Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ПАНСИОН «ПЛЕСКОВО»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО: ____________/________________/ Протокол № ___ от «__»_____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР: ___________/Зубкова С.Н./ «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор АНО «Православная школа-пансион «Плесково»: ____________/ Анисимова С.В./ Приказ № ___ от «__»_______________20___г. |
Рабочая программа
по литературе
9 класс
Программу составила учитель Колыванова Светлана Владимировна
«Плесково»
2016 год
Рабочая программа (далее Программа) по литературе для 9 класса составлена на основе компонента государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования, основной образовательной программы ОУ (образовательной организации), учебно-методического комплекта по литературе для 5 - 9 классов И.Н. Сухих (учебник, книга для учителя, практикум для учащихся, электронное сопровождение).
На изучение литературы в 9 классе отводится 3 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения курса литературы в 9 классе
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
- роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;
- основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;
- некоторые особенности выражения авторского сознания (лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);
- средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;
- проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять основную информацию от второстепенной;
- развернуто обосновывать суждения, давать определения;
- выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью;
- владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;
- характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;
- выявлять авторское отношение к изображаемому;
- пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;
- писать сочинения-рассуждения на доступную тему, работать над отзывом о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.
Содержание курса
Введение. История и поэзия: кто - кого? История и культура: Эпохи и направления– 2 часа
Тема 1. Вечные образы: словарь культуры – 10 часов+1 РР+ 1 ВЧ
Герои: типы и сверхтипы
Софокл. «Эдип- царь»
Миф об Эдипе и трагедия Софокла.
«Божественная комедия» Данте: «смелость изобретения».
Историческая эпоха создания Комедии. Структура мира у Данте и композиция поэмы. Особая роль «Ада». Данте, Вергилий и Беатриче. Локальные сюжеты Комедии: история Паоло и Франчески. Символика чисел. Буквальный и аллегорический смыслы. Комедии. О. Э. Мандельштам и Н. А. Заболоцкий о Данте.
Гамлет и Дон Кихот — вечные образы
Трагедия У. Шекспира «Гамлет». Исторические источники и шекспировский сюжет. «Гамлет» как трагедия мести. Гамлет как вечный образ: трагедия воли и трагедия мысли.
Роман М.де Сервантеса «Дон Кихот» Вечная книга о "Рыцаре печального образа".
Дж Байрон. Поэма «Дон Жуан». Многоликий дон Жуан: парадоксы любви.
Фауст как вечный образ. Трагедия И. В. Гёте «Фауст» и ее народные источники. «Божественная комедия» Данте и «Фауст»: универсальные картины мира Средневековья и Просвещения.
Внеклассное чтение. Моё летнее чтение. Книга как открытие. Представление читательского дневника или картотеки прочитанных книг
РР. Творческая работа «Вечные образы. Их современное осмысление».
Т е м а 2. Русская история и литература: от Древней Руси до XVIII века - 8 часов+1 ВЧ+ 1 РР
Русское русло: Рюриковичи. Становление Русского государства, принятие христианства, княжеские распри, монголо-татарское нашествие, борьба за независимость, усиление Московского государства. Русское русло: Романовы
Смутное время и избрание Романовых. Алексей Михайлович и Петр Великий — образование нового русского государства. ХVIII век — утверждение российской монархии.
Древнерусская литература: жанры и принципы
Летопись, слово и житие. «Житие Сергия Радонежского» и житийная традиция. Историзм, этикетность, авторская анонимность. Пушкинский Пимен («Борис Годунов») как образ русского летописца- книжника.
«Слово о полку Игореве»
История рукописи. Идейно-художественное содержание. Система образов. Художественные особенности. Роль «Слова…» в русской культуре: переводы и отражения.
РР. Сочинение по "Слову о полку Игореве".
ВЧ. Поэтические переводы "Слова о полку Игореве".
Т е м а 3. Русская литература ХVIII—начала Х IХ века – 17 часов+ 2 РР
Литература Петровской эпохи: перерыв и начало нового движения. Век Просвещения: в погоне за Европой.
Русский классицизм: становление новой литературы. Язык — стиль — жанр — стих — семантический квадрат классицизма. Роль М. В. Ломоносова.
Русский сентиментализм: общеевропейское и национальное.
Значение деятельности Н. М. Карамзина.
Золотой век: концы и начала
Теоретико- литературные знания. Литературные направления и художественные методы. Специфика классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма. Теория трех штилей. Система русского силлабо-тонического стиха. Типология литературных направлений и конкретное произведение.
М. В. Ломоносов. Оды. Торжественные и духовные оды: форма и содержание. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Образ императрицы и образ автора.
«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»: космология поэта. Ломоносов в истории русской литературы: преходящее и вечное.
Внеклассное чтение. М. В . Ломоносов. «Ода на день восшествия императрицы Елизаветы Петровны на российский престол,1747 год», «Утреннее размышление о Божием Величестве», «Случились вместе два астронома в пиру…»
Д. И. Фонвизин. «Недоросль»
Комедия «Недоросль». Конфликт комедии и ее историческая основа. Черты классицизма в комедии.
Современное звучание комедии.. Вечные образы комедии.
Г. Р. Державин. Оды
Искусство видеть мир в оде «Евгению. Жизнь Званская». «На смерть князя Мещерского»: мотив смерти. «Властителям и судиям» как духовная ода.
Державинские памятники: «Памятник» и «Лебедь». Традиция и личный смысл. «Река времен в своем стремленьи…» «Ласточка», «Снигирь»
Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»
«Бедная Лиза» — визитная карточка сентиментализма.
В. А. Жуковский. На пути от сентиментализма к романтизму.
Лирика. «Невыразимое» как поэтический манифест поэта-романтика. Элегии «Вечер» и «Море» — опыты нового природоописания, пейзажа души.
РР. Классное сочинение-рецензия на спектакль по комедии "Недоросль" (Малый театр)
РР. Сочинение-анализ стихотворения В.А. Жуковского
РР. Контрольное сочинение – 4 часа
Т е м а 4. А. С. Грибоедов. «Горе от ума» - 7 часов+ 1 РР
И. А. Гончаров о «Горе от ума». «Горе от ума» в театре. Грибоедовские герои как вечные образы (произведения Е. П. Ростопчиной, М. Е. Салтыкова- Щедрина и др.).
РР. Сочинение по комедии «Горе от ума»
Т е м а 5. А. С. Пушкин. Художественный мир Пушкина- 23 часа+ 2 РР+2 ВЧ
Лирика. Уроки вольности: мгновенья упованья («Вольность»; «К Чаадаеву»; «Деревня»; «Во глубине сибирских руд…»; «Стансы», 1826; «Анчар»; «Пир Петра Великого»). Любовь и дружество: два дивных чувства («19 октября», 1825; «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»; «Я вас любил, любовь еще, быть может…»; «Мадонна»; «Была пора, наш праздник молодой…»). Мудрость Пушкина: «печаль моя светла» («Элегия», 1817; «Элегия», 1830; «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»; «Два чувства дивно близки нам…». «Отцы-пустынники и жены непорочны…»
«Цыганы» как романтическая поэма. Историческая трагедия «Борис Годунов» как начало пушкинского реализма. «Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери») – вечные образы и мотивы.
Роман в стихах «Евгений Онегин».
РР. Сочинение по лирике А.С. Пушкина.
РР Сочинение по роману «Евгений Онегин» .
ВЧ. Творческий проект «Поэты Пушкинской поры»(П. Вяземский, Е. Боратынский, К.Батюшков, В. Веневитинов , Е. Ростопчина и др.)
Т е м а 6. М. Ю. Лермонтов – 15 часов + 1РР + 2 ВЧ
Лирика. Лирический герой Лермонтова: интенсивность переживания, мотив одиночества, тяжба с миром («Монолог»; «Нет, я не Байрон, я другой…»; «Дума»; «И скучно, и грустно…»; «Как часто пестрою толпою окружен…»). Поэт как герой («Смерть Поэта»; «Поэт», 1838 ; «Пророк», 1841). Поиски гармонии: земля и небо, родина («Когда волнуется желтеющая нива…»; «Молитва», 1837; «Молитва»; 1839; «Родина»; «Выхожу один я на дорогу…»).
Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.
РР. Сочинение по лирике Лермонтова. Анализ лирического стихотворения.
ВЧ Семинар «Читаем повести о Великой отечественной войне» (В. Быков, В. Закруткин, Б. Полевой, Б. Васильев и др.).
Итоговый урок: развитие русского реализма. – 1 час.
Т е м а 7. Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». – перенесена в 10 класс.
ИТОГО 102 часа, из них:
на изучение произведений – 80 часов
уроки внеклассного чтения – 6 часов
уроки развития речи (творческие работы и сочинения по темам курса) – 13 часов
уроки введения и заключения – 3 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уроков | Дата проведения | Темы курса и содержание уроков | |
Факт | План | ||
1 четверть – 25 часов | |||
1 | 2.09 | Введение – 2 часа. Обзор курса "Литература.9 класс". Поэзия - история: кто кого? | |
2 | 6.09 | История и культура: эпохи и направления. | |
3 | 6.09 | Тема 1 «Вечные образы: словарь культуры» - 10 часов +1 РР+ 1 ВЧ Герои: типы и сверхтипы. | |
4 | .9.09 | ВЧ. Моё летнее чтение. Книга как открытие. Представление читательских дневников и картотек прочитанных книг. | |
5 | 13.09 | Царь Эдип : трагедия судьбы. | |
6 | 13.09 | Данте Алигьери "Божественная комедия".История создания. жанр. Композиция. | |
7 | 16.09 | Комедия Данте: смелость изобретения. Традиционное и новаторское в "Комедии" | |
8 | 20.09 | В.Шекспир. Трагедия "Гамлет". "Гамлет" как трагедия мысли. | |
9 | 20.09 | Вечный Гамлет. | |
10 | 23.09 | М.Сервантес "Дон Кихот". Вечная книга о "Рыцаре печального образа".Гамлет и Дон Кихот. | |
11 | 27.09 | Д.Байрон .Поэма "Дон Жуан".Многоликий дон Жуан: парадоксы любви. | |
12 | 27.09 | И.Гёте "Фауст". | |
13 | 30.09 | И.Гёте "Фауст". | |
14 | 4.10 | Урок РР. Творческая работа «Вечные образы. Их современное осмысление» | |
15 | 4.10 | Русская история и литература: от Древней Руси до XVIII века - 8 часов+1 ВЧ+ 1 РР. История: от призвания до восстания. Русское русло: РЮРИКОВИЧИ. | |
16 | 7.10 | Русское русло :РОМАНОВЫ. | |
17 | 11.10 | Древнерусская литература. Древняя Русь: Жанры и принципы древнерусской литературы. | |
18 | 11.10 | "Слово о полку Игореве". Книга-феникс: найденная и потерянная. | |
19 | 14.10 | Летописная история: горькое поражение и странный плен. Композиция и сюжет "Слова" | |
20 | 18.10 | Князь Игорь: героизм и трагедия. | |
21 | 18.10 | Автор в "Слове": искусство видеть мир. Особенности стиля произведения | |
22 | 21.10 | Творческий семинар "Образы "Слова в искусстве". | |
23 | 25.10 | Урок РР. Подготовка к сочинению по "Слову" | |
24 | 25.10 | Урок ВЧ. Поэтические переводы "Слова". Выразительное чтение отрывков из переводов "Слова". | |
25 | 28.10 | Т е м а 3. Русская литература ХVIII—нач. Х IХ века – 17 часов+ 2 РР. Русский классицизм: становление новой литературы. Язык — стиль — жанр — стих — семантический квадрат классицизма. | |
2 четверть – 24 часа | |||
26 | 8.11 | М.В.Ломоносов. Великий путь великого человека. Ломоносов - филолог. | |
27 | 8.11 | Ломоносов - поэт.Оды: ямбов ломоносовских грома. | |
28 | 11.11 | Г.Р.Державин - выдающийся поэт классицизма.Путь государственного деятеля и поэта. | |
29 | 15.11 | Оды Г.Р.Державина. "Властителям и судиям" | |
30 | 15.11 | Стихотворение "Я памятник себе воздвиг..." | |
31 | 18.11 | Д.И.Фонвизин. Годы: друг свободы. | |
32 | 22.11 | "Сатиры смелый властелин": путь сатирика. | |
33 | 22.11 | Комедия "Недоросль". " Старинные люди: плоды злонравия" | |
34 | 25.11 | Комедия "Недоросль". Другой век: утопия Просвещения. | |
35 | 29..11 | РР. Классное сочинение-рецензия на спектакль по комедии "Недоросль" ( Малый театр) | |
36 | 29.11 | Урок контроля знаний. Зачет по теме "Русский классицизм" | |
37 | 2.12 | Сентиментализм. Новое направление в русской литературе. Н.М. Карамзин – глава русских сентименталистов. | |
38 | 6.12 | "Бедная Лиза" : поэтический мир прозаического произведения | |
39 | 6.12 | Образы в "Бедной Лизе". | |
40 | 9.12 | На пути к литературе XIX века.В.А.Жуковский. "Он стройно жил ,он стройно пел" | |
41 | 13.12 | Поэзия Жуковского - поэзия чувства и мысли. | |
42 | 13.12 | "Жизнь и Поэзия одно" | |
43 | 16.12 | РР.Сочинение-анализ стихотворения В.А.Жуковского. | |
44 | 20.12 | Т е м а 4. А. С. Грибоедов. «Горе от ума» - 7 часов+ 1 РР Жизнь и судьба. | |
45 | 20.12 | Повторение: особенности драматургического произведения. Комедия «Горе от ума». Творческая история произведения. | |
45 | 23.12 | РР. Урок-консультация: подготовка к контрольному сочинению. | |
47 | 27.12 | РР. Контрольное сочинение. | |
48 | 27.12 | РР. Контрольное сочинение. | |
49 | 30.12 | РР. Анализ сочинения. | |
3 четверть- 28 часов | |||
50. | 17.01 | I-II действия комедии: Дом Фамусова как прообраз Москвы. Сюжетные линии и конфликты в комедии. Монологи Чацкого. | |
51 | 17.01 | III действие – кульминационное в комедии. Анализ сцены бала. Система персонажей. | |
52 | 20.01 | IV действие – развязка конфликтов. Смысл финала. | |
53 | 24.01 | Семинар «Художественные особенности комедии: особенности жанра, черты традиционные и новаторские, язык и стих комедии. Смысл заглавия» | |
54 | 24.01 | Чацкий как вечный образ. Его современное осмысление. Комедия «Горе от ума» и Чацкий в оценке русских критиков. Н. И. Гончаров. Критический этюд «Мильон терзаний»(Освоение опыта конспектирования критической статьи) | |
55 | 27.01 | РР. Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума» | |
56 | 31.01 | Тема 5. А.С. Пушкин - 23 часа+ 2 РР.+ 2 ВЧ Лицей в жизни поэта. Тема «дружества святого». «Друзьям», «Воспоминания в Царском Селе», | |
57 | 31.01 | Петербургский период творчества А. Пушкина. Вольнолюбивая лирика. Ода «Вольность», «К Чаадаеву». | |
58 | 3.02 | Южная ссылка Романтический период творчества поэта. «К морю». | |
59 | 7.02 | Романтическая поэма «Цыганы» | |
60 | 7.02 | Михайловская ссылка. Начало реализма. Историческая трагедия «Борис Годунов» | |
61 | 10.02 | Снова в Петербурге. Тема поэта и власти. «Анчар». | |
62 | 14.02 | Болдинская осень .«Маленькие трагедии». | |
63 | 14.02 | Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты пушкинской лирики. Шедевры на века. | |
64 | 17.02 | Последние годы жизни. Тема поэта и поэзии. | |
65 | 21.02 | Философская лирика. | |
66 67 | 21.02 | Зачет по лирике поэта. РР. Подготовка к сочинению по лирике А.С. Пушкина | |
68 | 28.02 | Роман «Евгений Онегин». Работа А.С. Пушкина над романом. Особенность жанра. строфа. Роль Посвящения. | |
69 | 28.02 | I глава романа. День Онегина в Петербурге. Комментированное чтение. Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни. | |
70 | 7.03 | II глава. Онегин в деревне. Комментированное чтение главы. Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга. Сравнительно-сопоставительные характеристики. | |
71 | 7.03 | III глава романа. Письмо Татьяны Онегину как выражение её чувств ,движения её души. Личность героини. | |
72 | 10.03 | IV глава. Комментированное чтение. Сюжет и композиция главы. Отповедь Онегина. | |
73 | 14.03 | V глава. Комментированное чтение. Именины у Онегиных. Завязка трагического конфликта. Изображение поместного дворянства в романе. | |
74 | 14.02 | VI глава. Дуэль Онегина и Ленского. Трагическая развязка конфликта. Прощание Онегина с юностью. Символическое прощание Пушкина с романтизмом. | |
75 | 17.03 | VII глава. «Без Онегина». Изображение столичного дворянства в романе. | |
76 | 21.03 | VIII глава. Татьяна и Онегин в финале романа. Проблема счастья и долга. | |
77 | 21.03 | Образ Онегина. Почему он «лишний человек»? Образ Татьяны – «милый идеал Пушкина». | |
78 | 24.03 | Семинар. Художественные особенности произведения. Роль лирических отступлений в романе. Образ автора в романе. | |
4 четверть – 20 часов | |||
79 | 28.03 | ВЧ. Защита творческих проектов «Поэты Пушкинской поры» - 2 часа | |
80 | 28.03 | ||
81 82 | 31.03 | Итоговый урок.. Роман «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение»(В.Г. Белинский). РР Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин» | |
83 | 4.04 | Тема 6. М.Ю. Лермонтов – 15 часов+ 1 РР. Великий преемник А.С. Пушкина. Время Лермонтова . Личность поэта. | |
84 | 4.04 | Основные темы мотивы лирики поэта (обзор). Начало большого пути: стихотворение «Смерть поэта». Мотив протеста против самодержавия. | |
85 | 7.04 | Тема разочарования и одиночества в лирике поэта. | |
86 | 11.04 | Раздумья М.Ю. Лермонтова о судьбе своего поколения. Два стихотворения но одну тему: «Дума» и « 1-е января 1830 года». | |
87 | 11.04 | Тема Родины в лирике поэта. | |
14-23.04- каникулы | |||
88 | 25.04 | Тема любви в лирике поэта. | |
89 | 25.04 | Тема поэта и поэзии в лирике поэта. | |
90 91 | 28.04 | Зачет по лирике М. Лермонтова. РР. Сочинение по лирике Лермонтова. Анализ лирического стихотворения. | |
92 | 2.05 | ВЧ. Семинар «Читаем повести о Великой Отечественной войне» (В. Закруткин, В.Быков, В. Васильев, Б.Полевой и др.) - 2 часа. | |
93 | 2.05 | ||
94 | 5.05 | Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Замысел романа. Особенности жанра и композиции романа. Смысл заглавия. | |
95 | 12.05 | Загадка Печорина. Повесть «Бэла» | |
96 | 16.05 | Повесть «Максим Максимыч». Печорин в восприятии Максима Максимыча и автора. | |
97 | 16.05 | «Журнал Печорина» как средство самовыражения характера . Анализ повестей «Княжна Мери», « Тамань». | |
98 | 19.05 | Печорин и его двойники: Грушницкий и доктор Вернер. Их роль в раскрытии характера главного героя. Женские образы в романе: Печорин и Мери, Печорин и Вера. | |
99 100 | 23.05 | Повесть «Фаталист»: идейно-композиционная роль повести. Тема судьбы в романе. Образ Печорина в романе. Критики и писатели о романе Лермонтова. Неоднозначность оценок главного героя. | |
101 102 | 23.05 | РР. Творческая работа –размышление «Печорин как вечный образ: «лишний человек» или «русский Гамлет»? Итоговый урок: развитие русского реализма. – 1 час. | |
Итого за год: 102 ч. Уроки №№ 66-67, 81-82,91-92,99-100,101-102 – объединение тем из-за отсутствия количества часов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....