Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе на тему

Демчук Екатерина Юрьевна

Рабочая программа по литературе разработана на основе авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных  учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва: «Просвещение», 2007г.) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_8_klass.doc263 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Рабочая программа по литературе разработана на основе авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных  учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва: «Просвещение», 2007г.)

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ  
  • Требованиями Федерального компонента  государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089);
  • Примерной программой основного общего образования по литературе (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
  • Учебным планом МБОУ «Сапоговская СОШ» на 2017/2018 учебный год;
  • Положением «О рабочей программе» МБОУ «Сапоговская СОШ»
  • Годовым календарным учебным графиком работы  МБОУ «Сапоговская СОШ» на 2017/2018 учебный год.

Программа предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе в объёме 68 часов (2 часа в неделю).

              Рабочая программа составлена по УМК «Литература 8 кл.» в 2-х частях под редакцией В.Я.Коровиной.      

        Цель обучения – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Концентрический подход помогает подвести обучающихся к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений.


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе разработана на основе авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных  учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва: «Просвещение», 2007г.)

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ  
  • Требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089);
  • Примерной программой основного общего образования по литературе (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
  • Учебным планом МБОУ «Сапоговская СОШ» на 2017/2018 учебный год;
  • Положением «О рабочей программе» МБОУ «Сапоговская СОШ»
  • Годовым календарным учебным графиком работы  МБОУ «Сапоговская СОШ» на 2017/2018 учебный год.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе в объёме 68 часов (2 часа в неделю).

              Рабочая программа составлена по УМК «Литература 8 кл.» в 2-х частях под редакцией В.Я.Коровиной.      

        Цель обучения – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений.

Задачи:

  • развитие способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения,
  • совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи обучающихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Основные особенности предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучения литературы в школе – приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить обучающихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса

        Должны знать: - авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

        Должны уметь: - видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Учебно-тематический план

Основные разделы

Количество часов

В том числе

РР

К/Р

Введение

1

Устное народное творчество

2

Из древнерусской литературы

2

Из литературы XVІІІ века

3

2

3

Из литературы XІX века  

30

Из литературы XX века

18

Из зарубежной литературы

12

                Итого  

68

Содержание

Введение (1 час)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество (2 часа)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы (2 часа)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая  повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века (3 часа)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века (30 часов)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

 «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы А. С. Пушкин.    «Цветы   последние   милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века (18 часов)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженности. и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи-I .поле.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание). Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы (12 часов)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

  1. Оценка устных ответов

   При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

  1. Оценка сочинений

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3.  Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 76 – 89 %;

«3» - 50 – 75 %;

«2» - менее 50 %. 

  1. Оценка зачетных работ

Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.

Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:

1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;

2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.

Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.

Учебно-методическая литература

1. Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной: в 2 ч. /авт.-сост. С.Б.Шадрина.- Волгоград: Учитель, 2008.

2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Тематическое планирование. Поурочные разработки по литературе по пргорамме под ред. В.Я.Коровиной. 8 класс. 2008.

3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.

4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

6. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — М.: Русское слово, 2007.

7. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия.

8. ЦОРы Сети Интернет

9. Мультимедийные презентации


Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе  

Тема урока

Кол-во часов

Содержание урока

Результат обучения

Сроки

план

факт

1 четверть

1

День Знаний. Введение. Русская литература и история.

1

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Знать: образную природу словесного искусства.

 Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

1.09

2

В мире русской

народной песни.

Частушка как малый песенный жанр.

1

Жанровые особенности лирической песни. Отражение жизни народа в народной песне. Лирические песни. Исторические песни.  Частушка. Ее тематика и поэтика.

Знать: жанровые особенности и классификацию лирической песни; особенности художественной формы фольклорных произведений.

Уметь: воспринимать и анализировать лирические песни; соотносить содержание исторической песни и исторического события

4.09

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы

1

Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и художественной формы народных преданий

Знать: жанровые особенности предания; содержание преданий о Пугачеве.

Уметь: воспринимать и анализировать текст преданий

5.09

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы

1

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

Знать: содержание «Повести…», причины возникновения патриотической темы в древнерусской литературе.

Уметь: определять жанры

8.09

5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

1

Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести

Знать: особенности поэтики бытовой сатирической повести.  

Уметь: раскрывать тематику и идейное содержание произведения   через своеобразие сюжета и композиции

12.09

6

Д. И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» как сатирическая комедия. Сюжет и конфликт комедии.

1

Основные этапы жизни Фонвизина Сюжет и конфликт комедии. Разрешение проблемы :“Каким должен быть истинный дворянин и соответствует ли русское дворянство своему назначению”.

Знать: о жизни и деятельности Д.И. Фонвизина, содержание пьесы. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения

15.09

7

 «Недоросль» - как комедия классицизма

1

Классицизм как направление литературы. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.

Знать: черты классицизма, содержание пьесы.

Уметь: анализировать

образы комедии

19.09

8

 Особенности анализа эпизода драматического произведения.

1

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя).

Знать: содержание анализируемых эпизодов.

 Уметь: анализировать эпизод с точки зрения его идейно-художественного своеобразия

22.09

9-10

И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа.

2

Мораль басен. Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года.

Знать: основные факты жизни и творчества И.А. Крылова; содержание басен. Уметь: определять мораль басен, использовать ее в определенных жизненных ситуациях.

26.09

29.09

11

К. Ф. Р ы л е е в. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева

1

Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель.

Знать: основные факты жизни и творчества  К.Ф. Рылеева; понятие думы. Уметь: анализировать поэтические произведения

3.10

12

А. С. Пушкин.

 Слово о поэте. А. С. Пушкин и история.

1

Краткий рассказ об А.С. Пушкине. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6—7 классах)

Знать: основные факты жизни и творчества  А.С.Пушкина, отношение поэта к исторической теме.

06.10

13

А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки).

1

История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Знать: историю пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Уметь: делать сообщение о пугачевском восстании

9.10

14

 История создания произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

Понятие о романе и реалистическом произведении. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Герои и их исторические прототипы. Жанровые особенности произведения

Знать: историю создания произведения, его жанровые особенности.

Уметь: воспринимать и анализировать текст

13.10

15-16

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

2

Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе.

Знать: содержание изучаемого произведения, этапы формирования характера героя. Уметь: рассуждать о роли отца, матери, Савельича в воспитании Петруши Гринева

16.10

20.10

17-18

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина

2

Маша Миронова - нравственная красота героини. Душевное богатство, нравственная чистота, народная основа образа. Смысл названия повести.

Знать: содержание изучаемых глав текста; систему художественных образов. Уметь: владеть различными видами пересказа, выражать свое отношение к поступкам героев

23.10

27.10

19

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.

1

Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринева и Пугачева Народное восстание в авторской оценке

Знать: исторические сведения о Пугачевском восстании; содержание изучаемого произведения, его проблематику. Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую оценку и свое отношение к прочитанному.

30.10

20

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка».

1

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка».

Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал

3.11

2 четверть

21

Обобщающий урок по роману «Капитанская дочка».

1

Подготовка к контрольной письменной работе по содержанию, тематике и идее произведения

Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: сформулировать идею, подобрать цитатный материал

13.11

22

Контрольная письменная работа роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Подготовка к сочинению по темам: «Каким я представляю себе Пугачева после прочтения «Капитанской дочки», «Рыцарство Петра Гринева», «Нравственная красота Маши Мироновой»

Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал

17.11

23

Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова

1

Факты биографии М.Ю. Лермонтова. Отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. (с обобщением изученного в 6—7 классах)

Знать: основные факты жизни и творчества М.Ю. Лермонтова

Уметь: определять род и жанр литературного произведения, выражать свое отношение к прочитанному, делать выводы

20.11

24

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.

1

 «Мцыри» - поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Структурные особенности произведения.

Знать: содержание поэмы Уметь: анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции

24.11

25

Развитие представлений о жанре романтической поэмы. Поэма в оценке русской критики

1

Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри»

Знать: содержание поэмы, наизусть отрывок из поэмы Уметь: делать выводы в результате анализа текста. фрагмента

27.11

26

Контрольная работа по поэме Лермонтова «Мцыри»

1

Знать: факты из биографии поэта, содержание и особенности сюжета и изученного текста

1.12

27

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

1

Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 классах)

Знать: основные факты жизни и творчества  Н.В.Гоголя, отношение поэта к исторической теме.

4.12

28

 «Ревизор» Н. В. Гоголя как социальная комедия «со злостью и солью».

1

История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников Развитие представлений о комедии, сатире и юморе

Знать: особенности драматического произведения; литературного жанра. Уметь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям

8.12

29

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

1

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников.

Знать: содержание действий; позицию автора по отношению к каждому из героев Уметь: участвовать в диалоге по содержанию и сопоставлению характеров; аргументированно отстаивать свою точку зрения.

11.12

30

Особенности композиционной структуры комедии.

1

Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

Знать: содержание действий; позицию автора по отношению к каждому из героев, особенности композиции.    Уметь: аргументированно отстаивать свою точку зрения.

15.12

31

Контрольное тестирование по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

Систематизация и обобщение изученного материала в форме теста

Знать: наизусть монолог одного из героев, содержание комедии, пути и приемы раскрытия образов комедии. Уметь: правильно и быстро подбирать нужный вариант ответа

18.12

32

Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного).

1

Потеря Башмачкиным лица. (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Образ Петербурга Роль фантастики в повествовании

Знать: содержание повести, ее тему, идею. Уметь: понимать, в чем состоит новаторство  Гоголя в развитии темы «маленького человека»

22.12

33

М. Е. Салтыков -Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок)

1

Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Пародия на официальные исторические сочинения.

Знать: понятие «сатира»; особенности художественного мира М.Е.Салтыкова-Щедрина.

 Уметь: анализировать художественное произведение

25.12

34

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1

Защита обездоленных. Сатира на чиновничество Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

Знать: особенности художественного мира Н.С.Лескова; содержание рассказа Уметь: анализировать текст произведения, чувствовать мысли автора

29.12

3 четверть

35

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

1

Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа

Знать: основные факты жизни и творческого пути Л.Н.Толстого; содержание рассказа.

 Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; формулировать тему, идею, проблематику произведения

15.01

36-37

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала».

Особенности композиции. Психологизм рассказа.

2

Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа

Знать: содержание изучаемого произведения; прием «контраста»

Уметь: находить при анализе текста изобразительно-выразительные средства, сопоставлять эпизоды рассказа

19.01

22.01

38

Поэзия родной природы в творчестве поэтов XIX века

1

Роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи произведения

Уметь: выразительно читать стихотворения, видеть роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи произведения

26.01

39

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье.

1

Особенности художественного мира писателя. Идейное содержание рассказа Подтекст чеховской прозы. Психологизм рассказа

Знать: основные события жизни писателя; особенности художественного мира писателя. Содержание рассказа.

Уметь: анализировать художественное произведение

29.01

40

И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика

1

Краткий рассказ о писателе.«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Знать: основные факты жизни и творческого пути И.А.Бунина; содержание рассказа.

 Уметь: анализировать художественный текст.

2.02

41

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

1

Понятие о сюжете и фабуле Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Знать: основные факты жизни и творческого пути А.И.Куприна; содержание рассказа.

 Уметь: анализировать художественный текст.

5.02

42

А. А. Б л о к. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве.

1

Краткий рассказ о поэте. «Россия», «На поле Куликовом». Историческая тема в стихотворениях, современное звучание и смысл стихотворения «Россия»

Знать: основные факты жизни и творчества поэта Уметь: формулировать тему, идею, проблематику произведения, выразительно читать.

9.02

43

С. А. Есенин. Слово о поэте «Пугачев» — поэма на историческую тему.

1

Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Знать: основные факты жизни и творчества поэта Уметь: формулировать тему, идею, проблематику произведения, выразительно читать

12.02

44

И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству

1

Краткий рассказ о писателе. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: формулировать тему, идею, проблематику произведения, выразительно читать.

16.02

45

М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

1

Краткий рассказ о писателе. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: формулировать тему, идею, проблематику произведения,

19.02

46

Журнал «Сатирикон» «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки).

1

Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности

Знать: приемы и способы создания сатирического повествования. Уметь: определять сатирическую направленность, выразительно читать.

26.02

47-

48

Писатели-сатирики: Тэффи, М. М. Зощенко.

2

Краткий рассказ о писателях. Тэффи «Жизнь и воротник», М.М.Зощенко «История болезни» приемы и способы создания сатирического повествования

Знать: приемы и способы создания сатирического повествования. Уметь: определять сатирическую направленность, выразительно читать.

2.03

5.03

49

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин».

1

Краткий рассказ о писателе. Жанровое новаторство поэмы. Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками

Знать: факты биографии поэта, историю «Книги для бойца». Уметь: определять род и жанр литературного произведения, формулировать тему, идею, проблематику.

12.03

50

Василий Теркин — защитник родной страны.

1

Новаторский характер образа Василия Теркина- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.. Правда о войне в поэме

Знать: содержание изучаемых глав Уметь: давать характеристику герою, выражать свое отношение к прочитанному.

16.03

51

Мастерство А. Т. Твардовского в поэме

1

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.

Знать: содержание изучаемых глав, образную природу словесного искусства.

 Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств

19.03

52

А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

1

Краткий рассказ о писателе. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя, содержание изученного произведения.  Уметь: анализировать текст, давать характеристику героям

23.03

4 четверть

53

Нравственная проблематика и гуманизм рассказа «Возвращение».

1

Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Нравственная проблематика рассказа.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя, содержание изученного произведения.  Уметь: анализировать текст, давать характеристику героям

2.04

54

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1

Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского, Б. Окуджавы, А.Фатьянова

Знать: поэтов военного времени, стихи наизусть.

Уметь: выразительно читать произведения наизусть, соблюдать нормы литературного произношения

6.04

55

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

1

Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя, содержание изученного произведения.  Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение

9.04

56

Русские поэты  ХХ века о Родине, родной природе.

1

Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Знать: особенности мировосприятия поэтов. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст,  выявлять авторские размышления о взаимоотношениях человека и природы.

13.04

57

Поэты Русского зарубежья об оставленной  ими Родине.

1

Гражданская поэзия поэтов Русского Зарубежья. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Знать: особенности мировосприятия поэтов.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

16.04

58

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта» Поединок семейной вражды и любви.

1

Краткий рассказ о писателе. Трагедия как жанр драмы.

Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности.

Знать: основные факты жизни и творчества драматурга, особенности драматического произведения; литературного жанра. Уметь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям

20.04

59

«Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

1

Конфликт как основа сюжета драматического произведения

Знать: содержание предложенных отрывков, особенности драматического произведения; литературного жанра. Уметь: анализировать художественное произведение

23.04

60

Сонеты У. Шекспира. Сонет как форма лирической поэзии  

1

В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» Воспевание поэтом любви и дружбы.

Знать: о сонете как жанре лирики. Уметь: анализировать художественное произведение, выразительно читать

27.04

61-62

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены)

2

XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Знать: основные факты жизни и творчества драматурга, основные черты классицизма Уметь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям

4.05

7.05

63

Черты классицизма в комедии Мольера.

1

Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Знать: содержание комедии, особенности классицизма Уметь: анализировать художественное произведение, выразительно читать фрагменты по ролям

11.05

64-

65

Дж. Свифт Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

2

Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя, содержание предложенного отрывка

Уметь: формулировать свою позицию относительно прочитанного

14.05

16.05

66-67

В. Скотт Слово о писателе «Айвенго» как исторический роман

2

Краткий рассказ о писателе. Средневековая Англия в романе. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя, содержание предложенного отрывка.

 Уметь: формулировать свою позицию относительно прочитанного

18.05

23.05

68

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе

1

Тестирование

Знать: содержание изученных в 8 классе произведений

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....