Урок литературы в 11 классе "Певец народа"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Певец народа»
Урок в 11 классе
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, ввести в мир
лирики поэта, в музыкальную есениану;
развивать навыки выразительного чтения, обогатить словарный запас учащихся,
расширить кругозор, приобщить к музыке;
воспитать в учащихся такие черты характера, как любовь к Родине, к природе,
к близким.
Наглядность: портрет поэта, грамзаписи песен на стихи Есенина.
Эпиграф: «Он был великим патриотом и звонкозвучным певцом народа»
/С.Т.Коненков, скульптор/
Ход урока:
I. Постановка цели урока. Словарная работа.
- У каждого из нас бывают минуты, когда хочется отойти от текущих проблем и погрузиться в другой мир, где можно спокойно мыслить и размышлять. Такой мир может создать себе каждый, открыв сборник стихов великого русского поэта С.А.Есенина. И сегодня …
Словарная работа:
Романс – небольшое вокальное произведение лирического характера.
Прелюдия – 1. вступительная часть музыкального произведения. П. к роману.
2. небольшое музыкальное произведение.
Кантата – 1. торжественная хоровая песня с инструментальным сопровождением.
2. старинное торжественное стихотворение
II. Выступления заранее подготовленных учащихся.
1 ученик: Сергей Есенин… В звучании его имени слышится что-то сродни слову «песня». Вся его поэзия - одна прекрасная и нежная песнь России.
3 октября 1999 года 2017 года исполнилось бы Есенину 122 года назад «…родился я с песнями в травном одеяле», «стихи начал слагать рано, с 9-и лет. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Стихи начал писать, подражая частушкам» - писал Есенин в автобиографии. Со своими сказками Наталья Евтеевна сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной песенной речи.
2 ученик: Есенин родился в 1995 году в с.Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Будущий поэт закончил Константиновское земское четырехклассное училище и учительскую школу в селе Спас-Клепики. Ко времени учебы в школе относятся первые из сохранившихся его стихотворных опытов. Но сознательное творчество относится с 16-17 годам. Первый поэт, с которым встретился впервые Есенин, был Блок (март, 1915 г.). Первым опубликованным произведением Есенина принято считать стихотворение «Береза». А первая книга появилась в 1916 году, называлась она «Радуница». О «Радунице» писал один из современников Есенина»: «Стихи Есенина музыкальны и красочны, они взяты прямо от пашни, от нивы, от сенокоса, в них - жизнь деревни с ее буднями и праздниками».
В годы революции поэт был на стороне революции, но все принимал по-своему, старался понять и осмыслить происходящие события.
III. Выступления учащихся со стихами Есенина.
1 ученик: Большое значение для творческой эволюции Есенина /после женитьбы на известной танцовщице Айседоре Дункан/ имело его путешествие в Европу и Америку в 1922-1923 г.г. Следующие 1924-1925 г.г. являются периодом творческого взлета пэта. Стихотворения этого периода отличаются философской глубиной, искренностью. В них отчетливо звучат мотивы любви к Родине, к природе и размышления о быстротечности жизни. Поэта мучительно волновали события, происходившие в те годы России. В результате мучительных размышлений поэта над тем, что происходит в стране, появилось много стихотворений. В них Есенин выразил свою тревогу за судьбу Родины и неугасимую любовь к ней. Новое в стране пугает поэта, в словах слышатся боль, отчаяние. Для поэта Русь была единственной и неповторимой. Поэт боится потерять свою Русь.
Чтение наизусть стихотворения «Спит ковыль…»
2 ученик: Есенинские строки помогают подниматься на ту духовную высоту, с которой открывается суть человеческого бытия, жизни и смерти, добра и зла, вечности и бессмертия, преодолевается все чуждое в душе.
Чтение наизусть стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»
IV. О музыкальной есениане.
1. Выступления учащихся.
2. Прослушивание песен на стихи Есенина:
а) «Письмо к матери»
б) «Отговорила роща золотая»
в) «Никогда я не был на Босфоре» /в исполнении Иосифа Кобзона/
г) «Ты меня не любишь, не жалеешь»
д) «Хороша была Танюша»
1. Выступления учащихся.
1 ученик: Незакатная звезда русской поэзии – Сергей Есенин, как никто другой, сумел передать в стихах всю нежность души, любовь к родной земле. Почти любое стихотворение Есенина воспринимается как песня, и будто сама собой рождается мелодия. Не случайно Есенина звали «златозвучным песнопевцем на Руси».
Любовь к песне пробудилось у Есенина рано. В доме пели все. Лучшей песенницей в семье считалась мать Татьяна Федоровна, пели и сочиняли песни отец Александр Никитыч, дед со стороны матери Федор Андреевич Титов, в семье которого воспитывался будущий поэт. Сам Есенин любил петь, собирал частушки, пел их, аккомпанируя себе на гитаре, балалайке или гармошке. По свидетельству современников поэта : песней можно было удержать его дома, прогнать его плохое настроение. Есенин любил слушать и классическую музыку, ценил произведения Моцарта, Шуберта.
Из известных композиторов Есенин был самым близким по душе поэтом Свиридову. Свиридов написал около 50-и песен на стихи Есенина.
2 ученик: Есенин знал русскую поэзию, особенно ценил стихи, ставшие народными песнями. Сестра Шура рассказывала: «Мы пели лирические песни и романсы, а также переложенные в то время на музыку стихотворение Сергея «Письмо к матери».
Трудно найти другое стихотворение о матери, написанное с такой любовью и искренностью. Молодой начинающий композитор В Липатов написал музыку на это стихотворение Есенина при его жизни. В мелодии удалось молодому композитору сохранить есенинскую нежность и лиричность.
*Звучит песня «Письмо к матери»
3 ученик: Песни на стихи Есенина пели многие известные певцы, начиная с Шульженко и кончая современными певцами.
*Звучат песни «Отговорила роща золотая» в исполнении Льва Лещенко и «Никогда я не был на Босфоре» в исполнении Иосифа Кобзона.
4 ученик: Исполняли песни на стихи Есенина не только певцы, но и ансамбли, хоры.
*Звучит песня «Ты меня не любишь, не жалеешь» в исполнении Государственного Рязанского русского народного хора.
5 ученик: Многие вокально-инструментальные ансамбли в свой репертуар берут есениану. Многие современные молодые композиторы сочиняют мелодии на стихи златозвучного певца.
*Звучит песня Ю.Маликова «Хороша была Танюша» в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Ариэль».
V. Выводы.
- Помимо песен на стихи Есенина созданы прелюдии, кантанты и множество романсов.
- Почему же композиторы так часто обращаются к поэзии Есенина? /Потому что поэт все лучшее в своем творчестве черпал из народа, искал «песенное слово». Он говорил: «Это все есть у народа – надо найти, прочитать, услышать, по-своему осмыслить». И он стремился услышать и передать все человеческие качества/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10 классе. Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.
Архив содержит разработку урока литературы и презентацию, поддерживающую урок....
Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")
Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....
Презентация к уроку литературы "Трагедия поэта и народа в поэме А. Ахматовой "Реквием"
Презентация содержит материал к уроку литературы в 11 классе "Трагедия поэта и народа в поэме А. ахматовой "Реквием". В презентации представлены проблемные вопросы для анализа текста, а также обобщени...
Методическая разработка урока литературы для 7-го класса "Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа".
Представленная методическая разработка урока литературы поможет молодому педагогу при анализе поэтического текста, да и опытный учитель, я думаю, найдёт в ней что-то полезное для себя....
Урок литературы в 5 классе " Образ куклы в традициях русского народа и произведениях художественной литературы"
Урок предназначен тем, кто интересуется традициями русского народа, увлечён рождением тряпичной куклы....
Конспект урока литературы "Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр", 8 класс
Конспект урока литературы "Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр", 8 класс...
Урок литературы "Из басен народов мира"
Конспект урока и презентация "Из басен народов мира"...