Рабочая программа по предмету "Литература" в условиях реализации ФГОС основного общего образования 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету «Литература», предметной области - «Русский язык и литература» для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с последующими изменениями), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ», Примерной программы по литературе основного общего образования, с учетом рекомендаций авторской Программы «Литература 5 – 11 классы (базовый уровень)» под редакцией В.Я.Коровиной – Москва: Просвещение, 2011 год, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Рабочая программа по литературе для 6 класса ориентирована на использование учебника «Литература. 6 класс» в 2-х частях, В. П. Полухиной, В.Я.Коровиной и др.,М.: Просвещение, 2015г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literatura_6kl.docx | 58.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Чебулинского муниципального района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол 1 от «_____»августа 2017 г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР: _____________Е.В.Меркулова «_______» августа 2017 г. | Утверждаю: директор МБОУ "Михайловская РВ(с)ОШ" _______________ В.А. Шкарупелова Приказ от «_» августа 2017 г №__ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литература»
в условиях реализации ФГОС основного общего образования
6 класс
Срок реализации – 2017-2018 учебный год
Составитель: Колесникова Г.А., учитель
высшей квалификационной категории
д. Михайловка, 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литература», предметной области - «Русский язык и литература» для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с последующими изменениями), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ», Примерной программы по литературе основного общего образования, с учетом рекомендаций авторской Программы «Литература 5 – 11 классы (базовый уровень)» под редакцией В.Я.Коровиной – Москва: Просвещение, 2011 год, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. При составлении рабочей программы учтены рекомендации Кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин «Организация учебного процесса в образовательных организациях Кемеровской области по преподаванию русского языка и литературы в 2017-2018 учебном году»
Рабочая программа по литературе для 6 класса ориентирована на использование учебника «Литература. 6 класс» в 2-х частях, В. П. Полухиной, В.Я.Коровиной и др.,М.: Просвещение, 2015г.
Он ориентирован на реализацию системно-деятельностного подхода. Обучающийся становится активным субъектом образовательного процесса, а сам процесс приобретает деятельностную направленность. При этом используются разнообразные формы обучения: работа в паре, группе, использование современных (в том числе, информационных) технологий обучения, а также проектная деятельность обучающихся.
Рабочая программа предусматривает следующие варианты дидактико- технологического обеспечения учебного процесса: наглядные пособия для курса литературы, портреты выдающихся деятелей в области литературы;
для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются: компьютер, мультимедиапроектор, обучающие программы, презентации, видеоролики и видеофильмы о жизни и творчестве писателей, поэтов;
программно-педагогические средства: справочная литература, учебники, разноуровневые тесты, тексты самостоятельных и контрольных работ, зачетные единицы.
При организации учебного процесса в данном классе необходимо уделять внимание следующим аспектам:
- характерологическим (учащиеся - лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы);
- возрастным (диапазон от 18лет и старше);
- особенности формирования классных групп (разнородные группы по составу преступления от особо тяжких до средней степени тяжести);
- интеллектуальный уровень (перерыв в обучении от 3до 7 лет)
Исходя из вышесказанного, уроки литературы в данном классе целесообразно организовывать в виде: урока-лекции, мультимедиа-урока, урока-контроля знаний.
Обучение ведется на базовом уровне. Достижение обучающимися уровня «ученик получит возможность» будет обеспечиваться посредством интегрирования урочной и внеурочной деятельности, а именно участием обучающихся в предметных школьных и дистанционных олимпиадах и викторинах по математике.
Рабочей программой предусмотрено проведение 2 контрольных работ (входная и итоговая контрольную работу) и 5 зачетов. Все контрольные работы проводятся в форме тестирования. Зачеты организовываются в виде зачета-практикума или дифференцированного зачета.
Согласно учебному плану МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ» рабочая программа по литературе для 6 класса рассчитана на 0,4 часа в неделю, итого 15 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Изучение литературы по данной рабочей программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
1) понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
2) уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
3) оценивать свои и чужие поступки.
4) проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
5)понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
6)анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты:
1) планированию пути достижения цели.
2) установлению целевых приоритетов.
3) оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
4) учитывать условия выполнения учебной задачи.
5) выделять альтернативные способы достижения цели.
6) осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
7) устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
8) аргументировать свою точку зрения.
9) задавать вопросы.
10) осуществлять контроль.
11) составлять план текста.
12) продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
13) брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
14) пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
15) находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
16) ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
17) анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
18) анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
19) осуществлять синтез как составление целого из частей;
20) проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
21) устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
22) проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
23) выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
24) осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
25) проводить сравнение, и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
26) обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты:
По окончании изучения курса учащийся научится:
1) видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
2) учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
3) выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
4) пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
5) осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
6) воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
7) определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
8) анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
9) создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
10) сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
1) рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
2) сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
3) сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
4) выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
5) устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
6) выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
7)сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
8)оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
9) вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика).
Содержание учебного предмета «Литература»
с указанием основных видов учебной деятельности
Содержание учебного материала | Основные виды учебной деятельности |
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции. | Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом, работа с дидактическим материалом с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания, выразительное чтение отрывков. |
Устное народное творчество Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Из древнерусской литературы «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления) Из литературы XVIII века Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII века. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий) Из русской литературы XIX века Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Поэтизация народной жизни, сочетание комического и лирического. Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие понятия). Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).Звукопись в поэзии (развитие представлений) Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм . Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятия). Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр ( развитие представления). Из русской литературы XX века Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления) Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления) Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. Произведения о Великой Отечественной войне К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героя.(развитие представлений).Герой-повествователь (начальные представления) Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.(детство, юность, начало творческого пути) «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия). Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя. Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Родная природа в русской поэзии XX века А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы. Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений) Писатели улыбаются Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости Образ «странного» героя в литературе. Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Аристократка» Из литературы народов России Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему краб, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга-«отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа». Кайсым Кулиев. Слово о балкарском поэте .«Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым не был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт-вечный должник своего народа. Теория литературы. Общественное и национальное в литературе разных народов. Из зарубежной литературы Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления). Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления) Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения). Теория литературы. Притча (начальные представления) | Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства-фольклорной и литературной. Выразительное чтение обрядовых песен. Различение пословицы и поговорки. Устный монологический ответ по плану .Письменный ответ на проблемный вопрос. Составление тезисного плана по теме «Пословицы и поговорки» Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом, выразительное чтение произведения, составление устного или письменного ответа на вопрос с последующей взаимопроверкой, с/р (поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью справочной литературы) Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме «Басня», составление тезисного плана статьи, пересказ по плану. Характеристика героев басни. Работа со словарём литературоведческих терминов. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение басен. Выявление характерных для басен образов и приёмов изображения человека. Жанровые признаки басни. Элементы композиции. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.
Сообщение о жизни и творчестве поэта, устное рецензирование выразительного чтения стихотворений , практическая групповая работа, самостоятельное определение художественной функции фольклорных образов. Участие в коллективном диалоге. Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия «повествователь», «цикл повестей», «композиция повести»), самостоятельная практическая работа по алгоритму выполнения задания (определение функции антитезы в сюжетно- композиционной организации повести). Подбор цитатных примеров для выражения разных форм авторской позиции, самостоятельное составление тезисного плана для пересказа. Различные виды чтения. Составление простого и цитатного планов. Рассказ по плану. Сопоставительная характеристика. Речевая характеристика. Дискуссия. Поиск материалов о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы. Устный рассказ о поэте. Различение образов лирического героя и автора в лирике. Устный и письменный анализ стихотворения. Устные ответы на вопросы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос. Устный рассказ о писателе. Чтение вслух, анализ прочитанного с использованием цитат. Поиск материалов о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Составление устной и письменной характеристики героев. Развитие понятия о пейзажной лирике, развитие понятия о звукописи, начальное представление о строфе. Лекция, беседа, проблемные задания. Составление плана сообщения «Своеобразие композиции стихотворения (антитеза, значение эпиграфа, роль пейзажа, сочетание реальных и фантастических картин, диалог-спор, риторические вопросы). Поиск материалов о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы. Анализ форм выражения авторской позиции в стихотворениях. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) Поиск материалов о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Развитие понятия о сказе, понятие об иронии. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Нравственная оценка героев сказа. Устный рассказ о писателе. Владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова; определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «комическое», «юмор». Уметь выделять характерные признаки лирики в изучаемых стихотворениях, составлять устный и письменный сопоставительный анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта
Поиск в тексте черт святочного рассказа и подбор цитатных примеров, особенности святочного рассказа, составление устного рассказа о герое и его прототипах. Поиск цитатных примеров к понятию «образ-символ», подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в рассказах Усвоить понятие жанра феерии, совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки, дать сравнительную характеристику героев . Выразительное чтение. Подбор примеров к теме «Роль антитезы в стихотворениях о войне». Устное рецензирование выразительного чтения. Выявление роли изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. Поиск материалов о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Подбор цитат к теме «Нравственные проблемы рассказа», анализ эпизода «Интересно и весело проведенный день в лесу». Анализ различных форм выражения авторской позиции. Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «рассказ, сюжет, герой-повествователь», подбор цитат к теме « Трудности послевоенного времени в рассказе. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихов, сравнительный анализ актерского чтения с чтением одноклассников, выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции. Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Развитие понятия о юморе, поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор», сопоставление функций мифологических образов в классической и современной литературе. Развитие представлений о лирическом герое, характеристика ритмико-метрических особенностей стихотворения, выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции, обучение анализу стихотворения. Подбор цитат к теме «Особенности шукшинских героев-чудиков». Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции, Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Подбор материалов о биографии и творчестве поэтов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устные рассказы о поэтах. Подбор цитат, иллюстрирующих общечеловеческое и национальное в лирике разных народов. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение стихотворений. Отличие мифа от сказки. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «миф» Поиск цитатных примеров, сопоставление мифа об Арионе со стихотворением А.С. Пушкина «Арион». Устные ответы на вопросы с использованием цитирования, участие в коллективном диалоге. Формирование умения анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев. Понятие о рыцарской балладе. Сопоставление русских переводов баллады Шиллера. Уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование) оценивать и анализировать поступки героев. |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Применяемые сокращения в ТП: КЗ- урок контроля знаний, Л – урок-лекция, М-мультимедиа-урок
№ урока | Тема | Тип урока | Д/З | ||||
Введение-1 час. | |||||||
1 | Художественное произведение. Содержание и форма. Входная контрольная работа. | Л, КЗ | стр.5, творческое задание | ||||
Устное народное творчество-1 час. | |||||||
2 | Обрядовый фольклор. Пословицы и поговорки. Загадки. Песни. | К | Задания на стр.16-17 | ||||
Древнерусская литература-1 час | |||||||
3 | «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». | М | Задания на стр.24-25 | ||||
Зачёт №1 по теме " Устное народное творчество. Древнерусская литература" | |||||||
Русская литература XVIII -1 час | |||||||
4 | Русские басни И.И.Дмитриева, И.А.Крылова. | Л | Задания на стр.43-44 | ||||
Русская литература XIXвека. - 3 часа | |||||||
5 | Обзор творчества А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова | Л | Составить проект о творчестве писателей | ||||
6 | Обзор творчества И.С.Тургенева и Н.С.Лескова | Л | Задания на стр.190-192 | ||||
7 | Обзор творчества Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и Н.А.Некрасова. | М | Составить проект о творчестве писателей | ||||
Зачёт №2 по теме " Русская литература XVIII- XIXвеков " | |||||||
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX-XXвеков-1час | |||||||
8 | Обзор произведений русских поэтов о родной природе | М | Выразительное чтение стихотворения (на выбор) | ||||
Произведения русских писателей XXвека-1час | |||||||
9 | Произведения русских писателей XX века | Л | Составить проект о произведении писателя (на выбор) | ||||
Зачёт №3 по теме " Произведения русских писателей XXвека " | |||||||
Произведения о Великой Отечественной войне-1час | |||||||
10 | Произведения о Великой Отечественной войне | М | Выучить стихотворение наизусть (на выбор) | ||||
Зачёт №4 по теме " Произведения о Великой Отечественной войне " | |||||||
Писатели улыбаются-1час | |||||||
11 | Обзор произведений раздела «Писатели улыбаются» | Л | Нарисовать рисунок к произведению (на выбор) | ||||
Литература народов России-1час | |||||||
12 | Знакомство с творчеством Г.Тукая и К.Кулиева | Л | Творческое задание «поразмышляем о прочитанном» | ||||
Зарубежная литература-3часа | |||||||
13 | Мифы и легенды | М | Подготовить устные иллюстрации к легенде | ||||
14 | Произведения зарубежных писателей | Л | Выразительное чтение отрывка (на выбор) | ||||
Зачёт №5 по теме " Литература народов России. Зарубежная литература " | |||||||
15 | Контрольная работа за курс 6 класса. | КЗ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Связь духовно - нравственного воспитания и преподавания математики....
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования...
Методическое сопровождение учителей-предметников в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Текст выступления и презентация к тексту на областном семинаре, посвященному введению ФГОС начального и основного общего образования....
Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».
Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...
Проектирование урока по биологии в 5 классе в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Проектирование урока по биологии в 5 классев условиях реализации ФГОС основного общего образования...
Рабочая программа по предмету "Литература" в условиях реализации ФГОС основного общего образования 5 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литература», предметной области - «Русский язык и литература» для 5 класса составлена в соответствии...
Рабочая программа по предмету "Литература" в условиях реализации ФГОС основного общего образования 7 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литература», предметной области - «Русский язык и литература» для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государст...