Урок-мастерская
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок- мастерская по литературе в 8 класс
«Поклоняемся вечным святыням…»
по картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 8 классе. | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок- мастерская по литературе в 8 классе
«Поклоняемся вечным святыням…»
по картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Учитель русского языка и литературы МБОУ-Алданский лицей
Казанцева Ирина Владимировна.
г. Алдан
Цель: помочь учащимся понять идею картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»;
обогатить словарь учащихся;
дать импульс формированию гражданских и нравственных чувств учащихся.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
На уроках литературы вы читали исторический очерк Б. Зайцева
«Преподобный Сергий Радонежский», где перед вами предстаёт образ святого, «просиявшего в земле Русской». Сергий Радонежский жил во времена нашествия монголо-татарских полчищ, когда гнёт Орды тяжело давил на Русь (1314-1392). Летом 1380 года князь Дмитрий Донской, узнав о готовящемся набеге монголо-татар, собирает войско, бросив клич по всем княжествам. Но ведь армия сильна духом.
Основой единения армии стала православная вера. Сергий благословил русских воинов на решающую битву. Вся жизнь Сергия была примером служения своему отечеству. После смерти он был причислен к лику святых. Обратите внимание на иконы (слайды).
В. Распутин сказал о нём: « Печальник земли русской и собиратель её духа». А историк Николай Лосский писал: «Будем всматриваться в такие образы, как лик св. Сергия, и будем носить их в своём сердце, и если мы, хотя и в малой степени, уподобимся им, нам суждено будет исцелить все раны и начать новую светлую страницу русской истории».
М. В. Нестеров цикл картин посвящает жизни и трудам Сергия Радонежского («Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского», «Труды преподобного Сергия Радонежского», «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским», «Великий постриг»). Слайды.
«Я писал жизнь хорошего русского человека 14 века, лучшего человека древних лет Руси, чуткого к природе и её красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Эту прекрасную жизнь я и пытался передать», - вспоминал Нестеров. Он живёт в Сергиевом посаде при Троице-Сергиевом монастыре и пишет картину «Видение отроку Варфоломею». Окрестности ещё помнили тихую поступь основателя монастыря. «Нашёл подходящий дуб для первого плана, написал первый план, и однажды с террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота. Там где-то розоватые осенние дали, поднимается дымок, ближе - капустные малахитовые огороды, справа - золотистая роща. И я принялся за этюд. Он удался, а главное, я, смотря на этот пейзаж, им любуясь, проникся каким-то особым чувством «подлинности», историчности его...»- рассказывал впоследствии Нестеров.
А сейчас мы внимательно рассмотрим картину «Видение отроку Варфоломею».
3. Беседа по картине.
1).Какой момент легенды отображён на картине?
(Нестеров изобразил момент, когда отрок Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания его молитвы.)
2).Удивлён ли Варфоломей появлением старца? (Нет. Варфоломей как будто ждал его и теперь погружён в созерцание.)
3).Как художнику удалось передать трогательную беззащитность отрока? (Хрупкая фигурка мальчика среди далеко простирающейся местности - словно берёзка на ветру, худенькие руки с плотно сжатыми пальцами сложены в молитве.)
4). Всмотритесь внимательнее в глаза Варфоломея. Что поражает в них? (В голубых глазах светится душевная чистота, спокойствие и какое-то тихое ожидание, но они поражают недетской силой убеждённости.)
5).Как изобразил художник старца-монаха? Видим ли мы его лицо? (Мы не видим его лица, почти целиком закрытого капюшоном. Наверное, художнику важно было показать не выражение лица, а общий облик старца. Он стоит, слегка наклонив голову. Вокруг головы круг, как солнечное сияние. С особой тщательностью художник изобразил руки с тонкими пальцами, держащие дароносицу. Образ монаха не конкретен, как бы нереален: он – видение отроку.)
6). Как вы думаете, почему художник так тщательно подбирал пейзаж, составляющий общий фон картины? ( Пейзаж в картине тесно связан с человеком, с настроением мальчика. Тишина осенней природы как бы сливается с настроением Варфоломея.
7). Что вы видите на заднем плане картины? (Нивы сжаты, рябина, тронутая утренним холодом, покраснела, золотые листья берёзки облетают, тёмные островерхие ели чётко выделяются среди пожелтевшего леса; видны мягкие очертания холмов и перелесков).
8).Какая, по-вашему, стоит за этим пейзажем человеческая жизнь - полная суеты или спокойствия? ( Мы видим дома деревни, красноватую крышу деревенской часовенки с серебристо- голубыми главками. Красота и гармония пейзажа являются воплощением спокойствия и чистоты).
9).Много ли ярких красок в картине? Своею скромностью красок на что она похожа? (На икону).
10). О чём заставляет задуматься пейзаж? ( Пейзаж наводит нас на раздумья о России, о её будущем).
Вывод: утверждая своей картиной реальность чуда, показывая душевную чистоту мальчика, художник связывает своё стремление к возвышенной жизни с представлениями о будущем России.
4.Чтение текста К. Паустовского.
«Все знают картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Для многих этот отрок, этот деревенский пастушок с глубочайшей чистоты синими глазами - белоголовый, худенький, в онучах - кажется олицетворением стародавней России - ее сокровенной тихой красоты, ее неярких небес, нежаркого солнца, сияния ее неоглядных далей, ее пажитей и тихих лесов, ее легенд и сказок.
Картина эта - как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России.
Самое замечательное в этой картине — пейзаж. В чистом, как ключевая вода, воздухе виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и крошечная девочка-березка. Все это кажется драгоценным. Да так оно и есть. Это зрелище трав, синеглазых рек, взгорий и темных лесов, что как бы прислушивается к долетающему вполголоса звону, открывает в нас самих такие глубины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слезы.
Этот нестеровский пейзаж ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце. В нем выражена прекрасная сущность русского характера».
5. Беседа по тексту.
Вопросы к классу.
1). Чувствуется, что картина Нестерова произвела на писателя впечатление?
2). А в чём это проявляется? (В любви автора к родной земле).
3). Какими художественно- изобразительными средствами языка пользуется писатель для описания картины и своих чувств ? (Метафоры: синеглазые реки, хрустальный светильник; эпитеты: скромный венчик, родимая земля; сравнения: чистый, как ключевая вода, воздух; картина - как хрустальный светильник, девочка-берёзка.)
Красивая картина, красивый текст. Послушайте стихотворение Александра Плотникова:
Поклоняемся вечным святыням,
И любовь наша к миру чиста.
Сердце русское верит и ныне –
Мир жестокий спасёт красота.
Но наивными всё же не будем,
Исповедуя истину ту.
Мир спасёт красота, если люди,
Если люди спасут красоту.
А теперь попробуем создать своё, тоже прекрасное: напишем фрагмент сочинения. Попытайтесь воплотиться в образ Варфоломея: что вы видите вокруг, какие мысли навевает пейзаж? О чём вы будете говорить со старцем?
6.Самостоятельная работа учащихся над фрагментом сочинения.
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
| Настроить учащихся на восприятие. | Проверить подготовку к уроку. |
| Рассказ о художнике, показ репродукций его картин (слайды). | Слушают учителя, рассматривают слайдовую презентацию. |
| Фронтальный опрос. | Работа с картиной, составление рабочих материалов |
| Комментирование текста. | Чтение текста, определение использованных автором художественно-изобразительных средств. |
| Индивидуальная работа с учащимися. | Самостоятельная работа. |
| Коллективный анализ фрагментов сочинения. | Коллективный анализ фрагментов сочинения. |
7. Чтение 2-3 работ восьмиклассников.
Остальные ученики определяются, на что они будут обращать внимание во время чтения текста автором:
-буду придумывать вопросы автору;
-выясню, какие идеи он применил;
-буду искать точные и красивые словосочетания;
-буду находить то интересное, что мне потом пригодится.
8. Рефлексия.
Что удалось достигнуть? Что я понял? Чему научился?
Технологическая карта урока
Использованная литература.
1.Учебная хрестоматия для 8 класса средней школы. / Автор- составитель Г.И.Беленький. М., 2009.
2.Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.
3.Никонов И. Михаил Васильевич Нестеров. М., 1962.
4.Ходякова Л.А.. Живопись на уроках русского языка. М., 2000.
5.Нестеров М. В. Воспоминания. М., 1989.
Приложение.
Искусствоведческий текст № 1.
Вот передо мною «Март» Левитана. Поражаюсь этой светоносной ослепительностью мартовского солнца. Я всегда как зачарованный стою перед этим «чудом». До предела доведена ослепительность белого света мартовского утра. И это выражено в игре света на корке «осевшего» снега, в контрасте глубокой синевы тени от деревьев, на сверкающем снеге, в темно-зеленой, почти черной тени ветвей сосен на фоне освещенного леса третьего плана картины. А главное — в особом свете марта, предвестника весны, когда снег уже мешается с землею, когда проталины чередуются с заморозками и уже на синем небе четко рисуются ветви деревьев со скворешниками, поджидающими перелетных гостей. Всякий раз, когда мне удается в марте быть на природе или же сидеть в городе на бульваре в солнечное мартовское угро, то в мыслях мелькает шуточный парадокс: «Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана!» И всякий раз, когда выезжаешь в Подмосковье и бродишь по полям, лесам, по руслу речушек в любое время года и дня, опять вспоминаешь Левитана (Б.В. Иогансон).
Искусствоведческий текст № 2.
Картины, исполненные И.И. Левитаном в 1895—1897 годах, к числу которых относятся «Март», «Золотая осень» и «Весна — большая вода», своим мажорным строем образуют отчетливый контраст грустным настроениям некоторых произведений предшествующих лет. В них на смену сдержанной тональности пришла звучная, радостная цветность.
Впоследствии не раз высказывалось мнение, что, начиная с «Марта», импрессионистские приемы становятся неотъемлемой частью левитановской техники. И на самом деле, здесь от порыжевших на темном солнце елей к зелено-рыжей роще, к желтому дому проложены легкие лилово-голубые тени. Левитан видитл что в тени освещенного солнцем предмета кроются цвета, дополнительные к его цвету. Но Левитан не возводит это реальное наблюдение в цветовую схему, не противопоставляет с назойливым постоянством «очищенные» оранжевые и голубые цвета; он видит, что в реальности это взаимодействие значительно сложнее и что оно находится также в непосредственной внутренней зависимости от цвета, постоянно присущего данному предмету и не зависящего от временных условий освещения (И.И. Гинзбург).
«Художник, часто живя недалеко от Троице-Сергиевского монастыря, хорошо знал природу этих мест. В основу будущей картины «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890 гг.) легло множество пейзажных зарисовок, пронизанных тонким поэтическим чувством.
Маленькая болезненная девочка из деревни Комякино послужила моделью для отрока Варфоломея.
Мягкие очертания холмов, ритмически повторяемые первым и вторым планами, тонкие деревца, покрытые осенней листвой, прозрачный воздух создают особый мир, исполненный созерцательности и тишины. Хрупкая фигура отрока с молитвенно сложенными руками кажется трогательно-беззащитной. Но печально проникновенное выражение глаз, в которых светятся непоколебимая вера и желание служения этой вере, поражает недетской силой убежденности.
Более лаконична фигура монаха. Капюшон почти целиком закрывает его лицо. Легкий наклон головы, тонкие пальцы, держащие ковчег, создают образ, лишенный зримой конкретности, несущий в себе некую отвлеченность, призванную открыть истину тому, к кому он послан.
Картина была экспонирована на XVIII передвижной выставке. Она несла идею, которая еще не находила в русском искусстве этой эпохи своего живописного выражения, идею заключавшую в себе веру в возможность чудесных нравственных перевоплощений в духовной жизни человека» (А.А. Буевская).
ЗАЯВКА
на участие во Всероссийском профессиональном конкурсе педагогического мастерства «Урок-2020»
Номинация Конкурса (согл. п 7.1 Положения): | Номинация №3 Основное общее образование |
Тема выступления: | Урок по литературе в 8 классе |
Фамилия | Казанцева |
И.О. (полностью) | Ирина Владимировна |
должность: | учитель русского языка и литературы |
Полное наименование дошкольного образовательного учреждения (как в Уставе) в родительном падеже: | Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – Алданский лицей города Алдана республики Саха (Якутия)
|
Педагогический стаж: | 29 |
Квалификационная категория: | высшая |
Звания, награды, премии, ученая степень (названия и даты получения): | Грамота РФ 2011г. |
Сведения о публикации представленных на Конкурс материалов (наименование издания, год публикации): | |
Разрешение на публикацию конкурсных материалов на сайте | Разрешаю |
Индекс | 678900 |
Почтовый адрес для отправления документа, обратите внимание на порядок написания. | ул. М.Зинштейна, д.10, кв.2, г. Алдана республики Саха (Якутия) |
Кому | Казанцевой Ирине Владимровне |
Контактный телефон (желательно сотовый) | 8-924-362-95-08 |
Адрес электронной почты | kiat@yandex.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"
Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...
Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)
Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...
Урок русского языка в 5 классе. Урок – мастерская Исследование «Тайны Смешариков»
Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русскогоязыка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Т...
Урок – мастерская с применением технологии французских творческих мастерских
Урок русского языка...
Урок-мастерская по рассказу В.Распутина "Уроки французского"
Цели урока: раскрыть глубинный философский смысл повествования рассказа «Уроки французского»;развивать в учащихся творческую самостоятельную личность, развивать «талант читателя»;стремиться пробудить ...
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
«КРАСОТА РУССКОЙ ДУШИ» ( 140 лет со дня рождения Бориса Михайловича Кустодиева) (урок- мастерская с применением технологии французских мастерских
Это самый жизнерадостный, пожалуй, среди русских живописцев. Все созданное им пронизано радостью бытия. Это бодрое, улыбчивое и свежее искусство. Он был влюблен в женщину и солнце, искусство и ц...