Урок литературы в 9 классе
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Спесивцева Ирина Семеновна

Урок литературы в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_tatyany_larinoy.rar10.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе

Тема: Татьяна — нравственный идеал Пушкина. 

Цели: определить место и роль образа Татьяны в произведении; научить анализу текста; развить умение логически мыслить и самостоятельно делать выводы;

Оборудование: репродукция картины К.И. Рудакова «Татьяна Ларина», автопортрет А.С.Пушкина

Познавательные УУД: уметь искать и выделять  необходимую информацию в предложенных текстах.

Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные УУД: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения изученного материала.

1.Вступительное слово учителя

    Татьяна Ларина - «милый идеал» автора. Он не скрывает своей симпатии к героине, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви. Ее личность проявляется в сфере любовных и семейных отношений. Как и Онегина ее можно назвать «гением любви». Татьяна- участница сюжетного действия романа, в котором ее роль сопоставим с ролью Онегина.

    То, что ее характер динамичный, развивающийся, рассмотрим сегодня на уроке. Побеседуем по образу Татьяны по такому плану:

  1. Детство и юность Татьяны
  2. Встреча с Онегиным и любовь к нему
  3. Татьяна в финале романа

2. Беседа по вопросам:

- В какой социальной среде прошло детство Татьяны?

- Как характеризует автор семью Лариных?

- Какими словами Пушкин показывает одиночество Татьяны в семье? Есть ли  

   у нее внутренняя близость с сестрой Ольгой? В чем разница между ними?

- Как объясняет Пушкин выбор имени своей героини?

- Какую роль в жизни Татьяны играет ее няня?

- Какое значение имели для Татьяны книги? Что она читала?

- Какие черты характера сложились у Татьяны в детстве и в юности? («Задумчивость, мечтательность, наклонность к грусти, одиночеству, молчаливость…»)

- В чем проявляется близость Татьяны к народной жизни? («Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны», Через окружающую ее  природу, через крепостных и няню, через обряды, наивные верования и приметы, которыми так полна была деревенская жизнь, Татьяна постигает русское, родное, близкое ее душе)

- Что в предыдущей жизни подготовило Татьяну к пониманию внутренней значительности и глубины душа мира Онегина?  Почему встреча с Онегиным произвела на Татьяну такое огромное впечатление?

(Конечно, прочитанные Татьяной романы Ричардсона и Руссо воспитывали в ее душе  жажду любви. Следует помнить, что в этих романах любовь понималась как чувство возвышенное, чистое, благородное, источник великих радостей и великих страданий. Татьяна получила из таких романов не только представление о любви как о величайшей радости жизни, но и представление о благородстве женщины, возвышенности и силе ее чувства; таковы были любимые Татьяной героини – Кларисса, Юлия, Дельфина. А Онегина она восприняла героем своих прочитанных романов. Онегин сразу же был замечен и выделен ею.)

- Как характеризует ее письмо к Онегину?

-Правильно, Письмо Татьяны дает самую лучшую, самую глубокую ее характеристику: оно проникнуто «умом и волею живой», «и сердцем пламенным и нежным». Надо так сильно полюбить человека, чтобы решиться    написать письмо первой! К любви она относится серьезно и самоотверженно:

Кокетка судит хладнокровно,

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя,

   -Глубокое одиночество Татьяны, ее безразличие к интересам мелкопоместного дворянства помогли сохранить любовь к Онегину, как самое заветное и дорогое чувство. Равнодушие к дворянской среде чувствует Татьяна и в Москве. Вспомните, как об этом пишет Пушкин в седьмой главе?

(Чтение отрывка)

 (Глава заканчивается встречей Татьяны в дворянском собрании с ее будущим мужем.  Татьяна становится  великосветской дамой, княгиней.)

- Какою описывает Пушкин Татьяну на светском рауте? Перечитаем строфы 14-15.

-  В чем же изменилась Татьяна?

 (Вместо «девочки несмелой, Влюбленной, бедной и простой» перед нами «равнодушная княгиня», «неприступная богиня Роскошной царственной Невы», «небрежная законодательница зал»)

- Значит, это новая, незнакомая нам Татьяна? Вы согласны?

(Ответы учащихся)

Но вглядимся внимательнее, и мы найдем в ней черты прежней Тани. Вот она читает письмо Онегина:

Княгиня перед ним, одна,

Сидит, не убрана, бледна,

Письмо какое-то читает

И тихо слезы льет рекой,

Опершись на руку щекой,

- Не кажется странной поза «Опершись на руку щекой»? Это поза

  крестьянская!

- Назовите метафору в строфе, какую роль она играет?

(«слезы льет рекой» - метафора, знакомая по народным песням о несчастном замужестве.)

 Значит, «законодательница мод», «великосветская княгиня» осталась в глубине души прежней – сердечной, искренней и простой Татьяной. Ее угнетает обстановка пышной роскоши, среди которой она живет:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера…

Что в них?

- Почему же отвергла Татьяна любовь Онегина, если по-прежнему его любит? Как вы думаете?

Их разлучает то, что называется  д о л г о м, что Татьяна обозначает словами «я другому отдана» и ее долг –быть ему верной «век»- до конца жизни. Татьяна и раньше так относилась к долгу жены: вспомним, что она писала Онегину, когда еще была «девочкой несмелой»?

«Души неопытной волненья

Смирив со временем (как знать?)

По сердцу я нашла бы друга.

Была бы верная супруга

И добродетельная мать»

- Итак, последняя встреча героев кончается трагически- полным разрывом, «она ушла» - ушла навсегда. Почему эти два замечательных человека не нашли путей друг к другу?

  Попробуем установить черты сходства и различия между ними.

- В чем сходство?

Они люди одного круга.

Различия:

Татьяна

Онегин

Детство и юность прошли в деревне

В столице

Общение с народом.

Воспитывали гувернеры, учителя-французы

Романтические произведения о любви

Увлекался поэзией Байрона, следил за европейской литературой

Чужая в своей семье, чужая в среде мелкопоместных дворян, она жила, погруженная в свои мечты, навеянные прочитанными романами.

Встречался с передовыми людьми своего времени

Теплая ласка няни утешала ее в детстве и юности: страшные сказки, ее бесконечные ласка и доброта согревали душу Тани, ввели ее в мир народных верований, в мир нравственно чистый

Светской жизнью порвал, но по-прежнему стоял далеко от народной жизни, мало ее знал

3. Обобщение

     Итак, в народных представлениях о счастье нашла Татьяна глубокий идеал нравственного долга, нерушимой супружеской верности, так ярко обрисованный в народных сказаниях и песнях

Домашнее задание. Собрать материал о мелкопоместном дворянстве, столичном дворянстве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...