рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Основные цели изучения предмета
Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
· воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
· освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass._literatura.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по «Литературе» под редакцией Т.Ф.Курдюмовой – М.: Дрофа - 2011.
Общая характеристика учебного предмета
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Базовыми теоретико-литературными понятиями для 8 класса являются - это «Литература и время», поэтому формулировки тем уроков составлены с учетом данного базового понятия и не противоречат сложившейся ранее системе, учитывают этапы литературного развития учащихся. Главной целью литературного образования в 8 классе является изучение истории в произведениях искусства: исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных народов и времен. В центре анализа – связь жизни с искусством. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний. Принцип вариативности реализуется через расширение читательского кругозора обучающихся с межпредметными связями и введением национально-регионального компонента. С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли учащихся большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования в 8 классе из расчета 2 учебных часа.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического комплекта и материально-технического обеспечения.
Основные цели изучения предмета
Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Требования к уровню подготовки выпускников
Учащиеся должны знать:
- Тексты художественного произведения.
- Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
- Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
- Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.
Учащиеся должны уметь:
- Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
- Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
- Различать эпические, лирические и драматические произведения.
- Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
- Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
- Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
- Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
- Давать анализ отдельного эпизода.
- Свободно владеть письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 8 классе.
Перечень учебно-методического комплекта для учителя и учащихся:
- Курдюмова Т.Ф. Литература: программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/ Т.Ф.Курдюмова (и др.). – М.: Дрофа, 2009
- Курдюмова Т.Ф. Литература. 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч. / Т.Ф.курдюмова. – М.: Дрофа, 2010
- Курдюмова Т.Ф. Литература. 8 класс: методические рекомендации / Т.Ф.курдюмова. – М.: Дрофа, 2010
- Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах / М.И.Мещерякова. – М.: Айрис-Пресс, 2009
- Харитонова О.Н. Сборник литературных игр для учащихся 5-9 классов /О.Н.Харитонова. – М.: Феникс, 2010
- Егорова Н.В. Универсальное поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2007
Учебно-тематический план по литературе для 8 класса
№ п/п | Содержание | Кол-во часов (68 ч.) |
1. | Введение. Литература и время | 1 |
2. | Фольклор | 3 |
3. | Древнерусская литература | 4 |
4. | Литература XVIII века | 3 |
5. | Литература XIX века | 31 |
6. | Литература XX века | 17 |
7. | Уроки внеклассного чтения | 1 |
10. | Уроки развития речи | 8 |
Средства обучения
Портреты:
- Михаил Васильевич Ломоносов;
- Александр Николаевич Радищев;
- Денис Иванович Фонвизин;
- Гавриил Романович Державин;
- Иван Андреевич Крылов;
- Василий Андреевич Жуковский;
- Александр Сергеевич Грибоедов;
- Александр Сергеевич Пушкин;
- Николай Васильевич Гоголь;
- Михаил Юрьевич Лермонтов;
- Иван Сергеевич Тургенев;
- Николай Алексеевич Некрасов;
- Лев Николаевич Толстой;
- Владимир Галактионович Короленко;
- Антон Павлович Чехов.
Технические средства обучения:
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор;
- Интерактивная доска;
- Принтер.
Календарно-тематическое планирование. 8 класс
№ | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1. | Литература и время | 1 | ||
2 | Русские исторические песни. Отражение жизни народа в произведениях фольклора | 1 | ||
3,4 | Народный театр. Драма «Как француз Москву брал» | 2 | ||
5 | История на страницах произведений Древней Руси. Русская летопись «Смерть Олега от своего коня» («Повесть временных лет») | 1 | ||
6 | Русская воинская повесть «Повесть о разорении Рязани Батыем» | 1 | ||
7 | Житийная литература как особый жанр «Житие князя Александра Невского» | 1 | ||
8 | «Житие преподобного Сергия Радонежского» | 1 | ||
9 | Р/р. Сочинение по картине М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» | 1 | ||
10 | Литература XVIII века История на страницах произведений XVIII века. Общий обзор драматургии века. Характеристика «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина | 1 | ||
11,12 | Н.М.Карамзин «Марфа – посадница или Покорение Новагорода» | 2 | ||
13 | Литература XIX века Историческое прошлое в литературе XIX века. Автор и его позиция при изображении времени минувшего | 1 | ||
14 | Былины и их герои в произведениях XIX века. Былины А.Толстого «Илья Муромец», «Правда» | 1 | ||
15,16 | Г.У.Лонгфелло «Песнь о Гайавате» | 2 | ||
17 | В.скотт. слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | 1 | ||
18 | Исторические басни И.А.Крылова «Волк на псарне» | 1 | ||
19 | А.С.Пушкин. произведения на историческую тему в творчестве писателя | 1 | ||
20 | «Песнь о вещем Олеге». Сопоставление с историческим источником («Повесть временных лет») | 1 | ||
21 | «Полтава» (фрагменты) Образ Петра Первого | 1 | ||
22-23 | «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) | 2 | ||
24 | Р/р. Подготовка к исполнению лирических и драматических произведений | 1 | ||
25 | А.С.Пушкин и история. Творческая история повести «Капитанская дочка» | 1 | ||
26-27 | Гринёв: жизненный путь героя. Анализ 1-5. Гринев и Швабрин | 2 | ||
28 | Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина | 1 | ||
29 | Образ Пугачёва в повести. Отношение автора и рассказчика к народной войне | 1 | ||
30-31 | Завершение работы с текстом повести. Художественное своеобразие и приёмы изобразительности в исторической повести | 2 | ||
32 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению. Анализ эпизода из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | ||
33 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. Историческая тема в творчестве Лермонтова | 1 | ||
34 | Поэма «Песнь про купца Калашникова». Герои поэмы и их судьбы. Образ Ивана Грозного и его роль в сюжете поэмы | 1 | ||
35 | Н.В.Гоголь. Историческая повесть «Тарас Бульба». Сюжет повести | 1 | ||
36 | Тарас и его сыновья – Остап и Андрий. Сопоставительная характеристика двух братьев | 1 | ||
37 | Пафос произведения о защите родины. Художественное мастерство описания в повести | 1 | ||
38 | Р/р. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | ||
39 | Литература XIX века Историческое прошлое в русской лирике XIX века. Пафос и лирическое чувство в стихах В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Д.В.Давыдова и др. | 1 | ||
40 | Творчество А.Дюма. Авантюрно-исторические романы писателя. «Три мушкетера»: сюжет, герои, позиция автора | 1 | ||
41 | А.К.Толстой. Слово о писателе. Родная история в лирике и прозе писателя. Баллада «Василий Шибанов»: сюжет, герои | 1 | ||
42 | Роман «Князь Серебряный». Сюжет и герои романа. Образ Ивана Грозного. Исторические лица в романе | 1 | ||
43-44 | Вымышленные герои: князь Серебряный, Иван Кольцо, Митька и др. Нравственные идеалы автора. Историческая достоверность описаний | 2 | ||
45 | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа | 1 | ||
46 | Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее | 1 | ||
47 | Р/р. Сравнительная характеристика полковника и наказываемого | 1 | ||
48 | Литература XX века История на страницах художественной литературы XX века. Прочность традиций. Поиски новых форм | 1 | ||
49 | Былины и их герои на страницах поэзии XX века. И.А.Бунин, К.Д.Бальмонт, Е.М.Винокуров | 1 | ||
50-51 | Ю.Н.Тынянов. слово о писателе. Тема истории на страницах произведений Ю.Н.Тынянова. «Подпоручик Киже» и тема деспотизма | 2 | ||
52 | Повесть «Восковая персона». Образ Петра и его окружения. Эпоха на страницах повести | 1 | ||
53-54 | Марк Алданов. Слово о писателе. Тема героического прошлого России. Тетралогия «Мыслитель». «Чёртов мост» как один из романов ос лаве русского оружия | 2 | ||
55 | Стефан Цвейг. Биографические труды и исторические миниатюры писателя. События и герои исторических миниатюр | 1 | ||
56 | Вн.чт. Урок обсуждения самостоятельно прочитанного произведения | 1 | ||
57 | Б.Л.Васильев. Слово о писателе и его творчество. «Утоли моя печали…» как роман о судьбе властителей и простых людей | 1 | ||
58 | Сюжет и герои повести: семья Олексиных, Иван Каляев и др. Проблема трагического на страницах романа | 1 | ||
59-60 | Великая Отечественная война в русской лирике | 2 | ||
61 | Л.М.Леонов. Тема ВОВ в послевоенной драматургии. Сюжет пьесы «Золотая карета». Композиция пьесы, герои | 1 | ||
62 | Судьбы героев пьесы и их идеалы. Нравственные проблемы, поставленные в произведении, их характер и решения | 1 | ||
63 | Р/р. Подготовка к сочинению по самостоятельно прочитанному историческому произведению | 1 | ||
64 | История на страницах поэзии XX века. Общий обзор. Лирика В.Я.Брюсова, З.Гиппинус, Н.Гумилёва | 1 | ||
65 | Мотивы былого в лирике М.Кузмина, М.Цветаевой, Е.Евтушенко и др. | 1 | ||
66 | Повторение по теме «Литература XX века» | 1 | ||
67 | Р/р. Письменные ответы на проблемные вопросы | 1 | ||
68 | Р/р. Обсуждение работ учащихся | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...