Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Волгодонской район, х.Рябичев
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:
Рябичевская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ: Рябичевская СОШ
Приказ от______________№__________
___________ Ю.Г.Котляр
М.П.
Рабочая программа
по ______________________________________литературе_________________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее, 6 б класс______________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов_101____
Учитель ________________Кравцова Светлана Семеновна ______________________________________________
(ФИО)
Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 кл.» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение. 2011 г.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Раздел I. Содержание учебного предмета.
Введение. 1 час
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ( 4 ч)
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.
Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Развитие речи (далее — P.P.). Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)
P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. (1 ч)
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). Р .Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (48 ч)
Иван Андреевич Крылов.
Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.
Александр Сергеевич Пушкин.
Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.
Иван Сергеевич Тургенев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект. Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений). P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.
Федор Иванович Тютчев
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Р. Р. Устный и письменный анализ текста.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Р. Р. Устный и письменный анализ текста.
Николай Алексеевич Некрасов
Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
P .P . Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.
Николай Семенович Лесков
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Р. Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.
Антон Павлович Чехов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.
Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
РР Составление план письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (29 часов)
Александр Иванович Куприн
«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Андрей Платонович Платонов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.
Александр Степанович Грин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представший).
Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.
Михаил Михайлович Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». М.М. Пришвин. Философская притча "Кладовая солнца". Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч. «Великий храм природы» в сказке - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца". Смысл названия. Тропа Насти и Митраши.
Урок внеклассного чтения. Рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…» Становление характера человека, участвующего в Великой Отечественной войне.
Произведения о Великой Отечественной войне
К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).
P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Виктор Петрович Астафьев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
P. р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.
Валентин Григорьевич Распутин.
Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием,
выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Николай Михайлович Рубцов.
Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе
Фазиль Искандер.
Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.. Р.р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.
Из литературы народов России (2 ч)
Габдулла Тукай
Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.
Кайсын Кулиев
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (10 ч)
Мифы Древней Греции
«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).
Геродот
«Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер
Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель де Сервантес Сааведра
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь —герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).
Подведение итогов за год ( 4 ч.)
Итоговый тест.
Раздел II. Планируемые результаты освоения предмета.
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов;
-итоговый : сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
Раздел | Формы и виды контроля | Количество часов |
Введение. | Промежуточный контроль | |
Устное народное творчество. | Промежуточный контроль | 1 |
Древнерусская литература. | Промежуточный контроль | |
Литература 18 века. | Промежуточный контроль | |
Литература 19 века. | Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. | 1 1 |
Русская литература 20 века | Сочинение сравнительная характеристика героев. Сочинение по произведениям писателей XX века | 1 1 |
Лирика поэтов о родной природе | Промежуточный контроль | 1 |
Из литературы народов России. | Промежуточный контроль | |
Зарубежная литература. | Домашнее сочинение | |
Повторение | Тестирование | 1 |
Оценивание по литературе в 6 классе осуществляется по пятибалльной системе в соответствии с положением МБОУ: Рябичевская СОШ о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций обучающихся.
Раздел III. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
Раздел 1. Введение (1 ч.) | |||
1 | В дорогу зовущие» | 1 | 02.09 |
Раздел 2. Устное народное творчество (4 ч.) | |||
2 | Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. | 1 | 05.09 |
3 | Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость. | 1 | 06.09 |
4 | Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок. Тест | 1 | 09.09 |
5 | Р.Р. В чём красота и мудрость русских обрядов? | 1 | 12.09 |
Раздел 3. Из древнерусской литературы (2 ч,) | |||
6 | Русские летописи. «Повесть временных лет» - историческая энциклопедия. | 1 | 13.09 |
7 | «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. | 16.09 | |
Раздел 4. Из литературы XVIII века (1 ч.) | |||
8 | Русские басни. И.И. Дмитриев. Басня «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. | 1 | 19.09 |
Раздел 5. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА ( 48 ч) | |||
9 | И. А Крылов- русский баснописец. "Листы и корни". | 1 | 20.09 |
10 | И. А Крылов. "Ларчик". Критика мнимого "механики мудреца" и неумелого хвастуна. | 1 | 23.09 |
11 | И. А Крылов. "Осёл и соловей". Комическое изображение "знатока", не понимающего истинного искусства. | 1 | 26.09 |
12 | Р.Р. «Какие человеческие пороки осуждает И.А. Крылов в своих баснях?" | 1 | 27.09 |
13 | А. С. Пушкин. Стихотворение "Узник" как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | 1 | 30.09 |
14 | А.С. Пушкин. "Зимнее утро " - гимн родной природе. | 1 | 03.10 |
15 | А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении "И.И. Пущину". | 1 | 04.10 |
16 | "Зимняя дорога". Изображение действительности и внутреннего мира человека. | 1 | 07.10 |
17 | Урок развития речи . Двусложные размеры стиха. | 1 | 10.10 |
18 | А.С. Пушкин. Цикл "Повести Белкина". "Барышня - крестьянка". Сюжет и герои повести. | 1 | 11.10 |
19 | А.С. Пушкин. "Барышня - крестьянка". "Лицо и маска" героев повести. | 1 | 14.10 |
20 | А.С. Пушкин. "Дубровский". История создания. Картины жизни русского барства. | 1 | 17.10 |
21 | Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. | 1 | 18.10 |
22 | Протест Владимира против несправедливых порядков, произвола и деспотизма | 1 | 21.10 |
23 | Роль эпизода в повести. Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". | 1 | 24.10 |
24-25 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | 2 | 25.10-28.10 |
26 | Р.Р. Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина "Дубровский". | 1 | 07.11 |
27 | Сюжет и композиция романа «Дубровский». Проверочная работа. | 1 | 08.11 |
28 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Тучи". Мотивы одиночества и тоски поэта- изгнанника. | 1 | 11.11 |
29 | Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова "Листок", "Утёс", "На севере диком...» | 1 | 14.11 |
30 | М.Ю. Лермонтов. "Три пальмы". Тема красоты, гармонии человека с миром. | 1 | 15.11 |
31 | Урок развития речи. Трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. | 1 | 18.11 |
32 | Р.Р. Классное сочинение “Моё любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова». | 1 | 21.11 |
33 | И.С. Тургенев. Цикл рассказов "Записки охотника". | 1 | 22.11 |
34 | И.С. Тургенев. "Бежин луг". Духовный мир крестьянских детей. | 1 | 25.11 |
35 | И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг" | 1 | 28.11 |
36 | И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Портреты героев как средство изображения их характеров. | 1 | 29.11 |
37 | Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века.Ф.И. Тютчев. Стихотворения "Листья", "С поляны коршун поднялся..." , "Неохотно и несмело..." | 1 | 02.12 |
38 | А.А. Фет. Стихотворения. «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь...», «Учись у них у дуба и березы...» Переплетение природы и любви. | 1 | 05.12 |
39 | Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о природе. | 06.12 | |
40 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. | 1 | 09.12 |
41 | Анализ контрольной работы. Н.А. Некрасов. "Железная дорога". Картины подневольного труда. Величие народа - созидателя. | 1 | 12.12 |
42 | Н.А. Некрасов. "Железная дорога". Своеобразие композиции. | 1 | 13.12 |
43 | Н.А. Некрасов. Историческая поэма "Дедушка". Декабристская тема в творчестве. | 1 | 16.12 |
44-45 | Н.С. Лесков. "Левша". Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа | 2 | 19.12-20.12 |
46 | Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова "Левша". Бесправие народа. | 1 | 23.12 |
47 | Особенности языка сказа Н.С. Лескова "Левша" | 1 | 26.12 |
48 | Н.С. Лесков. «Левша». Сказ как форма повествования. | 1 | 27.12 |
49 | Р.Р. Какие лучшие качества русского народа изображены в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша»? | 1 | 13.01 |
50 | Урок внеклассного чтения. Н.С. Лесков "Человек на часах". | 1 | 16.01 |
51 | А.П. Чехов. "Пересолил", "Лошадиная фамилия". | 1 | 17.01 |
52 | А.П. Чехов. "Толстый и тонкий". Смешное и грустное в рассказе. | 1 | 20.01 |
53 | Урок внеклассного чтения. А.П. Чехов. Рассказ «Смерть чиновника». | 1 | 23.01 |
54 | Урок-концерт. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (Я.П. Полонский, Е.А. Баратынский, А. Толстой). | 1 | 24.01 |
55 | Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике (Е.А. Баратынский. "Весна, весна!", "Чудный град...". А.К.Толстой. "Где гнутся над озером лозы..." | 1 | 27.01 |
56 | Р.Р. Каков образ русской природы в стихах русских поэтов? | 1 | 30.01 |
Раздел 6. Из русской литературы XX века (29 ч) | |||
57 | А.И.Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор». | 1 | 31.01 |
58 | А.П. Платонов. "Неизвестный цветок". Прекрасное - вокруг нас. | 1 | 03.02 |
59 | А.С. Грин. "Алые паруса". Победа романтической мечты над реальностью жизни". | 1 | 06.02 |
60 | А.А. Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль. | 1 | 07.02 |
61 | Душевная чистота главных героев книги А.С. Грина "Алые паруса". | 1 | 10.02 |
62 | М.М. Пришвин. Философская притча "Кладовая солнца". Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч. | 1 | 13.02 |
63 | «Великий храм природы» в сказке - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца". Смысл названия. | 1 | 14.02 |
64 | Тропа Насти. Тропа Митраши в сказке- были «Кладовая солнца» | 1 | 17.02 |
65 | Р.Р. Сочинение сравнительная характеристика Насти и Митраши. | 1 | 20.02 |
66 | Урок внеклассного чтения. Рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…» | 1 | 21.02 |
67 | Становление характера человека, участвующего в Великой Отечественной войне. | 1 | 27.02 |
68 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов. "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..." Д.С .Самойлов. "Сороковые". | 1 | 28.02 |
69 | Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. | 1 | 03.03 |
70 | В.П. Астафьев. Рассказ "Конь с розовой гривой". | 1 | 06.03 |
71 | Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. | 1 | 07.03 |
72 | Образ главного героя. Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. | 1 | 10.03 |
73 | В.Г Распутин. Рассказ "Уроки французского". Герой рассказа и его сверстники. | 1 | 13.03 |
74 | Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. | 1 | 14.03 |
75 | Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. | 1 | 17.03 |
76 | Р.Р.Классное сочинение "Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г.Распутина. | 1 | 20.03 |
77 | Ф.А. Искандер. « Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе. | 1 | 21.03 |
78 | Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла". | 1 | 24.03 |
79 | Родная природа в русской поэзии ХХ века. А.А Блок. "Летний вечер", "О как безумно за окном..." Поэтизация родной природы. | 1 | 03.04 |
80 | С.А.Есенин. "Мелколесье. Степь и дали...", "Пороша". Чувство любви к родной природе и Родине. | 1 | 04.04 |
81 | А.А .Ахматова."Перед весной бывают дни такие..." Постижение красоты. | 1 | 07.04 |
82 | Н.М. Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». | 1 | 10.04 |
83 | Р.Р. Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворениях поэтов XX века. | 1 | 11.04 |
84 | Писатели улыбаются. В.М.Шукшин. Рассказ "Срезал". Особенности героев Шукшина. | 1 | 14.04 |
85 | Рассказ "Критики". Образ "странного" героя в творчестве Шукшина. | 1 | 17.04 |
Раздел 7. Из литературы народов России (2ч.) | |||
86 | К.Кулиев. Слово о поэте. "Когда на меня навалилась беда...", "Каким бы ни был малым мой народ..." Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. | 1 | 18.04 |
87 | Г.Тукай. Слово о поэте." Родная деревня", "Книга". Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека. | 1 | 21.04 |
Раздел 8. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 10 ч. | |||
88 | Понятие о мифе. Мифы Древней Греции. | 1 | 24.04 |
89 | Подвиги Геракла «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». | 1 | 25.04 |
90 | Геродот. "Легенда об Арионе". Отличие мифа от сказки. | 1 | 28.04 |
91 | Гомер. "Илиада" и "Одиссея" как героические эпические поэмы. | 1 | 02.05 |
92 | М.Сервантес Сааведра. "Дон Кихот". Герой, живущий в воображаемом мире. | 1 | 05.05 |
93 | Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада "Перчатка". Проблемы благородства, достоинства и чести. | 1 | 12.05 |
94 | П.Мериме. Новелла "Маттео Фальконе". Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. | 1 | 15.05 |
95 | М.Твен. "Приключения ГекельберриФинна".Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. | 1 | 16.05 |
96 | Антуан де Сент-Экзюпери. "Маленький принц"как философская сказка-притча. | 1 | 19.05 |
97 | А.де Сент-Экзюпери. "Маленький принц". Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче. | 1 | 22.05 |
Раздел 9. Повторение- 4ч. | |||
98 | Р.Р.Письменный ответ на вопрос "Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?" | 1 | 23.05 |
99-100 | Урок-праздник "Путешествие по стране Литературы 6 класса". Итоговая контрольная работа (тест). | 1 | 26.05-29.05 |
101 | Итоговый урок Рекомендация литературы для чтения летом. | 1 | 30.05 |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ:Рябичевская СОШ ___________ И.П.Кажурина
от _______ 20 __ года №____
____________ И.П.Кажурина ______________20_____года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....