Проблема «отцов» и «детей» (взаимоотношение поколений) в рассказе В. Г. Распутина «Женский разговор»
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему
Проблема «отцов» и «детей» (взаимоотношение поколений) в рассказе В. Г. Распутина «Женский разговор». В процессе работы над проектом учащиеся, используя необходимые знания по литературе, литературоведению, представляют творческий отчёт, содержащий информацию об объекте исследования и сфере его применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhenskiy_razgovor.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема «отцов» и «детей» (взаимоотношение поколений) в рассказе В. Г. Распутина «Женский разговор»
Введение
Тип проекта: творческий, научно-исследовательский, социально-информационный.
Предметная область: литература.
Класс: 11.
Планируемые результаты: в процессе работы над проектом учащиеся, используя необходимые знания по литературе, литературоведению, представляют творческий отчёт, содержащий информацию об объекте исследования и сфере его применения.
Цели:
1. создание условий для формирования устойчивого интереса к литературе;
2. активизация учебно-исследовательской и творческой деятельности.
Задачи:
1. проследить развитие данной темы в произведениях писателей XIX века;
2. закрепить навыки анализа художественного произведения;
3. систематизировать имеющиеся знания.
Учебно-практическая задача: провести анализ эпического произведения (малая форма — рассказ) и сопоставить данное произведение с другими произведениями русской литературы, в которых поднималась проблема «отцов» и «детей».
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер, проектор (интерактивная доска), словарь литературоведческих терминов, толковый словарь, первоисточник (рассказ «Женский разговор»).
Комплектование групп: класс делится на 3 группы (примерно по 8 человек).
Объект исследования 1-й группы: художественные произведения 1-й половины XIX века (комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»; повесть «Станционный смотритель», роман «Капитанская дочка» А. С. Пушкина; повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).
Объект исследования 2-й группы: произведения 2-й половины XIX века (произведения И. А. Гончарова «Обыкновенная история» и «Обломов», пьесы А. Н. Островского, роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»).
Объект исследования 3-й группы: произведение последнего десятилетия XX века — рассказ В. Г. Распутина «Женский разговор» (1995 г.).
Учебные вопросы.
**Каково происхождение понятия «отцы» и «дети»?
**Каковы этапы развития проблемы «отцов» и «детей» на страницах русской литературы?
**Актуальность данной проблемы в окружающей действительности.
Основополагающий вопрос: связь поколений — что это, зачем это?
Вывод 1-й группы (предполагаемый ответ).
«Отцы» и «дети» — одна из самых драматических и актуальных тем русской классики, именно поэтому она нашла своё выражение почти во всех знаковых произведениях русских писателей 1-й половины XIX века. Эта тема стала поистине темой века. Семья воспринималась русскими писателями как модель общества, как его зеркало. Кризис русской нравственности, кризис русской духовности, религиозности, наконец, политический кризис, социальные процессы русского общества больно ударили по русской семье. Каждый из писателей по-разному разрешает проблему поколений в своих произведениях. Ни одно поколение не может иметь одинаковых взглядов, поэтому конфликты между детьми и родителями в разных семьях различны.
Большое влияние на характер конфликта, да и на его наличие оказывают воспитание, образование, нравственные ценности как детей, так и родителей. Молодое поколение идёт своей дорогой, не чтит отцовских заветов, громит прежние ценности. У них свои идеалы и убеждения, новые, независимые, которые они отстаивают. Это одна часть молодёжи. Другая же живёт по заветам своих родителей. Пушкин, например, проводит мысль о взаимной ответственности «отцов» и «детей», а в романтической повести Гоголя конфликт между отцом и сыном приобретает поистине трагические и масштабные черты.
Вывод 2-й группы (предполагаемый ответ).
И во 2-й половине XIX века продолжает освещаться проблема взаимоотношения поколений.
Всё, что восхищает нас в Обломове, — это результаты той семейственности, той теплоты, которую мы видим в доме Обломова, в его родовом гнезде, что приводит, к сожалению, к неумению построить жизнь.
Островский же рисует и деспотизм семейных отношений, и стремление молодёжи выйти из-под диктата старших, и столкновения своевольных и безответных, крушение патриархальной семьи и появление новой буржуазной семьи. Купеческая семья под пером Островского является моделью российской государственности, российской истории, отражая, как в зеркале, все её и его шаги. И во всех пьесах — конфликты старших и младших. Печальны последствия конфликта: разрушена патриархальная семья, гибнет главная героиня в пьесе «Гроза».
Главная мысль Тургенева — мысль о компромиссе, а трагическая история Базарова — это результат его идейных и человеческих ошибок.
«Важна атмосфера семьи, представления об идеалах — от этого зависит судьба, мораль детей», — считает Л. Н. Толстой.
Основными причинами распада семьи русские писатели считают:
а) социальные и политические процессы, происходящие в обществе: расслоение общества на бедных и богатых, стремительная капитализация России, заразившая чистоганом русскую семью и рушащая её «устои»; кризис патриархальной семьи, идейные и этические расхождения поколений; нигилистические представления с их ложно понятой свободой от обязательств перед людьми, с их критикой брака и семьи;
б) греховное начало в человеке, ослабление веры.
Вывод 3-й группы (предполагаемый ответ).
Мы говорили о том, как проблема поколений осмысливалась писателями — классиками. И. С. Тургенев и Л. Н. Толстой мечтали о гармонии, взаимопонимании между поколением «отцов» и поколением «детей». Таков идеал. Достижим ли он? К нему ведёт тернистый путь жизненного опыта. Есть вещи, которые каждый решает сам в собственной душе. Будем ли мы руководствоваться наставлениями писателей или решать проблему «отцов» и «детей» по-своему, зависит от нас.
Молодое поколение и в современной жизни пытается утверждать новое во всех сферах жизни. Но к сожалению, сейчас нарушена связь поколений. Переосмыслены многие ценности культуры, что, безусловно, ведёт к потере нравственных ориентиров, к снижению уровня воспитанности, к бездуховности, даже жестокости. Вот и Распутин придал огромное значение разговору между героинями рассказа.
Этот разговор важен был для обеих: бабушка рассказывала о себе, передавала свой жизненный опыт, взгляды на жизнь, поддерживала внучку, вселяя в неё уверенность, создавала «основу для дальнейшей жизни». А для Вики этот разговор — начало новой жизни, осознание своего «я», своего назначения на земле. Разговор затронул Вику.
Прочитан рассказ, вместе с героями пережита трудная жизненная ситуация. Мы думаем, что описанная история затрагивает души людей разных поколений, заставляет задуматься о жизни. И не только к молодым обращён этот рассказ, но и к людям старшего поколения, чтобы готовили молодых к жизни.
Разговор — это обмен мнениями, раздумьями, собеседование, сопереживание. Эпитет «женский» подсказывает, что предстоящий разговор о любви, замужестве, семейном счастье… Женский разговор… неторопливый, задушевный, без суеты. Человек у Распутина — звено человеческих поколений, а сама эта цепь многочисленными звеньями сцеплена с природой. Чувство этой связи, сопричастность всему живому и вечному в бабке Наталье будет противостоять разрушающей силе безнравственности. Такова позиция автора рассказа.
Финал рассказа остаётся открытым. Страшен мир, в котором мы живём, рушатся традиционные ценности: нет семьи, нет добра, убогость быта, бездуховность жизни, враждебность вокруг. Мудрость и легкомыслие, утрата нравственных ориентиров, деградация и душевная теплота — вот основная мысль рассказа «Женский разговор». Если прервётся эта духовная нить, связывающая нас с предками, прервётся и жизнь…
В этом плане художественная литература представляет собой «некую прививку» подрастающему поколению против нравственного и морально-этического вывиха.
Справится ли? Ответить сложно…
Примечание: словарная работа.
Лидер — человек, ни от кого не зависимый; ведущий, главный в каком-либо сообществе.
Целомудрие — строгая нравственность, чистота, девственность, благоразумие, здравый смысл, рассудок.
Рифма — созвучие стихотворных строк.
Целеустремлённая — имеющая ясную цель.
Слова, которые употребляет в речи Наталья.
Потрата — тратить, отдавать часть самого себя.
Твёрдый мужик — основательный, умеющий принять на свои плечи основательную тяжесть, такой человек — основа семьи, не изменяющий взглядов, думающий обо всех.
Не по обнюшке — основательно, зная друг друга и любя.
Раскол в ей — отсутствие в человеке главного, на него нельзя положиться, плохо рядом с таким.
Любее любой — так говорит Николай о женщине, которая умеет себя сохранить для мужа и отдать себя всю, всю любовь и нежность.
Целеустремлённая —это самые разнесчастные бабы, похожие на гончих собак, которые гонят по жизни, никого и ничего не замечая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Живые родники юности" по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор"
Статья посвящается 75-летнему юбилею В.Г. Распутина. В основу урока положена технология учебного диалога. Уникальна тема урока: речь идет о целомудрии, о нравственной и физичес...
Презентация к уроку-размышлению "Душа по капле собирает свет…" (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор") к 75 летию.
Ознакомить учащихся с творчеством Валентина Григорьевича Распутина на примере рассказа "Женский разговор".Выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности, ...
Сочинение по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор». Кто жить научит?
Сочинение ученицы 9 класса Лебедевой Виктории по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор»....
урок по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор"
Урок - поиск истины. Разговор о "Женском разговоре" В.Г. Распутина...
Урок литературы в 11 классе по рассказу В.Г.Распутина "Женский разговор".
Цели урока:- выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о любви, нравственности, создав проблемную ситуацию;побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения о ...
Урок-размышление "Душа по капле собирает свет…" (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор")
биография и творчество Распутина...
Урок - размышление "Душа по капле собирает свет..." (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор")
Урок - размышление "Душа по капле собирает свет..." ( по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор")...