Анализ рассказа Е. Долгопят "Отпуск" (презентация)
олимпиадные задания по литературе (10, 11 класс) по теме
В последние годы задания на олимпиаде по литературе требуют от учащихся особой подготовки и особого умения в анализе литературных произведений. Осознавая это, мы предлагаем детям занятия, где теория
литературоведения логично соединяется с практикой анализа художественного текста. Настоящий материал даёт возможность представить формат таких занятий. Добавлю, что эффект от такой подготовки выражается в высоких позициях учеников нашей школы в ВОШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_rasskaza_e.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ступени» анализа рассказа
Елена Долгопят Елена Олеговна Долгопят родилась 28 декабря 1963 года в городе Муром (Владимирская область). Мать работала учительницей, отец служил в Советской Армии. В 1986 году она окончила Московский институт инженеров транспорта, после чего до 1989 года работала программистом на военном объекте в Московской области. В 1993 году Елена Долгопят окончила сценарный факультет ВГИКа, с 1995 года - научный сотрудник Музея кино (Москва). Публиковаться она начала с 1993 года, дебютировав в журнале "MEGA". Печаталась в журналах "Юность", "Знамя", "Дружба народов". Автор повестей "Тонкие стекла", "Физики", "Гардеробщик", многих рассказов, нескольких сценариев. В 2001 году вышла книга Е.Долгопят "Тонкие стекла", в 2005 году - сборник "Гардеробщик". Дебют достойный: тонкое чувство слова и ритма сочетается в ее прозе с реалистической точностью и человечностью взгляда на жизнь, текущую здесь и сейчас, за «тонкими стеклами» подмосковных садовых домиков. Елена Долгопят — сотрудница Музея кино .
ЖЕНСКАЯ ПРОЗА Появление на литературном горизонте столь ярких и разных писательниц, как Людмила Петрушевская, Татьяна Толстая, Валерия Нарбикова , Людмила Улицкая, Виктория Токарева и др. обусловило, например, появление в издательстве «Вагриус» особой серии, называющейся «Женский почерк».
ПОСТМОДЕРНИЗМ это переход в состояние, когда читатель становится свободным интерпретатором и когда писатель не бьет его по рукам и не говорит: «неправильно читаешь, читай иначе», - этот момент высвобождения, и в этом смысле постмодернизм на сегодняшний день – достижение свободы в литературе» (Виктор Ерофеев) Современные постмодернисты пытаются соединить мир компьютеризированный, мир человеческой обыденности и мир Иной реальности, корни которого пытаются найти в древних мистических учениях.
Темы-проблемы, поднимаемые в произведениях Тема Семьи Проблема агрессивности, жестокости Проблема бездушия, падения нравственности
Авторская позиция Название произведения Поднимаемые в произведении темы, проблемы Сюжет произведения Композиция произведения Система героев Портрет, поступки, внутренний мир героев Пейзажные зарисовки Особенности художественного языка произведения
Алгоритм выявления особенности сюжета произведения Экспозиция Завязка Развитие событий Кульминация Развязка Сюжетные линии
Алгоритм выявления особенности языка художественного произведения Язык худ. произведения Лексические средства Синтаксические средства гипербола метафора олицетворение овеществление сравнение эпитет фантастика образы цветообразы звукообразы градация многосоюзие повтор Ряды однородных членов Риторический вопрос, восклицание инверсия
Пропедевтика (анализ до чтения рассказа) Семантика слова «отпуск». отпуск 1 . м. 1) Действие по знач. глаг.: отпустить (1а1-4,6), ~ ать . 2) Временное освобождение от службы, работы для отдыха или других целей . (словарь Т.Ф.Ефремовой ) 2. Графика: абзацное членение указывает на динамику текста. Отсутствие диалогов. 3. Знаки препинания – показатель малой эмоциональности текста .
Пространство в рассказе О ТАКОМ ОТПУСКЕ МЕЧТАЕТ ГЕРОИНЯ ?
ПРОСТРАНСТВО В РАССКАЗЕ - ТЁМНАЯ ЗАТХЛАЯ КВАРТИРА - ОНА СИДЕЛА В СВОЕЙ КВАРТИРЕ, В СВОЁМ КОСМИЧЕСКОМ КОРАБЛЕ ПОДОШЛА К ДВЕРИ, ВЗЯЛАСЬ ЗА РУЧКУ. И НЕ СМОГЛА ПОВЕРНУТЬ ЗАМОК Чем вы можете объяснить добровольное затворничество героини?
КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА - ПОЧЕМУ НЕТ ЭКСПОЗИЦИИ? - В ЧЁМ ОСОБЕННОСТЬ ЗАВЯЗКИ? - КАКИМ ОБРАЗОМ НАГНЕТАЕТСЯ ТРАГИЗМ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕРОИНИ? - ЕСТЬ ЛИ В РАССКАЗЕ ТРАДИЦИОННЫЙ В ПОНИМАНИИ КОНФЛИКТ?
КТО ОНА? ГЕРОИНЯ РАССКАЗА? ЖЕРТВА СВОБОДНАЯ ЖЕНЩИНА - Почему у героини нет имени? Какие произведения в русской литературе вам известны, где герои не имеют имени? - Почему мы ничего не знаем о её личной жизни. Семье? Чем занималась героиня в отпуске? Почему она вымыла окно только с внутренней стороны? Какие краски и звуки жизни её сопровождали во время отпуска?
МОЖНО ЛИ ТАКОЙ ОТПУСК НАЗВАТЬ ОТПУСКОМ? КАКОЙ СМЫСЛ ВКЛАДЫВАЕТ АВТОР В ЗАГОЛОВОК РАССКАЗА? СТАНЕТ ЛИ ЭТОТ ОТПУСК ТРАДИЦИОННЫМ, ПРИВЫЧНЫМ ДЛЯ ГЕРОИНИ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ рассказа В.Астафьева "Приветное слово"
Предложенный урок соответствует программным требованиям. Данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного художеств...
Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе
1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...
урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"
Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах....
Анализ рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"
Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия....
Урок русского языка в 11 классе Лингвистический анализ рассказа М.А.Булгакова»Тьма египетская». Тип урока: урок –практикум
Лингвистический аназиз текста...
Учимся читать и понимать А. Платонова. Анализ рассказа "Юшка".
Анализ рассказа " Юшка". Размышления над страницами рассказа А. Платонова....
Жизнь и творчество писателя А.С. Грина/ Анализ рассказа А.С. Грина «Зелёная лампа»
Урок литературы с элементами мастерской "Путь к Александру Грину".Цель: обращать внимание учащихся на многозначность отдельных слов, словосочетаний, предложений, содержащихся в тексте, подве...