Рабочая программа по литературе, 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Литвишкина Галина Ивановна

Рабочая программа по литературе, 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_literatura.doc318.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 15 села Преображенского

Буденновского района»

«Согласовано»

Руководитель ШМО

__________/ Г.И.Литвишкина/                                           

Протокол № ___

от «__»__________2016г.

«Согласовано»

Зам.директора поУВР МОУ «СОШ №15с. Преображенского»

_____________/Л.Г.Валантырь/

«__»____________2016г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «СОШ №15 с. Преображенского»

_____________/_С.И.Красницкий__/

Приказ № ___

от «__»__________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Литвишкиной Галины Ивановны, учителя высшей категории,

по литературе, 9  класс

Принята на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______2016 г.

2016 - 2017  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2012 г.) На изучение курса отводится 105 часов из расчета 3 часа в неделю.          

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). В 9 классе в курсе изучения  литературы подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература.

           Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII,  XIX  и  XX  веков.

           Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

 Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.  

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Учебно-тематическое планирование по литературе

Класс: 9

Учитель: Литвишкина Галина Ивановна

Количество часов

Всего 105 часов; в неделю 3 часа.

Плановых  уроков внеклассного чтения-3ч., развития речи 7 ч., регионального компонента 10 ч.;

Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2012 г.).

Учебник: Литература 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной, М.: «Просвещение», 2013.

Дополнительная литература Методические рекомендации к учебнику  Литература 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной, М.: «Просвещение», 2013.

Календарно-тематическое планирование в 9 классе

Тема урока

Количество часов

 Дата

 Примеча

ния

По плану

По факту

       Введение. – 1 час

Р.к Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1

5.09

      Из древнерусской литературы. – 7 часов

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.  

1

7.09

 Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.  

1

8.09

Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Проблема авторства

1

12.09

Художественные особенности «Слова о полку Игореве». Идейный смысл «Слова…»

1

14.09

Художественные особенности «Слова о полку Игореве». Идейный смысл «Слова…»

1

15.09

Р.р Идеал гражданской и ратной чести князя Игоря

1

19.09

Р.р Мини - сочинение на литературную тему:

Идеал гражданской и ратной чести князя Игоря

1

21.09

Из литературы 18 века -5 часов

Р.к Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века.

1

22.09

 М. В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом, реформаторе русского языка  «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

1

26.09

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Прославление Родины, мира, науки.

1

28.09

Г. Р. Державин. Слово о поэте-философе Идеи просвещения и гуманизма.

1

29.09

 Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник», «Властителям и судиям».

1

03.10

       Из литературы XIX века. – 58 часов

А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).

1

05.10

 «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Жизненный подвиг А. Н. Радищева

1

06.10

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме.

1

10.10

 «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1

12.10

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1

13.10

Р.к. Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме.

1

17.10

Романтическая лирика XIX века. В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады.

1

19.10

Романтическая лирика XIX века. В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады.

1

20.10

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии.

1

24.10

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

1

26.10

  Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов.

1

27.10

Р.р Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Обучение анализу эпизода. Изложение по комедии «Горе от ума».

1

Р.К А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина.

1

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине.

1

Р.к Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. «На холмах Грузии».

1

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».

1

Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Противоречие двух миров.

1

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Система образов. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1

Р.р Классное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

Урок внеклассного чтения. А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

1

Р.К М.Ю.Лермонтов. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта. «Молитва», «И скучно и грустно».

1

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк».

1

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним.

1

Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание».

1

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе.

1

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

1

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

1

Образ Печорина в главах «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

1

Печорин в системе мужских образов романа.

1

Дружба в жизни Печорина.

1

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

1

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

1

Р.р Классное сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

1

Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи.

1

«Миргород» Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя.

1

«Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания.  Смысл названия поэмы.

1

Система образов поэмы «Мертвые души».

1

Обучение анализу эпизода.

1

Образ города в поэме «Мертвые души».

1

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

1

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

1

«Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души.

1

Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души».

1

Р.р Классное сочинение по поэме «Мертвые души».

1

А.Н.Островский. Слово о писателе.  «Бедность не порок». Особенности сюжета.

1

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок».

1

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи».

1

Черты внутреннего мира героя повести «Белые ночи».

1

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».

1

 Р.К Поэты Ставрополья о Родине.

1

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность».

1

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века.

1

А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Тестовый контроль.

1

Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета.

Р.К Поэты Ставрополья о родной природе.

  1

       Из литературы XX века. – 26 часов

Р.К Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. Писатели Ставрополья о Родине.

1

И. А. Бунин. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.

1

Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

1

М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

1

Поэтика повести  М.А. Булгакова «Собачье сердце». Смысл названия.

1

М.А Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины.

1

М.А Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины.

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека».

1

Р.К А.И. Солженицын «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни.

1

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор».

1

Русская поэзия «Серебряного века».

1

А.А. Блок «Ветер принёс издалека». Образы и ритмы поэта.

1

С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. «Вот уж вечер...».

1

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина.

1

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю».

1

Р.р Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

1

М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.

1

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве».

1

Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти. «Можжевеловый куст».

1

А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

1

Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

1

Б. Л. Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

1

А. Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.

1

А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы стихов о войне.

1

  Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX—XX веков  .

1

 Р.К  Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX—XX веков. Тестовый контроль.

1

      Из зарубежной литературы – 8 часов

 Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Гораций. Слово о поэте.

1

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты).

1

У. Шекспир. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения.

1

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии.

1

И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения.

1

Урок внеклассного чтения. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

1

Р.к  Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Итоги года и задания для летнего чтения.

1

Содержание тем учебного курса

Введение

           Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

           Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе.«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

           Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

         Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из русской литературы XIX века

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество.          «Море». Романтический образ моря.«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество.«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме.

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия)

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

           Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

           Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

          Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений

Из русской литературы XX века

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX  века.

Из русской прозы XX века

        Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.         Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.        Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондер-ства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира.

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. ' Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

       Теория литературы. Реализм в художественной литературе.

           Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.  Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

            Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

            Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков. А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» ; Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр.

Из зарубежной литературы

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литератураТеория  литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Основные учебные умения и  навыки обучающихся:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства  объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
  • умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
  • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
  • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • владеть различными видами пересказа;
    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
      писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
    выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его  смысловые части;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
    - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  1. Золотарева И. В. ,Егорова Н. В. «Универсальные поурочные разработки по литературе».-М.: Вако, 2013.
  2. Литература 9 класс. Учебник – хрестоматия  для общеобразовательных учреждений. В 2-частях./Авторы-составители В. Я. Коровина, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Журавлев; под. ред. В. Я. Коровиной. -  12-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2013.
  3. Рабочие программы по литературе 5-11 классы (Базовый уровень), 10-11 классы (Профильный уровень) / Под. ред. В. Я. Коровиной- 10-е изд.- М.: Просвещение,2012.

Учебно-методическое обеспечение для учащихся:

  1. Литература 9 класс. Учебник – хрестоматия  для общеобразовательных учреждений. В 2-частях./Авторы-составители В. Я. Коровина, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Журавлев; под. ред. В. Я. Коровиной. -  12-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2013.

Список литературы

  1. «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.
  2. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2008

  1. История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001

  1. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 2007

  1. Литература 9-11 кл. Воспитание читателя: конспекты уроков, творческие задания, анализ произведений, сочинения/авт.-сост. Л.И. Тареева, А. И. Жданова.- Волгоград: Учитель,2009

  1. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001

  1. Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996

  1. Литература учит.: 9 кл.: Кн. Для учащихся. / И. А. Фогельсон. М.:Просвещение, 2009.

  1. Обучающие практические работы по литературе.9-11 классы/ Т. Н. Андреева, Е. Б. Кузина, Е. С. Степанова и др.; под. ред. Т. Н. Андреевой.- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2007.

  1. Письменные работы по литературе. 9-11 кл./ Н. Л. Карнаух, И. В. Щербина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.

  1. Русская литература 18 века./С. В. Сергушева. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006

  1. Русская литература 9 класс.: Практикум: Учеб. Пособие для общеобразовательных учреждений/ Авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова и др. – М.: Просвещение, 2009

  1. Тематические игры и праздники по литературе: Методическое пособие для учителя/ Агапова И. А., Давыдова М.А. М.: ТЦ Сфера, 2004

                                 

Приложение

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

1.        Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  •         уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка "5": ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка "4": ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка "3": оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка "2": ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2.        Оценка сочинений.

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  •         стилевое единство и выразительность речи;
  •         число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Примечание:

 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

"5" - 90 - 100 %;

"4" - 78 - 89 %;

"3" - 60 - 77 %;

"2"- менее 59 %.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....