Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Волгодонской район, х.Рябичев
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:
Рябичевская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директора МБОУ: Рябичевская СОШ
Приказ от______________№__________
___________ Ю.Г.Котляр
М.П.
Рабочая программа
по ___________________________________литературе________________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее, 11 класс______________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов__98______
Учитель ________________Кравцова Светлана Семеновна ______________________________________________
(ФИО)
Программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Коровиной В. Я. ( Москва, «Просвещение», 2014г)
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Раздел I «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»
Введение
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала века. Человек и эпоха – основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И.А.Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И.А.Бунина.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А.И.Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М.Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии
Символизм
«Старшие символисты»: Н.Минский, Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб.
«Младосимволисты»: А.Белый, А.Блок, Вяч. Иванов.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.
Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова – урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К.Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветик». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б.Н.Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл.Соловьева на мировоззрение А.Белого. Ликующее мироощущение мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм
Статья Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н.Гумилева, С.Городецкого, А.Ахматовой, О.Мандельштама, М.Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы(В.Маяковский, Д.Бурлюк, В.Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
Игорь Северянин (И.В.Лотарев).
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» Из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути…» (Возможен выбор других стихотворений).
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл.Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвященный от народа…». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Я покинул родимый дом…», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…». (Возможен выбор трех других стихотворений.)
Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
ЛИТЕРАТУРА 20-х ГОДОВ
Обзор с монографическим изучением одного – двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения «Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А.Блок, З.Гиппиус, А.Белый, В.Ходасевич, И.Бунин, Д.Мережковский, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В.Хлебников, поэты-обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И.Бабеля,«Россия, кровью умытая» А.Веселого, «Разгром» А.Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А.Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И.Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б.Пильняка, «Ветер» Б.Лавренева, «Чапаев»Д.Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А.Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения).
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.
Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
ЛИТЕРАТУРА 30-х ГОДОВ (Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значение поэзии в творчестве А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака, О.Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б.Корнилова, П.Васильева, М.Исаковского, А.Прокофьева, Я.Смелякова, Б.Ручьева, М.Светлова и др.; поэма А.Твардовского, И.Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов: А.Толстой. «Петр Первый», Ю.Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм.Кедрина, К.Симонова, Л.Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М.Шолохова, Н.Островского, В.Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». (Изучается один из романов – по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». (И.-В.Гете, Э.Т.А.Гофман, Н.В.Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя – мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М.Е.Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреева Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля». (Указанные стихотворения обязательны для изучения.)
«Я научилась просто, мудро жить…», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Нераздельность, единство трагедии народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и сдержанное благородство скорбного стиха. Мощное трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…». (Перечисленные произведения обязательны для изучения.)«Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны…». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX – начале XXI века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…». (Перечисленные стихотворения являются обязательными для изучения.)
«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л.Н.Толстого в прозе М.А.Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.
Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). ЛирикаА.Ахматовой, Б.Пастернака, Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова, А.Прокофьева, К.Симонова, О.Берггольц, Дм.Кедрина и др.; песни А.Фатьянова; поэмы «Зоя» М.Алигер, «Февральский дневник» О.Берггольц,«Пулковский меридиан» В.Инбер, «Сын» П.Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повестиА.Толстого, М.Шолохова, К.Паустовского, А.Платонова, В.Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К.Симонова, Л.Леонова. Пьеса-сказка Е.Шварца «Дракон».
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
ЛИТЕРАТУРА 50-90-х ГОДОВ (Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева, В.Богомолова, Г.Бакланова, В.Некрасова, К.Воробьева, В.Быкова, Б.Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов–шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В.Соколов, В.Федоров, Н.Рубцов, А.Прасолов, Н.Глазков, С.Наровчатов, Д.Самойлов, Л.Мартынов, Е.Винокуров, С.Старшинов, Ю.Друнина, Б.Слуцкий, С.Орлов и др.
«Городская» проза: Д.Гранин, В.Дудинцев, Ю.Трифонов, В.Маканин и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С.Залыгина, В.Белова, В.Астафьева, Б.Можаева, Ф.Абрамова, В.Шукшина, В.Крупина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А.Володина («Пять вечеров»), А.Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В.Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А.Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения(В.Набоков, В.Ходасевич, Г.Иванов, Г.Адамович, Б.Зайцев, М. Алданов, М.Осоргин, И.Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора, В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю.Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». (Перечисленные произведения обязательны для изучения.)
«В этот день, когда закончилась война…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Памяти Гагарина».(Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А.Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь». (Перечисленные произведения обязательны для изучения.)
«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво…». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя – Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов). Автобиографический характер прозы В.Т.Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).
Основные темы и мотивы лирики Рубцова – Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Виктор Петрович Астафьев. «Царь - рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». Утрата нравственных ориентиров – главная проблема в романе «Печальный детектив».
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».
Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»). (Возможен выбор трех других стихотворений.)
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В.А.Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И.Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте.
Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название…», «Когда мне невмочь переселить беду…». (возможен выбор других стихотворений.)
Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А.П.Чехова в прозе Ю.В.Трифонова.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Из литературы народов России
Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.)
Стихотворения: «подует ветер – все больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…», «Птиц выпускаю». (Возможен выбор других стихотворений.)
Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство – самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.
Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В.Белов, А.Битов, В.Маканин, А.Ким, Е.Носов, В.Куприн, С.Каледин, В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Петрушевская, В.Токарева, Ю.Поляков и др.
Поэзия: Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Ю.Друнина, Л.Васильева, Ю.Мориц, Н.Тряпкин, А.Кушнер, О.Чухонцев, Б.Чичибабин, Ю.Кузнецов, И.Шкляревский, О.Фокина, Д.Пригов, Т.Кибиров, И.Жданов, О.Седакова и др.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.)
«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А.П.Чехова на драматургию Д.Б.Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.
«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.
Теория литературы. Парадокс как художественный прием.
Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!».
Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя – старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).
Г.Аполлинер. Жизнь и творчество поэта. Стихотворение «Мост Мирабо».
Количество часов по изучаемым разделам
- Введение. Судьба России в 20 веке. Литературные направления и течения. ( 2 ч.)
- Писатели-реалисты 20 века. И.А.Бунин, М.Горький, А.И.Куприн. (10 ч.+ 2ч.РР+ 1ч КР)
- Зарубежная литература 20 века . Б.Шоу, Г.Аполлинер.( 3 ч.)
- Поэзия конца 19 -начала 20 века. Серебряный век русской поэзии. ( 6 ч.)
- Творчество А.А.Блока . ( 5ч.)
- Творчество С.Есенина. (4ч.)
- Литература 20-ых годов 20 века .Обзор.( 1ч.)
- Творчество В.В.Маяковского. (4ч.)
- Литература 30-ых годов 20 века . Обзор. (1ч.)
- Творчество М.А.Булгакова. (6 ч. + 1ч.РР)
- Творчество А.Н.Толстого. (2ч.)
- Творчество А.Платонова. (2ч.)
- Творчество А.Ахматовой. ( 3ч.)
- Творчество М.Цветаевой. ( 2ч.)
- Творчество О.Мандельштама. ( 1ч.)
- Творчество М.Шолохова. (7ч.+ 1ч.РР)
- Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия. (1ч.)
- Литература второй половины 20 века. Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-ых годов. В.Быков, К.Воробьёв, Б.Васильев.( 3 ч.)
- Творчество А.Твардовского. (2ч.)
- Творчество Б.Пастернака. (2ч.)
- Лагерная тема в русской литературе. В.Т.Шаламов. (1ч.)
- Творчество И.С.Солженицына. (2ч.)
- Лирика Н.Рубцова. (1ч.)
- «Деревенская» проза в современной литературе. В.Распутин. (2ч.)
- В.М.Шукшин. Рассказы. (1ч.)
- Творчество В.П.Астафьева. (1ч.)
- Темы и проблемы современной драматургии. А.Вампилов. ( 1 ч.+ 1ч. сочинение по русской литературе 2 половины 20 века)
- Из литературы народов России. М.Карим, Р.Гамзатов.( 1ч)
- И. Бродский. Лирика. ( 1ч.)
- Б.Окуджава. «Бардовская» поэзия. ( 2ч.)
- Обзор литературы последних десятилетий. (1 ч.)
- Литература Русского зарубежья. (1ч.)
- Зарубежная литература. Э.Хемингуэй. (2ч.)
- Проблемы и уроки литературы 20 века. (1ч.)
Количество проверочных работ.
- Классное сочинение-5.
- Итоговое сочинение. 4 часа.
- Домашнее сочинение- 5.
- Контрольная работа по тексту администрации- 1.
Раздел | Виды и формы контроля | Количество часов |
1. Введение. Судьба России в 20 веке. Литературные направления и течения. | Текущий контроль | |
2.Писатели-реалисты 20 века. | Сочинение Контрольная работа по тексту администрации школы | 2 1 |
3. Поэзия конца 19 -начала 20 века. Серебряный век русской поэзии. Творчество А.А.Блока . Творчество С.Есенина. | Домашнее сочинение | |
4. Литература 20-ых годов 20 века .Обзор. Творчество В.В.Маяковского. | Текущий контроль. Домашнее сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского. | |
5.Литература 30-ых годов 20 века . Обзор. Творчество М.А.Булгакова, А.Н.Толстого, А.Платонова. А.Ахматовой, М.Цветаевой, О.Мандельштама. Творчество М.Шолохова. | Сочинение по творчеству Булгакова. Домашнее сочинение по творчеству Ахматовой или Цветаевой. Сочинение по творчеству М.Шолохова | 1 1 |
6.Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия. Литература второй половины 20 века. Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-ых годов | Текущий контроль. Домашнее сочинение-отзыв по самостоятельно прочитанному произведению о Великой Отечественной войне. | |
7. Лагерная тема в русской литературе. | Текущий контроль | |
8. «Деревенская» проза в современной литературе. | Домашнее сочинение по творчеству Распутина. | |
9.Темы и проблемы современной драматургии | Сочинение по русской литературе второй половины 20 века. | 1 |
10.Обзор литературы последних десятилетий | Текущий контроль | |
11 Зарубежная литература. | Текущий контроль | |
12. Итоговое сочинение 06.12.16г. | 4 часа |
Раздел II «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса»
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Результаты изучения предмета «Литература» ( из Новых образовательных стандартов)
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Методы и формы обучения
Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.
В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы.
- Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.
- Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей
- Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям
- Уроки внеклассного чтения.
Требования к уровню подготовки обучающихся. Прогнозируемые результаты.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать \ понимать:
- Образную природу словесного искусства.
- Содержание изученных литературных произведений.
- Основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века.
- Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.
- Основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- Воспроизводить содержание литературного произведения.
- Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
- Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.
- Определять род и жанр произведения.
- Сопоставлять литературные произведения.
- Выявлять авторскую позицию.
- Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
- Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
- Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса «Литература » приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/ понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе и творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию. Оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Оценивание по литературе в 11 классе осуществляется по пятибалльной системе в соответствии с положением МБОУ: Рябичевская СОШ о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций обучающихся.
Раздел III «Календарно-тематическое планирование»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Введение. | |||
1 | Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. | 1 | 04.09 |
2 | Литературные направления и течения, их своеобразие, характерные черты, тенденции и новаторство. | 1 | 06.09 |
Писатели-реалисты 20 века. | |||
3 | И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Философичность и тонкий лиризм лирики Бунина. «Крещенская ночь», «Одиночество», «Собака». | 1 | 06.09 |
4 | Тема любви в рассказе И.Бунина «Чистый понедельник». | 1 | 11.09 |
5 | И.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Сюжет, композиция, проблематика, смысл названия, символика. Система образов. | 1 | 13.09 |
6 | Жизнь и творчество А.И.Куприна. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся». | 1 | 13.09 |
7 8 | Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Смысл спора о бескорыстной любви в рассказе «Гранатовый браслет». | 2 | 18.09-20.09 |
9 | Р.Р. Сочинение по творчеству И.Бунина и А.И.Куприна. | 1 | 20.09 |
10 | М. Горький. Жизненный и творческий путь. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции. | 1 | 25.09 |
11 | «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. | 1 | 27.09 |
12 | Философский спор о правде и человеке. Проблема гуманизма. Роль Луки в пьесе «На дне». | 1 | 27.09 |
13 | Система образов в пьесе «На дне». | 1 | 02.10 |
14 | Р.Р. Сочинение по творчеству М. Горького | 1 | 04.10 |
15 | Контрольная работа по тексту администрации школы. | 1 | 04.10 |
16 17 | Анализ контрольной работы. Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы 20 века. Б.Шоу. Жизнь и творчество. Сценическая история пьесы «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. | 2 | 09.10-11.11 |
18 | Г.Аполлинер. Жизнь и творчество поэта. Стихотворение «Мост Мирабо». | 1 | 11.10 |
Поэзия конца 19- начала 20 века. Серебряный век русской поэзии. | |||
19 | Русский символизм и его истоки. «Старшие символисты». Поэзия «младосимволистов. | 1 | 16.10 |
20 | Поэзия В.Я.Брюсова. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова. | 1 | 18.10 |
21 | «Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д.Бальмонта. Лирика А.Белого. | 1 | 18.10 |
22 | Акмеизм. Истоки акмеизма. Проблематика, поэтика и мир образов Николая Гумилёва. | 1 | 23.10 |
23 | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы: Игорь Северянин, В.Хлебников. | 1 | 25.10 |
24 | Новокрестьянская поэзия: Н.А.Клюев, С.А.Клычков, П.В.Орешин. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Домашнее сочинение по творчеству поэтов Серебряного века. | 1 | 25.10 |
25 | Личность и творчество А.А.Блока. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о прекрасной Даме». | 1 | 08.11 |
26 | Тема страшного мира в лирике А.Блока. Стихотворения: «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе. | 1 | 08.11 |
27 | Тема Родины, её прошлого, настоящего и будущего в творчестве А.Блока. | 1 | 13.11 |
28 | Поэма А.Блока «Двенадцать». Творческая история поэмы. Сюжет, герои, символика, своеобразие композиции. | 1 | 15.11 |
29 | Угрожающие силы стихии в поэме «Двенадцать». Авторская позиция и способы её выражения в поэме. Образ Христа и многозначность финала поэмы. | 1 | 15.11 |
30 | Сергей Есенин в стихах и в жизни. Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина | 1 | 20.11 |
31 | Любовная лирика Сергея Есенина | 1 | 22.11 |
32 | Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Трагизм восприятия гибели русской деревни. | 1 | 22.11 |
33 | Поэма С.Есенина «Анна Снегина». Проблематика, своеобразие композиции и система образов. Образ времени в поэме «Анна Снегина». | 1 | 27.11 |
Литература 20-ых годов 20 века. | |||
34 | Обзор литературы 20-ых годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе и поэзии. | 1 | 29.11 |
35 | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. Сатирический пафос лирики Маяковского. «Прозаседавшиеся». | 1 | 29.11 |
36-39 | Итоговое сочинение. | 4 | 06.12-06.12-06.12-06.12 |
40 | Своеобразие любовной лирики В.Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». | 1 | 13.12 |
41 | Мотивы трагического одиночества поэта в поэме «Облако в штанах». | 1 | 13.12 |
42 | Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Домашнее сочинение по лирике А.А.Блока, С.А.Есенина,В.В.Маяковского. | 1 | 18.12 |
Литература 30-ых годов. | |||
43 | Литература 30-ых годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-ые годы 20 века. | 1 | 20.12 |
44 | Жизнь и творчество М.А.Булгакова. История создания романа «Мастер и Маргарита». Жанр и особенности композиции. Философско-этические проблемы в романе. | 1 | 20.12 |
45 | Эпическая широта и сатирическое начало в романе «Мастер и Маргарита». Сочетание реальности и фантастики. Образы Воланда и его свиты. | 1 | 25.12 |
46 | Сатирико-бытовой пласт романа. Разоблачение московского обывателя. | 1 | 27.12 |
47 | Библейские мотивы в романе «Мастер и Маргарита». Поиск истины и проблема нравственного выбора. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри. | 1 | 27.12 |
48 | Изображение любви как высшей духовной ценности в романе «Мастер и Маргарита». Проблема творчества и судьбы художника | 1 | 15.01 |
49 | Мастер и его ученик. Истории духовного взросления Ивана Бездомного. Тема преемственности в романе. | 1 | 17.01 |
50 | Р.Р. Сочинение по творчеству Булгакова. | 1 | 17.01 |
51 | А.Н.Толстой. Тема русской истории в творчестве писателя Роман «Пётр Первый». История создания. | 1 | 22.01 |
52 | Панорама русской жизни в романе «Пётр Первый» Образ Петра первого в романе. | 1 | 24.01 |
53 | Жизненный и творческий путь А.Платонова. Повесть «Котлован». Особенность сюжета. Проблематика. | 1 | 24.01 |
54 | Мир утраченных иллюзий в повести «Котлован». Характерные черты времени. | 1 | 29.01 |
55 | А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики. | 1 | 31.01 |
56 | Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой. | 1 | 31.01 |
57 | Поэма Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. | 1 | 05.02 |
58 | М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике. | 1 | 07.02 |
59 | Тема Родины. Своеобразие поэтического стиля Марины Цветаевой. Домашнее сочинение по лирике А.А.Ахматовой или М.И.Цветаевой. | 1 | 07.02 |
60 | О.Э.Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. | 1 | 12.02 |
61 | М.Шолохов. Жизнь и творчество. «Донские рассказы». | 1 | 14.02 |
62 | М.А.Шолохов Замысел и история создания романа «Тихий Дон». | 1 | 14.02 |
63 | Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон» | 1 | 19.02 |
64 65 | События революции и Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа. | 2 | 21.02-21.02 |
66 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». | 1 | 26.02 |
67 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». Идея дома, святого домашнего очага. | 1 | 28.02 |
68 | Р.Р. Сочинение по творчеству М.Шолохова. | 1 | 28.02 |
69 | Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия и проза. Обзор. Фронтовые судьбы песенной лирики. | 1 | 05.03 |
Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-ых годов. | |||
70 | В.В.Быков. Повесть «Сотников». Нравственная проблематика произведения. | 1 | 07.03 |
71 | К.Воробьёв. Повесть «Убиты под Москвой». Сложный духовно-нравственный путь Алексея Ястребова. | 1 | 07.03 |
72 | Б.Васильев. Повесть «А зори здесь тихие…». Домашнее сочинение-отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о Великой Отечественной войне. | 1 | 12.03 |
73 | Литература второй половины 20 века (обзор). Поэзия 60-ых годов. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. | 1 | 14.03 |
74 75 | А.Т.Твардовский. Жизненный и творческий путь. Тема памяти. Поэма «По праву памяти». Жанровые особенности и идейное содержание. | 1 1 | 14.03-19.03 |
76 77 | Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики. Основные темы и мотивы лирики. | 2 | 21.03-21.03 |
78 | А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. | 1 | 02.04 |
79 | А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. | 1 | 02.04 |
80 | Жизнь и творчество В.Т.Шаламова. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» (обзор). | 1 | 04.04 |
81 | Основные темы и мотивы лирики Н.М.Рубцова и её художественное своеобразие. | 1 | 04.04 |
«Деревенская» проза в современной литературе. | |||
82 | В.П.Астафьев. Жизнь и творчество. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы». | 1 | 09.04 |
83 | В.Г.Распутин. Страницы жизни и творчества. Повесть «Прощание с Матерой». Тема памяти и преемственности поколений. | 1 | 11.04 |
84-85 | В.Г.Распутин. Нравственные проблемы повести «Живи и помни». Домашнее сочинение по повести В.Распутина «Живи и помни». | 2 | 11.04-16.04 |
86 | В.М.Шукшин. Личность писателя. Рассказы «Верую!», «Алёша Бесконвойный». | 1 | 18.04 |
Темы и проблемы современной драматургии. | |||
87 | Темы и проблемы современной драматургии. А.Володин, А.Арбузов, В.Розов. А.В.Вампилов. Психологизм пьесы «Утиная охота». Смысл финала пьесы. | 1 | 18.04 |
88 | Р.Р. Сочинение по русской литературе второй половины 20 века (по творчеству В.Г.Распутина, В.М.Шукшина, В.П.Астафьева и др.) | 1 | 23.04 |
89 | Из литературы народов России. М.Карим. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Р.Гамзатов. Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта. | 1 | 25.04 |
90 | И.А.Бродский. Слово о поэте. Своеобразие поэтического мышления поэта. | 1 | 25.04 |
91 | Б.Ш.Окуджава. Особенности «бардовской» поэзии. Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. | 1 | 28.04 |
92 | Вн.чт. Авторская песня. Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора, В.Высоцкого, Ю.Кима, Б.Окуджавы. | 1 | 07.05 |
93 94 | Обзор литературы последних десятилетий. Основные тенденции. Время «поэтического бума»: поэзия Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского. Постмодернизм. | 2 | 14.05-16.05 |
95 | Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В.Набоков, В.Ходасевич, Г.Иванов, Г.Адамович, Б.Зайцев, М. Алданов, М.Осоргин, И.Елагин). Обзор. | 1 | 16.05 |
96 97 | Э.М.Хемингуэй. Слово о писателе и его романах. Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя – старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести. | 2 | 21.05 23.05 |
98 | Проблемы и уроки литературы 20 века. | 1 | 23.05 |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ: Рябичевская СОШ ___________ И.П.Кажурина
от _______ 20 __ года № __
__________ И.П.Кажурина ___________20_____года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....