность поэтической речи. | ||
54 | 1 | Р.р. Сопоставительный анализ стихов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Особенности поэтического стиля Ф.И Тютчева и А.А.Фета. | ||
55 | 1 | Н. А. Некрасов (8ч.) Жизнь и творчество. (С обобщением ранее изученного). Судьба народа в лирике. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки…» | ||
56 | 1 | Героическое и жертвенное в образе разночинца- народолюбца в поэзии Н. А. Некрасова. «Рыцарь на час». «Умру я скоро, жалкое наследство...», «Блажен незлобливый поэт». | ||
57 | 1 | Н. А. Некрасов о поэтическом труде. «Элегия», «Вчерашний день...», «Музе», «О муза! Я у двери гроба...» | ||
58 | 1 | Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…» | ||
59 | 1 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка». | ||
60 | 1 | Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | ||
61 | 1 | Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы. | ||
62 | 1 | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». | ||
63 | 1 | Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству Н.А. Некрасова. | ||
64 | Р.р. Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова. | |||
65 | 1 | М.Е.Салтыков-Щедрин (2ч.) Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова- Щедрина. Проблематика и поэтика сказок. | ||
66 | 1 | Вн.чт. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников. | ||
67 | 1 | Л.Н. Толстой (15ч.) Жизнь и судьба Л.Н. Толстого. Этапы творческого пути. Духовные искания. | ||
68 | 1 | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. | ||
69 | 1 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. | ||
70-71 | 2 | Духовные искания героев романа «Война и мир» — Андрея Болконского и Пьера Безухова. | ||
72 | 1 | Женские образы в романе «Война и мир». | ||
73 | 1 | Семья Ростовых и семья Болконских. | ||
74-75 | 1 | Тема народа в романе «Война и мир». | ||
76 | 1 | Кутузов и Наполеон. | ||
77 | 1 | Истинное и ложное в романе «Война и мир». | ||
78-79 | 1 | Р.р. Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». | ||
80 | 1 | Смысл и назначение эпилога в романе «Война и мир». Гуманистический пафос произведения | ||
81 | 1 | Р.р. Подготовка к сочинению по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». | ||
82 | 1 | Р.р. Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». | ||
83 | 1 | Ф.М. Достоевский (10ч.) Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. | ||
84 | 1 | Петербург Ф.М. Достоевского. | ||
85-86 | 2 | История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе. Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. | ||
87 | 1 | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова и истоки его бунта. | ||
88 | 1 | «Двойники» Раскольникова. | ||
89 | 1 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе. | ||
90 | 1 | Эпилог романа. | ||
91 | 1 | Р.р. Подготовка к сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». | ||
92 | 1 | Р.р. Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». | ||
93 | 1 | Н.С. Лесков (1ч). Художественный мир Н.С.Лескова. Личность и судьба писателя. Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа. | ||
94 | 1 | А.П. Чехов (5ч.) Личность и судьба А.П. Чехова. Основные черты чеховского творчества. Проблематика и поэтика рассказов Чехова 80- 90-х годов («Человек в футляре», «Студент», «Дама с собачкой» и др.) | ||
95 | 1 | Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч». | ||
96 | 1 | Особенности драматургии А.П.Чехова. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов, конфликт (внутренний и внешний). Разрушение дворянского гнезда. | ||
97 | 1 | Сад как символ в комедии «Вишневый сад» Своеобразие чеховского стиля в комедии «Вишневый сад». | ||
98 | 1 | Зачетная работа по творчеству А.П.Чехова. | ||
99 | 1 | Контрольная работа по русской литературе за второе полугодие. | ||
100 | 1 | Зарубежная литература. Вн.чт. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Изображение жизни народа в сборнике «Осетинская лира». | ||
101-102 | 2 | Вечные вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обездоленных земными благами. Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. | ||
103 | 1 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века | ||
104-105 | 2 | Резервные уроки. |
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учащихся:
1. Адамчик В.. Словарь символов и знаков. М. 2006г.
1. Ю.В.Лебедев и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник в 2 ч. М., Просвещение, 2015г.
2. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. М. 2008г.
3. Кучина Т.Г. Школьный справочник. Литература. Я. 1998г.
4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М. 2004г.
5. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений. М.,1995.
5. Тураев С.В.и Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. М. 1985г.
7. Электронное пособие «Литература. Энциклопедия».
Литература для учителя
1. Лебедев Ю.В. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник в 2 ч. М., Просвещение, 2015г.
2. Коровина В.Я. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11классы. М. 2010г.
3. Белокурова С.П. Сухих И.Н. Русская литература в 10 классе. Книга для учителя. М. 2008 г.
3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. М. Вербум-М. 2012.
4. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е., Фаткуллова В.Н. Литература. 10 класс. Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. М. Просвещение, 2008г.
5. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. М. 2014г.
6. Лебедев Ю.В. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник в 2 ч. М., Просвещение, 2015г.
7. Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература. 10класс. Методические советы. М. Просвещение. 2000г.
8. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Литература в 10 классе. Урок за уроком. М. 2003г.
Электронные пособия:
- «Энциклопедия. Пушкин. Жизнь и творчество»;
- «И.С.Тургенев. Страницы жизни»;
- «Уроки литературы в 10 классе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...