Урок по «Преступлению и наказанию»
методическая разработка по литературе на тему

Ф. М. Достоевский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prestuplenie_i_nakazanie.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Гаврилова Светлана Германовна – учитель русского языка и литературы МКОУ «Баскаковская СОШ»

          Урок по «Преступлению и наказанию»

ЕВАНГИЛЕВСКИЕ МОТИВЫ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ…

Обрести Христа — значит, обрести собственную душу.

Ф. М. Достоевский

Как учитель литературы я вижу одну из своих задач в том, чтобы помочь ребятам осмыслить русскую классику, которая призывает вслед за Библией помогать страждущему, учит, что единственно верный путь изменения дурных общественных отношений

  • нравственное самосовершенствование, что всякое изменение общества через насилие губительно, что духовное смирение и служение людям — это идеальный образ нашей жизни, проповедуемый Евангелием.

Приобщение детей к Библии начинается в V классе, а это значит, что у нас есть прекрасная возможность дать им глубокие знания евангельских сюжетов в литературе и искусстве и этим обогатить духовный мир постижением величайшей книги человечества.

Поделюсь своим опытом изучения евангельских мотивов на уроках по роману Достоевского «Преступление и наказание».

Тема урока: 

«Раскольников и Соня Мармеладова. "Правда" Сони Мармеладовой».

Разговор о Соне и Родионе Раскольникове будет более полным, если обратить внимание учеников на библейскую притчу о воскресении Лазаря, которую Раскольников просит прочитать ему. Следует провести лингвистический анализ сцены, для того чтобы глубже понять мысль Достоевского: «Обрести Христа — значит, обрести собственную душу».

На дом учащиеся получили задание: прочитать 4-ю главу IV части; обратить внимание на поведение героев при встрече, выписать авторские ремарки; определить, в каком контексте звучит библейская притча о воскресении Лазаря; подумать о том, какие нравственные уроки, заключенные в ней, извлекают для себя герои романа.

Итак, наша общая с учащимися цель — определить, в чем «правда» Сони Мармеладовой; проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на «преступление» Сонечки; осмыслить слова Достоевского, вынесенные в эпиграф урока (это и будет письменной работой на дом).

Начинаем урок с беседы.

  • Как объясняет Раскольников свой первый визит к Сонечке?

Обращаем внимание на детали, пытаемся их объяснить: Раскольников, «стараясь не глядеть на нее», прошел в комнату... Соня, «совсем растерявшаяся, вся в невыразимом волнении»; «краска бросилась в ее бледное лицо»; «ей было и тошно, и стыдно, и сладко».

  • Может быть, он хочет найти объяснение и своему преступлению;
  • Раскольников, идя к Соне, не замечал разницы между своим и ее преступлением. Правда, потом понял, «до какой чудовищной боли истерзала ее мысль о бесчестном и позорном ее положении».
  • «Никому ты этим не помогаешь, и никого ни от чего не спасаешь», — говорит он Соне, но, думается, говорит и сам себе. Мы знаем, что, убив старуху, Раскольников тоже никому этим не помог и никого ни от чего не спас.
  • Как можно объяснить поведение Раскольникова, «бесцеремонно осматривающего комнату»?
  • Наверное, он осуждает подобную жизнь, поэтому и говорит с ней, «не подымая на нее глаз».
  • Он хочет понять, как она, преступница, живет, чем она дышит, что поддерживает ее, во имя чего она переступила. Но, глядя на нее, он смягчается: голос его вдруг стал «тихим и ласковым», «смотрит почти с содроганием».

Читаем и анализируем диалог Сони и Раскольникова.

  • Вдумайтесь в рассуждение Сони об окружающих ее людях, о Катерине Ивановне. Как она раскрывается в них?
  • В ее рассуждениях — безграничная любовь, сочувствие, уважение, сострадание к бедным людям.
  • Какое-то ненасытимое сострадание... изображалось в чертах ее лица.

Почему Раскольников продолжает свой «допрос», хотя, кажется, понимает, почему и ради чего она так живет?

  • Он подводит к мысли: «С Полечкой, наверное, то же будет»; он доводит ее до исступления. Она,»как отчаянная», громко крикнула, как будто ее «ножом; ранили», по ее лицу «пробежали судороги», потом она горькогорько заплакала.
  • Раскольников слышит: «Бог такого ужаса не допустит» - и пытается уверить себя в ее сумасшествии. «Разве в здравом рассудке можно так рассуждать, как она? Что она, уж не чуда ли ждет? Разве все это не признаки помешательства?»

Раскольников еще раз убеждает себя, что она не в себе. «Вот и исход! Вот и объяснение исхода! Юродивая!» — в этом контексте и появляется Новый Завет. Обратим внимание, что ситуация нагнетается Раскольниковым, он настойчиво требует прочитать ему «про воскресение Лазаря». Почему? Недоумевает и Соня: «Зачем вам? Ведь вы не веруете?..»

Чтение и анализ библейской истории о воскресении Лазаря. Обратим внимание на поведение Раскольникова и Сони (запись в тетрадь).

Соня: руки дрожали, голоса не хватало, не выговаривала первого слова, но с третьего слова голос зазвенел и порвался, как натянутая струна, стыдится, что голос дрогнет, дух пересекало, в груди восторженное волнение, вся дрожала. И вдруг вся преобразилась. Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания... чуда?

Раскольников: грубо и раздражительно настаивал на чтении, понимал, что это ее тайна, с волнением смотрел на нее, слушает и понимает, как Иисус любит тех, кто страдает. «Иисус прослезился» — именно в это время Раскольников обернулся и увидел, что Соня «дрожит в лихорадке». Раскольников ожидал этого. Почему? Уж не чуда ли воскрешения ждет он от Сонечки?

  • Приводя текст Евангелия от Иоанна, Достоевский курсивом выделил слова «Я есмь Воскресение и жизнь». Как вы думаете, почему?

Ученики должны понять, что Соня, глубоко верующая, «переступила» ради блага голодных детей, думала не о себе, а о своих ближних. Что-то святое мы видим в Соне, обрекшей себя на страдание ради других. Раскольников, слушая ее рассказ о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о Соне. Любовью христианской любит Соня людей. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о «славе и власти» «над всею тварью дрожашею и над всем муравейником», понял правду Сони, ее жертвенность, ее чистоту.

Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменился лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. Как известно, сам писатель тоже не сразу пришел к этому. Пребывание его на каторге заставило задуматься над сутью православия, его значением для русского человека и для России. «Обрести Христа — значит, обрести собственную душу» — вот вывод, к которому приходит Достоевский.

Евангелие от Иоанна

Глава 11

  1. Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
  2. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
  3. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
  4. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божи- ей, да прославится чрез нее Сын Божий.
  5. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
  6. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
  7. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
  8. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
  9. Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
  10. А кто ходит ночью, спотыкается,потому что нет света с ним.
  11. Сказав это, говорит им потом: Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его.
  12. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
  13. Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
  14. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
  15. И радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.
  16. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним.
  17. Иисус, пришед, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
  18. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати,
  19. И многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии - утешать их в печали о брате их.
  20. Марфа, услышавши, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
  21. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой;
  22. Но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
  23. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
  24. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
  25. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет;
  26. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
  27. Она говорит Ему: так, Господи! я верую,
  28. Сказавши это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
  29. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
  30. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
  31. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб - плакать там.
  32. Мария же, пришед- ши туда, где был Иисус, и увидевши Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
  33. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскор- бел духом и возмутился…
  34. И сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
  35. Иисус прослезился.
  36. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его!
  37. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
  38. Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
  39. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
  40. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
  41. Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
  42. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
  43. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
  44. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
  45. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него...

        Завершаем урок обсуждением вопроса: можем ли мы говорить о том, что Раскольников обрел душу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по «Преступлению и наказанию»

Урок по «Преступлению и наказанию»,Ф. М. Достоевский...

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Урок по роману Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"

"Мотивы преступления Раскольникова" - 5 урок в системе уроков по роману Достоевского "Преступление и нааказание". Цель урока - показать общественно-историческую ситуацию в России в 60-егг. 19 века, со...

Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тема урока: «Преступление   и наказание Раскольникова    по   роману Ф.М. Достоевского  «Преступление  и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...

Урок литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"

Конспект урока литературы с презентацией по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" для 10 класса...

Презентация к уроку "Роман "Преступление и наказание". Своеобразие жанра

Презентация к уроку "Роман "Преступление и наказание". Своеобразие жанра...