Комплексный анализ лирического стихотворения.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
В связи с ослаблением интереса учащихся к чтению классической литературы и особенно лирических текстов я разработала вопросы, которые способствуют глубокому проникновению в смысл и языковые особенности лирических стихотворений. Последовательные ответы на эти вопросы помогут учащимся не только понять стихотворение, но и сформулировать свое отношение к прочитанному. Им будет несложно, ответив на все вопросы, создать целостный текст, представляющий собой разносторонний анализ произведения. В данной работе приведен анализ стихотворений Б. Пастернака и М. Цветаевой. Кроме этих стихотворений, я предлагаю учащимся анализ произведений Есенина, Блока, Ахматовой и других поэтов двадцатого века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_analiz_liricheskogo_stihotvoreniya.doc | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный анализ лирического стихотворения.
Б. Пастернак. Единственные дни.
На протяженьи многих зим
Я помню дни солнцеворота,
И каждый был неповторим
И повторялся вновь без счета.
И целая их череда
Составилась мало-помалу -
Тех дней единсвенных, когда
Нам кажется , что время стало.
Я помню их наперечет:
Зима подходит к середине,
Дороги мокнут, с крыш течет
И солнце греется на льдине.
И любящие, как во сне,
Друг к другу тянутся поспешней,
И на деревьях в вышине
Потеют от тепла скворешни.
И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.
1. Прочтите внимательно стихотворение, осмыслите его.
2. Тема и идея стихотворения.
3. Какие зрительные ассоциации возникают при его чтении?
4. Какие эмоциональные ассоциации являются следствием зрительных?
5. Как выражается авторское " Я"? Как в этом помогают местоимения?
6. Почему Я переходит в МЫ?
7. Как удается автору создать ощущение предчувсвия перемен?
8. Какова композиция стихотворения?
9. Роль первой части.
10. Смысловая роль второй части.
11. Чем усилено в тексте слово " единсвенные"?
12. Какими словами заменяется в тексте слово "дни"? Каков смысл контекстуальных синонимов?
13. Какие образы появляются во 2 части?
14.Как связаны между собой слова "неповторим" и "повторялся?
15. Найдите олицетворение в 3 строфе. Какова его роль7
16. "Греется на льдине". какую роль играет этот оксюморон?
17. Синтаксический строй 4 строфы. Чем сменяется описание природы ?
18. Какую окраску придает сравнение "как во сне"слову "поспешней"?
19. Какие образы 3-й и 4-й строф раскрывают внутреннее состояние поэта?
20. Какой образ возникает в последней строфе?
21. Как меняется в стихотворении тема времени?
22. Назовите контекстуально-синонимический ряд, раскрывающий тему времени.
23.Каким чувством пронизано стихотворение? ( Написано в конце жизни).
24. С какими словами оссоциируется это настроение?
25. Что создает семантическое единство стихотворения?
Опираясь на данные вопросы, создайте связный текст-рассуждение о прочитанном стихотворении.
Марина Цветаева. 1917 г.
Молодую рощу шумную -
Дровосек перерубил.
То, что господом задумано-
Человек перерешил.
И уж роща не колышется -
Только пни покрыты ржой.
В голосах родных мне слышится
Темный голос твой чужой.
Все мерещатся мне дивные
Темных глаз твоих круги.
Мы с тобою - неразрывные,
Неразрывные враги.
1. Внимательно прочтите стихотворение.
2. Почему слово "дровосек" заменено на "человек"?
3. С какой целью автор дважды использует глагольную рифму?
4.Какие звуки преобладают в описании действий человека? Почему?
5. Определите условия постановки тире.
6. Какова текстовая роль определений "молодой", "шумный"; почему "шумный " стоит после определяемого слова?
7. Каково значение слова "ржа"? Смысл его использования.
8. Определите синтаксическую и текстовую роль слова "покрыты".
9. Роль антонимов.
10. Смысл словосочетания "темный голос". Подберите синонимы.
11. Почему "темных глаз" ? Синонимы.
12. Почему в последней строфе только один глагол?
13. Как связаны между собою слова "круги" и "неразрывные" ?
14. Каков подтекст у словосочетания "неразрывные враги" ?
15. Какие звуки становятся преобладающими в 4 строфе и почему?
16. Как меняются цвет, окраска? Смена ощущуний и настроения.
17. Ваше прочтение стихотворения - ключевые слова, основа смысла.
18. Прочтите повторно стихотворение, выразив голосом чувства и их оттенки.
Создайте связный текст - эссе, опираясь на предложенные вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ лирического стихотворения. С.Я.Надсон "Заря лениво догорает..."
Анализ лирического стихотворения...
Анализ лирического стихотворения
Предложена схема анализ лирического стихотворения...
Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".
Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....
Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".
Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....
Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".
Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....
Урок-практикум "Анализ лирического стихотворения"
Конспект урока-практикума по теме "Анализ лирического произведения" (УМК по литературе под ред. В.Ф.Чертова) в 9 классе. Поскольку уроки-практикумы, предлагаемые данным УМК, относительно самостоятельн...
Комплексный анализ лирического произведения
Материал представлен в виде презентации по произведениям И.Бунина (стихотворение "Одиночество), рассказ "Господин из Сан-Франциско").Рассматривается возможность комплексного...