Игра "Умники и умницы"
олимпиадные задания по литературе (9 класс) на тему
Разработка внеклассного мероприятия по литературе "Умники и умницы", 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_umniki_i_umnitsy_9_klass.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мушта Валентина Ивановна
МБОУ Бутурлиновская средняя
общеобразовательная школа
Разработка внеклассного мероприятия по литературе.
Игра «Умники и умницы» (9класс).
Игра проводится после изучения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Цели:
1. Проверить знание текста, фактов биографии писателя, критических отзывов о комедии;
2. Развивать способность быстро находить правильные ответы;
3. Развивать память и мышление;
4. Воспитывать целеустремленность, благородное отношение к сопернику.
ПЕРВЫЙ АГОН
Вопросы для розыгрыша дорожек:
1. Какое образование получил А.С. Грибоедов?
(Московский университетский Благородный пансион, Московский университет (словесное отделение философского факультета, юридический и естественно-математический факультеты)).
2. Как назывались первые произведения А.С. Грибоедова?
(«Молодые супруги», «Студенты», «Притворная неверность», «Своя семья, или Замужняя невеста»)
3. Какие художественные произведения, в которых рассказывается о Грибоедове, вы знаете?
(Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара», А.С. Пушкин «Путешествие в
Арзрум»).
ЗЕЛЁНАЯ ДОРОЖКА
Узнай себя:
Остёр, умён, красноречив,
В друзьях особенно счастлив.
_________________________
Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти – так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
(А.А. Чацкий)
Вопросы:
1. Приехав в Москву и явившись в дом Фамусовых, вы рассчитываете добиться расположения Софьи и жениться на ней. Однако за жениха здесь признают только того, у кого «наберется душ с тысячки две родовых». Можете ли вы с этих позиций претендовать на руку Софьи?
(Нет, так как в третьем действии (явл. 21) Фамусов и Хлестова спорят о том, сколько душ крепостных у Чацкого: триста или четыреста).
2. Что имел в виду Фамусов, когда говорил о вас: «По матушке пошел, по Анне Алексеевне…»?
(«…покойница с ума сходила восемь раз»(3 действие, явл. 21).
3. В ответ на ваши колкие замечания о московских знакомых, Софья с издевкой обращается к вам:
Хочу у вас спросить:
Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали?
Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?
Был ли такой случай, чтоб вы похвалили кого-нибудь?
(Был и не один. Я говорил добрые слова о Софье, о Наталье Дмитривне Горичевой (3 действие, 5 явл.), о Молчалине(3 действие, 13 явл.)).
4. Один из главных объектов ваших обличений – «пустое, рабское, слепое подражанье» всему иностранному.
Ах! Если рождены мы все перенимать,
Хоть у … нам занять
Премудрого у них незнания иноземцев.
У кого вы предполагаете занять национальной самобытности?
(У китайцев (3 действие, 22 явл.)).
ЖЁЛТАЯ ДОРОЖКА
Узнай себя:
… Уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких;
Чужих и вкривь и вкось не рубит…
Уступчив, скромненький, в лице румянец есть.
Вот он, на цыпочках, и небогат словами…
(А.С. Молчалин).
Вопросы:
1. Действие комедии происходит в Москве. А вы коренной москвич?
(Нет, я из Твери.)
2. Г-н Молчалин, как вы изволили заметить, у каждого «свой талант».
Каков же ваш главный талант?
(«Два-с. Умеренность и аккуратность»(3 действие, 3 явл.)).
3. Чацкий назвал вас «услужником знаменитым»:
Молчалин! – кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут впору карточку вотрет!
В нем… не умрет!
В словах Чацкого намеренно пропущена фамилия литературного персонажа. Назовите ее.
(Загорецкий(3 действие, 13 явл.)).
КРАСНАЯ ДОРОЖКА
Узнай себя:
Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличий нахватал,
Не по летам и чин завидный,
Не нынче завтра генерал.
Вопросы:
1. Какую награду вы получили за службу?
(Орден Анны, который носили на шее).
2. А.С. Пушкин писал
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
А каково ваше мнение о Москве?
(«дистанции огромного размера»).
ВТОРОЙ АГОН
Вопросы для розыгрыша дорожек:
Кому принадлежат предметы?
Из черного ящика достаются:
1) билет (Загорецкого)
2) помада и духи (Фамусовой)
3) шелковый шарф (княжны Тугоуховской)
ЗЕЛЁНАЯ ДОРОЖКА
Узнай себя:
В семнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно,
И потому скромны, не смотрите на свет.
(С.П. Фамусова)
Вопросы:
1. Софья Павловна, вы лишились матери в раннем возрасте. Кто занимался вашим воспитанием?
(Мадам Розье и отец).
2. Ваш батюшка неожиданно обнаружил сходство между вами, сударыня, и вашей матушкой. В чем оно состоит?
(«Бывало я с дражайшей половиной
чуть врозь – уж где-нибудь с мужчиной»(4 действие, 14 явл.)).
3. Как известно, вы с Алексеем Степановичем любили музицировать. Какой из трех предложенных отрывков вы исполняли в то утро, когда вас застал ваш батюшка?
1) фортепьяно
2) фортепьяно и флейта
3) скрипка
4. Однажды вы очень подробно рассказали своему батюшке о содержании своего «сна». Не поведаете ли нам, что вам «приснилось»?
ЖЁЛТАЯ ДОРОЖКА
Узнай себя:
Смотри же на меня: не хвастаю сложением,
Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин…
Монашеским известен поведеньем!
Вопросы:
1. Как известно, человек вы занятой. Не соблаговолите ли рассказать о вашей занятости в течение недели?
(2 действие, 1 явл.).
2. В разговоре с Молчалиным вы признаетесь:
Боюсь, сударь, я одного смертельно…
Чего вы боитесь больше всего на свете?
(Большого скопления дел (1 действие, 4 явл.)).
2. В финале пьесы, узнав о тайном свидании дочери, вы были чрезвычайно разгневаны. Какую меру наказания вы определили Софье?
(«В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов»(4 действие, 14 явл.)).
КРАСНАЯ ДОРОЖКА
Узнай себя:
Я в чины бы лез, да неудачи встретил,
Как, может быть, никто и никогда;
По статской я служил, тогда
Барон Фон-Клоц в министры метил,
А я…
К нему в зятья…
Женился, наконец, на дочери его,
Приданого взял – шиш, по службе – ничего.
(Репетилов)
Вопросы:
1. Вы сообщили, что член «секретнейшего союза». Не припомните ли имена своих товарищей?
(Левон и Боренька, князь Григорий, Удушьев Ипполит Маркелыч, Воркулов Евдоким (4 действие, 4 явл.)).
2. Хоть вы и говорите о себе, г-н Репетилов, «чувствую, что глуп», однако вы способны на интересное обобщение. Так вы заметили однажды: «Да, умный человек не может быть…». Продолжите, пожалуйста, свое высказывание.
(«не плугом»(4 действие,4 явл.)).
ТРЕТИЙ АГОН
Задания для розыгрыша дорожек:
Узнать слово:
1. Прическа в виде пучка волос, собранного на затылке в крепко закрученный и загнутый кверху хохол (прическа Максима Петровича) – тупей.
2. Приемный день при дворе – куртаг.
3. Длинная женская накидка без рукавов из шелковой шуршащей ткани – тюрлюрлю.
ЗЕЛЁНАЯ ДОРОЖКА
Узнай себя:
В списке действующих лиц вы обозначены как «свояченица Фамусова». Сам Павел Александрович называет вас «невестушкой», Молчалин и Загорецкий стараются угодить вам, Чацкий именует «разгневанной гостьей». Кто же вы?
(А.Н. Хлестова)
Вопросы:
1. Сколько вам лет? (65 лет) (3 действие, 10 явл.)
2. Где вы живете в Москве? (На Покровке) (3 действие, 10 явл.)
3. Какой породы ваша собачка? (Шпиц) (3 действие, 12 явл.)
4. Какая версия безумия Чацкого принадлежит вам? («Чай, пил не по летам») (3 действие, 17 явл.)
ЖЁЛТАЯ ДОРОЖКА
Узнай себя:
Теперь в отставке, был военный <...>
Как видишь, брат:
Московский житель и женат <…>
… к занятьям склонен разным,
Которых нет теперь, - к ученьям и смотрам,
К манежу… иногда скучает по утрам.
(П. М. Горичев)
Вопросы:
1. В разговоре с Чацким вы сказали: «Эх, братец, славное житье тогда-то было». О чем это вы? (О службе в армии)
2. По словам Натальи Дмитриевны, вы оставили службу из-за слабости здоровья. Каков диагноз, поставленный вам вашей женой? (Ревматизм и головные боли)
3. В ответ на вопрос Чацкого, скучную ли жизнь вы ведете, вы отвечаете: «Нет, братец, есть таки занятья». Какие? («На флейте я твержу дуэт а-мольный»)
КРАСНАЯ ДОРОЖКА
Узнай себя:
Как этаких людей учтивее зовут?
Нежнее? – человек он светский,
Отъявленный мошенник, плут…
При нем остерегись: переносить горазд,
И в карты не садись: продаст.
(А.А. Загорецкий)
Вопросы:
1. На балу вы мечтаете:
«Ах, если б, между нами, был ценсором
Назначен я… »
Представьте себе, что вы приняты на службу в Цензурный комитет. Перед вами «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, стихотворения Державина и басни Крылова. На какие произведения вы направите свой карающий перст в первую очередь? (На басни) (3 действие, 21 явл.)
2. Вам принадлежат две версии безумия Чацкого. Потрудитесь их изложить. («Его в безумные упрятал дядя-плут». «В горах изранен в лоб, Сошел с ума от раны») (3 действие)
ФИНАЛ
Вопросы для розыгрыша дорожек:
Вы все А.С. Грибоедовы.
1. Каковы ваши успехи на дипломатическом поприще? (Спас русских солдат из плена, участвовал в заключении мира с Персией, в подписании Туркманчайского договора).
2. В феврале 1826 года вы были арестованы. Какое обвинение вам предъявили и почему? (Обвинение в связи с декабристами, так как я общался с Рылеевым, Бестужевым, Пестелем, Каховским и др.)
3. Ваши друзья на Кавказе? (Ермолов, Чавчавадзе, Кюхельбекер).
ЗЕЛЁНАЯ ДОРОЖКА
1. Вы А.А. Чацкий. Где и как отозвался о вашем уме Пушкин? (В письме к Бестужеву Пушкин пивал, что Чацкий неумен. Он пробыл в обществе очень умного человека – Грибоедова, и напитался его мыслями, однако высказывает их тем, кто не хочет или не способен его понять).
2. Вы А.С. Грибоедов. Почему вы приняли предложение министра иностранных дел о назначении вас послом в Тифлис? (Из-за того, что я участвовал в дуэли, в которой был убит Шереметев. Виновным многие считали меня).
3. Послушайте отрывок из стихотворения Вяземского «Н.А. Грибоедова». Найдите в нем цитату:
И я пошла его встречать,
И весь Тифлис со мной
К заставе Эриванской шел
Растроганной толпой.
На кровлях плакали, тогда
Без чувств упала я…
О, для чего пережила
Его любовь моя!!!
(«…Но для чего пережила тебя любовь моя» - вторая часть надписи на памятнике А.С. Грибоедова).
4. Откуда строки: «… Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, поднимались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» - спросил я их. «Из Тегерана» - «Что вы везете?» - «Грибоеда».»? (А.С. Пушкин «Путешествие в Арзрум»).
ЖЁЛТАЯ ДОРОЖКА
1. Вы А.А. Чацкий. Как отзывался о вас Герцен? (Называл меня декабристом).
2. Вы А.С. Грибоедов. В Петербурге вы участвовали в дуэли. В чем ее необычность? (Ее называли «дуэлью четверых»).
3. На памятнике Грибоедову написаны слова Н.А. Чавчавадзе: «…Но для чего тебя пережила любовь моя!» Вспомните первую часть фразы. («Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»)
КРАСНАЯ ДОРОЖКА
1. Вы А.А. Чацкий. Как отзывался о вашем уме Гончаров? («Чацкиц положительно умен»).
2. Вы А.С. Грибоедов. Была ли в вашей жизни еще дуэль, кроме Петербургской? (Дуэль с Якубовичем на Кавказе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"
ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...
Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова
Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....
Умники и умницы в банковском деле
Внеклассное мероприятие проведённое в рамках недели математики для старш...
Игра "Умники и умницы"
Игра по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...
Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"
Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...
Игра "Умники и умницы"
Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...
ИГРА-ВИКТОРИНА "УМНИКИ И УМНИЦЫ"
Игра-викторина "Умники и умницы" может быть интересна учащимся среднего и старшего звена. В ней представлены задания на знание как лексики русского языка , так и других разделов языкознания. Имеются т...