Анализ лирического стихотворения. С.Я.Надсон "Заря лениво догорает..."
методическая разработка по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Выборгский филиал АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С.Пушкина» Факультет психологии cтудентка 5 курса заочного отделения Панарина Т.В.
Анализ лирического стихотворения Надсон Семён Яковлевич «Заря лениво догорает...»
Пейзажная лирика с элементом любовной лирики 1.Тема: описание летней ночи Идея: восхищение красотой ночи («Какая ночь!»), любовь к родной природе, желанье счастья и любви. «Природа – как вечно живой источник красоты, покоя и блаженства». 2.Размер стихотворения – четырёхстопный ямб Стихотворная форма: четверостишие или катрен. Схема рифмования: АВАВ (перекрёстная рифма). Чередование ЖМЖМ ( женской рифмы и мужской рифмы) создают неповторимую напевность, музыкальность стихотворения. Положено на музыку Ц.А.Кюи, Э.Ф.Направником, А. А.Спендиаровым, А. Таскиным.
3. Средства выразительности:
Художественно – выразительные средства | Лексические средства выразительности |
1.Простые Сравнение: деревья, как великаны Эпитеты: в ночи голубой; в глубокой мгле; изумрудные поляны; с отрадой жадной, в капризных странных очертаньях, в роскошных сочетаньях; 2.Сложные Олицетворения: заря лениво село засыпает; песня, замирая, звучит; ручеёк, играя, бежит; деревья стоят; поляны спят; несутся тучки; свет с тьмой лежит; закипает желанье; грудь вдыхает; Метафоры: в уснувшем воздухе; деревья сонные; | 1.Антонимы: свет с тьмой 2.Историзм: с отрадой ( с радостью, удовольствием) |
Фонетические средства выразительности | |
Звукопись (аллитерация) частое повторение звуков [c]-[з] | |
Начало строк – в основном предлоги и союзы В стихотворении нет НИ одной точки! ( только ; …) |
4.Композиция Стихотворение делится на 2 части. В первой части (1, 2,3, 4 катрены) разворачивается тема красоты природы - летней ночи. Мир природы у С. Я.Надсона живет полной жизнью. Во второй части (5 катрен) читатель вместе с лирическим героем переживает гармонию нахлынувших чувств, явленная человеку в природе, яркие сердечные интонации.
5.Способ выражения авторского сознания: - лирический герой: созерцание природы, чувство восхищения ею становятся импульсом к переживанию, эмоциональному отклику, желанье счастья и любви
- предметный мир представлен в описании летней ночи
- ролевая лирика: авторское «я» скрытое
6.Ритм стихотворения
В этом стихотворении чередуются двустишия, отделенные друг от друга сильными паузами, т. е. представляющие собой законченные ритмические единицы. В то же время они соизмеримы благодаря повторению в них сходных словесно-звуковых элементов. В них одинаковое число слогов (9—8, 9—8 и т. д.), одинаковое число ударений — по 3 в каждой строке, ударения эти находятся на одних и тех же слогах в каждой строке (2—4—8 слоги), на всех четных строках ударение падает на последний слог, на всех нечетных — на предпоследний, концы строк отмечены звуковыми повторами (рифмами); все это и создает основу соизмеримости этих строк, позволяющую воспринимать их в качестве однородных ритмических единиц.
Анализ лирического стихотворения
Надсон Семён Яковлевич «Заря лениво догорает...»
Заря лениво догорает
На небе алой полосой;
Село беззвучно засыпает
В сияньи ночи голубой;
И только песня, замирая,
В уснувшем воздухе звучит,
Да ручеек, струей играя,
С журчаньем по лесу бежит...
Какая ночь! Как великаны,
Деревья сонные стоят,
И изумрудные поляны
В глубокой мгле безмолвно спят...
В капризных, странных очертаньях
Несутся тучки в небесах;
Свет с тьмой в роскошных сочетаньях
Лежит на листве и стволах...
С отрадой жадной грудь вдыхает
В себя прохладные струи,
И снова в сердце закипает
Желанье счастья и любви... (1879)
Надсон Семён Яковлевич
НАДСОН Семен Яковлевич ( [14(26).XII. 1862, Петербург]— [19(31).I.1887]), Ялта. Поэт родился в семье мелкого чиновника — поэт. В 2-летнем возрасте потерял отца. В 1872 И. С. Мамонтов (дядя Семёна) определил его пансионером в Петербургскую военную гимназию, а через год от чахотки умерла его мать. По окончании гимназии Семен Яковлевич был отдан опекуном в Павловское военное училище. В 1882 он вышел подпоручиком в Каспийский полк, расквартированный в Кронштадте. Военная служба тяготила поэта, и в 1884, уже безнадежно больной туберкулезом, он с трудом добился отставки. Некоторое время был секретарем редакции «Недели». Однако здоровье его быстро ухудшалось. Надсон выехал лечиться за границу. Но лечение в Германии, Швейцарии, Франции не дало результатов. Последние годы поэт жил на Украине, сотрудничая в киевской газете «Заря».Надсон Семен Яковлевич начал писать стихи с девяти лег. В 1878 появилось первое стихотворение — «На заре» в журнале «Свет». Затем он стал часто печататься в «толстых» журналах «Мысль», «Слово», «Устои», «Дело» и других. В 1882 самым важным событием в его жизни и литературной судьбе было знакомство с известным поэтом-петрашевцем А.Н. Плещеевым, который ввел его в журнал «Отечественные записки». В своей автобиографии поэт писал о Плещееве: «Его я считаю, своим литературным крестным отцом и бесконечно обязан его теплоте, вкусу и образованию, воспитавшим мою музу». Сближается поэт с литераторами демократического лагеря — Салтыковым-Щедриным, В. Шелгуновым, Гаршиным и другими. На юношеской лирике Семена Яковлевича сказалось влияние Плещеева и Некрасова. Расцвет поэтической деятельности Надсона С.Я. приходится на 80-е гг. В 1885 вышла первая книга его стихотворений. В 1886 появилось ее второе издание, переработанное и дополненное. За нее поэту была присуждена Академией наук Пушкинская премия. Либерально-буржуазные критики (Голенищев-Кутузов, Грот, Арсеньев и другие) оценили книгу в целом положительно, но не признавали в Надсоне поэта-гражданина, а считали его певцом уныния, покоя и примирения. В действительности же поэзия Семена Яковлевича имела гражданский характер: она затрагивала темы общественного долга поэта, родины, революционного подвига, обличения буржуазной действительности.
.
:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ лирического стихотворения
Предложена схема анализ лирического стихотворения...
Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".
Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....
Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".
Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....
Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".
Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....
Урок-практикум "Анализ лирического стихотворения"
Конспект урока-практикума по теме "Анализ лирического произведения" (УМК по литературе под ред. В.Ф.Чертова) в 9 классе. Поскольку уроки-практикумы, предлагаемые данным УМК, относительно самостоятельн...
Комплексный анализ лирического стихотворения.
В связи с ослаблением интереса учащихся к чтению классической литературы и особенно лирических текстов я разработала вопросы, которые способствуют глубокому проникновению в смысл и языковые особенност...
Обучение анализу лирического стихотворения
В разработке представлен план анализа лирического стихотворения....