Урок литературы в 6-м классе "Нужно ли изучать Библию?"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Стрелкова Мария Фёдоровна

Урок литературы в 6-м классе "Нужно ли изучать Библию?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon saytv_6.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6-м классе "Нужно ли изучать Библию?"

Цели: 

1) обучающие:

– расширить представления учащихся о Библии (Ветхом Завете) как о религиозном, историческом, нравственном и эстетическом источнике;
– познакомить с библейскими традициями в литературе, музыке, живописи, отзвуками библейских историй в русской фразеологии.

2) развивающие:

– развить умение делать обобщающие выводы, применять имеющиеся знания о Библии в новой (проблемной) ситуации;
– использовать связную речь для выражения своих мыслей;
– умение оценивать, регулировать и контролировать свою деятельность в ходе групповой работы;

3) воспитывающая:

– воспитывать нравственные ценности в детях, опираясь на мир историй Ветхого Завета;
– воспитывать эстетические взгляды, чувство прекрасного, используя произведения искусства.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Используемый метод: частично-поисковый.

Форма организации познавательной деятельности: групповая.

Оборудование: магнитофон, экран, проектор, мультимедийные слайды; аудиозапись Ж. Массне “Размышление” (из оперы “Таис”), И. С. Бах /Ш. Гунно “Аве, Мария”, И. С. Бах “Мелодия на струне соль”, карточки с заданиями группам.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. – Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы работаете в 4-х группах, в каждой из которых есть свой координатор. Я очень надеюсь на вашу помощь, координаторы: вы оцените работу своих товарищей в группе, выставив им отметки в конце урока, вам отводится главная роль в координировании деятельности ребят вашей группы.

Я надеюсь на помощь других ребят, активность и достойные ответы которых будут поощряться жетонами, заработанными в копилку группы. Итак…

  1. Вступительное слово, мотивация, целеполагание.

Земля, дом, гостеприимная, жестокая… в далеком прошлом люди вынуждены были сталкиваться с событиями, превышающими возможность их понимания и возможность их влияния,

Боги ветра, дождя, любви, войны, много богов… а потом каких-то 4 тыс. лет назад появляется новая идея – единого Бога. Было слово, которое передавалось из уст в уста, из поколение в поколение в походных шатрах и на привалах, в храмах и дворцах древних городов, но чаще у пастушьего костра, в долине неширокой живописной реки, вроде Иордана. Слово это передавали из года в год, из столетия в столетие, пока не вписали в священную книгу – Библию.

Размышляя над тем, каким быть сегодняшнему уроку, я встретилась со множеством мнений насчет Библии. Вот 2 из них (на доске записаны 2 высказывания: Н. Шишакова и З. Косидовского, которые читает учитель): это слова литературоведа Н. Шишакова и писателя, исследователя Библии З. Косидовского:

Священное писание никому не нужно: это духовная отрава, сплетение первобытного невежества, грубых суеверий и жестокого насилия над совестью человеческой.
Н. Шишаков.

К нашему удивлению, мы обнаружили, что Библия является одним из шедевров мировой литературы, произведением реалистическим, в котором бурлит и хлещет через край настоящая жизнь.
З. Косидовский.

– Какое из мнений вам ближе? Почему?

– Есть ли у кого-то свое особое мнение? Какое?

– Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Обсудите варианты темы урока в группах. (После обсуждения группы предлагают свои формулировки, вместе выбираем наиболее емкую, точную, понравившуюся большинству учащихся тему. Ориентировочная формулировка темы урока: Нужно ли изучать Библию?). Тема урока записывается на доске и в тетрадях.

– Как вы думаете, исходя из темы нашего урока, что мы должны понять, осмыслить на сегодняшнем уроке? Каковы будут его цели?

(Ответы учащихся).

– Итак, говоря словами из Библии,

Просите, и дано будет вам,

Ищите, и найдете,

Стучите, и отворят вам;

Ибо всякий просящий получает,

И ищущий находит,

И стучащему отворят.

Евангелие от Матфея, 7.7 – 8

III. Восприятие, осмысление, осознание. 

а) Разминка.

– Итак, первая страничка нашего урока – разминка. Вопросы, которые я буду задавать и ваши ответы на них помогут понять, что вы запомнили, читая библейские истории Ветхого Завета, чем себя обогатили. (За правильные ответы учащиеся получают жетоны).

1. Из каких книг состоит Библия? Почему она распадается на такие части? (Ветхий Завет (жизнь еврейского народа до рождения Христа) и Новый Завет (рождение, жизнь и смерть Иисуса Христа)).

2. Что означает слово “Библия”? (Книга, свиток)

3. Сколько книг понадобилось Богу для сотворения мира? (Шесть)

4. В чем заключалась сила Самсона? (В волосах)

5. Кто были первые люди и что означают их имена? (Адам (человек) и Ева (жизнь))

6. Как Бог проверил преданность Адама?

7. В чем заключалась миссия Моисея?

8. Для людей какой веры Библия (Ветхий Завет и Новый Завет) является священной книгой? (Иудаизм, христианство)

б) – Да, Библия – это прежде всего религиозное произведение. Как вы думаете, зачем оно написано?

– Какие законы, заповеди провозглашаются в Библии?

Рисунок 3

  1. Бог для всех один.
  2. Не поклоняйся идолам.
  3. Не произноси имя Бога всуе.
  4. Шесть дней работай, один отдыхай.
  5. Люби отца и мать своих.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не доноси и не лги.
  10. Не завидуй.

– Какие из этих законов являются общечеловеческими, независимо от того, верит человек или нет?

– Почему мы называем эти законы общечеловеческими?

– Какой первый вывод мы можем сделать насчет Библии? Зачем ее изучать? (Библия – источник добра, нравственности, это своеобразный Ноев ковчег для тех, кто разочарован, неуверен, пал духом)

в) – Кстати, Ноев ковчег – как называется такое крылатое выражение в языкознании? (Фразеологизм)

– Крылатые выражения – так называется наша следующая страничка.

Задание группам: на карточках, которые я вам раздам, записаны разрозненные слова. Соберите их вместе так, чтобы получились устойчивые выражения (фразеологизмы). Дайте им современное толкование и объясните их происхождение. (Фразеологизмы на слайде появляются после ответов представителей групп)

Фразеологизмы:

  1. Вавилонское столпотворение (Бытие II, 1 : беспорядок, суматоха.
  2. Валаамова ослица (Числа, 22, 27 – 28): молчаливый и покорный человек, неожиданно запротестовавший.
  3. Валтасаров пир (кн. Даниила): веселая, легкомысленная жизнь во время какого – либо бедствия.
  4. Запретный плод (Бытие, 2, 16 – 17): что – либо желанное, но запретное.
  5. Иерихонская труба (Бытие,2, 16 – 17): громкий, трубный голос.
  6. Содом и Гоморра (Бытие): распущенность, беспорядок, шум, суматоха.
  7. Соломоново решение (Третья книга Царств,3 , 16 – 18): суд мудрый и скорый.
  8. Ноев ковчег (Бытие, 6 – 7): средство спасения.
  9. Змей-искуситель (Бытие)
  10. Всякой твари по паре (Бытие): смешанный, пестрый состав группы людей.
  11. Фиговый листок (Бытие): лицемерное прикрытие чего – либо постыдного, лицемерная маскировка подлинных намерений.
  12. Каинова печать (Бытие)

Ответы групп.

– Составьте устно предложения с одним из фразеологизмов.

– Какой еще вывод мы можем сделать насчет Библии? Зачем нужно ее изучать? (Библия – источник многих выражений, которые обогащают наш язык, служат для создания выразительности).

2) Дифференцированная работа в группах

– Мы продолжаем расширять ваши представления о Ветхом Завете Библии, и следующий этап урока – работа в группах с разными заданиями.

Цель ее – понять значение Библии в разных областях человеческой жизни: музыке, литературе, живописи, скульптуре, истории.

Задание группе № 1.

  • Какова роль Библии в исторической науке? (Вспомните исторические события, описанные в Ветхом Завете, имена исторических лиц, названия городов и государств, упомянутых в Ветхом Завете)

Задание группе № 2

  • Прочтите отрывки из стихотворений. О каком эпизоде из Библии идет речь в каждом из них?
  • Чему учит нас каждая Библейская история, рассказанная вами?

1. Певец – Давид был ростом мал,

Но повалили же Голиафа,

Который был и генерал,

И, побожусь, не ниже графа.

(А. С. Пушкин)

(Учит силе воли, любви к Родине, вере в свой народ, Любовь и вера делают людей сильными).

2. О, зачем тебя назвали Даниилом?

Все мне снится,

Что тебя терзают львы.

(М. Цветаева)

(Сила воли, вера в свои идеалы и принципы, личное мужество, мудрость)

3. Отравлен хлеб,

И воздух выпит,

Как трудно раны

Врачевать.

Иосиф, проданный

в Египет,

Не мог сильнее тосковать.

(О. Э. Мандельштам)

(Умение прощать, работать честно и усердно, добиваться успехов через свой труд)

Задание группе №3:

  • Рассмотрите репродукции картин и скульптуры.

Определите, какой библейский герой или сюжет изображен.

  • Опишите устно, составив связный рассказ. Одну из картин /скульптур.

Использованные картины / скульптуры:

  1. Рембрандт “Жертвоприношение Авраама”;
  2. Н. Пуссен “Танец вокруг золотого тельца”;
  3. Дюрер “Адам и Ева”;
  4. Микеланджело “Моисей”;
  5. Караваджо “Давид с головой Голиафа”

Задание группе №4:

  • Вслушайтесь в звучную мелодию. Кому посвящено это произведение?
  • Какая картина представляется вам? Опишите свои мысли и чувства, возникающие у вас при звучании этого произведения. (И. С. Бах / Ш. Гунно “Аве, Мария”

Группы работают, в это время звучит произведение И. С. Баха / Гунно “Аве, Мария”.

д) Ответы представителей групп.

– Да, действительно, историки и археологи утверждают, что большинство событий могли происходить так, как их описывает Библия. Загадка, кем написана эта книга, но несомненно то, что с ее страниц встают перед нами правители и политические события, обычные мужчины и женщины.

Земля обетованная выдержала множество войн, ее самый святой и кровавый город Иерусалим все еще напоминает о высотах духа, он еще хранит некоторые свидетельства о происходивших здесь некогда событиях (стена Плача – часть стены дворца Соломона; места, связанные с жизнью и последним путем Иисуса Христа.)

Археологи ищут подтверждения событиям, описанным в Библии (потоп, ковчег Завета). Но многие тайны Библии остаются до сих пор не разгаданными.

  1. Библейские истории нашли свое отражение и в литературе, произведениях многих писателей и поэтов. Библия была настольной книгой многих из них.
  2. Ответ группы № 2. Библейские отзвуки в литературе.

Выводы (Зачем нужно изучать Библию? Многие произведения литературы были бы для нас непонятны, если бы мы не знали библейских сюжетов).

  1. Библейские истории, личности, о которых рассказывается на страницах Ветхого Завета, не могли оставить равнодушными художников, скульпторов. Произведений искусства, посвященных библейским сюжетам, великое множество. Здесь представлены лишь некоторые из них:

  1. Ответ представителей группы №3. Выводы. Названия картин и скульптур появляются на слайде после ответа представителей групп.
  2. И, конечно же, Библия – это источник вдохновения для музыкантов, композиторов. Одно из музыкальных произведений здесь звучало, а группа №4 готовила ответ на свое задание.
  3. Выступление группы №4. Выводы(зачем изучать Библию?)
  1. Подведение итогов, выводы

– Мы прошли с вами сегодня лишь по некоторым страницам Ветхого Завета, лишь немного прикоснулись к этой великой книге. Были ли для вас открытия на этом уроке?

О чем вы раньше не думали, а сегодня это произошло?

– Я хочу вернуться к началу нашего урока, к нашей теме и спросить: нужно ли изучать Библию? Зачем?

– У этой темы может быть продолжение: кого- то заинтересовали библейские традиции в искусстве, кто-то хочет побольше узнать о связи исторических событий и Библии, кого-то не оставила равнодушной работа с фразеологизмами, имеющими библейское происхождение. Все эти грани изучения Библии могут стать темами ваших будущих проектов; если у вас появится такое желание – обращайтесь ко мне за помощью, советом консультацией.

Оценка работы групп и отдельных учащихся.

  1. Подсчет жетонов. Итоги.
  2. Домашние задание: сочинение “Зачем нужно изучать Библию?”

 Используемая литература:

  1. Ветхий Завет. Калевала. Фольклор древних славян: Тексты/ Сост.: З.Н. Новлянкая, Г. Н. Кудина, – М.: ИНТОР, 2000.
  2. Л. Таксиль, Забавная библия. – М.: Политиздат”,1961.
  3. З. Косидовский Библейские сказания. – М.: Политиздат, 1978
  4. Д. Д. Фрэзер Фольклор в Ветхом Завете. – М.: Политиздат, 1985
  5. Библия для детей. – М.: РИО МГПО “Мосгорпечать”, 1991
  6. Уроки внеклассного чтения в 5 классе: Азбука общения с книгой/ Сост.: Л. Я. Гришина, Е. В. Горейкова; И. л. Старцева, А. В. Шаравин. – Изд – во БГПИ, Брянск, 1994
  7. Н. С. Ашунин, М. Г. Ашукина Крылатые слова. – М.: Художественная литература,1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: " Введение. Что и как изучает история

Данная разработка урока введёт учащихся 5 класса, которые начинают знакомиться с историей, в курс. Они познакомятся с понятием " история", рассмотрят исторические источники....

вводный урок по физике в 7 классе "Что изучает физика"

   Урок «Что изучает физика. Наблюдения и опыты» является одним из уроков рабочей программы по физике, составленной на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным уч...

Вводный урок по физике в 7 классе "Что изучает физика"

На уроке представлена информация о физических явлениях, о терминах, о наблюдениях и опытах. В процессе проведения урока используются материалы ЦОР по физике, а также лично  созданные интерактивны...

Первый урок физики в 7-ом классе «Что изучает физика? Наблюдения и опыты»

Урок познакомит обучающихся с новым предметом , сформирует представление о физике как науки о природе, понятий о физическом явлении, веществе, теле ,материи, определит  место физики как науки в...

Методическая разработка урока английского языка по теме "Почему ты изучаешь английский язык?"

Тема урока: "Почему ты изучаешь английский язык?".Тип урока: урок систематизации знаний учащихся.Цель урока - развивать навыки коммуникативной компетенции учащихся.Здачи урока:-практиковать учащихся в...

Урок литературы в 6 классе. Изучаем произведение А. Линдгрен "Приключения Калле Блюмквиста"

Урок по произведению с детективно-приключенческим сюжетомУРОК 1Тема: Знакомство с приключенческим произведением с детективным сюжетом на примере повести А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста...

Как изучать тему подвига на уроках литературы?

Внимательное отношение к слову "подвиг" в разных произведениях разных писателей....