Откуда к нам пришла Баба-яга
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Моисеенкова Алена Юрьевна

Материал будет интересен учителям и ученикам разной возрастной категории. А также студентам филологического факультета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Откуда к нам пришла Баба-Яга?

Моисеенкова Алена Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ гимназии № 426 Санкт-Петербурга

Сказки... Этот вид фольклора издревле прочно вошел в нашу жизнь и сознание. На сказках воспитывались наши предки, они сочинялись как для развлечения, так и для устрашения и предостережения. Посредством сказки объяснялось все неведомое и непонятное. Из поколения в поколения, из уст в уста, из книги в книгу переходили сказки, передавались стариками молодому поколению как нечто сокровенное и сакральное, порой трансформируясь, а порой приобретая несколько различных вариаций. Но давайте зададимся вопросом: а откуда и почему взялся тот или иной образ того или иного героя? Кажется понятным, что воплощает собой Иван-дурак: простодушие, храбрость, великодушие, доброту и честность русского народа, в имени Василисы Премудрой заключена главная черта героини – мудрость. Но откуда же в сознании простого человека возник образ такой нечисти, как Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Леший и так далее.

В сказке издревле отражались мечты человека о будущем, его отношение к действительности, мировоззрение. Сказки запечатлели быт, нравы, общественные устремления людей. Они – свидетельство самого народа, раскрывают истинное его отношение к богу и религии.

В волшебных сказках присутствуют уникальные персонажи. Прежде всего, стоит сказать о страшных персонажах: Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей, ведьмы, колдуны, волшебники, черти. Они несут гибель людям и царствам; они сильны и агрессивны. Злое начало могут воплощать и человеческие персонажи, например, мачеха, которая принадлежит к другому роду, к чужой крови, а потому она – зло.

И опять мы можем объяснить, почему мачеха – злая, она не «кровь от крови», она представитель иного рода-племени. Нередко она пользуется колдовством во зло, за что и бывает сильно наказана. Порой происходит подмена понятий: мачеха – Баба-Яга. Или же сама мачеха говорит, что Баба-Яга ее тетка. Однако кто или что стоит за образом самой Бабы-Яги? Задумывались ли предки над истоками происхождения ее образа, когда передавали сказки из поколения в поколение.

Согласно сказкам славян, Баба-Яга живет в лесу, в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы – из человеческих костей, на столах висят человеческие черепа, вместо запоров – человеческие руки, вместо замка – рот с острыми зубами.  В избушке у нее есть печь, в которой она жарит путников и детей. Неизменными атрибутами ее образа являются ступа и пест. Сама она предстает старухой с костяной ногой и вросшим в потолок носом. Но иногда за ее такой неприглядной внешностью проглядывают абсолютно нетипичные для отрицательного персонажа черты. Возникает довольно своеобразный образ, но откуда он появился, и как можно объяснить все атрибуты, его сопровождающие.

Исследователей, которые занимаются изучением образа Бабы-Яги, ее ролью и функциями, условно можно разделить на две группы: 

1. Сторонники неклассического (неславянского) происхождения;

2. Сторонники ее славянского (классического) происхождения.

Сторонники неклассической теории, а это А. Захаров, С. Коневский, К. Д. Лаушкин, Н. Новиков, Н.Шапарова, Ю. Степанов утверждают, что своим появлением персонаж обязан результату многовекового заимствования и взаимодействия славянских и других культур.

Например, Ю.С.Степанов сводит Ягу с божествами – Янусом и Ямой на основе семантики имен. Это семантическая ситуация, которая с логико -философской точки зрения называется ситуацией «семейных сходств».Что касается происхождения имени, то сторонники неклассической теории возводят его и к тюркскому языку («бабай» - злой ночной дух, старик с котомкой или большим мешком, в который он якобы забирает непослушных детей), и к санскриту («ягья» – жертвоприношение, «ба» – вода, «ahi» – Змей).

Ученые, представляющие вторую группу: В.Балушок, Р.Бекер, Л.Виноградова, Е.Левкиевская, Т.Листова, М.Мирончиков, Т.Топорков, О.А.Черепанова и крупнейший специалист в области славянского фольклора В.Пропп. Они сходятся во мнении, что одним из важнейших аспектов является принадлежности Бабы-Яги одновременно к миру живых и миру мертвых.

В.Пропп отмечает, что появление ее связано, прежде всего, с древним обрядом инициации. Яга -богиня инициации, которая в чаще леса проводила обряд над неофитами. Как мы знаем, к Яге герои приходят за знанием, так же как богиня инициации наделяла мудростью жизни неофитов. Так как считалось, что неофит должен обязательно умереть, чтобы воскреснуть, то и богиня воспринималась как связанная со смертью, как бы через убийство-инициацию. А так как посвящение происходило в лесу, в отдельном доме, то избушка богини инициации, Яги, считался границей двух миров: «живого» и «мертвого». Возможно, для женщин, детей которых подвергали столь жестоким испытаниям, этот обряд был страшен, поэтому со временем богиня инициации стала восприниматься как похитительница детей. Так возник один из типов Яги, выделенный Проппом: Яга-похитительница, она же людоедка.

В.Пропп считает, что древнейшая форма Яги –животный облик, что Яга обладает антропоморфными чертами – костяной ногой, так как она присуща не животным, а скорее, человеку, то является переходным явлением. Яга, как правило, летает подобно змею, ящуру.

Ученый отмечает, что к чудодейственным атрибутам змей относят, например, гребень, обладание которым поможет понимать язык зверей и защитит от змей [2, 321]. Если мы вспомним сказки, то гребень в руках героя помогает ему спастись от Яги, превращаясь в лес.  У южных славян опять же в поверьях видим, что от змей оберегами считаются огонь, печная утварь. Если мы обратимся к сказкам, то увидим, что герой зачастую засовывает в печной огонь на лопате либо саму Ягу, либо ее дочь. Также, согласно Афанасьеву, наши предки верили, что змей может принимать облик прекрасного юноши, когда хочет соблазнить какую –либо девушку [1, 299].  А в некоторых сказках создается перевертыш: если принять за точку отсчета, что Яга в некоторой степени имеет змеиные корни, то становится понятно, почему в некоторых сказках она может принимать облик прекрасной девушки дабы соблазнить главного героя.

Список используемой литературы:

  1. Афанасьев  А.Н.  Поэтические  воззрения  славян  на  природу.  Опыт  сравнительного  изучения  славянских  преданий  и  верований  в  связи  с  мифическими  сказаниями  других  родственных  народов.  В  3  т.  Т.  3. / А.Н.Афанасьев. - М.:  Современный  писатель,  1995
  2. Пропп  В.Я.  Исторические  корни  волшебной  сказки.  2-е  изд. / В.Я. Пропп. - Л.:  Изд-во  ЛГУ,  1986

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие « Откуда игры к нам пришли»

Задачи:* Образовательные – познакомить детей с различными видами спорта , историей возникновения видов спорта ,с олимпийской символикой ; закреплять навыки владения мячом с использованием элементов сп...

«Откуда книга к нам пришла»

Цель:1. Дать детям понятие как делается книга.2. Продолжать расширять и уточнять представление детей о книгах, о сохранении их и бережном отношении к ним.3. Совершенствовать монологическую речь детей....

внеклассное занятие «Откуда пришли валенки»

Рекомендация Методического Советана внеклассное занятие «Откуда пришли валенки?»  Автор методической разработки  рассматривает проблему социально-трудовой адаптации детей с ограниченным...

внеклассное занятие «Откуда пришли валенки»

Рекомендация Методического Советана внеклассное занятие «Откуда пришли валенки?»  Автор методической разработки  рассматривает проблему социально-трудовой адаптации детей с ограниченным...

Откуда к нам пришла книга

Презентация построена в виде путешествия в далекое прошлое. Дети узнают, откуда к нам пришла книга. Презентация предназначена для детей коррекционной школы класса "особый ребенок"....

Откуда к нам пришли культурные растения.

Текст и презентация о происхождении некоторых известных культурных растений. Материал может быть использован на уроках и для внеклассных мероприятий....