Шаблон анализа лирического стихотворения
консультация по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Шаблон анализа лирического стихотворения помогает учителю и школьнику свободно ориентироваться в анализе стихотворения на уроках русской литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shablon_analiza_liricheskogo_stihotvoreniya.docx | 648.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Шаблон анализа лирического стихотворения
1. Краткая информация об авторе и стихотворении
- Стихотворение (___какое____), написанное (__кем и когда__) вызывает такие ассоциации:
- Создается такое настроение ---------------------
- Вызывает мысли о том, что --------------------------
- В творчестве поэта это стихотворение занимает важное место, так как ---------------
поэт любит и умеет видеть красоту природы, животных или др.
2. Тема и идея. Заглавие.
Тема –
- Это стихотворение (о чем стихотворение?)
- Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики (любовная, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)
- Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…(природе, любви, жизни и тд)
Идея
- Автор хотел донести до читателя мысль о том…
- Этим стихотворением автор хотел сказать читателю о том, что…
- В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) … звучит мотив (грусти, ожидания чуда, любви к …
- Прочитав это стихотворение, я понял(а), что …..
- что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?
Заглавие
- Стихотворение названо так потому, что…
3. Сюжет:
- В этом стихотворении есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
- Сюжет в стихотворении ярко не выражен, но передан через образы чувств (...).
- В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …
- Ведущее (переживание, чувство, настроение), отразившееся в поэтическом произведении….
- Яркая лирическая ситуацию, представленная в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя, восторг героя, любование природой и т.д.)
4. Композиция стихотворения
- Стихотворение состоит из … строф… Каждая строфа представляет законченную мысль
- Мысль первой строфы такова….
- Во второй строфе автор говорит о….
- в третьей строфе….. и тд по всем строфам
- Содержание и смысл строф (сопоставлены или противопоставлены?)
- Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
5. Характеристика образов (существительные-образы)-
- В первой строфе возникают образы (существительные)…
- Во второй строфе автор говорит…
- в третьей строфе….. и тд по всем строфам
- образы событий (...каких именно...);
- образы чувств (...).
- Образ лирического героя, авторское "Я" (сам автор, рассказ от лица персонажа, автор играет какую-то роль).
6. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
- Автор для создания образов использует (бытовую, повседневную; литературную, книжную; публицистическую; архаизмы, устаревшие слова) лексику.
- Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы ... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)
- Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего, что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
- Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)
7. Рифма
8. Тропы.
9. Фигуры
10.
Рифма
Кольцевая |
Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.
Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.
Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.
точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.
Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух з
ТРОПЫ | ПРИМЕРЫ | |
Эпитет - художественное определение | Куда ты скачешь, гордый конь? прозрачная дева | |
Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого. | яркий, как солнце | |
Аллегория (иносказание)-изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные предметы и образы | весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь, «царь зверей» - вместо «лев» | |
Ирония - скрытая насмешка. | Откуда, умная, бредешь ты, голова? | |
Литота - художественное преуменьшение. преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого. | ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. «мужичок с ноготок» | |
Гипербола - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление | в сто сорок солнц закат пылал «реки крови», «море смеха» | |
Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов, при которм они наделяются свойствами живых существ. | отговорила роща золотая душа поёт, река играет | |
Овеществление - уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам. | ||
Метафора - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются | мертвая тишина, «работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»… | |
Метонимия - сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий. | Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах) . Лес шумит" - подразумеваются деревья | |
синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот | белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль) Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? | |
перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения | автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов) | |
ФИГУРЫ | ПРИМЕРЫ | |
Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа | Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Да здравствует солнце, да скроется тьма! | |
Повтор (рефрен) - неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений. Разновидности повторов:
| Железная правда – живой на зависть, Железный пестик, и железная завязь. Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? пришел, увидел, победил | |
Антитеза - потивопоставление | Где стол был яств, там гроб стоит | |
Эллипсис - пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма | я за свечкой – свечка в печку | |
Бессоюзие - намеренный пропуск союзов | Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари… | |
Многосоюзие - увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее | И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… | |
Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение предложений | молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. | |
Инверсия - нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей. | Изумительный наш народ. | |
каламбур – игра слов | Шел дождь и два студента. | |
оксюморон – соединение двух противоречащих понятий | живой труп, пожар льда, гигантский карлик. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ лирического стихотворения. С.Я.Надсон "Заря лениво догорает..."
Анализ лирического стихотворения...
Анализ лирического стихотворения
Предложена схема анализ лирического стихотворения...
Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".
Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....
Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".
Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....
Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".
Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....
Урок-практикум "Анализ лирического стихотворения"
Конспект урока-практикума по теме "Анализ лирического произведения" (УМК по литературе под ред. В.Ф.Чертова) в 9 классе. Поскольку уроки-практикумы, предлагаемые данным УМК, относительно самостоятельн...
Комплексный анализ лирического стихотворения.
В связи с ослаблением интереса учащихся к чтению классической литературы и особенно лирических текстов я разработала вопросы, которые способствуют глубокому проникновению в смысл и языковые особенност...