Урок литературы в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок посвящен жанру японской поэзии хокку. Это рассказ учителя с демонстрацией слайдов, чтение и обсуждением стихотворений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 22.82 КБ |
Презентация №1 к уроку | 943 КБ |
Презентация №2 к уроку | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Хокку – жанр японской поэзии"
Задачи:
- Заинтересовать учащихся творчеством японских поэтов.
- Пробудить интерес к чтению хокку и научить вдумываться в стихотворные строки.
Творческая УЗ:
- нарисовать иллюстрацию к понравившемуся хокку;
- сочинить собственное хокку.
Оборудование:
- слайд-шоу “Япония” (приложение 2);
- слайд-шоу “Сакура” (приложение 3);
- презентация “Хокку” (приложение 1);
- икебана, сосновая ветка, бонсай, хризантема, картина “Ветка сакуры”, чайная чашка, веер;
- распечатка хокку.
Ход урока
Слово учителя:
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Японии. Познакомимся с культурой, выясним, что такое хокку как жанр японской поэзии, научимся понимать её сокровенный смысл.
Япония – потрясающая страна. Здесь уникально всё – города, искусство, культура. Япония славится своим искусством – поэзией, живописью, театром.
Что может быть лучше мгновения, запечатлённого в цветах, травах и ветвях, оформленных в одну композицию?
В Японии существует искусство икебана. Оно способно выразить совершенство природы, раскрыть всю её глубину и своеобразие.
Икебана
Икебана переводится как “2-я жизнь”. Как и всякое искусство, икебана имеет свои законы. Японские дети несколько лет изучают их в школе, а взрослые – в кружках и на предприятиях.
Каждому времени года соответствуют определённые цветы, поэтому нельзя смешивать цветы тюльпанов (весенние цветы) и хризантем (осенние). В новогоднем букете должны быть ветка сосны – символ долголетия и выносливости; бамбук – жизнерадостности и изобилия; цветущая ветка сливы –символ надежды и вечного обновления.
Хризантема
Хризантема – золотой цветок. Так переводится с греческого название этого растения. В Японию хризантемы попали в 4 веке. Здесь им дали название “кику”, что означает “солнце”.
С давних пор ежегодно в октябре проводится любимый всеми японцами “Праздник Хризантем”. Этот цветок – символ Японии. Он изображён на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – “Ордене Хризантемы”. Нигде в мире нет такого любовного, внимательного и даже почтительного отношения к цветку, как в Японии.
Бонсай
В истории возникновения бонсай много неизвестного и непонятного.Одни утверждают, что бонсай появились вследствие бедности населения. См Другие вспоминают легенду. Император во внутреннем саду своего дворика воссоздал уменьшительную копию своей империи. Он в точности повторял все холмы, горы, реки, озёра. Так появились впервые и карликовые деревца.
В японском языке существует выражение “цивилизация сосновой иглы”. Оно обозначает способность наслаждаться красотой одной хвоинки.
Как в капельке росы отражается солнце, так и в одном цветке, в одной ветке отражается великая природа. Надо только внимательно к ним присмотреться. И когда срываешь цветок, оглянись, не нарушишь ли ты красоту природы?
Почему японцы так бережно относятся к природе? Откуда такое поклонение?
Истоки нужно искать в древности. Предки современных японцев верили, что любой элемент природы имеет душу и является божеством. Нужно научиться жить в гармонии с ками – духами, которые обитают всюду.
С тех пор у японского народа сохранились красивые традиции: сообща любоваться наиболее поэтическими явлениями природы:
Только что выпавшим снегом (зимой), цветением сакуры (весной), ярким багрянцем листьев (осенью), многоцветьем трав и цветов (летом).
Как рассказать об аромате цветов весны и журчании ручейков, бегущих по равнине; о печальных криках журавлей, покидающих родные края; о тишине заснеженного перевала?
Мы обратимся с вами к японской поэзии.
Слайды 1-2.
Вопросы:
-Чем непривычны стихи? Какова их особенность?
В японской поэзии есть одна особенность – недосказанность. Эмоции как бы остаются за рамками стихотворения. Читателю предоставляется возможность постичь сокровенный смысл.
Определение и строение. Слайд №3-4.
Хокку – жанр японской поэзии появился в 17 веке. Создатели – учителя, врачи, художники, писатели, ремесленники и самураи.
Автор не пытается нарисовать живописную картину, а подмечает что-то необычное в привычных предметах. Японский поэт рисует, намечает немногими словами то, что вы сами должны домыслить, дорисовать в воображении.
О чём можно было писать хокку? Слайд №5.
Послушайте хокку и постарайтесь определить, о каком времени года идёт речь? Какие приметы об этом говорят?
Лёд растаял в пруду,
И снова зажили дружно
Вода с водою.
Басё
Опустели поля -
Только где-то вдали маячат
Хохолки журавлей…
Сики
Ночной снегопад
Окончился - как засверкали
Дома, деревья!
Тококу
На солнцепёке
Прикоснулся к камню рукой -
Как он прохладен.
Сики
Японская поэзия поражает своей ёмкостью и необычностью. Главное не то, что ты услышал, увидел, прочитал, а то, что сумел понять из этого. В японских школах при изучении одного стихотворения практически каждый ученик имеет своё представление о том, что прочитал. Попробуем и мы приобщиться к тайнам хокку.
Чтение и анализ хокку (см. приложение №1).
Примерные вопросы:
-Какие картины вы себе представляете?
-Каким настроением пронизано стихотворение?
- О чём заставило вас задуматься?
-Каково авторское отношение?
- Какие краски преобладают?
Оказывается, вы очень хорошо разбираетесь в японской поэзии.
А что скажете на это?
Как вишни расцвели!
Они с коня согнали
И князя – гордеца.
Представим себе такую картину.
Весна. Цветущая вишня. Мимо неё проезжает знатный господин, который путешествует не один, а в сопровождении свиты.
Все останавливаются. Разодетый князь и его свита сходят с коней и любуются розовым облаком цветущего дерева.
Сакура – это национальное дерево Японии. Цветение сакуры празднуется в течение многих столетий. Вот как об этом рассказывается в легенде.
Сакура
Он был самураем. И в саду у него росла вишня и цвела весной – в обычное время, положенное ей. Под этим деревом играл он ещё ребёнком и знал, что здесь играли его родители, родители родителей, их предки. Сам он вырос, состарился и пережил всех своих детей. Единственное, что оставалось у него, было вишнёвое дерево. И о ужас! Летом очередного года сакура начала засыхать и умерла. От горя старый человек заболел. Но вот как-то раз к нему пришла счастливая мысль: он понял, как оживить погибшее дерево. Он вышел в сад, поклонился засохшему стволу и сказал:
- Умоляю тебя, снизойди до моей просьбы, начни расцветать снова. Я хочу умереть вместо тебя. Возьми мою жизнь…
Тело его умерло, а дух вселился в дерево, и оно расцвело в тот же самый час.
Задание: выберите одно из стихотворений о сакуре и объясните, как вы его понимаете.
Критерием красоты японского народа является всё маленьких размеров: икебана, живописные миниатюры, хокку. Главное, чтобы в малом, простом, незаметном увидеть красоту.
Вдумаемся в такие слова:
Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное;
Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое;
Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное;
Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.
Слайд № 6.
Хокку – малой формы стихи,
О многих вещах расскажут они…
Итоги.
Вопросы:
-Что вы узнали на уроке?
-Что такое хокку и в чём их особенность?
Чайная чашка.
У японцев есть такое понятие – “чайная церемония”. В представлении японцев каждый человек должен владеть мастерством стихосложения. Любители поэзии часто собирались за чашкой чая. Во время чаепития произносились мудрые речи, читались стихи, иногда устраивались состязания: кто лучше сочинит стихотворение.
Чайную церемонию устроим дома. Слайд №7
Домашнее задание (на выбор):
- нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению;
- выбрать в учебнике 1 хокку и объяснить смысл;
- сочинить собственное хокку.
Вот мы и познакомились с ещё одной страничкой в истории мировой литературы. То, что интересовало людей тысячу лет назад, интересно и нам. Ведь мы говорим о поэзии, а значит, о жизни, любви, природе и красоте – то есть о вечном…
Музыка. Слайд №8.
-Что лично вам дало знакомство с японскими хокку?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метёлка травы. Бьётся, дрожит под ветром Её сердечко… Исса
Хокку - лирическое стихотворение, состоящее из трёх строк, построенное на выразительной детали, чаще всего посвящённое природе
Строение хокку 1 строка – 5 слогов 2 строка – 7 слогов 3 строка – 5 слогов С ветки на ветку Тихо сбегают капли... Дождик весенний. Басе
О родном крае О работе Об искусстве О природе О жизни
Как вишни расцвели! Они с коня согнали И князя-гордеца.
Х окку – малой формы стихи. О многих вещах расскажут они: К ак сакура цветёт весной, К ак стрекоза летит домой… У мей постичь природы торжество. Хокку – великое волшебство!
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...