Рабочая программа по литературе 8 кл
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Рабочая программа по литературе 8 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_8_kl.docx166.36 КБ

Предварительный просмотр:

                              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Альшеевская средняя общеобразовательная школа

                                                                   Буинского муниципального района  Республики Татарстан»

                         «Согласовано»                                                                                                                             «Утверждаю»

Заместитель директора по УР                                                                                                               Директор школы:

                        В.В. Мельникова                                                                                                                              Р.П. Ярхунова

            «29» августа 2016 года                                                                                                                            Приказ № 156 от 29.08.2016 года

Рабочая программа

       по литературе 8 класса

 на 2016 – 2017 учебный год

учителя первой квалификационной категории

 Мельниковой Веры Владимировны

Учебник: литература

Класс: 8

Автор учебника: Г.С. Меркин

Программа рассмотрена

на заседании методического объединения.

Протокол №1  от  26  августа 2016года

                                                                                                              Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.) и авторской программы по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). Программа рассчитана на 70 часов, в том числе: 4 часа развития речи, 4 часа внеклассного чтения. В неделю 2 часа.

Рабочая программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Согласно Государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1.Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2.Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3.Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4.Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диа логической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике ге роя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентоносный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировозренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необхо димость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, наце ленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на пере дачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообра зованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельно му поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессио нальная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандарт ные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концеп ции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образова тельных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государст венном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учеб ного процесса, их переориентацию на достижение

конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных пред ставлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познаватель ной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполага ет все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Важнейшими умениями в 8классе являются следующие:

*умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений; *выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;

*осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

*умение обосновывать свое суждение, давать характери стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве дении; *умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про изведения; *умение составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения; *умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

*умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов; *умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы;

*умение выявлять авторское отношение к героям, сопо ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения; *умение высказывать собственное суждение об иллю страциях.

Перечень учебно-методического обеспечения.

В 2015 -  2016 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (9-11 классы), а также в соответствии с Информационно-методическими материалами по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово».\ Москва, «Русское слово». 2006 год.

Учебник «Литература. 8 класс.» автор-составитель: Меркин Г.С.,\ Москва, «Русское слово», 2010 г.» соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст художественного произведения.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п\п

Наименование разделов

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество

2

3.

Древнерусская литература

3

4.

Литература 18 века

3

5.

Литература 19 века

32

6.

Литература 20 века

22

7.

Зарубежная литература

4

8.

Что читать летом?

1

9.

Резервные уроки. Литература народов

2

России.

ИТОГО

70, из них 4 часа

развития речи, 2

контрольные работы, 4

часа внеклассного

чтения.


Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и  тем уроков

Ко

Элементы содержания

Планируемый

Домашнее

ЭКК

Дата

л-

результат освоения

задание

проведе

п.

во

материала

ния

п

час

Своеобразие курса литературы

Знать жанры и

Стр.3-4(изучи

1.

Введение

ов

Художественная литература и история.

1

8 класса. Художественная

роды

ть)

литература и история.

художественной

03.09

Значение художественного

литературы.

произведения в культурном

наследии страны.

Отражение жизни народа в

Из устного народного творчества Исторические песни : « Возвращение

1

Уметь выразительно

Выразительное чтение песни

Исторические песни чувашского народа

2

Творческий процесс в исторических песнях. Песня как

05.09

Филарета», «Разин и девка- астраханка»,

жанр фольклора, историческая

читать поэтический

(по выбору)

( по выбору). Связь с представлениями и

текст, определять

песня, отличие исторической

исторической памятью и отражение их в

жанр

песни от былины , песня-плач.

народной песне.

произведения.

3.

«Солдаты освобождают Смоленск»,

1

Средства выразительности

Уметь находить

Стр.10-11(изуч

«Иван Грозный молится по сыне»

русского языка. Проблематика

средства

ить),стр.

10.09

Средства выразительности,

произведения.

выразительности в

18(в.1-7 устно)

проблематика в исторической песне и

исторических

песне-плаче.

песнях,

формулировать

проблему,

затронутую в

произведении.

Уметь

выразительно

читать поэтический

текст.


4

.

Из древнерусской литературы

1

Тематическое многообразие

Владение

Стр.19-20

«Сказание о Борисе и Глебе»

древнерусской литературы.

различными

(изучить)

«Слово о погибели Русской земли». Тема

Житийная литература. Сказание

видами чтения и

добра и зла в произведениях.

и слово как жанры

пересказа. Уметь

древнерусской литературы.

наблюдать над

Летописный свод.

лексическим

Выразительность речи. Тропы и

составом

17.09

фигуры речи.

произведения .

Уметь находить

средства

выразительности в

художественном

произведении.

5

.

«Житие Сергия Радонежского». Глубина

1

Основные нравственные

Уметь различать

Стр.27-28

и сила нравственных представлений о

проблемы житийной

жанры

(в.1,2,6) устно

19. 09

человеке.

литературы.

древнерусской

литературы,

формулировать

проблемы,

затронутые в

произведении.

6.

«Житие Александра Невского».

1

Основные нравственные

Уметь различать

Стр.38-39

Благочестие, доброта, открытость,

проблемы житийной

жанры

(в.1,2,5)устно

святость, служение Богу - основные

литературы.

древнерусской

проблемы житийной литературы.

литературы,

24.09

формулировать

проблемы,

затронутые в

произведении.

7.

Из литературы 18 века

1

Знакомство с творчеством

Уметь

Наизусть стих.

Г.Р.Державин в Казани

Державин Г.Р. Поэт и государственный

Г.Р.Державина. Отражение в

выразительно

«Памятник»,

26.09

чиновник. Тема поэта и поэзии в

творчестве фактов из биографии

читать лирический

стр.47 (в.4

стихотворении «Памятник»

поэта. Основные мотивы

текст. Владеть

устно)

стихотворений Державина.

анализом

Теория литературы: традиции

лирического


классицизма в лирическом

произведения.

тексте, ода.

Находить ключевые

слова и

словосочетания из

текста при ответе

на вопрос.

8.

Карамзин Н.М. Основные вехи

1

Знакомство с творчеством

Знать определение

«Бедная Лиза»

биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная

Н.М.Карамзина.

сентиментализма и

прочитать

Лиза»- новая эстетическая реальность.

Теория литературы:

классицизма, их

сентиментализм как

основные

литературное направление,

признаки.

01.10

сентиментализм и классицизм

Уметь различать

(чувственное направление

произведения

в противовес рациональному).

литературы с точки

Жанр сентиментальной повести.

зрения

литературного

направления.

Владеть

различными

видами чтения и

пересказа.

9.

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная

1

Проблематика, тема, герой

Владеть анализом

Стр.65

проблематика и тематика, новый тип

литературного произведения.

прозаического

(в.1,2,3,4,8

героя . Образ Лизы

Анализ прозаического

произведения.

устно)

03.10

произведения.

10

Из литературы 19 века

1

Краткие сведения о поэтах.

Владеть анализом

Стр.72-74

Поэты круга Пушкина:

Выразительное чтение и анализ

лирического

(изучить),

Основные темы, мотивы лирики

стихотворений, баллад и

произведения.

выразит.чтени

08.10

В.А.Жуковского.

эллегий:

Уметь составлять

е

Жуковский В.А. «Лесной царь»,

цитатный или

стих.Жуковско

«Море», «Невыразимое»,

тезисный план,

го (по выбору)

«Сельское кладбище».

выразительно

Элементы сентиментализма и

читать лирическое

романтизма в данных

произведение.

стихотворениях.


11

Поэты круга Пушкина. Основные темы и

1

Баллада, элегия, дума, песня,

Владеть анализом

Стр.97,в.1

мотивы лирики К.Ф. Рылеева.

«легкая» поэзия. Основные темы

лирического

устно,

Стихотворения «К временщику», «Иван

и мотивы произведений

произведения.

повторить

Сусанин»

Рылеева.

Уметь составлять

биографию

цитатный или

А.С. Пушкина.

10.10

тезисный план,

выразительно

читать лирическое

произведение.

Уметь находить

признаки думы в

лирическом

произведении.

12

Пушкин А.С. Тематическое богатство

1

Творчество А.С.Пушкина.

Владеть навыками

Стр.115,

поэзии поэта. « И.И. Пущину»,

Тематическое богатство поэзии

выразительного

вопросы 1-5

« 19 октября 1825 года».

поэта.

чтения

устно

История написания и основная

стихотворения,

проблематика произведений,

элементами

изучаемых на уроке. Анализ

анализа

15.10

стихотворения «19 октября 1825

поэтического

года»

текста.

Поэтическая интонация,

Знать основные

художественно-выразительная

мотивы лирики А.С.

роль частей речи.

Пушкина.

13

Пушкин А.С.Повесть «Капитанская

1

Историческая повесть. Новый

Владение

Главы 1-5

Пушкин в

дочка». Творческая история повести,

тип исторической прозы.

навыками

прочитать

Казани

17.10

проблематика.

Эпиграф.

выразительного

Словарная работа: прототип,

чтения и навыками

прообраз, мятеж, восстание.

сжатого пересказа

текста.

14

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская

1

Жанровые особенности

Знать основных

Главы 6-10

дочка». Система образов повести.

произведения.

героев повести,

прочитать

Композиция. Образ рассказчика.

Жанр, сюжет произведения.

уметь давать им

22.10

Словарная работа: долг, честь,

характеристику,

достоинство, ирония.

высказывать свое


отношение к ним.

15

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская

1

Характер героя, литературный

Уметь выявлять

Образ Гринева

дочка». Формирование характера Петра

характер, литературный тип,

роль героя в

(письменно по

Гринева.

прототип.

раскрытии

плану)

24.10

идейного

содержания

произведения и

авторскую оценку.

Уметь выражать и

обосновывать свое

мнение о герое.

16

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская

1

Главы 6-9 повести,

Уметь

Стр.231

дочка». Падение Белогорской крепости

выразительное чтение отрывков,

пересказывать

вопросы к

анализ эпизода «Падение

художественное

главам 6,7

Белогорской крепости»

произведение с

устно.

использованием

29.10

цитат из текста,

анализировать

события, давать им

оценку.

17

Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка»

1

Характер героя, литературный

Уметь выявлять

Образ Маши

Образ Маши Мироновой.

характер, литературный тип,

роль героя в

Мироновой

07.11

прототип.

раскрытии

идейного

содержания

произведения и

авторскую оценку.

Уметь выражать и

обосновывать свое

мнение о герое.

18

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская

Характер героя, литературный

Уметь выявлять

Стр.232

дочка». Образ Пугачева.

характер, литературный тип,

роль героя в

вопросы 3,4

прототип. Связь литературы и

раскрытии

устно

истории.

идейного

12.11

содержания


произведения и

авторскую оценку.

Уметь выражать и

обосновывать свое

мнение о герое, а

также сравнивать с

реальным

историческим

лицом (Пугачев

Пушкина и

настоящий Пугачев

в истории)

19

Р.Р. Классное сочинение по повести

1

Литературное сочинение. Тема

Доработать

А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

сочинения, план сочинения,

сочинение

14.11

структура сочинения, эпиграф.

20

Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в

1

Военная служба поэта на

Знать биографию

Прочитать

Перевод

творчестве.

Кавказе, отражение событий

поэта, выделять

поэму

стихотворений

того периода в его творчестве.

основные периоды

«Мцыри»

Лермонтова на

19.11

его творчества,

родной язык

называть тематику

стихотворений.

Уметь

выразительно

читать

стихотворение.

21

Лермонтов М.Ю.

1

Творческая история поэмы, её

Уметь определять

Стр.269(в.1,2,4

«Мцыри»-романтическая поэма о

тема и идея. Выразительное

тему и идею

,5,6 устно)

21.11

вольнолюбивом юноше.

чтение поэмы с

лирического

комментариями.

произведения,

Словарная работа: обет, алтарь,

знать средства

ниц, чадра, терновник.

художественной

выразительности.

22

Композиция и художественные

1

Композиция и художественные

Уметь работать с

Стр.269 (в.9

особенности поэмы Лермонтова М.Ю.

особенности поэмы,

поэтическим

письменно),

«Мцыри»

образ-персонаж, образ-пейзаж,

текстом, проводить

выучить


экспрессия – как форма

его анализ.

наизусть

выразительности поэтической

отрывок из

силы, монолог – важнейшее

поэмы (по

26.11

средство раскрытия характера

выбору).

Мцыри.

23

«Мцыри – любимый идеал

1

Обобщения и выводы по образу

Уметь выражать

Написать

поэта»-В.Белинский.

главного героя поэмы. Значение

свое мнение о

сочинение по

28.11

поэмы в творчестве

произведении и

одной из тем

М.Ю.Лермонтова.

герое, делать

на стр.271.

выводы, используя

знания по теории

литературы.

24

Гоголь Н.В. Интерес писателя к театру.

1

Основные вехи биографии

Знать биографию

Прочитать 1 и

Гоголевские

Творческая история комедии «Ревизор»

Н.В.Гоголя. Творческая и

писателя, основные

2 действия

традиции в

сценическая история комедии.

его произведения,

комедии.

родной

03.12

Споры вокруг причастности к

уметь определять

Инд. задание:

литературе

сюжету комедии А.С.Пушкина.

их жанровое

подготовить

Теория литературы: драма,

своеобразие.

сообщение об

трагедия, комедия, коллизия,

образе

конфликт, сюжет, экспозиция,

Хлестакова.

завязка, кульминация, развязка.

25

Гоголь Н.В.»Ревизор». Хлестаков и

Анализ 1 и 2 действия комедии

Знать жанровые

Дочитать

«миражная» интрига.

особенности

комедию до

05.12

комедии, уметь

конца.

анализировать

Индивид.

комедию.

задания по

группам

(подготовить

сообщения по

образам

чиновников)

26

Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское

1

Образы чиновников в комедии.

Уметь давать

Стр. 378

чиновничество в сатирическом

Разоблачение пошлости,

характеристику

(в.3,5,6,7

10.12

изображении автора.

угодливости, чинопочитания,

образам комедии.

устно).

беспринципности,


взяточничества, лживости,

авантюризма, равнодушного

отношения к служебному долгу.

27

Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаковщина

1

Беседа о жизненных целях и

Уметь

Стр. 379 (в.

как общественное явление.

характере Хлестакова.

характеризовать

8-16 устно).

литературного

12.12

героя с

использованием

цитат из текста

произведения.

28

Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя

1

Литературное сочинение. Тема

Доработать

«Ревизор»

сочинения, план сочинения,

сочинение.

17.12

структура сочинения, эпиграф.

29

Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя.

1

Основные биографические

Знать, что такое

Прочитать

Повесть «Ася».

сведения о писателе.

повесть, уметь

повесть «Ася»

Работа по содержанию повести.

давать

характеристику

19.12

героям повести,

уметь

анализировать

эпизоды.

30

Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси:

1

Образ «тургеневской» девушки.

Знать, что такое

Подготовиться

любовь, нежность, верность – основное в

Наблюдения над характером и

сюжет, экспозиция,

к уроку

образе героини.

поведением Аси. Анализ

завязка,

внеклассного

эпизодов «Разговор господина

кульминация,

чтения (инд.

24.12

Н.и Аси»(гл.9),

развязка, эпилог,

задания по

«Сцена в домике фрау Луизы»

психологизм

группам).

(гл.16).Судьба русской девушки.

повести. Владеть

разными видами

пересказа

31

Вн.чт. Стихи и песни о родине и родной

1

Краткие сведения биографии

Уметь

Инд.задания

природе поэтов 19 века: Н. Гнедич

данных поэтов, выразительное

выразительно

по группам

«Осень»; П.Вяземский « Берёза»,

чтение и анализ стихотворений.

читать

(сообщения о

09.01

«Осень», А.Плещеев « Отчизна»,

стихотворения,

биографии


Н.Огарёв «Весною», И.Суриков « После

анализировать их.

Некрасова)

дождя», И.Анненский « Сентябрь», «

Зимний романс»

32

Некрасов Н.А. Судьба и жизнь народная

1

Сведения о биографии писателя.

Уметь

Наизусть

Судьба

в изображении поэта. Человек и природа

Тематика лирики поэта. Чтение и

выразительно

выучить

чувашского

в стихотворениях Некрасова.

анализ стихотворений «Зеленый

читать

стихотворение

народа в

14.01

шум»,

стихотворения,

Некрасова (по

литературе

анализировать их.

выбору).

33

Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир

2

Сведения о биографии поэта.

Уметь по

Стр.73-74

-3

природы и духовности в поэзии поэта

Мир природы и духовности в

характерным

прочитать,

16.01

4

«Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый

поэзии поэта. Чтение и анализ

признакам узнавать

в.1-3 устно.

21.01

мир красоты». Гармония чувств, единство

стихотворений «Учись у них: у

поэзию Фета,

Стр. 75, вопрос

с миром природы, духовность –

дуба, у березы», «Целый мир

выразительно

7 устно

основные мотивы лирики Фета.

красоты».

читать

стихотворения,

анализировать их.

35

Островский А.Н. Краткие сведения о

1

Биографические сведения .

Знать, какой вклад

Прочитать

писателе.

Основные произведения.

внес

пьесу

Островский и театр.

А.Н.Островский в

«Снегурочка»

23.01

развитие русского

театра.

36

Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка».

1

Творческая и сценическая

Определять жанр

Стр.97-103

Своеобразие сюжета.  Связь с

история пьесы. Основные

«Снегурочки»

прочитать

28.01

мифологическими и сказочными

образы.

сюжетами. Образ Снегурочки

37

Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка».

1

Связь пьесы с УНТ.

Определять, какие

Стр. 104,

Народные обряды, элементы фольклора

события пьесы

вопрос 5

в сказке

составляют ее

устно.

композицию:

04.02

экспозицию,

завязку,

кульминацию,

развязку.

38

Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя.

1

Основные биографические

Уметь определять

Стр.117,

06.02


«Отрочество».

сведения о писателе.

проблемы,

вопросы 3,5

затронутые в

устно.

рассказе, знать

жанровые признаки

рассказа.

39

Толстой Л.Н. «После бала». Становление

1

История рассказа. Жанр

Уметь определять

Стр.127,

11.02

личности в борьбе против жестокости и

рассказа. Наблюдения за

проблемы,

вопросы 2,6

произвола.

полковником на балу и после

затронутые в

устно

бала. Основные мотивы

рассказе, знать

рассказа.

жанровые признаки

рассказа.

40

Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы

1

Главная мысль рассказа. Личная

Понять главную

Стр.127,

создания образов.

ответственность человека за все,

мысль рассказа,

вопросы 8,9

13.02

что он совершает в жизни.

уметь находить

устно

Прием контраста

художественные

детали в тексте,

характеризующие

образы героев.

41

Контрольное тестирование по теме

1

Контроль знаний

18.02

«Литература 19 века».

42

Из литературы 20 века

1

Дополнить представления

Уметь наблюдать

Стр. 152,

М.Горьк

Горький М. Свобода и сила духа в

учащихся о Горьком, как о

над композицией

вопросы 3,4,5

ий в

изображении Горького. Рассказ «Макар

человеке. Основные мотивы

рассказа.

устно

Казани

20.02

Чудра».

творчества писателя.

Романтический рассказ.

43

Горький М. «Песня о Соколе». Специфика

1

Идейное своеобразие песни.

Определять, в чем

Прочитать

песни и романтического рассказа

Образ-символ. Поэтизация

смысл

рассказ «Мой

25.02

гордых и сильных людей.

противопоставлени

спутник»

Романтический герой.

я Сокола и Ужа.

Уметь выявлять

авторскую позицию

и способы ее

выражения.

44

Художественное своеобразие ранней

1

Идеал личности в раннем

Определять

Стр.179,

27.02


прозы Горького. Рассказ «Мой спутник»

творчестве писателя.

художественные

вопросы 9,10

средства, которые

устно.

использованы в

Инд.задание

рассказе. Уметь

стр.181, в.1-4

находить черты

по выбору.

романтизма в

описании природы.

45

Маяковский В.В. Краткие сведения о

2

Биографические сведения.

Уметь находить

Стр. 190,

04.03

06.03

-4

поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в

Рассказ об условиях, в которых

отличительные

вопросы 1-5

6

стихотворениях поэта. «Хорошее

формировался характер поэта.

признаки поэзии

устно.

отношение к лошадям»

Словотворчество и неологизмы

Маяковского,

как характерный признак

владеть навыками

творчества Маяковского.

выразительного

Лексика, рифма, ритм, система

чтения его

образов, поэтический синтаксис,

стихотворений .

интонация в стихотворениях

Маяковского.

47

Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие

1

Биографические сведения.

Уметь находить

Стр. 197,

проблемы «маленьких» людей.

Литературный псевдоним.

авторскую позицию

вопросы 1-8

Тематика рассказов

в рассказах Тэффи,

устно(по

писательницы.

видеть за смешным

группам)

11.03

Тонкая ирония рассказов Тэффи,

драматизм

система художественных

человеческой

образов, средства

жизни.

художественной

выразительности.

48

Зощенко М.М. «Обезьяний язык».

1

Биографические сведения.

Отличать юмор от

Стр. 205,

Человек и государство. Художественное

Знакомство с рассказами

сатиры, выявлять

вопросы 9,

13.03

своеобразие рассказа.

Зощенко, их основная тематика.

средства создания

10,11, 12

Словарная работа: юмор, сатира,

автором

устно.

гипербола, гротеск.

сатирического или

юмористического

произведения.

49

Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в

1

Биографические сведения,

Выразительное

Наизусть

18.03

природе». Тема творчества в лирике

тематика лирики. Словарная

чтение

стихотворение


поэта

работа: звукопись, аллитерация,

стихотворения,

Заболоцкого

ассонанс, юмор, метонимия,

уметь выполнять

по выбору.

снобизм.

сравнительный

анализ

стихотворений.

50

Заболоцкий Н.А. «Старая актриса»,

1

Основная мысль стихотворения,

Выразительное

Стр. 212,

«Некрасивая девочка». Тема красоты в

мастерство поэта в создании

чтение

вопросы 1-3

лирике поэта

образа. Разное понимание

стихотворения,

устно.

красоты: внешнее и внутреннее.

уметь выполнять

сравнительный

01.04

анализ

стихотворений.

51

Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к

1

Развитие речи учащихся.

Уметь выражать

Доработать

03.04

домашнему сочинению)

свое мнение по

сочинение.

поводу

прочитанного,

рассуждать на

заданную тему,

используя

аргументы из

читательского или

жизненного опыта.

52

Поэзия М.В.Исаковского.

1

Биографические сведения. Связь

Выразительное

Стр. 252-253

.

лирики поэта с УНТ, основные

чтение

изучить.

08.04

черты поэзии Исаковского.

стихотворений.

53

Твардовский А.Т. Основные вехи

1

Продолжить знакомство с

Знать основные

Стр. 248,

.

биографии. Судьба страны в поэзии

биографией Твардовского.

направления

вопросы 1,2

10.04

поэта. «За далью – даль».

Автобиографичность

творчества поэта,

устно

произведения.

уметь приводить

История создания поэмы «За

примеры из

далью-даль»

текстов,

подтверждающие

автобиографичност

ь произведения.


54

Твардовский А.Т. Поэма «За далью –

1

Ответственность художника

Понимать, какое

Стр. 248,

.

даль». Россия на страницах поэмы. Образ

перед страной – один из

место занимали в

вопросы 3

автора. Художественное своеобразие

основных мотивов поэмы.

жизни поэта

устно, 4

изученных глав

Особенность поэтического языка

родные места, свое

письменно.

поэмы, роль лирических

мнение уметь

15.04

отступлений.

аргументировать

примерами из

поэмы. Уметь

анализировать

главы поэмы по

плану.

55

Астафьев В.П. Человек и война,

1

Краткие биографические

Уметь объяснять

Прочитать

Человек и

.

литература и история в творчестве

сведения о писателе, обзор

своеобразие

рассказ

война в

писателя.

основных произведений.

произведений

«Фотография,

творчеств

Астафьева о детях и

на которой

е

детстве в

нет»

писателей

17.04

сравнении с

- земляков

произведениями

других писателей

на эту тему.

56

Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на

1

Художественный пересказ

Уметь

Стр. 270,

.

которой меня нет». Проблема

рассказа, чтение ключевых

пересказывать

вопросы 6-11

22.04

нравственной памяти.

эпизодов, разговор о

эпизоды рассказа,

деревенской жизни 30-х годов

используя цитаты

20 века, о человеческих

из рассказа. Уметь

характерах и отношениях между

находить

людьми. Образ бабушки и

художественные

учителя.

детали при

описании образов

бабушки и учителя.

57

Вн.чт. «Музы не молчали» ( стихи поэтов

1

Познакомить учащихся с

Выразительное

Ознакомитель

20 века о войне)

героическими страницами

чтение

- ное чтение

русской поэзии. Как при помощи

стихотворений.

рассказа

силы слова и музыки поэты

«Уроки

24.04

воздействовали на души людей,

французского»


изнуренных войной.

58

Распутин В.Г. Основные вехи биографии

1

Биографические сведения.

Знать творческую

Стр. 303,

.

писателя. 20 век на страницах прозы

Основные мотивы творчества.

историю рассказа.

вопросы 1,2

29.04

Распутина

устно

59

Распутин В.Г. Уроки доброты.

1

Новый поворот темы детей на

Уметь находить в

Стр. 303,

.

Нравственная проблематика повести

страницах рассказа.

тексте

вопрос 3

«Уроки французского».

Автобиографичность рассказа.

произведения

устно.

01.05

детали,

подтверждающие

автобиографичност

ь рассказа

60

Распутин В.Г. Повесть «Уроки

1

Образ учительницы. Характер

Уметь описывать

Стр.303,

.

французского». Центральный конфликт и

главного героя, условия его

литературного

вопрос 4

основные образы повести. Взгляд на

формирования.

героя.

письменно.

06.05

вопросы сострадания, справедливости.

61

Внеклассное чтение по литературе 20

2

Познакомить учащихся с

Уметь

Подготовиться

-6

века

литературным творчеством

анализировать

к к\р

08.05

2.

писателей конца 20 века.

литературную

Основные темы творчества.

ситуацию конца 20

века.

63.

Годовая контрольная работа

(Промежуточная итоговая аттестация)

1

Контроль знаний учащихся.

13.05

64

Из зарубежной литературы

1

Биографические сведения.

Знать жанры

Срт.340-344,

.

Шекспир У. Краткие сведения о писателе.

Искусство и литература эпохи

драматургии.

изучить.

15.05

Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец

Возрождения.

великих чувств и вечных тем.

Словарная работа: сонет,

трагедия,

фабула.

65

Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта».

1

Основной конфликт пьесы,

Уметь находить в

Стр. 345,

.

Основной конфликт пьесы.

ключевые эпизоды,

тексте пьесы

вопросы 1,3,6

характеристика действующих

художественные

устно.

20.05

лиц трагедии.

средства

выразительности.

66

Сервантес М. Краткие сведения о

1

Биографические сведения о

Какие сюжеты в

Стр.359,

.

писателе. Роман «Дон Кихот»: основная

писателе.

«Дон Кихоте»

вопросы 1,2

22.05


проблематика и художественная идея

Образ Дон Кихота. Черты

напоминают черты

устно

романа.

рыцарского романа.

рыцарского

романа.

67

Сервантес М. Роман « Дон Кихот».

1

Донкихотство.

Понимать термин

Стр. 360,

Позиция писателя. Тема Дон Кихота в

«донкихотство».

вопросы 4,6

русской литературе. Донкихотство.

Есть ли оно в нашей

устно.

27.05

жизни и нужно ли

оно человечеству?

При рассуждении

уметь приводить

примеры из жизни.

68

Литература народов России.

1

29.05

.

69

Повторение изученного

2

30.05

31.05

-7

0

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Введение

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

Из устного народного творчества

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

 Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен. Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в

 произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость,

служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из литературы X V I I I  века

Г. Р. ДЕРЖАВИН

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. КАРАМЗИН

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на-правление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин»


Из литературы Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище». К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия». Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия , элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана. Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».

А.С.ПУШКИН

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «1 9 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Роман «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу). Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов – художник»

Н.В. ГОГОЛЬ

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации комический рассказ


Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном. Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися)

Н.А.НЕКРАСОВ

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа. Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

А. А.ФЕТ

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»:

Н. И. Г и е д и ч. «Осень»;П. А. Вяземский . «Береза», «Осень»;А. Н.П л е щ е е в. «Отчизна»; Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью» ; И.З.Суриков «После дождя»; И.Ф.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» - своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи , музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский , Н.А. Римский-Корсаков.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа


Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Из литературы XX века

М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

 Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького. Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси»

В.В..МАЯКОВСКИЙ

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литера турной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер». Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.

О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)

Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко « Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

 Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления словаря лексики персонажа.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова . «Нежно с девочками простились...»; Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»; М.В. Исаковский . «Враги сожгли родную хату»; К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский . «Сын» (отрывки из поэмы); О.Ф. Берггольц . «Памяти защитников »; М.Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко . «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.


А.Т.ТВАРДОВСКИЙ

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль»(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план. Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

Л.Л. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»; В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»; Б.Л. Пастернак . «После вьюги»; М. В. Исаковский. «Катюша»; М. Л. Светлов. «Веселая песня»; Л. Л. Вознесенский. «Слеги»;

Г.И. Рождественский . «Мне такою нравится земля» В.С.. Высоцкий. «Яне люблю» и др.

В .Г. РАСПУТИН

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки Французского».

Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.

Из зарубежной литературы

У.ШЕКСПИР

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия ( основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М.СЕРВАНТЕС

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...