Урок по «Преступлению и наказанию»
методическая разработка по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Гаврилова Светлана Германовна – учитель русского языка и литературы МКОУ «Баскаковская СОШ»
Урок по «Преступлению и наказанию»
ЕВАНГИЛЕВСКИЕ МОТИВЫ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ…
Обрести Христа — значит, обрести собственную душу.
Ф. М. Достоевский
Как учитель литературы я вижу одну из своих задач в том, чтобы помочь ребятам осмыслить русскую классику, которая призывает вслед за Библией помогать страждущему, учит, что единственно верный путь изменения дурных общественных отношений
- нравственное самосовершенствование, что всякое изменение общества через насилие губительно, что духовное смирение и служение людям — это идеальный образ нашей жизни, проповедуемый Евангелием.
Приобщение детей к Библии начинается в V классе, а это значит, что у нас есть прекрасная возможность дать им глубокие знания евангельских сюжетов в литературе и искусстве и этим обогатить духовный мир постижением величайшей книги человечества.
Поделюсь своим опытом изучения евангельских мотивов на уроках по роману Достоевского «Преступление и наказание».
Тема урока:
«Раскольников и Соня Мармеладова. "Правда" Сони Мармеладовой».
Разговор о Соне и Родионе Раскольникове будет более полным, если обратить внимание учеников на библейскую притчу о воскресении Лазаря, которую Раскольников просит прочитать ему. Следует провести лингвистический анализ сцены, для того чтобы глубже понять мысль Достоевского: «Обрести Христа — значит, обрести собственную душу».
На дом учащиеся получили задание: прочитать 4-ю главу IV части; обратить внимание на поведение героев при встрече, выписать авторские ремарки; определить, в каком контексте звучит библейская притча о воскресении Лазаря; подумать о том, какие нравственные уроки, заключенные в ней, извлекают для себя герои романа.
Итак, наша общая с учащимися цель — определить, в чем «правда» Сони Мармеладовой; проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на «преступление» Сонечки; осмыслить слова Достоевского, вынесенные в эпиграф урока (это и будет письменной работой на дом).
Начинаем урок с беседы.
- Как объясняет Раскольников свой первый визит к Сонечке?
Обращаем внимание на детали, пытаемся их объяснить: Раскольников, «стараясь не глядеть на нее», прошел в комнату... Соня, «совсем растерявшаяся, вся в невыразимом волнении»; «краска бросилась в ее бледное лицо»; «ей было и тошно, и стыдно, и сладко».
- Может быть, он хочет найти объяснение и своему преступлению;
- Раскольников, идя к Соне, не замечал разницы между своим и ее преступлением. Правда, потом понял, «до какой чудовищной боли истерзала ее мысль о бесчестном и позорном ее положении».
- «Никому ты этим не помогаешь, и никого ни от чего не спасаешь», — говорит он Соне, но, думается, говорит и сам себе. Мы знаем, что, убив старуху, Раскольников тоже никому этим не помог и никого ни от чего не спас.
- Как можно объяснить поведение Раскольникова, «бесцеремонно осматривающего комнату»?
- Наверное, он осуждает подобную жизнь, поэтому и говорит с ней, «не подымая на нее глаз».
- Он хочет понять, как она, преступница, живет, чем она дышит, что поддерживает ее, во имя чего она переступила. Но, глядя на нее, он смягчается: голос его вдруг стал «тихим и ласковым», «смотрит почти с содроганием».
Читаем и анализируем диалог Сони и Раскольникова.
- Вдумайтесь в рассуждение Сони об окружающих ее людях, о Катерине Ивановне. Как она раскрывается в них?
- В ее рассуждениях — безграничная любовь, сочувствие, уважение, сострадание к бедным людям.
- Какое-то ненасытимое сострадание... изображалось в чертах ее лица.
Почему Раскольников продолжает свой «допрос», хотя, кажется, понимает, почему и ради чего она так живет?
- Он подводит к мысли: «С Полечкой, наверное, то же будет»; он доводит ее до исступления. Она,»как отчаянная», громко крикнула, как будто ее «ножом; ранили», по ее лицу «пробежали судороги», потом она горькогорько заплакала.
- Раскольников слышит: «Бог такого ужаса не допустит» - и пытается уверить себя в ее сумасшествии. «Разве в здравом рассудке можно так рассуждать, как она? Что она, уж не чуда ли ждет? Разве все это не признаки помешательства?»
Раскольников еще раз убеждает себя, что она не в себе. «Вот и исход! Вот и объяснение исхода! Юродивая!» — в этом контексте и появляется Новый Завет. Обратим внимание, что ситуация нагнетается Раскольниковым, он настойчиво требует прочитать ему «про воскресение Лазаря». Почему? Недоумевает и Соня: «Зачем вам? Ведь вы не веруете?..»
Чтение и анализ библейской истории о воскресении Лазаря. Обратим внимание на поведение Раскольникова и Сони (запись в тетрадь).
Соня: руки дрожали, голоса не хватало, не выговаривала первого слова, но с третьего слова голос зазвенел и порвался, как натянутая струна, стыдится, что голос дрогнет, дух пересекало, в груди восторженное волнение, вся дрожала. И вдруг вся преобразилась. Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания... чуда?
Раскольников: грубо и раздражительно настаивал на чтении, понимал, что это ее тайна, с волнением смотрел на нее, слушает и понимает, как Иисус любит тех, кто страдает. «Иисус прослезился» — именно в это время Раскольников обернулся и увидел, что Соня «дрожит в лихорадке». Раскольников ожидал этого. Почему? Уж не чуда ли воскрешения ждет он от Сонечки?
- Приводя текст Евангелия от Иоанна, Достоевский курсивом выделил слова «Я есмь Воскресение и жизнь». Как вы думаете, почему?
Ученики должны понять, что Соня, глубоко верующая, «переступила» ради блага голодных детей, думала не о себе, а о своих ближних. Что-то святое мы видим в Соне, обрекшей себя на страдание ради других. Раскольников, слушая ее рассказ о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о Соне. Любовью христианской любит Соня людей. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о «славе и власти» «над всею тварью дрожашею и над всем муравейником», понял правду Сони, ее жертвенность, ее чистоту.
Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменился лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. Как известно, сам писатель тоже не сразу пришел к этому. Пребывание его на каторге заставило задуматься над сутью православия, его значением для русского человека и для России. «Обрести Христа — значит, обрести собственную душу» — вот вывод, к которому приходит Достоевский.
Евангелие от Иоанна
Глава 11
- Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
- Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
- Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
- Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божи- ей, да прославится чрез нее Сын Божий.
- Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
- Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
- После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
- Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
- Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
- А кто ходит ночью, спотыкается,потому что нет света с ним.
- Сказав это, говорит им потом: Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его.
- Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
- Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
- Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
- И радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.
- Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним.
- Иисус, пришед, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
- Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати,
- И многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии - утешать их в печали о брате их.
- Марфа, услышавши, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
- Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой;
- Но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
- Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
- Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
- Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет;
- И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
- Она говорит Ему: так, Господи! я верую,
- Сказавши это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
- Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
- Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
- Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб - плакать там.
- Мария же, пришед- ши туда, где был Иисус, и увидевши Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
- Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскор- бел духом и возмутился…
- И сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
- Иисус прослезился.
- Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его!
- А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
- Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
- Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
- Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
- Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
- Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
- Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
- И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
- Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него...
Завершаем урок обсуждением вопроса: можем ли мы говорить о том, что Раскольников обрел душу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по «Преступлению и наказанию»
Урок по «Преступлению и наказанию»,Ф. М. Достоевский...
Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"
Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень отличное от других классиков русской литературы от...
Урок по роману Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"
"Мотивы преступления Раскольникова" - 5 урок в системе уроков по роману Достоевского "Преступление и нааказание". Цель урока - показать общественно-историческую ситуацию в России в 60-егг. 19 века, со...
Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....
"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Тема урока: «Преступление и наказание Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...
Урок литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"
Конспект урока литературы с презентацией по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" для 10 класса...
Презентация к уроку "Роман "Преступление и наказание". Своеобразие жанра
Презентация к уроку "Роман "Преступление и наказание". Своеобразие жанра...