Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Рабочая программа по литературе 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_literatura_5_klass_fgos_ooo_2017.doc319.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление Администрации по образованию и делам молодежи

Благовещенского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №2»

Благовещенского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

методическим объединением

учителей русского языка и литературы

Председатель

_____________ Н.П.Фёдорова

Протокол №______________

от «____»____________2017г.

                     

СОГЛАСОВАНО         Заместитель директора   по УВР    

__________ Ю.С.Морозова

 «___» __________2017 г.                

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________А.В.Костецкий

Приказ № ____________

 от «___» __________2017 г.

                                                   

         .            

                                                             

                                                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

ЛИТЕРАТУРА

5 класс

Основное общее образование,

базовый уровень

Составитель:_Костецкая Л.В., учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория 

р.п. Благовещенка

2017

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с ФГОС ООО, Примерной программой по литературе, авторской программой В.Я. Коровиной- Москва «Просвещение» 2014г., учебным планом МБОУ БСОШ №2, положением о рабочей программе  МБОУ БСОШ №2.

 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа рассчитана на 105 часов учебного времени.

Для оценки достижений обучающихся  используются следующие виды и формы контроля

  • устный опрос
  • тест
  • зачет
  • контрольный срез
  • взаимоконтроль
  • самоконтроль
  •  устные и письменные сочинения
  • творческие работы
  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)

При реализации программы могут использоваться следующие формы организации учебного процесса:

комбинированный урок,

урок новых знаний,

урок-коммуникация,    

урок- исследование,

урок-практикум,  

урок развития речи и т.д.

Достижению  целей программы обучения  будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

  • активные методы обучения;
  • игровые технологии;
  • исследовательская технология обучения;
  • технология развития критического мышления;
  • метод проектов;
  • технология творческих мастерских;
  • технологии уровневой дифференциации;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Планируемые образовательные результаты обучающихся

Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование  ответственного  отношения  к  учению,  готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных   проблем   на  основе   личностного   выбора,   формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование  коммуникативной  компетентности  в  общении  и , сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить  и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
    осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения  результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии  с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; « умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с   задачей   коммуникации,   для   выражения  своих  чувств,   мыслей и  потребностей;   планирования  и  регуляции  своей  деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение   в   произведении   элементов   сюжета,   композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в   раскрытии   идейно-художественного   содержания   произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного
    типа, вести диалог;
  •  написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние  творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание курса (5 класс)

Введение (1 час)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.)- Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10 час)

Фольклор — коллективное устное народное творчество.(1час)

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора (1час). Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки (8 час)

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван- крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван -крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

 «Журавль  и  цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 час)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория   литературы. Летопись (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 час)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два Астронома в пиру...» научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (41 час)

Русские басни (4 час)

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И.А.Крылова.

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский (2 час). Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория   литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин (8 час).. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Контрольная работа

Русская литературная сказка XIX века (3 час)

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Аttа1еа Рriпсерs». (Для внеклассного чтения.) Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов  (2 час). Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь (3 час) Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов (3 час). Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)

Теория  литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев (4 час). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.

Теория   литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет (1 час). Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой (5 час). Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория   литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Контрольная работа.

Антон Павлович Чехов (3 час). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)(3 час)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передач и эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (29 час.)

Иван Алексеевич Бунин (2час). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко (3 час). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин (1 час). Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).

Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» - поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.

Русская литературная сказка XX века (обзор)

Павел Петрович Бажов (2 час.). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский (3час). Краткий рассказ о писателе.

«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак (4 часа). Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки и XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса сказка.

Андрей Платонович Платонов (2 часа). Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, един-( ню героя с природой, одухотворение природы в его воображении -жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев (4 часа). Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Контрольная работа

«Ради жизни на Земле...» (2 час)

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»; А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети - обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о родине, родной природе (2 час).

И. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются (3 час)

Саша Чёрный. «Кавказский пленник»,  «Игорь-Робинзон».

Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория  литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (15час)

Роберт Льюис Стивенсон 1 час). Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория  литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо (3 час). Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноикусстве.

Ханс Кристиан Андерсен ( 6 час). Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чтения.) Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен (3 час). Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон (4 час). Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Учебно – тематическое  планирование

п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Календарные сроки изучения

Примечания

по плану

по факту

I

Введение

1

1

Книга в жизни человека

1

I I

Устное народное творчество

10

2

Фольклор – коллективное устное народное творчество

1

3

Малые жанры фольклора

1

4.

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.

1

5

«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич.

1

6

Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки.

1

7

«Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо» — волшебная богатырская сказка героического содержания.

1

8

«Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»: система образов сказки.

1

9

Сказки о животных. «Журавль и цапля».

1

10

Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

1

11

Р.р. Итоговый урок на тему «Русские народные сказки»

1

III

Из древнерусской литературы (2 ч).

2

12

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

1

13

Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

IV

Из литературы XVIII века

2

14

Вн.чт. Из литературы XVIII века. М. В. Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин

1

15

М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру...».

1

V

Из литературы XIX века

41

16

Вн.чт. Жанр басни в мировой литературе

1

17

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».

1

18

И. А. Крылов. «Волк на псарне».

1

19

Р.р. И. А. Крылов. Басни

1

20

В. А. Жуковский. «Спящая царевна».

1

21

В.А.Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе

1

22

А. С. Пушкин. «Няне». Рассказ о детских годах жизни А. С. Пушкина. Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашива-емые любовью няни, её сказками и песнями. Понятие о лирическом послании

1

23

«У лукоморья  дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

1

24

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. События сказки. Главные и второстепенные герои. Фольклорная основа сказки. Иллюстраторы сказки

1

25

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика   героев.   Система   образов сказки.    

1

26

 «Сказка о мёртвой царевне   и   о   семи   богатырях»: истоки сюжета, поэтика   сказки.  

1

27

 Р.Р. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.

1

28

Вн.чт. А. С. Пушкин. Сказки.

Художественный мир пушкинских сказок. Их поэтичность и высокая нравственность. Сюжеты и герои пушкинских сказок. Иллюстраторы сказок Пушкина

1

29-30

Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова,   В. А. Жуковского, А. С. Пушкина

2

31

Русская литературная сказка XIX века. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

1

32

«Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение.

1

33

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

1

34

«Бородино»: проблематика и поэтика.

1

35

Вн.чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка  Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору

1

36

Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».

1

37

«Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести

1

38

Вн.чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть»

1

39

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). Поэтический образ русской женщины.

1

40

«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.

1

41

«Крестьянские дети». Язык стихотворения.

1

42

И. С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве.

1

43

«Муму» как протест против рабства.

1

44

«Муму»:   система образов.

1

45

Р.р. И. С. Тургенев — мастер портрета и пейзажа  

1

46

А. А. Фет. Лирика.

1

47

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев.

1

48

«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.

1

49

Р.р.«Кавказский пленник». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

1

50-51

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя,        Н. А. Некрасова,
И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого

2

52

А. П. Чехов. «Хирургия» как  юмористи-ческий рассказ.

1

53

Р.р. «Хирургия» Рассказ в актёрском исполнении. Составление киносценария по рассказу

1

54.

Вн.чт. Рассказы Чехова. Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте (по выбору учителя). Юмор в рассказах Чехова

1

55

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...».

1

56

А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок).

1

57

Р.р. Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе .

1

58

«Косцы». Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Восприятие прекрасного героями рассказа.

1

59

Вн.чт. И. А. Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Приёмы антитезы и повтора в в композиции рассказа. Смысл названия рассказа

1

60

В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети.

1

61

«В дурном обществе»: семья Тыбурция.

1

62

В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».

1

63

Р.р. «В дурном обществе».

Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос

1

64

С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

1

65

П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы.

1

66

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы.

1

67

К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

1

68

 «Тёплый хлеб»: язык сказки.

1

69

Вн.чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы.

1

70

Вн.чт. С. Я. Маршак. Сказки для детей.

1

71

«Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.

1

 

72

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа.

1

73

Р.р. «Двенадцать месяцев.Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

1

74

А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа.

1

75

«Никита»: быль и фантастика.

1

76

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

77

Васюткино озеро»: становление характера главного героя.

1

78-79

Р.р. Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов

2

80

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Стихотворные произведения о войне.

1

81

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...».

1

82

И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

1

83

Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня».

1

84

Саша Чёрный. «Кавказский пленник».

1

85

Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики. Юмор и его роль в рассказе

1

86

Ю.Ч.Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.

1

87

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков.

1

88

Д.Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

1

89

Д.Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.

1

90

Д.Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа.

1

91

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика.

1

92

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

1

93

«Снежная королева»: что есть красота?

1

94

Вн.чт. Х.-К. Андерсен. Сказки. Волшебные сказки Андерсена. Сказки о предметах окружающего мира

1

95-96

Р.р. Х.-К. Андерсен. Сказки. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов

2

97

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

1

98

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев.

1

 99

Р.р. Приключения Тома Сойера» — любимая книга многих поколений читателей. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос

1

100

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

1

 

101

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя.

1

102-103

Итоговая контрольная работа по изученному в 5 классе

2

104-105

Р.р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

1

Итого

105

часов

-

-


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплекс:

  1. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы., Москва, «Просвещение», 2014г.
  2. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Москва, «Просвещение», 2012г.
  3. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». (1CD MP3)
  4. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 5 класс. Москва, «Просвещение», 2012г.
  5. Н.В.Беляева. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Москва, «Просвещение», 2014г.
  6. Н.В.Беляева. Проверочные работы. 5-9 класс, Поурочные разработки. Москва, «Просвещение», 2010г.

Технические средства обучения и оборудование кабинета:

  1. компьютер;
  2. мультимедийный проектор;
  3. интерактивная доска.

Лист дополнений и изменений

 

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

Подпись лица, внёсшего запись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....