Рабочая программа по литературе, 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15 села Преображенского
Буденновского района»
«Согласовано» Руководитель ШМО __________/ Г.И.Литвишкина/ Протокол № ___ от «__»__________2016г. | «Согласовано» Зам.директора поУВР МОУ «СОШ №15с. Преображенского» _____________/Л.Г.Валантырь/ «__»____________2016г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №15 с. Преображенского» _____________/_С.И.Красницкий__/ Приказ № ___ от «__»__________2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Литвишкиной Галины Ивановны, учителя высшей категории,
по литературе, 7 класс
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______2016 г.
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М.: "Просвещение", 2012 г.).
На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Внутри первого концентра - три возрастные группы (5-6 классы, 7-8 классы, 9 класс).
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Задача курса литературы 7 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Учебно-тематическое планирование по литературе
Класс: 7
Учитель: Литвишкина Галина Ивановна
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Плановых уроков внеклассного чтения-9ч., развития речи 2 ч- сочинения, 1 изложение., регионального компонента 7 ч.;
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2012 г.).
Учебник: Литература 7 класс под редакцией В.Я. Коровиной, М.: «Просвещение», 2013.
Дополнительная литература Методические рекомендации к учебнику Литература 7 класс под редакцией В.Я. Коровиной, М.: «Просвещение», 2013.
Календарно-тематическое планирование.
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечания | ||||
План. | Корр. | |||||||
Ведение – 1 час | ||||||||
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема. | 1 | 3.09 | ||||||
Устное народное творчество. – 4 часа | ||||||||
Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события. | 1 | 8.09 | ||||||
Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда. | 1 | 10.09 | ||||||
Внеклассное чтение. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. «Калевала». | 1 | 15.09 | ||||||
Р\К Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Собиратели пословиц. | 1 | 17.09 | Р\К | |||||
Из древнерусской литературы. – 3 часа | ||||||||
Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. | 1 | 22.09 | ||||||
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы. | 1 | 24.09 | ||||||
Развитие речи. Мини-сочинение «Нравственные идеалы и заветы.» | 1 | 29.09 | ||||||
Из русской литературы XVIII века. – 2 часа | ||||||||
М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». | 1 | 01.10 | ||||||
Г. Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». | 1 | 06.10 | ||||||
Из русской литературы XIX века. – 30 часов | ||||||||
Р\К А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава». | 1 | 08.10 | Р\К | |||||
А. С. Пушкин. «Медный всадник» Выражение чувства любви к Родине. | 1 | 13.10 | ||||||
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. | 1 | 15.10 | ||||||
А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. | 1 | 20.10 | ||||||
А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека». | 1 | 22.10 | ||||||
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». | 1 | 27.10 | ||||||
Р/К М. Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 1 | 29.10 | Р\К | |||||
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. | 1 | |||||||
М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...». «Молитва», «Ангел». | 1 | |||||||
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. | 1 | |||||||
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. | 1 | |||||||
Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. | 1 | |||||||
Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. | 1 | |||||||
Урок развития речи. Классное сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | |||||||
И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк». | 1 | |||||||
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». | 1 | |||||||
Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». | 1 | |||||||
Урок внеклассного чтения. А. Некрасов. « Размышления у парадного подъезда» Боль поэта за судьбу народа. Р\К Декабристы на Кавказе. | 1 | Р\К | ||||||
Урок внеклассного чтения. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». | 1 | |||||||
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | 1 | |||||||
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. | 1 | |||||||
Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. | 1 | |||||||
Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | 1 | |||||||
И. А. Б у н и н. «Цифры». И. А. Б у н и н. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | 1 | |||||||
Развитие речи. И.А. Бунин. «Лапти». Мини-сочинение «Золотая пора детства». | 1 | |||||||
А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. | 1 | |||||||
Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | 1 | |||||||
Урок внеклассного чтения. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня». | 1 | |||||||
Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский, А.К. Толстой, И.А. Бунин. | 1 | |||||||
Тестовый контроль по литературе 19 века. | 1 | |||||||
Из русской литературы XX века. – 21 час | ||||||||
М. Горький «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни». | 1 | |||||||
М. Горький «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: Бабушка, Цыганок. | 1 | |||||||
Р.Р Изложение по эпизоду из повести М. Горького «Детство». | 1 | |||||||
Урок внеклассного чтения. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». | 1 | |||||||
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | 1 | |||||||
Урок внеклассного чтения. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | 1 | |||||||
Л. Н. А н д ре е в. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | 1 | |||||||
А. П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. | 1 | |||||||
Урок внеклассного чтения. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. | 1 | |||||||
Урок развития речи. Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание»? | 1 | |||||||
Б.Л. Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме…». | 1 | |||||||
Р\К Урок внеклассного чтения. Интервью с поэтом – участником ВОВ. | 1 | Р\К | ||||||
Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа. | 1 | |||||||
Е.И. Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. | 1 | |||||||
Е.И. Носов. «Живое пламя». Обучение анализу эпического произведения. | 1 | |||||||
Ю.П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. | 1 | |||||||
Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов). | 1 | |||||||
А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». | 1 | |||||||
Д.С. Лихачев. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. | 1 | |||||||
М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 | |||||||
Р\К Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле». | 1 | Р\К | ||||||
Из литературы народов России – 1 час | ||||||||
Р\К Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля… », «О моей Родине». | 1 | Р\К | ||||||
Из зарубежной литературы. – 8 часов | ||||||||
Р.Бернс «Честная бедность», представления о справедливости и честности. | 1 | |||||||
Дж.Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой…», прославление подвига во имя свободы Родины. | 1 | |||||||
Японские хокку. Особенности жанра. | 1 | |||||||
Японские хокку. Особенности жанра. | 1 | |||||||
Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри «Дары волхвов». | 1 | |||||||
Урок внеклассного чтения. Р. Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о победе добра. | 1 | |||||||
Тестовый контроль за курс литературы 7 класса. | 1 | |||||||
Выявление уровня литературного развития учащихся. Задание на лето. | 1 |
Содержание тем учебного курса
Введение.
Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.
Устное народное творчество
Жанры УНТ: былина, пословица, поговорка (своеобразие жанров)
Древнерусская литература
Жанры ДРЛ: летопись, поучение. Основы христианской морали
Произведения русских писателей 18 века
Основные сведения о М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине. Новаторство поэтов 18 века в стихотворстве
Произведения русских писателей 19 века
Основные этапы жизненного пути А.С. Пушкина. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта. "Полтава". Историческая основа поэмы. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев - Петра I и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. Поэма как жанр. Метафора.
М.Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта Куб. Лермонтов на Кубани"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма).Сила и цельность характера Калашникова. Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиций народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.
Н.В. Гоголь. Гоголь о Запорожской Сечи."Тарас Бульба". Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество. Понятие о литературном характере.
И.С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с "Записками охотника". "Бирюк". Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании. Стихотворения в прозе: "Русский язык", "Два богача", "Щи", "Воробей". "Как хороши, как свежи были розы…", "Памяти Ю. П. Вревской".
Н.А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта."Железная дорога". Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. "Благородная привычка" к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя."Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск."Дикий помещик".
Л.Н. Толстой- автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия)."Детство" (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя. Повествование от лица героя-рассказчика. "Отрочество" (главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).
А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное."Хамелеон". Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа. "Тоска". Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.
Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.
Произведения писателей 20 века
Основные этапы жизненного пути М.Горького, Л.Андреева, А. Платонова, Е. Носова, Ф. Абрамова, Ю. Казакова. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах. Знакомство с авторами зарубежной литературы 20 века и их произведениями (О. Генри и т.д.)
Зарубежная литература
Р. Бернс «Честная бедность», представления о справедливости и честности.
Дж.Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой…», прославление подвига во имя свободы Родины.
Японские хокку. Особенности жанра.
О.Генри «Дары волхвов». Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей.
Р. Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о победе добра.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
1. Авторов и содержание изученных художественных произведений.
2. Основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма).
3. Жанры всех трех родов (эпоса, лирики, драмы).
4. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры.
5. Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.
6. Тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.
7. Основные особенности композиции, изобразительно-выразительных средств языка в их взаимосвязи.
8. Характерные особенности индивидуального стиля писателя.
Учащиеся должны уметь:
1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.
3. Сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
4. Различать эпические, драматические и лирические произведения.
5. Давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.
6. Пользоваться справочным аппаратом и школьным словарем литературоведческих терминов.
7. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
8. Обосновывать свое мнение о произведениях и героях.
9. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
10. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
11. Находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации и развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методическое обеспечение для учителя.
1 . И. В. Золотарева, С. М. Аникина "Поурочные разработки по литературе". Издательство "Москва", "ВАКО" 2013г.).
2. Литература .7 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В. Я. Коровина. М.: Просвещение, 2013
3.Рабочие программы по литературе 5-11 классы (Базовый уровень), 10-11 классы (Профильный уровень) / Под. ред. В. Я. Коровиной- 10-е изд.- М.: Просвещение, 2012.
4.УМК "Вокруг тебя - мир…": Методические рекомендации к книге для ученика. 7 класс./ К. Сухарев - Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев, Н. Н. Кубышкина, Т. Н. Пискунова.-М.:ООО "Гендальф", 2000.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся.
1.Литература .7 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В. Я. Коровина. М.: Просвещение, 2013
2.УМК Вокруг тебя- мир.: Книга для ученика.7 класс./ К. Сухарев - Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев, Н. Н. Кубышкина, Т. Н. Пискунова. - М.:ООО "Гендальф", 2007.
Список литературы
1. История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001
2. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001
3. Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996
4. Литература. Е.Ерохина. 7 класс. Москва, Олимп, Издательство АСТ, 2002
5. Литература. Тесты 5 - 8 классы. Москва, Дрофа, 2000
6. Итоговые работы по литературе 5 - 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, "Аквариум", 1997
7. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 - 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002
8. Поурочные разработки по зарубежной литературе. Н.В.Егорова. Москва, "ВАКО", 2004
9. Тестовые задания по литературе. 7 класс. Н.Г.Михновец. С - Петербург, САГА, 2003
10. Литература в 7 классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. Москва, "Русское слово", 2002
Приложение
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
1. Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка "5": ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка "4": ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка "3": оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка "2": ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
2. Оценка сочинений.
Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.
Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
"5" - 90 - 100 %;
"4" - 78 - 89 %;
"3" - 60 - 77 %;
"2"- менее 59 %.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....