Откуда берётся зло?
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему
Мастер-класс для урока литературы,для внеклассного мероприятия в 7-8 классах. Рассматриваются проблемы зла в современном мире на основе стихотворения А.С. Пушкина "Анчар". Выясняются причины зарождения зла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературы или внеклассное мероприятие. | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гашунская средняя общеобразовательная школа№4
Мастер-класс.
на тему
«Откуда берётся зло?»
(по стихотворению А.С.Пушкина «Анчар»
Автор: учитель русского
языка и литературы
МБОУ Гашунской СОШ№4
Нечаева Л.В.
п.Байков
2016г.
Тема: «Откуда берётся зло?»
Цель: Выяснить, как и почему происходит зарождение зла.
-Добрый день, уважаемые коллеги!
Посмотрите, что у меня в руках . Согласитесь, название красивое.
( В руках коробка сока «Добрый»)
Давайте немножко пофантазируем, почему сок «Добрый»?
-(Из добрых побуждений - доброе(хорошее) дерево- добрые (хорошие) плоды- вкусный(хороший) сок сделает добро, так как богат витаминами, необходимыми для здоровья человека. Приготовлен с любовью и т.д.)
-Так что же такое добро?
-(помощь, польза, ….)
-А откуда берётся зло?
-(зависть, ненависть, месть …)
-Верно, это зло в обществе. А существует зло в природе?
-(Да, вихри, ураганы, цунами, землетрясения, засуха и т.д.)
-В 1786 году в журнале «Детское чтение для сердца и разума» появилась переведённая с английского языка заметка голландского врача Фурша «О некотором ядовитом дереве, находящемся на острове Ява., в Ост-Индии».
Фурш писал «Он окружён со всех сторон пустыми холмами и горами. Окрестная земля на 4 или 5 часов около сего дерева суха и не производит никаких плодов. Не видно также никакого дерева, никакого кустарника и даже никакой травки. (…). За 6 часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали. (…). Когда же какая-нибудь птица подлетит к дереву, то падёт на землю и умирает». Когда к дереву посылают преступников, то «советуют им наблюдать рачительно, с которой стороны ветер веет, и идти так, чтоб ветром всегда относило от них испарения дерева».
Заметки о ядовитом дереве появлялись и позднее в различных газетах и журналах.
Внимание , вопрос! Кто из русских поэтов обратился к этому сюжету?
-(А.С.Пушкин . стихотворение «Анчар»)
-Поработаем над стихотворением. Для этого нам нужны 2 группы по 3 человека.
-Вспомним стихотворение.
(Слайд №1. Текст стихотворения)
-Скажите, на сколько частей можно разделить стихотворение?
-(на 2)
-Какие?( природа(описание), общество (повествование)
(Раздаю карты-пустографы, которые командам нужно в процессе работы над стихотворением заполнить.)
1 задание .Изобразите схематически первую строфу(Маркеры, ватман).
Работа с аудиторией.
-Где происходит действие? Какой образ возникает при чтении? (пустыня., часовой).
-Какая это пустыня?
-Можно ли что-нибудь хорошее ожидать от такого дерева?
Рассмотрим рисунки. Даем комментарий к ним. ( одиночество, безжизненность пустыни)
-В древних мифологических изображениях круг является обозначением Вселенной. (Слайд№2-анчар)
(жёлтый фон (безжизненная пустыня, круг, в центре дерево (чёрный маркер)
-2задание командам. (Заполнить пустограф) Объяснить, почему поэт изменил первоначальные записи стихотворения)
-Чего не хватает пустыне? (влаги)
-А это начало жизни и добра.
В народной поэзии плодородная земля имеет постоянный эпитет, указывающий на влажность. Она начало жизни, она- добро. Назовите его.(«Мать-сыра земля» )
В сказках многих народов существуют рассказы о том, как злое существо-ведьма в минуту гнева порождает чудовищное дитя, которое сама ненавидит. Она наделяет его способностью причинять людям зло и нести несчастья. За какими строчками возникает этот образ
(…Природа….)
Почему появляется дерево смерти?
(отсутствие влаги привело к превращению степи в безжизненную пустыню.)
Какими же дарами награждает мать-природа своё дитя? (Зелень мёртвая, ядовитые корни.)
Какой закон жизни зашифровал Пушкин во второй строфе?
(Если бездействует добро, то зарождается и начинает действовать зло).
Как нарисована зримая картина накопления зла в мире?
(Яд каплет сквозь его кору)
-А яд изливается вовне из мести? (Нет, от переизбытка)
-Какой закон природы «зашифрован» в 4 строфе?
(Всё живое сторонится зла.)
Тигр и птица – одушевлённые существа, символизирующие жизнь.
Вихорь-неодушевлённый, он лишён чувств и разума. Это стихийная сила.
-С чем можно сравнить вихрь? (смерч, тайфун)
-Это единичные бедствия. Они не разрушают общее движение жизни.
-Что значит тлетворный? Найти в словаре значение –(Задание 1 человеку в аудитории)
-А кто является носителем жизни в этой строфе?
(тучи, дождь.)
-Мы уже составляли цепочку: влага-жизнь-добро.
Какой жизненный закон мы расшифруем здесь?
(Если добро приходит с опозданием , оно отравляется злом)
-Подведём итоги нашей совместной работы над 1 частью.
1 группа:(зачитывает слова, характеризующие пустыню и анчар. Объясняем, почему автор внёс изменения в первоначальный текст)
Слайд№3. Поправки в тексте.
Итак, мы рассмотрели ЗЛО в природе.
Слайд№4. Текст стихотворения.
Работает 2 группа, а мы помогаем ей.
-Кто является главным действующим лицом 2 части? ( Человек. Он отсутствовал в 1 части, а теперь он вторгается в ход мирового процесса.)
Рассмотрим результаты его вторжения.
-С чего начинается 6 строфа? (союз но)
Какой он по значению? (противительный).
-К каким строчкам 1 части он относится? (4 строфа)
Слайд№5
Все люди как нравственные существа
между собою совершенно равны,
ибо все имеют одинаковую природу,
из которой проистекают общие
правила человечества.
А.П. Куницын
Каким образом нашли отражение слова Куницына в 1 строке 2 части .
Слайд№6(текст стихотворения)
(Но человека-человек… отношения равенства. Что разрушило это равенство? (Власть! Безграничная власть над другим. Она стала причиной разделения людей на «непобедимого владыку» и бедного раба. Равенство-неравенство)
Почему же Пушкин, тот самый Пушкин, у которого «темницы рухнут, торжество свободы, равенство и братство» называет владыку «непобедимым»?
( Причина в рабе. Он – послушный – « в путь потек»
В чём непобедимость? Она основана на слепом повиновении раба.
Чем же рабское послушание обернулось для человека?
(принёс-ослабел-лёг-умер)
А когда наступила смерть этого человека? Когда лёг? ( Нет, в самом начале пути. «В путь потек» - утратил человеческий облик , течёт –что-то неодушевлённое.
С кем соотносит поэт князя? (С вихрем. Он так же точно сеет смерть и зло в мире, как вихрь. А в чём разница между ними?
( Силы природы неразумные. Князь - намного страшнее . Зло в его руках стало целенаправленным) .
Какие слова доказывают это? (Послушливые стрелы.)
И это зло грозит катастрофой всему живому. Князь завладел разрушительной силой мирового зла.
Кто же виноват в мировой катастрофе? ( Вина лежит одинаково на обоих людях)
-Да, рабство – оборотная сторона тирании. И существовать они могут только вместе.
Именно рабство души, внутренняя несвобода, порождает зло.
Раб виноват в том, что добровольно согласился стать орудием убийства в руках своего владыки . непобедимость, всесилие князя зиждется на рабской покорности . И именно слепое повиновение чужой воле-причина всех катастроф.
Итак, Анчар – воплощение мирового зла: и природы, и общества.
Давайте пофантазируем , может ли быть продолжение у этой истории?.
(закон бумеранга).
-Отвечает 2 группа. ( Характеристика владыки и раба. Поправки в тексте.)
Слайд№7
Задание обеим командам: Как бы вы оформили внешний вид коробочки с соком Анчара? (коробка и маркеры)
Пока команды заняты делом, мы составим цепочку зла.
Слайд №8.
-Природа породила дерево в день гнева, и оно не может быть хорошим, добрым (зло)- человеку нужна власть (зло) - отправляет раба (зло) - раб не сопротивляется (зло) - разослал ядовитые стрелы (зло) -люди погибнут (зло).
-Вернёмся к началу нашего разговора. Анчар – легенда, притча.
Но Пушкин поднял проблемы, связанные со злом, властью, завистью, свободой-несвободой – важные нравственные проблемы, актуальные для любого времени.
Мы часто слышим «Красота спасёт мир». Да это верно, но не только. И «Доброта спасёт мир».
Слайд№9. Добро и зло.
Если будем меньше делать добра, то будет увеличиваться зло.
Но добрых людей всё равно больше. Я желаю вам встречать в своей жизни только таких людей, которые несут добро в своём сердце, которые готовы прийти на помощь в любую минуту. И призываю вас словами песни «Твори добро на всей земле! Твори добро другим во благо, не за красивое «спасибо» услышавшего тебя рядом.
Спасибо за серьёзный разговор.
- Схематически изобразите первую строфу.
2.Заполните пустограф. (характеризуем пустыню и анчар: эпитеты, метафоры, и т.д.)
П У С Т Ы Н Я |
А Н Ч А Р |
3.
Объясните, почему поэт изменил первоначальный текст
И тигр, в пустыню забежав, В мученьях бьется, Издыхает. Паря над ней, орел стремглав, Кружась, безжизненный, спадает. | К нему и птица не летит, И тигр нейдет – Лишь вихорь черный на древо смерти налетит и мчится прочь, уже тлетворный. |
1.Схематически изобразите первую строфу.
2.Заполните пустограф.(характеризуем властителя и раба: эпитеты, метафоры, и т.д.)
1-й Ч Е Л О В Е К | 2-й Ч Е Л О В Е К |
3.Объясните, почему поэт изменил первоначальный текст
Принес – и весь он изнемог, и лег он, испуская крики, и умер смелый раб… | Принес , и ослабел, и лег… и умер бедный раб… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме " Откуда твой друг?"в 5 классе
Данный урок -завершающий урок раздела 8 учебника "Счастливый английский.ру" авт.К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман-5 класс. Цель урока-формирование коммуникативной компетенции по пройденным разговорной...
Откуда берутся неспортивные дети
В последние десять лет идея здорового образа жизни настолько захватила умы и сердца людей, что стало даже как-то неприлично не заниматься никаким видом спорта для собственного оздоровления. И современ...
Презентация "Откуда берётся звук".
Презентация к уроку физики в 9 классе. В презентации содержатся определения звука, источников иприёмников звука, позитивные и негативные качества звука, инфразвука и ультразвука, их практическое приме...
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
Сценарий конференции "Здесь Родина берёт начало..."
Здесь Родина берёт начало...
Откуда берётся обида
Как понятьсвоё эмоциональное состояние и справиться с ним без урона для себя самого....
Сценарий спортивного развлечения для средней группы "Откуда берётся хлеб"
В ходе мероприятия дети узнают всё о том, как хлеб появляется у нас на столе от маленького зёрнышка и сами принимают в этом участие. Развлечение рекомендуется проводить на стадионе или игровой площадк...