Урок литературы в 11 классе "Певец народа"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Кок-Кат Саида Ооржаковна

Урок по творчеству С.А.Есенина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по творчеству Есенина18.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Певец народа»

Урок в 11 классе

Цель:     познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, ввести  в мир  

           лирики поэта, в музыкальную есениану;

              развивать навыки выразительного чтения, обогатить словарный запас учащихся,

          расширить кругозор, приобщить к  музыке;

              воспитать  в учащихся такие  черты характера, как любовь к Родине, к  природе,

           к близким.

Наглядность: портрет  поэта, грамзаписи песен  на  стихи  Есенина.

Эпиграф:   «Он был великим патриотом и звонкозвучным певцом народа»  

                                                                                                   /С.Т.Коненков, скульптор/

Ход урока:

I. Постановка  цели урока. Словарная работа.

     - У каждого из нас  бывают минуты, когда хочется отойти от текущих проблем  и погрузиться в другой  мир, где можно   спокойно мыслить  и  размышлять. Такой мир  может создать  себе каждый, открыв  сборник стихов великого русского  поэта С.А.Есенина.  И  сегодня …

     Словарная работа:

     Романс – небольшое вокальное произведение лирического характера.

     Прелюдия – 1. вступительная часть музыкального  произведения.  П. к  роману.

                           2. небольшое  музыкальное  произведение.

     Кантата – 1. торжественная хоровая песня с инструментальным сопровождением.

                       2. старинное торжественное стихотворение

   

II. Выступления заранее подготовленных учащихся.

      1 ученик: Сергей Есенин…  В звучании  его имени слышится что-то  сродни слову «песня». Вся его поэзия  - одна прекрасная  и нежная песнь России.

       3  октября 1999 года 2017 года  исполнилось бы Есенину 122  года назад  «…родился я  с песнями  в  травном одеяле»,  «стихи начал слагать рано, с 9-и лет. Толчки давала бабка. Она  рассказывала  сказки. Стихи начал писать, подражая  частушкам» - писал Есенин в автобиографии. Со своими  сказками Наталья Евтеевна  сумела  передать любимому  внуку всю прелесть народной устной песенной речи.

      2 ученик:  Есенин родился в 1995 году в с.Константиново Рязанской губернии  в  крестьянской семье. Будущий поэт  закончил Константиновское земское четырехклассное училище  и  учительскую школу в селе Спас-Клепики.  Ко времени учебы в школе  относятся первые из  сохранившихся его стихотворных опытов. Но сознательное  творчество относится с 16-17 годам. Первый поэт, с которым встретился впервые Есенин, был Блок (март, 1915 г.).  Первым  опубликованным  произведением Есенина   принято считать стихотворение «Береза».  А  первая книга появилась в 1916 году, называлась она «Радуница».  О  «Радунице» писал один из современников Есенина»: «Стихи Есенина музыкальны  и красочны, они взяты прямо  от  пашни, от нивы, от сенокоса, в них  -  жизнь  деревни  с ее буднями  и  праздниками».

      В годы  революции поэт был  на стороне  революции, но все  принимал  по-своему, старался  понять  и  осмыслить происходящие  события.

III.  Выступления  учащихся со  стихами  Есенина.

       1  ученик: Большое значение для творческой эволюции Есенина  /после женитьбы  на  известной танцовщице Айседоре  Дункан/  имело его  путешествие в Европу  и Америку в 1922-1923  г.г. Следующие 1924-1925 г.г. являются  периодом творческого взлета пэта. Стихотворения этого  периода  отличаются  философской глубиной, искренностью. В них отчетливо  звучат мотивы  любви к  Родине, к  природе  и  размышления  о  быстротечности  жизни.  Поэта  мучительно  волновали события, происходившие в те годы России. В результате  мучительных размышлений поэта над тем, что  происходит в стране,  появилось много стихотворений. В них Есенин выразил свою тревогу за судьбу Родины и неугасимую любовь к  ней. Новое в  стране  пугает поэта, в словах слышатся боль, отчаяние. Для поэта  Русь была  единственной   и  неповторимой. Поэт  боится  потерять  свою Русь.  

        Чтение  наизусть  стихотворения «Спит  ковыль…»

      2 ученик: Есенинские строки  помогают подниматься  на  ту  духовную высоту, с которой открывается суть  человеческого  бытия, жизни  и  смерти,  добра  и  зла, вечности  и  бессмертия, преодолевается все  чуждое  в душе.

        Чтение  наизусть  стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»

IV. О  музыкальной  есениане.

     1. Выступления  учащихся.

     2. Прослушивание  песен  на  стихи Есенина:

          а)  «Письмо  к  матери»

          б)  «Отговорила  роща  золотая»

          в)  «Никогда  я не  был  на  Босфоре» /в  исполнении Иосифа  Кобзона/

          г) «Ты  меня  не  любишь, не  жалеешь»

          д) «Хороша  была  Танюша»

   1.  Выступления учащихся.

         1 ученик: Незакатная  звезда русской поэзии – Сергей  Есенин, как никто  другой, сумел передать в стихах всю нежность души, любовь к  родной  земле. Почти любое стихотворение  Есенина  воспринимается как  песня, и  будто сама собой рождается  мелодия. Не случайно  Есенина  звали «златозвучным  песнопевцем на  Руси».

      Любовь  к  песне пробудилось у  Есенина рано. В доме пели все. Лучшей песенницей  в семье  считалась  мать  Татьяна Федоровна,  пели  и  сочиняли   песни  отец Александр Никитыч, дед со стороны  матери Федор Андреевич Титов, в семье которого  воспитывался  будущий  поэт. Сам Есенин  любил  петь, собирал  частушки, пел их, аккомпанируя себе  на  гитаре, балалайке  или  гармошке. По  свидетельству современников поэта : песней можно  было удержать его  дома, прогнать его  плохое  настроение. Есенин  любил  слушать  и  классическую  музыку, ценил  произведения Моцарта, Шуберта.

     Из  известных  композиторов  Есенин  был самым близким  по  душе  поэтом  Свиридову. Свиридов  написал около 50-и песен  на  стихи  Есенина.

       2  ученик: Есенин  знал  русскую  поэзию, особенно ценил  стихи, ставшие  народными  песнями.  Сестра  Шура  рассказывала: «Мы пели  лирические  песни  и  романсы, а  также переложенные  в  то  время  на  музыку  стихотворение  Сергея «Письмо к  матери».

     Трудно  найти  другое  стихотворение  о  матери, написанное  с  такой любовью  и  искренностью. Молодой  начинающий композитор  В Липатов написал  музыку  на это  стихотворение  Есенина  при  его  жизни. В мелодии  удалось молодому  композитору  сохранить  есенинскую  нежность  и  лиричность.

           *Звучит  песня  «Письмо  к  матери»

      3  ученик: Песни  на  стихи Есенина  пели многие  известные  певцы, начиная  с  Шульженко  и  кончая   современными  певцами.

          *Звучат  песни  «Отговорила  роща золотая»  в   исполнении  Льва  Лещенко   и  «Никогда  я  не  был  на  Босфоре»  в  исполнении  Иосифа  Кобзона.

      4 ученик: Исполняли  песни  на  стихи  Есенина  не  только  певцы, но  и  ансамбли, хоры.  

           *Звучит песня  «Ты  меня  не  любишь, не  жалеешь»  в  исполнении  Государственного  Рязанского  русского  народного  хора.

      5  ученик: Многие  вокально-инструментальные  ансамбли  в свой репертуар берут есениану. Многие  современные  молодые  композиторы  сочиняют  мелодии  на  стихи  златозвучного  певца.

            *Звучит  песня  Ю.Маликова  «Хороша  была  Танюша»  в  исполнении  вокально-инструментального  ансамбля  «Ариэль».

V. Выводы.

      -  Помимо  песен  на  стихи  Есенина созданы  прелюдии, кантанты   и  множество романсов.

      - Почему  же  композиторы  так часто  обращаются  к  поэзии Есенина? /Потому что  поэт все  лучшее в  своем творчестве черпал из  народа, искал «песенное слово». Он  говорил: «Это все  есть  у народа – надо найти, прочитать, услышать, по-своему  осмыслить». И он стремился  услышать  и  передать  все  человеческие  качества/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе. Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.

Архив содержит разработку урока литературы и презентацию, поддерживающую урок....

Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....

Презентация к уроку литературы "Трагедия поэта и народа в поэме А. Ахматовой "Реквием"

Презентация содержит материал к уроку литературы в 11 классе "Трагедия поэта и народа в поэме А. ахматовой "Реквием". В презентации представлены проблемные вопросы для анализа текста, а также обобщени...

Методическая разработка урока литературы для 7-го класса "Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа".

Представленная методическая разработка урока литературы поможет молодому педагогу при анализе поэтического текста, да и опытный учитель, я думаю, найдёт в ней что-то полезное для себя....

Урок литературы в 5 классе " Образ куклы в традициях русского народа и произведениях художественной литературы"

Урок предназначен тем, кто интересуется традициями русского народа, увлечён рождением тряпичной куклы....

Конспект урока литературы "Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр", 8 класс

Конспект урока литературы "Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр", 8 класс...

Урок литературы "Из басен народов мира"

Конспект урока и презентация "Из басен народов мира"...