Рабочая программа по литературе. 5 класс.
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Кислякова Ирина Васильевна

Рабочая прграмма для 5 класса по литературе включает в себя: планируемые результаты, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature._5_klass.docx57.45 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе

5 класс

 Рабочая  программа  по литературе  на базовом уровне для 5 класса составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 с изменениями,  внесенными в Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования приказом Министерства образования и науки от 31.12.2015г №1577, Основной образовательной программы школы на 2017/2018 уч.г., в соответствии с Федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 и изменениями, внесенными в Федеральный перечень приказом Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015г № 576, от 28.12.2015г № 1529, от 26.01.2016г № 38, на основе Примерной программы основного общего образования по литературе и   авторской программы общеобразовательных учреждений В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина, И.С.Збарского, В.П.Полухиной «Литература 5-9 класс» (11-е изд., доработанное  и дополненное – М.: «Просвещение», 2014 год)

 

                           Планируемые  результаты

Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  • формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание  учебного  предмета

Введение (1ч.)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Раздел 1. Устное народное творчество (10ч.)

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.  Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля»,«Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты.  Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Раздел 2. Из древнерусской литературы (2ч.)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Раздел 3. Из литературы XVIII века (2ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Раздел 4. Из литературы XIX века (43 ч.)

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).  

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль,  нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек – Горбунок». (Для внеклассного чтения) Соединение сказочных и фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин.«AttaltaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

        Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения) Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

 «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Раздел 5. Из литературы XX века (30 ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание —- основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуацииI

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Раздел 6. Из зарубежной литературы (17 ч.)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Введение.  Книга в жизни человека.

1

2.

Устное народное творчество

10

3.

Древнерусская литература

2

4.

Литература XVIII века

2

5.

Литература  XIX века

43

6.

Из русской литературы XX века

30

7.

Зарубежная литература

17

Итого:

105

Календарно-тематическое  планирование

Номер урока

Наименование раздела и тем

Количество часов

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Введение  (1 час)

1

Роль книги в жизни человека.

1

Устное народное творчество (9 ч. +  1 ч.)

2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

1

3

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок

1

4

Русские народные сказки.  «Царевна-лягушка» как волшебная сказка

1

5

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев

1

6

«Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.

1

7

Знакомство с волшебной и героической сказкой «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

1

8

Сказки о животных. «Журавль и цапля»

1

9

Бытовые сказки. «Солдатская шинель»

1

10

Мои любимые русские народные сказки.

1

11

 К.Р. Р.Р. Контрольная работа по теме «Устное народное творчество» 

1

12

Общее представление о древнерусской литературе

1

13

Русское летописание «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1

14

Вн./чт. М.В.Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин

1

15

М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение. Стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…»

1

16

Вн./чт. Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы  XVIII  в.). И.А. Крылов. Ознакомление с творчеством

1

17 - 18

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»

2

19

И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне» -  отражение исторических событий в басне.

1

20

Р.Р. И.А.Крылов. Басни

1

21

В.А. Жуковский.  Сказка «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки

1

22

В.А.Жуковский. Баллада «Кубок»

1

23

К.Р. Контрольный тест                      за  I четверть

1

24

Р.Р. А.С.Пушкин. Детство, годы учения. Стихотворение «Няне»

1

25

У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок

1

26

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»: события и герои

1

27

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»- её истоки. Сравнительная характеристика героев

1

28

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом

1

29

Р.Р. А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сходство и различие литературной сказки и сказки народной

1

30

Вн./чт. А.С.Пушкин.  Сказки

1

31

А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка

1

32

А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение

1

33

М.Ю.Лермонтов.  «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837)

1

34

Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании батальных сцен

1

35

Вн./чт. М.Ю.Лермонтов. «Аши-Кериб» как литературная сказка.

1

36

Н.В.Гоголь.  «Заколдованное место» - повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

37

«Заколдованное место» - поэтизация народной жизни, сочетание светлого и мрачного, реального  и фантастического в повести

1

38

Вн./чт. Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Майская ночь или утопленница», «Страшная месть»

1

39

Н.А.Некрасов.  Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». «Есть женщины в русских селеньях…» - поэтический образ русской женщины

1

40

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей

1

41

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Язык стихотворения

1

42

И.С. Тургенев.  Рассказ «Муму» как повесть о крепостном праве

1

43

«Муму» как протест против рабства

1

44

«Муму»: система образов

1

45

Р.Р. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа

1

46

К.Р. Р.Р. Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму»?»

1

47

К.Р. Контрольный тест за II четверть

1

48

А.А.Фет.  Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы

1

49

Лирика А.А. Фета. Стихотворения «Чудная картина», «Задрожали листы, облетая….»

1

50

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды

1

51

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина

1

52

Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого

1

53

А.П.Чехов.  Рассказ «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа

1

54

Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики

1

55

Рассказы Антоши Чехонте

1

56 - 57

Поэты XIX в. О Родине, родной природе и о себе. Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова, Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений

2

58

К.Р. Р.Р.   Сочинение . «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)»

1

59

И.А.Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа

1

60

Вн./чт. И.А.Бунин «Подснежники» Историческое прошлое России

1

61

В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Автобиографичность повести. Гуманистический смысл произведения

1

62

Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев.

1

63

Особенности портрета и пейзажа в повести В.Г.Короленко

1

64

Р.Р. Обучение навыкам характеристики героев

1

65

С.А.Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины

1

66

П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика

1

67

Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя сказа «Медной горы Хозяйка». Стремление к совершенному мастерству

1

68

К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». Тема и проблема произведения. Герои в литературной сказке

1

69

Доброта и сострадание,  реальное и фантастическое в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

1

70

К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения

1

71

С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Особенность драмы как рода литературы

1

72

Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев»

1

73

«Двенадцать месяцев». Победа добра над злом – традиция русских народных сказок

1

74

А.П.Платонов. Рассказ «Никита». Единство героя с природой

1

75

А.П.Платонов. Рассказ «Никита». Быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя рассказа

1

76

К.Р. Итоговый тест за III четверть

1

77

В.П. Астафьев. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро»

1

78

«Васюткино озеро». Поведение героя в лесу

1

79

Основные черты характера героя рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

1

80

К.Р. Р.Р. Сочинение «Какие поступки сверстников и черты их характера вызывают мое восхищение в произведениях                            К.Г. Паустовского, А.П.Платонова, В.П.Астафьева»

1

81 - 82

Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»,  К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…».Война и дети

2

83 - 84

Произведения поэтов XX век о Родине, родной природе и о себе. И.А.Бунин, А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов, Дон-Аминадо

2

85 - 86

 Саша Черный «Кавказский пленник». Образы и сюжеты литературной классики в рассказе. «Игорь Робинзон». Юмор и его роль в рассказе

2

87

 Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме

1

88

К.Р. Итоговый тест

1

89

Р.Л.Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиции предков

1

90 - 92

Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо». Приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека

3

93

Х.К.Андерсен. Сказка «Снежная королева». Композиция сказки. Соотношение реального и фантастического

1

94

Характеристика героев сказки «Снежная королева». Противопоставление красоты внешней и внутренней – Герда и Снежная королева

1

95 - 96

Идея сказки. Победа добра, любви и дружбы над злом в сказке «Снежная королева»

2

97

Р.Р. Подготовка к контрольному домашнему сочинению-отзыву о прочитанном произведении

1

98

Вн./чт. Х.-к. Андерсен. Волшебные сказки

1

99

Вн./чт. Х.-к. Андерсен. Сказки о предметах окружающего мира

1

100 - 102

М.Твен. Роман «Приключения Тома Сойера». Дружба мальчиков. Внутренний мир героев М.Твена

3

103- 104

Дж. Лондон. «Сказание о Кише» - повествование о взрослении подростка. Характер мальчика – смелость, мужество

2

105

Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе

1

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....