"Золотые парашюты"
статья по литературе (7, 8, 9, 10 класс) на тему

Алябьева Наталья Петровна

Статья о проекте "Литературное Видное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Золотые парашюты»

     Лев Толстой начал роман о декабристе издалека – с описания войны 1805-1807 года, дабы понятны были истоки будущих событий. Свой рассказ о проекте «Литературное Видное» начну по-толстовски – с размышлений, казалось бы, далёких от литературы.

     Говорят, время созревания поколения – 30 лет. Вот и у нас росло, росло и выросло настоящее «поколение потребителей», не читавших «Войну и мир» (очень много букв!), не умеющих самостоятельно мыслить и принимать решения, не обладающих любознательностью и воображением. Не удивительно – ведь все эти качества развивает чтение!

     Теперь эти молодые люди не только занимаются экономикой и политикой, они ещё и становятся родителями, в квартирах без книг воспитывают детей  с помощью трёх нянь: планшета, телефона и телевизора. А в выпускных классах этих же детей ожидают четыре экзамена, напрямую связанных со знанием литературы: в 9-ом - русский язык письменный, проверяющий умение понимать услышанный текст и сжато передавать его содержание, а также размышлять на заданную тему, привлекая в качестве аргументов прочитанные произведения; добавился и устный экзамен по русскому языку, где ученик должен показать владение пересказом, диалогической и монологической речью. В 11 классе – декабрьское сочинение по литературе, а в мае-июне – ЕГЭ по русскому языку, где опять же востребовано умение анализировать прочитанный текст. И эти экзамены обязательны для всех, а не только для немногочисленных любителей литературы.

     Получается, что вся ответственность за развитие вербальных способностей детей лежит на плечах учителя-словесника, так как родители и общество - помощники невеликие.

      Вернуть любовь к книге, сделать чтение необходимой привычкой – задача очень непростая. Её решение требует разнообразных методов, здесь все средства хороши.

     Во-первых, конечно, личный пример. Если учитель не влюблён в свой предмет, не следит за новинками литературы, не является сам страстным «пожирателем книг», ждать подобного от учеников не приходится. Во-вторых, поездки по литературным местам, музеям, походы в театры – всё это формирует культурную среду, необходимую для широты кругозора. И, наконец, клубы, кружки, факультативы, проекты, объединяющие людей, увлечённых общим делом, и пропагандирующие культуру чтения.

     С 2012 года в «Видновской гимназии» действует Клуб любителей чтения, сокращённо «КЛЮЧ». Изначально его целью было воспитание вдумчивых читателей и знакомство с современной литературой, русской и зарубежной, остающейся за рамками школьной программы. За годы работы клуба были осуществлены следующие проекты: «Золотая полка нашего класса», «Терра инкогнита» современной русской литературы», «Малые жанры современной русской прозы», «Самая классная внеклассная книга», «СТИХиЯ». В наступившем учебном году гимназия взялась за проект «Родной край – территория образования». В рамках этого большого дела «КЛЮЧ» будет знакомиться с писателями и поэтами родного города, а как итог работы возникнет сайт «Литературное Видное», где каждый желающий сможет не только получить информацию о талантливых земляках, но и почитать их произведения.

      В создании сайта «Литературное Видное», пожалуй, сам процесс важнее результата. Беседы с писателями и поэтами, чтение их произведений, живое общение с незаурядными, яркими личностями – мощный стимул для саморазвития, лучшая реклама книги как инструмента познания мира и самого себя.

     В сентябре-октябре состоялись такие встречи с поэтами Татьяной Бирюковой и Натальей Замариной, а также с писателем, ветераном боевых действий Григорием Гасловым.  В ноябре-декабре мы познакомились с поэтом и переводчиком Владимиром Меньшиковым, руководителем молодёжной студии «Акцент» и поэтом Галиной Логиновой, посетили презентацию книги стихов молодого автора Юлии Светиковой. В гости к любителям чтения пришёл баснописец Евгений Зорин, а «Ключ» поприсутствовал на занятии детской поэтической студии «Слово» и посотрудничал с её руководителем, писателем, издателем Алексеем Павловичем Зименковым. Все наши талантливые земляки -  члены Московского областного отделения Союза писателей России и ЛИТО им.Ф.Шкулева.

     «Час чтения» - так называется форма работы клуба, но ни одна из прошедших встреч в час не уложилась, так как ребятам было очень интересно слушать рассказы творческих людей об их пути в литературу, о том, как рождается произведение и откуда берётся вдохновение. Мы словно побывали в мастерской писателя и поняли, что человек живёт точно «не хлебом единым».

      Надеюсь, эта работа будет одним из «ключей», открывающих детям дверь в увлекательный мир чтения, и тогда четыре тома «Войны и мира» станут настольной книгой каждого школьника.

    И ещё одно: топ-менеджерам солидных учреждений при увольнении выдают так называемый «золотой парашют» - значительную сумму для дальнейшего безбедного существования. А для достойной, осмысленной жизни у каждого из нас есть проверенные временем бесценные книги, которые, как парашюты, работают только тогда, когда мы их открываем.

Алябьева Н.П., учитель МАОУ «Видновская гимназия»                 10.01.2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение № 6. Игры с парашютом.

"Приложение № 6. Игры с парашютом" - это материалы в копилку развития сенсомоторных навыков и веселых игр для дошкольников....

"Технология изготовления парашюта из бумаги"

Материал включает в себя  инструкционную карту по изготовлению бумажной модели парашюта и материалы для бесед по этой теме. Конец занятия - это увлекательные запуски!...

Игры с парашютом

Использование нетрадиционного пособия " парашют"...

Методическая разработка. Изготовление парашюта.

Авиамоделизм – вид спортивно-технического творчества, в  котором дети учатся проектировать и создавать действующие авиационные модели и участвовать в соревнованиях с целью повышения своего спорти...

Методическое обеспечение программы. Изготовление парашюта.

Данное методическое обеспечение предназначено для отработки этапов изготовления модели "парашют" детьми младшего возраста до 12 лет....

«Ұшу тарихы» тарауы бойынша сабақ жоспарының үлгісі «Парашют жасау»

Сабақтың тақырыбы: Парашют жасау.Сабақтың түрі: Техникалық модельдеуМақсаты: Ұшу аппараттары туралы оқушылардың білім-білік дағдыларын дамыту, парашюттың құрылысымен танысып, моделін жасау.Міндеттері:...