Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ростовская область,Волгодонской район, х.Рябичев
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:
Рябичевская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ: Рябичевская СОШ
Приказ от______________№__________
___________ Ю.Г.Котляр
М.П.
Рабочая программа
по______________________________________литературе_________________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее, 8 б класс______________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов_69____
Учитель ________________Кравцова Светлана Семеновна ____________________________________________
(ФИО)
Программа разработана на основе Рабочей программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы. Издательство «Просвещение». 2016г.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»
Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Понимать: значение изучения литературы.
Уметь: строить высказывания о прочитанных книгах; пересказывать произведения и характеризовать их героев
Устное народное творчество. В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Знать: особенности жанра народной песни; виды лирических песен (любовные, семейные, шуточные, обрядовые, причитания-плачи); отличительные черты исторических песен, частушек.
Понимать: настроения ичувства, переданные в народных песнях; значение народных песен в сохранении традиций,
народной памяти.
Уметь: исполнять народные песни; различать виды народных песен; находить общее и различное в былинах и исторических песнях; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
Знать: особенности жанра предания; содержание преданий о Пугачеве и Ермаке.
Понимать :отношение сказителей к героям преданий; значение преданий в жизни народа как исторической памяти.
Уметь: отмечать общее и различное в легендах, былинах, сказках, преданиях; выразительно читатьпредания, определять
их тему и идею; характеризовать героев и их поступки.
Из древнерусской литературы. Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Знать: основные жанры древнерусской литературы; особенности жанров жития и воинской повести; историческую
основу и содержание «Жития Александра Невского».
Понимать: отношение неизвестного автора к герою; значение произведения в развитии русской литературы; патриотический пафос «Повести...».
Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно - выразительные
средства и определять их роль.
Знать: основные черты сатирической повести как жанра древнерусской литературы; сюжет и содержание повести «Шемякин суд».
Понимать: народные идеалы, отраженные в повести; сатирический пафос произведения; актуальность повести; смысл выражения «Шемякин суд».
Уметь: выразительно читать и пересказывать повесть, определять ее тему и идею; определять соотношение действительных и вымышленных событий повести; находить в тексте изобразительно - выразительные средства и определять их роль; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов.
Из литературы 18 века. Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Знать: сведения о жизни и творчестве Д.А. Фонвизина; сюжет и содержание комедии «Недоросль»; теоретико - литературные понятия драма, юмор, сатира, сарказм; средства создания комического; особенности языка ХУШ века.
Понимать: тему и идею комедии, ее дидактический, сатирический, гражданский пафос; актуальность произведения.
Уметь: выразительно читать комедию по ролям; давать речевые характеристики героев; находить в тексте
Изобразительно - выразительные средства и определять их роль.
Знать : сюжет и содержание комедии.
Понимать: роль эпизода в раскрытии идеи ; роль речевых характеристик в создании комического; отношение авто
ра к героям.
Уметь: выделять эпизод в тексте комедии, определять его тему, место и роль в композиции; выразительно читать
текст по ролям; характеризовать героев и их поступки.
Из литературы 19 века. Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирики и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо. Мораль басни. «Обзор». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова; историческую основу и содержание басен «Лягушки, просящие царя»,«Обоз»; теоретико-литературные понятия эзопов язык, аллегория, мораль.
Понимать: аллегорический смысл басен; сатирический пафос произведений.
Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанным произведениям.
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Знать: сведения о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева; характерные особенности жанра думы; содержание думы
«Смерть Ермака».
Понимать: тему и идею думы; отношение автора к герою; патриотический, героический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать думу; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с произведениями других видов искусств ;оценивать
актерское чтение.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
Знать: содержание, основные темы и мотивы стихотворений А.С. Пушкина; элементы анализа поэтического текста.
Понимать: лирический пафос стихотворений; глубину и многоплановость пушкинской лирики.
Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть и определять их жанр; анализировать поэтические тексты.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (на чальные представления).
Знать: историческую основу и содержание «Истории Пугачевского бунта».
Понимать: смысловое различие заглавий А.С. Пушкина и Николая I к произведению; объективность автора, его отношение к герою; значение исторического труда А.С. Пушкина.
Уметь: пересказывать текст; давать сравнительную характеристику исторического труда А.С. Пушкина и современных данных о восстании Пугачева
Знать: историческую основу, сюжет и содержание романа «Капитанская дочка»; теоретико- литературные понятия роман, хроника, историзм, прототип.
Уметь: пересказывать текст; сопоставлять героев романа с их историческими прототипами; находить общее и различное в
произведениях на одну тему (исторический труд и роман)
Знать: сюжет и содержание романа.
Понимать: смысл эпиграфа к роману; смысл противопоставления Гринева и Швабрина; отношение автора к героям.
Уметь: ориентироваться в тексте; анализировать эпизоды романа; составлять план устного рассказа; характеризовать героев и их поступки
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Знать: сюжет и содержание повести «Пиковая дама».
Понимать :смысл названия повести и эпиграфа к ней; соотношение случайного и закономерного, реального и символического в повести; противоречивость характера главного героя; отношение автора к герою.
Уметь: анализировать произведение, определять его тему и идею; составлять устный рассказ о герое;
характеризовать героя и его поступки, давать им нравственную оценку.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; содержание и героев произведений поэта ; особенности историзма и романтизма М.Ю. Лермонтова. Знать: сюжет и содержание поэмы «Мцыри»; теоретико- литературные понятия поэма, романтическая поэма, романтический герой, историзм.
Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям; противоречивость образа Мцыри (могучий
дух и слабость тела); романтический пафос поэмы; авторское стремление к свободе.
Уметь: выразительно читать произведения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно
-выразительные средства и определять их роль.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает их характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; содержание и героев произведений писателя на историческую тему; особенности историзма Н.В. Гоголя.
Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям.
Уметь: выразительно пересказывать произведения, определять их тему и идею.
Знать: историю создания, сценическую судьбу, сюжет и содержание комедии «Ревизор»; оценку произведения
современниками.
Понимать: замысел автора; социальную остроту и сатирический пафос комедии.
Уметь: определять тему комедии; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки;
выяснять значение незнакомых слов.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Знать: сюжет и содержание повести «Шинель»; теоретико- литературное понятие образ «маленького человека».
Понимать: смысл названия повести; отношение автора к герою.
Уметь: прослеживать развитие образа «маленького человека» в русской литературе; определять тему и основную мысль
произведения; выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содержание «Истории одного города»; теоретико
-литературные понятия пародия, сатира, юмор, гипербола, гротеск, эзопов язык, аллегория, ирония; средства создания комического.
Понимать: тему и идею «Истории...»; позицию автора; обличительный сатирический пафос произведения. Понимать :роль деталей, портрета, пейзажа, речевой характеристики, изобразительно- выразительных средств в произведении; роль эпизода в раскрытии идеи романа.
Уметь: выразительно читать текст; давать сопоставительную характеристику произведений («История...» и сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина, басни и др.); характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно- выразительные средства и определять их роль.
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Знать: сведения о жизни и творчестве Н.С. Лескова; сюжет и содержание рассказа «Старый гений»; способы создания
образов в произведении; теоретико- литературные понятия рассказ, художественная деталь.
Понимать: смысл названия рассказа и эпиграфа к нему; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения.
Уметь: объяснять особенности жанра рассказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; историю создания, сюжет и содержание рассказа «После бала»; способы создания образов; теоретико- литературные понятия рассказ, конфликт.
Понимать: тему и идею рассказа; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки;
объяснять противоречия между сословиями и внутри сословий; объяснять значение слов, называющих реалии XIX века. Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико - литературные понятия художественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог, психологизм; способы изображения внутренней жизни героя.
Понимать: нравственную позицию автора.
Уметь: определять особенности композиции (рассказ в рассказе); выразительно читать, пересказывать ианализировать текст; выполнять сопоставительный анализ частей рассказа.
Лев Николаевич Толстой. «Отрочество» (фрагменты). Нравственная проблематика повести Л.Н.Толстого «Отрочество».
Иван Сергеевич Тургенев. «Ася». Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе. Повесть «Ася». Изображение русской жизни и русских характеров . Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.
Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений)
Знать: сведения о жизни и творчестве И.С.Тургенева; историю создания, сюжет и содержание повести «Ася»; способы создания образов; теоретико- литературные понятия повесть, конфликт.
Понимать: тему и идею повести; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки;
объяснять противоречия между сословиями и внутри сословий; объяснять значение слов, называющих реалии XIX века. Знать: сюжет и содержание повести; теоретико - литературные понятия художественная деталь, портрет, пейзаж, внутренний монолог, психологизм; способы изображения внутренней жизни героя.
Поэзия родной природы. А.С.Пушкин. «Цветы последние милей...», М.Ю.Лермонтов. «Осень», Ф.И.Тютчев. «Осенний вечер», А.А.Фет. «Первый ландыш», А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами...».
Знать: содержание стихотворений поэтов XIXвека о родной природе; одно стихотворение наизусть.
Понимать: лирический пафос стихотворений.
Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; сопоставлять произведения
литературы, живописи и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «О любви»; теоретико-литературные понятия композиция, деталь, психологизм, пейзаж.
Понимать: эволюцию темы «маленького человека» в творчестве А.П. Чехова; отношение автора к героям и их поступкам;
нравственную проблематику рассказа; роль детали, пейзажа, вставного рассказа в произведении.
Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений.
Из русской литературы 20 века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина; особенности историзма писателя; сюжет и содержание рассказа «Кавказ»; теоретико-литературные понятия психологизм, драматизм, деталь, пейзаж.
Понимать: мастерство писателя в передаче тончайших чувств, создании психологического портрета; роль деталей,
пейзажа в рассказе.
Уметь: выразительно читать рассказ; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула.
Знать: сведения о жизни и творчестве А.И. Куприна; особенности прозы писателя (психологизм, многозначность художественной детали, увлекательность сюжета); сюжет и содержание рассказа «Куст сирени»;
теоретико-литературные понятия фабула, сюжет, психологизм, деталь, пейзаж.
Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям; роль деталей, пейзажа в рассказе.
Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Знать: сведения о жизни и творчестве А.А. Блока; содержание цикла «На поле Куликовом»; теоретико-литературные понятия цикл, историзм, народность; особенности историзма А.А. Блока.
Понимать: символическое значение образов; патриотический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать стихотворения и сопоставлять их с другими произведениями на ту же тему.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Знать: сведения о жизни и творчестве С.А. Есенина; сюжет и содержание поэмы «Пугачев»; теоретико-литературное понятие драматическая поэма.
Понимать: эмоциональность, драматическую напряженность поэмы.
Уметь: выразительно читать поэму, определять ее тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно- выразительные средства.
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Шмелева; сюжет и содержание рассказа «Как я стал писателем».
Понимать: отношение автора к изображаемому.
Уметь: определять тему и идею рассказа.
Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Знать: сведения о журнале «Сатирикон» и его авторах; содержание «Всеобщей истории...»; способы создания
комического.
Понимать: смысл иронического повествования, его актуальность; особенности авторской иронии; юмористический и сатирический пафос произведения; роль лексических несоответствий.
Уметь: воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и пересказывать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять
их роль.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.
Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Осоргина; сюжет и содержание рассказа«Пенсне»; теоретико-литературные
понятия олицетворение, метафора; способы создания комического.
Понимать: особенности авторской иронии; соотношение реальности и фантастики в рассказе; юмористический пафос
произведения.
Уметь: выразительно читать, пересказывать и анализировать произведение.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; историю создания и содержание поэмы «Василий Теркин»; сведения по истории Великой Отечественной войны; оценку поэмы современниками, критиками.
Понимать: роль поэмы в годы Великой Отечественной войны; патриотический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать поэму, определять ее тему и идею.
Знать: содержание поэмы; понятия новаторство, обобщенный образ; традиции русской литературы в создании образов защитников Родины.
Понимать: в чем новаторство образа Василия Теркина; отношение к герою автора и простых солдат-фронтовиков; пафос объединения народа в стремлении спасти свою Родину; мужество поэта, говорившего в поэме правду о войне. Уметь: выразительно читать поэму; характеризовать героя и его поступки; прослеживать развитие характера героя.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа «Возвращение».
Понимать: отношение автора к героям; нравственнуюпроблематику и гуманистический пафос произведения; роль
деталей в рассказе.
Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими литературными произведениями; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие характеров героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; истории создания, фронтовые судьбы и тексты песен о Великой Отечественной войне.
Понимать: лирический пафос песен и-стихотворений о Великой Отечественной войне; чувства, настроения, интонации,
их смену в произведениях; высокий, патриотический пафос песен и-стихотворений; роль поэзии и искусства вообще в военное время.
Уметь: выразительно читать и исполнять песни о Великой Отечественной войне; оценивать исполнительское мастерство;
находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).
Знать: сведения о жизни и творчестве В.П. Астафьева; сюжет и содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет»; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, цикл, герой-повествователь.
Понимать: смысл названия рассказа; позицию автора; гуманистический пафос произведения; уважение автора к истории народа.
Уметь: определять тему и идею рассказа; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-
выразительные средства и определять их роль; объяснять значение диалектных и просторечных слов.
Русские поэты о Родине, родной природе. И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Знать: содержание стихотворений поэтов XXвека о Родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть.
Понимать: лирический, патриотический пафос стихотворений.
Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение.
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Знать: сведения об изгнаннической судьбе и творчестве поэтов русского зарубежья.
Понимать: ностальгический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
Из зарубежной литературы. Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Знать: сведения о жизни и творчестве У. Шекспира; сюжет и содержание трагедии «Ромео и Джульетта»; теоретико-
литературные понятия трагедия, конфликт, сюжет, драматическое произведение; особенности жанра трагедии.
Понимать: гуманистический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды трагедии; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие драматического конфликта. Знать: теоретико-литературное понятие сонет; темы и содержание сонетов У. Шекспира.
Понимать: лирический пафос сонетов; иронию автора. Уметь: выразительно читать сонеты; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).
Знать: сведения о жизни и творчестве Ж.-Б. Мольера (кратко); сюжет и содержание комедии «Мещанин во дворянстве»; теоретико-литературные понятия классицизм, комедия, конфликт, сюжет, сатира; особенности жанра комедии.
Понимать: соотношение литературных традиций с традициями народного театра в комедии; сатирический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды комедии; характеризовать героев и их поступки; определять приемы сатирического изображения персонажей; прослеживать развитие драматического конфликта.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки,
семейных устоев и отношений.
Знать: сведения о жизни и творчестве В. Скотта; сюжет и содержание романа «Айвенго».
Понимать: соотношение реальности и вымысла в романе; особенности историзма в произведении; позицию автора; влияние В. Скотта на развитие мировой литературы.
Уметь: характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного.
Раздел | Формы и виды контроля | Количество часов |
1.Введение | ||
2.Устное народное творчество | Текущий контроль | |
3.Древнерусская литература | Р.Р. Какие качества древнерусских героев мне близки и почему? Текущий контроль. | 1 |
4.Литература 18 века. | Текущий контроль. Сочинение по комедии Фонвизина «Недоросль». | |
5.Литература 19 века. | Текущий контроль. Контрольная работа по тексту администрации школы. Домашнее сочинение по творчеству А.С. Пушкина. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина. Домашнее сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Домашнее сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. Контрольная работа по творчеству писателей 19 века. | 1 1 1 |
6.Литература начала 20 века. | Текущий контроль. Домашнее сочинение на тему «Что такое счастье?» | |
7. Литература периода Великой Отечественной войны. | Текущий контроль. | |
8.Литература 2-ой половины 20 века. | Текущий контроль. Контрольная работа по творчеству писателей и поэтов 20 века. | 1 |
9. Зарубежная литература. | Текущий контроль. Домашнее сочинение по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». | |
10.Повторение за год. | Текущий контроль. |
Раздел II «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса»
Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культу- ры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознан-ному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицирвать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Ученик научится:
• понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
Ученик получит возможность научиться:
• владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка;
• понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней;
• воспринимать на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
Цели обучения литературе.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного
Задачи организации учебной деятельности:
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач
познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности;
развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.
Специфика предмета: Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Оценивание по литературе в 8 классе осуществляется по пятибалльной системе в соответствии с положением МБОУ: Рябичевская СОШ о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций обучающихся.
Раздел III «Календарно-тематическое планирование»
№ | Тема урока | Кол - во часов | Дата |
Введение (1ч.) | |||
1 | Литература и история. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. | 1 | 04.09 |
Устное народное творчество (2 ч.) | |||
2 | Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метет…». Исторические песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушка как малый песенный жанр. | 1 | 07.09 |
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». | 1 | 11.09 |
Древнерусская литература (3ч. +1Р.Р.) | |||
4 | Жанр жития в древнерусской литературе. «Житие Александра Невского». Личность Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития. | 1 | 14.09 |
5 | Вн. чт. «Преподобный Сергий Радонежский». Б.К. Зайцев.( отрывок из книги). Личность Сергия Радонежского. Подготовка к сочинению-описанию по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею» | 1 | 18.09 |
6 | Р.Р. Какие качества древнерусских героев мне близки и почему? | 1 | 21.09 |
7 | Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. «Шемякин суд» - «кривосуд». Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Комические ситуации с двумя плутами. | 1 | 25.09 |
Из русской литературы 18 века (3ч. + 1 Р.Р.) | |||
8 | Д.И. Фонвизин «Недоросль» как сатирическая комедия. Сюжет и конфликт комедии. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. | 1 | 28.09 |
9 | «Недоросль» как комедия классицизма. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. | 1 | 02.10 |
10 | Способы создания комического в комедии «Недоросль». Анализ эпизодов комедии. Основные правила классицизма в драматическом произведении. | 1 | 05.10 |
11 | Р.Р. Сочинение по комедии Фонвизина «Недоросль». | 1 | 09.10 |
Из русской литературы 19 века (36 ч.) | |||
12 | И.А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). | 1 | 12.10 |
13 | И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. | 1 | 16.10 |
14 | Контрольная работа по тексту администрации школы. | 1 | 19.10 |
15 | Анализ контрольной работы. К. Ф. Рылеев - автор дум и сатир. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. | 1 | 23.10 |
16 | А.С.Пушкин. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. | 1 | 26.10 |
17 | А. С. Пушкин «История Пугачёва». Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора. «Капитанская дочка». История создания. | 1 | 09.11 |
18 | Воспитание Петра Гринёва. Анализ сцены бурана. Первая встреча с Пугачёвым. Путём милосердия. | 1 | 13.11 |
19 | «Старинные люди». «Русское семейство Мироновых». Образ Марьи Ивановны. Маша Миронова- нравственный идеал Пушкина. | 1 | 16.11 |
20 | Вторая и третья встреча с Пугачёвым. Главы 8-9. Изображение народной войны и вождя Емельяна Пугачева. | 1 | 20.11 |
21 | Швабрин и Гринёв. Сравнительная характеристика. | 1 | 23.11 |
22 | Отношение автора и рассказчика к Пугачевскому восстанию. Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. | 1 | 27.11 |
23 | Подготовка к домашнему сочинению по роману «Капитанская дочка». | 1 | 30.11 |
24 | А. С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. | 1 | 04.12 |
25 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина. | 1 | 07.12 |
26 | Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Узник», «Пленный рыцарь». Символический образ тюрьмы в лирике Лермонтова. | 1 | 11.12 |
27 | М. Ю. Лермонтов «Мцыри». История создания, особенности композиции поэмы. Мцыри как романтический герой. | 1 | 14.12 |
28 | Идейное содержание поэмы «Мцыри». Художественное своеобразие поэмы. | 1 | 18.12 |
29 | Подготовка к домашнему сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | 1 | 21.12 |
30 | Н.В.Гоголь- писатель – сатирик. Биографический очерк. История создания комедии «Ревизор» и её первой постановки | 1 | 25.12 |
31 | Н.В.Гоголь. «Ревизор». Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. | 1 | 28.12 |
32 | Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор». | 1 | 11.01 |
33 | «Ревизор». Общечеловеческое значение характеров комедии. Образ Хлестакова. | 1 | 15.01 |
34 | Мастерство Гоголя-сатирика. Белинский о комедии «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». | 1 | 18.01 |
35 | Н. В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека». | 1 | 22.01 |
36 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | 1 | 25.01 |
37 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. | 1 | 29.01 |
38 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Обличение строя, основанного на бесправии народа. | 1 | 01.02 |
39 | Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. | 1 | 05.02 |
40 | Л. Н. Толстой. «После бала». История создания. Контраст в композиции рассказа. | 1 | 07.02 |
41 | Мастерство Толстого в рассказе «После бала.». Психологизм рассказа. | 1 | 12.02 |
42 | Л.Н. Толстой «Отрочество» (главы). Нравственные проблемы повести. | 1 | 15.02 |
43 | И. С. Тургенев «Ася». Духовный мир героев. | 1 | 19.02 |
44 | И.С.Тургенев. «Ася». Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции. | 1 | 22.02 |
45 | А.К.Толстой. Стихотворение «Средь шумного бала, случайно…» Тема любви в лирике Толстого. | 1 | 26.02 |
46 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е.С-Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого. | 1 | 01.03 |
47 | А. П. Чехов. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | 1 | 05.03 |
Из русской литературы 20 века ( 8 ч.) | |||
48 | И.А. Бунин. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика. | 1 | 12.03 |
49 | А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Домашнее сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье?» | 1 | 15.03 |
50 | А. А. Блок «Россия». Образ России и её истории. Образ Родины в лирическом цикле «На поле Куликовом». | 1 | 19.03 |
51 | С. А. Есенин «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. | 1 | 22.04 |
52 | М.А. Осоргин. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. | 1 | 02.04 |
53 | И. С. Шмелев. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально - биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). | 1 | 05.04 |
54 | А.М.Горький. Рассказ «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье. | 1 | 09.04 |
55 | Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М.Зощенко. «История болезни». | 1 | 12.04 |
Литература периода Великой Отечественной войны (4ч.) | |||
56 | А. Т. Твардовский «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. | 1 | 16.04 |
57 | Василий Тёркин – защитник родной страны. | 1 | 19.04 |
58 | А. П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». | 1 | 23.04 |
59 | Урок-концерт «Стихи и песни о Великой Отечественной войне». | 1 | 26.04 |
Литература 2-ой половины 20 века (3ч.) | |||
60 | В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Тема детства в творчестве писателя. | 1 | 28.04 |
61 | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. | 1 | 03.05 |
62 | Контрольная работа по творчеству писателей и поэтов 20 века. | 1 | 07.05 |
Зарубежная литература (7 ч.) | |||
63 | У. Шекспир. Слово о писателе. Театр Шекспира. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. | 1 | 10.05 |
64 | У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и предрассудков. Анализ сцен трагедии. Домашнее сочинение по трагедии «Ромео и Джульетта». | 1 | 14.05 |
65 | У. Шекспир. Мир сонетов. | 1 | 17.05 |
66 | Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | 1 | 21.05 |
67-68 | В. Скотт. «Айвенго» как исторический роман. Герои романа, их судьбы. Обзор. | 2 | 23.05-28.05 |
69 | Повторение за год. Итоговый урок. Список литературы для чтения летом. | 1 | 31.05 |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ:Рябичевская СОШ ___________ И.П.Кажурина
от _______ 20 __ года №____
____________ И.П.Кажурина ______________20_____года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....