Конспект урока в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Обобщающий урок "Есенинский брейн-ринг"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_tvorchestvu_esenina.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект обобщающего урока литературы в 11 классе по творчеству С.А. Есенина.
Тема урока: « Певец страны березового ситца».
Урок- деловая игра « Есенинский брейн – ринг».
Цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания.
Обучающая: обеспечить повторение, закрепление знаний, формировать умение выделять главное.
Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать творческие способности, внимание, память, наблюдательность.
Воспитательная: воспитание патриотизма, любви к родному языку, развитие интереса к личности Сергея Есенина и литературе в целом.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: портрет Есенина, презентация, выставка книг поэта, аудиозапись песни на стихи поэта.
Оформление доски:
Эпиграф:
«На земле, мне близкой и любимой, эту жизнь за всё благодарю»
На доске таблица для занесения баллов
Ход урока:
I этап. Слово учителя о целях и задачах урока, о теме, о видах предстоящей работы.
II этап. Работа по теме урока.
Слово учителя.
Хочется начать урок словами М.Горького: «Сергей Есенин,- не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой « печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое, более всего иного, заслужено человеком». Вся поэзия Есенина кажется естественной и безыскусной, как будто льётся из самого сердца.
Звучит песня на стихи С.А. Есенина « Отговорила роща золотая»
Ребята, мы с вами изучили творчество замечательного поэта С.А.Есенина. Сегодня мы проведём обобщающий урок « Есенинский брейн – ринг». В качестве домашнего задания вам было предложено повторить весь изученный материал о жизни и творчестве поэта, выучить понравившиеся стихотворения поэта.
Условия игры: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл, на размышление дается 1 минута. Если команда не дает ответ, то отвечает другая команда и получает балл. Победительницей боя объявляется команда, набравшая по сумме большее количество баллов. За приготовленные стихотворения С.А. Есенина ставится: 3,4,5. баллов.
( Учащиеся разбиваются на 2 команды, выбирают капитана, который проходит жеребьевку. Во время игры он поднимает красную карточку – сигнал о готовности команды дать ответ, а если ответа нет – черную карточку)
Учитель: Есенин, здравствуй! Снова, снова
Идешь ты впереди меня,
Ты даришь солнечное слово,
Российской удалью звеня!
1 раунд
1.Назовите годы жизни С.Есенина ( 1895 -1925)
2.Родина Сергея Есенина (с. Константиново, Рязанской губернии)
3. Имена, отчества родителей поэта? ( Александр Никитич и Татьяна Федоровна
Есенины)
4.Кому на воспитание был отдан С.Есенин с 2-х лет? (Деду по матери Титову Фёдору Андреевичу)
5.Как звали сестёр Есенина? (Александра, Екатерина).
6.Где учился поэт? (Константиновское сельское училище, церковно-учительская школа, историко-философскоий факультет Московского университета)
7.Во сколько лет он начал писать стихи? (Рано, лет в 9»)
8.К какому сословию принадлежал Сергей Есенин? (К крестьянству).
9. Главная тема стихотворений поэта? ( Россия)
10.О чем были первые печатные стихи Есенина? (Стихи о русской природе . «Береза», «Черемуха», «Пороша»)
11.Как называется первый сборник поэта и когда он вышел? («Радуница» - 1916г.)
12. Назвать образ, который в его стихотворениях олицетворяет русскую природу, поэт часто к нему возвращается? (Образ березы. Берёза-«девушка», «невеста», она -
олицетворение всего чистого и красивого).
13. Образ – двойник поэта, когда он задумывается о своей судьбе, своей жизни? (Клен).
14.Какие цвета особенно часто встречаются в поэзии Есенина? (Синий и голубой. Синий цвет для поэта – цвет покоя и тишины. Голубой цвет – это ощущение простора, широты)
15.Кто стал прообразом Анны Снегиной? (Лидия Кашина, молодая помещица, в которую был влюблен Есенин)
16.Сюжетообразующая тема в поэме « Анна Снегина» ( Тема юношеской любви)
17. Есть известное многим, прекрасное стихотворение «Шаганэ ты моя Шаганэ!». Шаганэ – реальное лицо. Кто она? (Школьная учительница - Шаганэ Нерсесовна Тальян, с кем был дружен Есенин, ей подарил свой сборник с надписью: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне»)
18.Назовите имя знаменитой американской танцовщицы, становившей женой Есенина?
(Айседора Дункан – ирландка по происхождению, стала американской подданной)
19. 16 июня 1925 года Есенин написал сестре Екатерине: «Случилось очень многое, что переменило и больше всего переменяет мою жизнь. Я женюсь…» Так на ком он женился? (На Софье Андреевне Толстой – внучке Л.Н. Толстого)
20. Когда и где разразилась трагедия с Есениным? (В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в Ленинграде, в гостинице «Англетер»)
Чтение наизусть подготовленных стихотворений ( по 2 человека от каждой команды)
2 раунд
1.Представителем какого направления в литературе серебряного века был С. А.Есенин? ( новокрестьянская поэзия)
2. Кто один из первых в оценил поэзию Есенина, назвав его стихи «свежие, чистые, голосистые » ? (А. Блок)
3. Сколько частей в поэме «Черный человек»? ( 2 части)
4. Как встретил поэт Октябрьскую революцию ?( с радостью и сочувствием)
5. Какая поэма посвящена революции? ( Поэма « Двенадцать)
6. Как называется литературный прием, который используется в данном отрывке и на протяжении всей поэмы? ( рефрен)
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
7. По какому принципу построена поэма «Черный человек» ? ( диалог)
8. Название его последнего стихотворения.( «До свиданья, друг мой, до свиданья …»)
9. Какой прием использует автор в строке: « Голова моя машет ушами, как крыльями птица» ? ( метафора)
10. Какое стихотворение открывает цикл «Любовь хулигана»? («Заметался пожар голубой»)
11. Входил ли Есенин в группу имажинистов ?(Да, в последние годы творчества)
12. Имажинизм как литературное направление связано с созданием чего? ( образа)
Чтение наизусть подготовленных стихотворений (по 2 человека от каждой команды)
3 раунд
1. В каком стихотворении Есенина встречаются следующие строки :
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
( «Гой ты, Русь, моя родная»)
2. Какой прием использует автор в строке : « Голова моя машет ушами, как крыльями птица»? ( метафора)
3. Определите жанр поэмы «Анна Снегина » (лиро – эпическая)
4. Какую композицию имеет стихотворение «Заметался пожар
голубой …» ? ( кольцевая)
5.Назвать стихотворение
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
(« Спит ковыль. Равнина дорогая.»)
6.Назвать стихотворение
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
( « Заметался пожар голубой…)
- В каком стихотворении С. Есениным дан вариант библейской истории о блудном сыне? ( « Письмо матери»)
- Из какого произведения С. Есенина эти строки?
Мы все в эти годы любили,
Но, значит, любили и нас
( «Анна Снегина»)
- Впечатления о какой стране были отражены в статье «Железный Миргород»?
( Америка) - Назвать средство выразительности
Черная потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
( риторический вопрос)
Чтение наизусть подготовленных стихотворений (по 2 человека от каждой команды)
Учитель: Наш « Есенинский брейн – ринг» закончился. Сейчас я приглашаю капитанов сосчитать полученные баллы.
Показ презентации о жизни поэта. ( в это время подсчитываются полученные баллы)
Учитель объявляет результаты.
(Победителям вручаются медали « Лучший знаток творчества Есенина»
Итог урока
Слово учителя
- Как вы понимаете значение слов на слайде?
Учитель:
С.А.Есенин - лирик необыкновенной искренности, влюбленный в Россию, создавший богатый мир своего поэтического языка. Он вошел в историю литературы как один из лучших русских поэтов, и творения его будут вечно жить, потому что каждый новый читатель будет открывать в них какие-то только ему понятные мысли и переживания. И в образе лирического героя будет иногда узнавать себя, и будет у него при этом радостно и тревожно биться сердце. Возможно, в этом и есть секрет бессмертия лирики Есенина.
Рефлексия
- Чем лично вам дорога поэзия С. Есенина?
- А теперь вам предлагаю продолжить ответы на следующие вопросы:
Я узнал новое…
Самым интересным было…
Показалось трудным …
Запомнится….
Могу сказать, что…
Захватывает в поэзии Есенина…
Хочется понять, что…
Можно предположить, что….
Выставление оценок.
Домашнее задание: Написать эссе «Эту жизнь за все благодарю»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку
Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...
Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.
Тема: ПричастиеТип урока: Урок о...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"
Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...