Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)

Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса (программа Г.С.Меркина,С.А.Зинина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_ktp.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

Основные требования к уровню подготовки  учащихся 7 класса.

В результате освоения содержания курса литературы 7 класса учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных  умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

          Ученик должен знать:

  • текст художественного произведения, тему, идею, художественный образ героев изученных произведений, сюжет;
  • основные признаки понятий: пейзаж, портрет, аллегория, гипербола, постоянный эпитет, литературный герой, сравнение;
  • основные особенности композиции и художественно-изобразительные средства;
  • богатство и разнообразие жанров;
  • характерные особенности индивидуального стиля писателя.

Ученик должен уметь:

  • выделять элементы композиций и понимать их роль в произведении;
  • характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное;
  • пользоваться справочным аппаратом и  школьным словарем литературоведческих терминов;
  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов;
  • обосновывать свое мнение о произведениях и героях;
  • свободно владеть монологической речью, высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать;
  • выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения;
  • находить элементы сюжета (экспозиции, заявки, кульминации и развязки) и объяснить их роль  в изучении произведения;
  • создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи;

привлекать целесообразные  формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения.

Содержание программы  по литературе

Тема, раздел

Основное содержание программы

Кол-во

часов

1.

Введение.

Литературные роды. Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

1

2.

Из устного  народного творчества

Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Русские народные песни

Обрядовая поэзия

6

3.

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы

4

4.

Из  литературы  

XVIII  века

 

М.В. Ломоносов «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). «Я знак бессмертия себе воздвигнул...»: Г.Р.Державин «Властителям и судиям»: Д.И. Фонвизин «Недоросль»

11

5.

Из литературы

 XIX века

А.С. Пушкин «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...»,«Туча»,  «Песнь о вещем Олеге»,  «Полтава» М.Ю. Лермонтов «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Н.В. Гоголь «Шинель»: М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце» Н.С. Лесков «Левша». А.А. Фет «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». А.П. Чехов «Хамелеон», «Смерть чиновника»: М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»; А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»; Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие»

43

6.

Из  литературы

 XX  века

М. Горький «Детство» (главы из повести по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергилъ»). И.А. Бунин  «Догорел апрельский светлый вечер...», «Кукушка», А.И. Куприн «Куст сирени». В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» С.А. Есенин «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...» И.С. Шмелев «Русская песня». М.М. Пришвин «Москва-река». К.Г. Паустовский «Мещерска ясторона» Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться...» А.Т. Твардовский     «Прощаемся мы с матерями...» Б.Л. Васильев   «Экспонат №...» В.М. Шукшин   «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум»

31

7.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...» Р. Бернс «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно»  Ш. Петёфи «В деревне». Р.Л. Стивенсон   «Вересковый мед» . Конан  Доил  «Записки о Шерлоке Холмсе» А. Сент-Экзюпери   «Планета людей»

9

Итого:

105

 

Календарно - тематическое планирование по литературе 7 класс

 п/п

Дата

Факт.

дата

Тема

Раздела

Тема урока

Домашнее

задание

1

Введение (1 час)

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование.

Стр.5, в-5-6

2

Из устного  народного  творчества (6)

Былины (4 часа) Былины.Понятие былины как эпического народного жанра. Своеобразие.

Составить тезисный план статьи учебника «Былинные герои».

3

«Святогор и Микула Селянинович» Художественные особенности былины.

Стр.16, в-6

4

«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Своеобразие характера и речи. Конфликт.

Составить цитатный план былины на основе плана структурных частей былины.

5

Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт.

6

Русские народные песни (2 часа)

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая..», «Говорили – сваты на конях будут»)

7

Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен.

Стр.39 в-2-3

8

Из древнерусской литературы (4)

Из «Повести временных лет ». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине.

Стр.54 в - 4

9

«И вспомнил Олег коня своего..»

Поучительный характер древнерусской литературы

10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» ( религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности).

11

Р/р.  Написание  сочинения по теме «Древнерусская литература»

Стр. 56-59, конспект

12

Из  литературы  XVIII  века

(11 часов)

М.В. ЛОМОНОСОВ.  (4 часа)Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого.

Стр.62 в-4

13

М.В. ЛОМОНОСОВ. 

Русский классицизм и его особенности. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного  особенности поэтического языка оды.

Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение

«историка» о времени правления императрицы Елизаветы Петровны;

- подготовить сообщение о мозаике М.В.Ломоносова «Императрица Елизавета Петровна». Мозаика ломоносовской мастерской;

14

Теория Ломоносова о «трех  штилях».Основные положения и значение теории.

Найти пословицы и поговорки о пользе науки.

Подготовить сообщение «искусствоведа» о скульптурных изображениях императрицы (скульпторы М.И.Козловский и Ф.И.Шубин).

15

Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы.

16

Г.Р. ДЕРЖАВИН (2 часа)

 Своеобразие стихотворений Г.Р.. Державина.

Стр. 74 в – 11

Стр. 75-78 конспект

17

«Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. Тема поэта и власти в стихотворении.

Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение о значении понятия «недоросль», о «говорящих» фамилиях в комедии;

- подготовить сообщение об эпохе Просвещения;

- подготовить сообщение о первых литературных опытах Д.И.Фонвизина.

18

Д.И. ФОНВИЗИН (5 часов)

Краткие сведения о писателе.

Стр. 127 в – 6,

19

Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы.

Выписать цитаты, характеризующие героев комедии. Составить рассказ о героях по вариантам.

1 вариант-Вральман (д.3,явл.8; д.5, явл.6);

2 вариант – Цифиркин (д.2,3, явл.6; д.5, явл.6);

3 вариант – Кутейкин – (д.2,3, явл.6; д.5, явл.6);

4 вариант – Софья (д.2, явл.2; д.3, явл.2);

5 вариант – Милон (д.1, явл.6; д.2, явл.1);

6 вариант – Стародум (д.3, явл.1,2; д.5, явл.1).

2.Инд.задание: подготовить сообщение «историка» о законе «О вольности дворян…» (1762).

20

Образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык.  Социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

21

Комедия «Недоросль». Основной конфликт пьесы и ее проблематика.

стр. 128 в - 1

22

РР Классное обучающее сочинение по комедии Д.И.Фонвизин. «Недоросль»:

23

Из литературы  XIX века (43)

А.С. ПУШКИН (6 часов)

Краткие сведения о писателе.

24

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...».

Стр.39 наизусть

Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение «историка» о князе Олеге и о хозарах;

-  подготовить сообщение о значении коня в быту и культуре славян

25

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина.  

Стр. 149 в – 4

26

Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме.

Стр. 158 в – 5

Индивидуальные задания:

-подготовить сообщение «историка» о Полтавском сражении, комментарии имён исторических лиц, встретившихся в фрагменте;

- подготовить сообщение о Кочубее.

27

Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству А.С.Пушкина

28

Р/р. Написание сочинения по творчеству А.С.Пушкина

29

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (5 часов)

Стихотворение «Родина». Родина в лирическом и эпическом произведении;

С.166 наизусть

30

«Песня про царя Ивана Васильевича...». Проблематика и основные мотивы «Песни...».

С.184 в - 7

Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

1.Выучить наизусть фрагменты «Песни…»:

1 вариант – от слов «Государь ты наш, Иван Васильевич!..» до слов «На четыре стороны развеется»;

2 вариант – от слов «За прилавкой сидит молодой купец…» до слов «Заметает след человеческий…»

31

Р.Р. М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Анализ  эпизодов.

32

Вн. Чт.  по произведениям М.Ю.Лермонтова.

С.188-192 конспект

33

Н. В. ГОГОЛЬ (4 часа)

Краткие сведения о писателе.

34

Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель».

Пересказ

С. 231 в – 2, 8

35

 Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое.

Составить художественный пересказ эпизодов:

1 вариант – от слов «Увидевши, в чём дело…» до слов «… да и портного искусства не выдал»;

2 вариант – от слов «Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу» до слов «…уж этого не помнил Акакий Акакиевич».

36

Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

37

И.С. ТУРГЕНЕВ (3 часа)

Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч».  

С.238 в – 4

38

«Певцы»,  основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям).

Подготовить выразительное чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий».

39

Стихотворение в прозе «Нищий»:

С.274 в - 5

40

Н.А. НЕКРАСОВ (3 часа)

Краткие сведения о поэте.

 

С. 285 в – 7-9

41

«Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда».  Акцентное вычитывание лирического текста

42

Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений

поэта; Основная проблематика произведений: судьба русской женщины.

С.303 в – 6

Наизусть отрывок с. 306

43

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (4 часа)

Краткие сведения о писателе.

44

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил » Своеобразие сюжета; труд, власть, справедливость. Позиция писателя.

С.335 в – 2, 8-9

45

«Дикий помещик» Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика.

1.Составить цитатный план сказки.

2.Выписать из сказки обороты речи, свойственные русской сказке.

46

Р/р Подготовка к написанию сочинения по творчеству  М. Е. Салтыкова –Щедрина (сочиняем сказку)

47

Л.Н. ТОЛСТОЙ (3 часа) 

Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя.

 

48

«Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа.

С.359 в – 2

49

Образы защитников Севастополя.

С.360 в - 8

50

Н.С. ЛЕСКОВ (6 часов)

Краткие биографические сведения. «Лесков – писатель будущего» (Л.Н. Толстой).

51

Н. С. Лесков «Левша». Жанр сказа. Сюжетная основа произведения. Александр первый и Николай первый в сказе.

52

Автор и рассказчик в сказе «Левша». Особенности языка и жанра произведения.

53

«Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России.

54

Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству Н.С. Лескова

55

Р/р. Написание сочинения по творчеству Н.С.Лескова

56

А.А. ФЕТ (2 часа)

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; стихотворение-медитация.

С.362 наизусть

57

Р. Р. Выразительное чтение стихотворений Фета А. А. наизусть.

58

А.П. ЧЕХОВ (3 часа)

Слово описателе.

«Хамелеон». Картина нравов в рассказе.

Отрывок наизусть с. 370

С. 378 в – 1-4

59

«Смерть чиновника»: разоблачение чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета рассказа, способы создания образов.

60

Вн. Чт.  Рассказы А.Чехова

С.378 в-2

61

Контрольное тестирование по произведениям литературы 19 века

Подготовить выразительное чтение  стихотворений.

1 вариант.А.С.Пушкин «Два чувства дивно близки нам…»

2 вариант.Н.М.Языков «Песня».

3 вариант.И.С.Никитин «Русь».

62

Произведения русских поэтов XIX века о России

 Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»;

Подготовить выразительное чтение  стихотворений.

 1 вариант.А.Н.Майков «Нива».

2 вариант.А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…»

63

А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!»

64

ВН. Чт. Любимые стихотворения поэтов 19 века о России.

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору)

65

Р. Р. Урок-концерт. Выразительное чтение стихотворений.

66

Из  литературы  XX  века (31)

М. ГОРЬКИЙ (5 часов)

Краткие сведения о писателе.

67

«Детство».  Основные сюжетные линии в автобиографической прозе; проблематика рассказа.

С.65 в – 5

68

 «Свинцовые мерзости дикой русской жизни». Становление характера юного героя.

1.Подготовить рассказ о Хорошем Деле, Цыганке, Мастере Григории.

2.Подготовить художественный пересказ эпизода пожара.

69

Авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия идеи.

1.Прочитать  «Легенду о Данко».

2.Индивидуальные задания:

-подготовить художественный пересказ легенды о Ларре;

-подготовить сообщение о значениях имён Данко и Изергиль;

-подготовить сообщение о символическом значении красного цвета.

70

«Легенда о Данко». Контраст как основной прием раскрытия замысла.

С.74 в – 9-11

71

И.А. БУНИН (3 часа)

Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. Образ природы в стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер…».

С.81 в – 2

72

Рассказ «Кукушка»: смысл названии, образы-персонажи, образ природы. Основные проблемы рассказа.

 

С.100 в – 9-15

73

Образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Индивидуальные задания:

-подготовить сообщение об именах Вера, Николай, Евграф, о символическом значении алмаза;

- подготовить пересказ эпизода в ломбарде из рассказа «Куст сирени» от лица оценщика;

74

А.И. КУПРИН (3 часа)

«Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

С.112 в – 4-5

75

Рассказ «Чудесный доктор». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

Индивидуальные задания:

-подготовить сообщение о рассказах А.И.Куприна, посвящённых цирку;

- в рассказе «Allez!» отметить эпизоды в которых звучит слово аllez

76

Взаимопонимание, взаимовыручка в понимании автора и его героев. Рассказ А. И. Куприна «ALLEZ!»

77

А.С. ГРИН (2 часа)

Краткие сведения о писателе.

78

Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Своеобразие образного мира повести.

79

В.В. МАЯКОВСКИЙ (2 часа)

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Художественное своеобразие стихотворения.

С.121 в – 9

80

«Необычайное приключении, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения.

81

С.А. ЕСЕНИН (2 часа)

Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ

автора. «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…».

Индивидуальное задание:

подготовить сообщение о

цветовой символике в поэзии С.А.Есенина, об образе клёна в его лирике.

82

Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта …», «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом».

Наизусть с.127

83

И.С. ШМЕЛЕВ (1 час)

 «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.

С.136 в - 6

84

М.М. ПРИШВИН (1 час)

Слово описателе. «Москва-река».  Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

С.147 в -1

85

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ (2 часа)

 «Мещерская сторона». Образ рассказчика в произведении.

С.163 в- 10

86

Р/р.  Подготовка к домашнему сочинению по рассказам И.Шмелева и К.Паустовского

87

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (1 час)

 «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея.

Наизусть с.165

88

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ (2 часа)

 «Василий Теркин». Основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

190 в - 5

89

Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

С.190 в-7

90

ЛИРИКА ПОЭТОВ-УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1 час)

91

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ (1 час) «Экспонат №...». Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

С. 223 в - 5

92

В.М. ШУКШИН (2 часа)

 «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Внутренняя простота и нравственная высота героев.

93

Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.

94

ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОССИИ (1 час)

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою... Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

С.227 в – 3, 4

95

Вн. чт. Стихотворения русских поэтов 20 века о России

96

Контрольное тестирование по произведениям 20 века

97

Из зарубежной литературы (7)

У.Шекспир. (1 час) Темы и мотивы сонетов

С.234 в - 3

98

МАЦУО БАСЁ (1 час)

Знакомство со стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов и структуры.

99

Р. БЁРНС (1 час)

Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно». Основные мотивы стихотворений.

100

Р.Л. СТИВЕНСОН (1час)

Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Вересковый мед.

101

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ (1 час)

 «Планета людей», Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев.

С.253 в-2

102

Р. БРЭДБЕРИ (1 час)

Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей.

103

Я. КУПАЛА (1 час).

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся».

104

Контрольная работа за курс 7 класса.

105

Рекомендации книг для летнего чтения.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...