Сравнительная характеристика Обломова и Штольца («мечтатель» и «практик»).
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сравнительная характеристика Обломова и Штольца («мечтатель» и «практик»).
Цель: выявить особенности авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца); | |
Тип урока: Урок общеметодологической направленности | Форма урока: урок-исследование |
Ф.И. | |
Самооценка | От 2-5 баллов |
| |
| |
| |
Общее количество баллов |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Самоопределение к деятельности 2 мин | Здравствуйте………………………… Сегодня мы продолжаем разговор о русской литературе 19 века, золотого века русской культуры. В рамках изучения художественного слова этого периода мы читали и анализировали произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя. И вот уже несколько уроков знакомимся с творчеством ещё одного великого русского писателя И.А.Гончарова . Мы изучаем роман «Обломов», который заставляет нас задуматься над вечными вопросами человеческого бытия. Сегодняшний урок-это исследование. | ||
Актуализация знаний 2 мин | Для раскрытия характера главного героя романа Обломова автор использует разнообразные приёмы, одним из которых является знакомство читателя с окружением героя. Назовите систему персонажей этого романа. Как вы думаете, какой герой помогает наиболее полно раскрыть образ Обломова? Почему вы так думаете? | ||
Постановка учебной задачи 5 мин | Внутренний мир Обломова нельзя понять без сравнения его с Андреем Штольцем. Сформулируйте тему урока. А какую цель мы перед собой поставим? Для чего нам это сопоставление? (образ Обломова) Только поняв характер героя, мы можем понять отношение автора к нему, таким образом, скорректируем цель урока. Какие задачи нам нужно решить, чтобы достичь цели? | Сравнительная характеристика Обломова и Штольца («мечтатель» и «практик»). (Запись в тетради). Цель-выявить особенности авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца); | |
Решение учебной задачи | Что нам нужно знать о героях, чтобы наше исследование было полным и объективным? Это и есть критерии, по которым мы будем сравнивать героев? | Происхождение, внешность, воспитание, образование, мечты и жизненные цели, жизненная активность, мировоззрение, авторская характеристика, идеал женщины. | |
Первичное закрепление | Что автор выделяет во внешности своих героев? | Зачитывают из текста | |
Работа над пройденным материалом. | Какие выводы в результате сопоставления героев мы можем сделать? Дома вы работали с литературоведческим словарём. Над лексическим значением каких слов вы работали? Кого мы называем антиподом? двойником? Так антиподы наши герои или двойники? | ||
Самостоятельная работа | Заполнение таблицы. | ||
Рефлексия: продолжить высказывание. Оценка |
| Домашнее задание Перечитать внимательно последние главы романа. Написать сочинение-миниатюру «Андрей Ильич Обломов. 20 лет спустя». |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ф.И. Самооценка От 2-5 баллов Работа в паре Работа в группе Участие в диалоге с учителем Общее количество баллов
взгляд помрачался выражением скуки любил новости, свет, науку. мягкость лица и души душа ясно светилась в глазах он беспрестанно в движении когда он всё успевает- бог весть маленькие пухлые руки чтобы делалось само собой, незаметно для него составлен из костей, мускулов, нервов погрузился в дремоту худощав всё серьёзное утомляло его он сохранил силу души выше всего он ставил настойчивость сам шёл к своей цели, отважно шагая через все преграды он шёл твёрдо, бодро для него труд как наказание
Илья Ильич Обломов Андрей Иванович Штольц взгляд помрачался выражением скуки любил новости, свет, науку мягкость лица и души он беспрестанно в движении душа ясно светилась в глазах когда он всё успевает - бог весть маленькие пухлые руки составлен из костей, мускулов и нервов хотел, чтобы делалось само собой, незаметно для него шёл твёрдо, бодро погрузился в дремоту сохранил силу души всё серьёзное утомляло его выше всего ставил настойчивость сносил труд как наказание сам шёл к своей цели, отважно шагая через все преграды
Доктор филологических наук профессор МГУ Василий Иванович Кулешов так сказал о Штольце : «В нём самом / Штольце / на каждом шагу проглядывает Обломов».
Обломов и Штольц . Сравнительная характеристика.
Цель: выявить авторскую позицию через сопоставление двух героев романа
Внеш - ность Происхождение Воспитание Образо - вание Образ жизни Идеал женщины
Ты любишь эту арию ? Я очень рад: ее прекрасно поет Ольга Ильинская. Я познакомлю тебя — вот голос, вот пение! Да и сама она что за очаровательное дитя! Впрочем, может быть, я пристрастно сужу: у меня к ней слабость...
Внеш - ность Происхождение Воспитание Образо - вание Образ жизни Идеал женщины Антипо ды Двойни ки-антипо ды Двойни ки-антипо ды Двойни ки-антипо ды Антиподы-двойники Двойники
Доктор филологических наук профессор МГУ Василий Иванович Кулешов так сказал о Штольце : «В нём самом / Штольце / на каждом шагу проглядывает Обломов». Почему?
Цель: выявить авторскую позицию через сопоставление двух героев романа
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В романе сосуществуют две «правды» - « штольцевская » и «обломовская» - и та, и другая не абсолютны, в идеале желателен их синтез.
Домашнее задание Перечитать внимательно последние главы романа. Написать сочинение-миниатюру «Андрей Ильич Обломов. 20 лет спустя».
Мне в жизни пригодились бы такие качества Обломова:………………… А также такие качества Штольца :……… Я задумался о том, что в жизни важно …….... Я буду думать, как совместить в себе ………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Сравнительная характеристика растровой и векторной графики"
Разработка вводного урока по компьютерной графике для учащихся 8 класса...
Старые правила и новый порядок аттестации педагогов: сравнительные характеристики
Сравнение старых и новых правил аттестации учителей. Подготовлено центром развития методических и управленческих кадров Иркутского ИПКРО....
Презентация "Сравнительная характеристика галогенов"
Презентация включает материал об открытии галогенов, строении атомов, физических и химических свойствах галогенов с видеоопытами , влиянии галогенов на организм человека, кроссворд по теме...
Исследовательская работа "Сравнительная характеристика развития корневой системы, стеблей пшеницы, и размножение инфузории туфельки в воздушном пространстве пластикового и деревянного окон.
В презентации отражены все этапы исследования с фото и выводами....
Сравнительная характеристика современных методик обучения английскому языку
В данной работе дается краткое описание современных методик изучения английского языка с более полным рассмотрением коммуникативной и проектной методик. Основная идеяэтих методик одинакова: лучши...
Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика.
Технологическая карта урока литературы...
Рабочий лист по роману Гончарова "Обломов" (Сравнительная характеристика Облома и Штольца)
Сравнительная характеристика Облома и Штольца...