Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.
план-конспект урока по литературе на тему

Сивакова Лариса Ивановна

Цель: познакомить учащихся с творческой манерой писателя; показать, какие проблемы поднимает Е.Носов в рассказе; совершенствовать навык выразительного чтения; воспитывать в детях отзывчивость, чуткость, стремление беречь все живое на Земле. Оснащение у ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nosov_nravstvennye_problemy_rasskaza_kukla.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа.

Цель: познакомить учащихся с творческой манерой писателя; показать, какие проблемы поднимает Е.Носов в рассказе; совершенствовать навык выразительного чтения; воспитывать в детях отзывчивость, чуткость, стремление беречь все живое на Земле.

Оснащение урока: презентация творчества писателя, портрет Е.Носова, сборники его произведений.

                                              Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.

    На прошлых уроках мы знакомились с творчеством Ф. Абрамова. Экологическую тему и разговор о прекрасном продолжает в своих произведениях другой писатель-прозаик Е.И.Носов, с творчеством которого мы сегодня познакомимся.

  1. Выразительное чтение учеником автобиографического рассказа Е.И.Носова.

  (Одновременно идет презентация творчества писателя)

  1. Беседа.

- Рядом с каким городом находилось село, в котором родился писатель?

- Какие события происходили в городе во время Великой Отечественной войны?

_ А чем еще знаменит Курск с давних времен?

- Сколько примерно было лет, когда он стал противотанковым артиллеристом?

- Где и кем работал писатель после окончания школы?

    - Какова главная тема творчества Е.Носова?

   - «…Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной несправедливости… о том, как жить и что делать…» (И.Баскевич.)

     На очень важный вопрос: «…как жить и что делать» и отвечает Е.Носов в рассказе «Кукла».

5. Словарная работа.

    Дома вы должны были прочитать рассказ и выписать непонятные слова, определить их лексическое значение.

 

    Внапашку – внакидку.

    Выгон – место, где пасется скот, пастбище.

    Глумиться – злобно и оскорбительно издеваться.

    Дурнишник, белокопытник, куга, стрелолист – просторечные названия сорняков.

    Избыть – избавиться от чего-либо.

    Святотатство – поругание, оскорбление чего-либо святого.

    Споро – быстро.

    Сунул (здесь) – двинул, дернулся.

    Телогрейка (здесь) – то же, что и ватник.

    Язь – вид речной рыбы.

    Худо – зло,        

  1. Работа по содержанию рассказа «Кукла».

             Чтение наизусть учеником начала рассказа.

- С какой целью автор так подробно рассказывает о реке, цветах и травах?

      ( Внимательный взгляд писателя замечает тысячи трав, растений. Создается радостная картина.)

- Что ужасает его, о каких бедах он говорит в начале повествования?

      (Жестокое, бездумное отношение к миру.)

- Найдите в данном отрывке изобразительно-выразительные средства. Какую роль они играют?

- И вот снова через некоторый промежуток времени рассказчик оказывается в тех же местах. Что сейчас увидел он?

     Выразительное чтение наизусть строк: «Русло сузилось…»

- Изменилось ли что-либо? С чем связаны эти изменения? Почему так произошло?

- Какие чувства вызывает это описание?

- С какой целью вводит писатель описания природы? Что он хочет сказать?

- Расскажите об Акимыче.

- Как изменился Акимыч со времени последней встречи с рассказчиком?

   (Найти эпизод: «Ан-нет! Прошлой осенью иду по селу…»  До слов: «…и он досадливо сунул плечом, порываясь идти»)

-Прочитайте описание пейзажа, который наблюдал герой-рассказчик, идя вслед за Акимычем.

 (От слов: «Мы пошли мимо школьной ограды…» до слов: «Ощущение праздничности и радости бытия»)

- Какие эпитеты подчеркивают праздничность и радостность наблюдаемой героем картины?

- С какой целью помещено в повествование описание праздничного пейзажа?

- Видел ли эту красоту Акимыч? Почему? Что так взволновало его?

- Найдите описание куклы, прочтите его. Что поражает нас в этом описании?

( Кукла словно живая, это человек!)

-  В какой связи упоминается в рассказе война?Как, по-вашему, связаны события военного времени и поступок, возмутивший Акимыча?

  Зачитаем эпизод, упоминающий об этом событии.

- Что такое война? Что происходит в жизни человека с того момента, как она начинается? Чем отличается военное поколение и современное?

- Почему же так болезненно Акимыч воспринимает случай с куклой?

- Единственный ли это случай, с которым столкнулся Акимыч? Что чувствует он? Как об этом говорится в рассказе? Прочитайте.

- Какой вывод делает Акимыч о причинах произошедшего? Как можно истолковать его слова: «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят»?

- Послушаем стихотворение К.Случевского «Кукла». Как оно перекликается с рассказом? Где и как в рассказе Е.Носова кукла сравнивается с человеком?

- Почему Акимыч зарывает куклу в могилу?

- «Он сутуло, согбенно перешагнул в кювет…» Почему именно эти эпитеты использует автор? Какой из них несет нейтральную, а какой экспрессивную окраску? Уточним значение слов.

Сутулый – ссутуленный, слегка сгорбленный.

Согбенный (устар. И высок.) - сгорбленный, согнутый.

- Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать…»?

- Чем интересен и близок Акимыч автору?

   (Оба воевали. Война – тяжелое испытание, она проверяет человека на прочность. Равнодушие не свойственно людям военного времени.)

- Сначала автор назвал рассказ «Акимыч», а затем выбрал другое название «Кукла». Как вы думаете, почему?

- Какие же проблемы поднимаются автором в рассказе?

  («…как жить и что делать…»)

- Как вы думаете, все ли благополучно в окружающем мире сегодня? Существуют ли проблемы, которые необходимо решать и мимо которых нельзя проходить?

- Встречались ли вы с явлениями бездушного и бессердечного отношения к природе, животным?

  1. Подведение итогов урока.

 - Так как же мы должны жить? Что делать, чтобы мир наш стал краше?

  1. Задание на дом.

По степени сложности (на выбор учащихся).

Мини-сочинение: 1) «Может ли вас взволновать цветок, красота весеннего леса?»    2) «Что мы делаем, чтобы природа нашего села стала краше?»

Выучить стихотворение «Кукла», определить его тему и идею (по желанию).

Прочитать рассказ «Живое пламя» (для всех).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

работа посвящена творчеству Лермонтова...

ЛЮБИЛ И Я В БЫЛЫЕ ГОДЫ... (адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова) Литературно-музыкальная композиция.

Литературно-музыкальная композиция с элементами инсценирования.Посвящена адресатам любовной лирики М.Лермонтова....

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

Адресаты любовной лирики М.Ю. ЛермонтоваЦели внеклассного мероприятия:- познавательная – познакомить учащихся с фактами из личной жизни М.Ю. Лермонтова, с любовной лирикой поэта;- развивающая – ...

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова

Здесь представлена презентация к проекту, сделанному к 200-летию М.Ю. Лермонтова, посвященная его музам, женщинам, ставшим адресатами его лирики....

презентация к уроку "Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним".

Цель: выявить особенности любовной лирики поэта; развивать умение готовить сообщение на заданную тему, навыки выразительного чтения; анализа лирического стихотворения; воспитывать интерес к чтению и л...

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

Тема. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» Цель: вы...