Фольклорные мотивы сказочной повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Данная работа отражает необходимые требования ФГОС. В разработке представлена групповая проектная деятельность учащихся на уроке литературы. Урок знакомит учеников с особенностями рпазднования Рождества, представляет историю рождения Иисуса Христа. Также учащиеся получают возможности познакомиться с особенностями жизни украинцев в 19 веке и некоторыми украинскими словами. Урок практически ведут мами ребята, а учитель только направляет детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе для 5 класса по теме: «Фольклорные мотивы сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
(проектная деятельность учащихся)
Цель урока: представить ученикам фольклорные мотивы повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с особенностями празднования Рождества Христова, представить историю рождения Иисуса Христа;
- Предоставить учащимся информацию о народных поверьях;
- Познакомить учеников с лексикой украинского языка;
- Развитие у учеников навыков театральной игры и выразительного чтения, вокального исполнения жанров народного фольклора;
- Формирование у учеников навыков анализа эпизода, выявления средств художественной выразительности, навыков по определению проблемы, позиции автора в тексте;
- Развитие навыков у учеников работы в группе;
- Формирование коммуникативных компетенций учеников посредством вступления учащихся в диалог друг с другом, учителем, при реализации монологического высказывания.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; стремление к гармонии человеческой души, к идеалу;
- формирование нравственных представлений о добре и зле;
Метапредметные:
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное;
- использование на уроке литературы практических навыков учащихся, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства и музыки: изготовление елочных украшений, вокальное исполнение колядок, создание рисунков.
Предметные:
-формировать умение отличать реальное от фантастического, знать основные особенности сказочной повести; владение литературоведческими терминами «положительный герой», «герой повествования», «поверье», «эпитет», «олицетворение».
Оборудование: мультимедийный проектор, м/м презентация к уроку «Реальное и фантастическое в сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», маски, рождественские костюмы, рисунки, минус детской песни «Зимняя сказка», таблицы с рефлексией, рисунки на тему «Рождение Иисуса Христа», доска.
- Организационный момент. Приветствие.
- Формулировка темы урока, психологическая установка.
На экране через проектор выведено изображение «Заснеженная деревня». Слайд 1.
Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок, а сказочный. Даже погода за окном располагает к сказке: земля оделась в белую шубу, везде лежит снег. Самое время для сказок, тайн и необычных приключений. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны закончить его последнюю строчку. Эта строчка позволит вам узнать, о чем мы будем говорить и какова тема нашего занятия.
Учитель читает классу стихотворение под минус песни «Зимняя сказка»:
Под покровом мягким, снежным
Дремлет русское село.
Все дороги, все тропинки
Белым снегом занесло.
Снег на солнце серебрится,
Легкий свет над ним струится
И звучат слова:
«Здравствуй, праздник!
Светлый, ясный,
Благодатный и прекрасный….
Учитель: Закончите фразу!!!
Дети: Праздник Рождества!!!
Учитель: Молодцы! О чем пойдет речь на уроке?
Ответы детей.
Учитель: В каком произведении говорится о Рождестве?
Дети: В сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Учитель: Верно, ребята. А какие сказочные герои нам встретились на страницах произведения?
Дети: Черт, ведьма Солоха, пузатый Пацюк.
Учитель: Правильно. Так какова тема нашего урока, раз мы с вами определили, что речь пойдет о Рождестве и сказочных героях?
Дети формулируют тему, которая записывается на доске учителем.
- Работа по теме урока.
Учитель: Новый год, Рождество… Волшебная пора. А вы когда-нибудь задумывались о том, откуда этот праздник к нам пришёл? Давайте узнаем об этом из представления раешного театра.
Мини-проект №1: 6 участников. Автор и художники-повествователи.
Звучит медленная музыка, автор читает начало текста «Рождение Иисуса Христа».
Остальные участники становятся друг за другом, по номерам иллюстраций. Демонстрируется представление «Рождение Иисуса».
У каждого участника иллюстрация с отрывком текста, участники с рисунками меняются с течением повествования. В этом и заключается смысл театра-райка.
История рождения Иисуса Христа.
В маленьком городе Назарете, на «севере Израиля жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария, увидев Его, смутилась. Но Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; ты родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего.
Мария тогда не была замужем, но была обручена с благочестивым верующим человеком по имени Иосиф. Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
Причиной, по которой Мария и Иосиф, жившие тогда в Назарете, пошли в Вифлеем, стала перепись населения. Согласно указу императора Августа, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем. Дорога была долгой и трудной, они шли пешком по гористой местности, а когда достигли Вифлеема и стали искать место для ночлега, оказалось, что все постоялые дворы заполнены.
В гостиницах для них свободного места не нашлось. И им пришлось расположиться в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли скот во время непогоды.
В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать. Именно там, в пещере, родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли. О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда.
После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. И опустился к ним с небес сияющий ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях». Когда ангел исчез, пастухи решили пойти в пещеру и воочию убедиться в сказанном – и они действительно увидели младенца, спящего в кормушке для скота.
Учитель: Занимательная история! Ребята, найдите в ней волшебные моменты.
Дети: Появление на небе новой звезды с рождением Иисуса, появление Ангела.
Учитель: А знаете ли вы, как празднуют Рождество?
Сообщение ученика 1 «Празднование Рождества».
Учитель: Найдите в сказочной повести «Ночь перед Рождеством» эпизоды, где говорится о праздновании Рождества.
Ученики зачитывают эпизоды.
Учитель: А что в праздновании Рождества вас, ребята, заинтересовало больше всего?
Дети: Колядки. Слайд 2.
Учитель: Давайте попробуем восстановить события и немного поколядовать.
Мини-проект 2 «Колядки. Обряд колядования. Рождественский костюм». 6 человек.
Учащиеся, наряженные в костюмы и маски (костюмы и маски изготавливаются дома, специально к уроку) выходят в центр класса, исполняют колядки.
Учитель: Что вы ощутили ребята при исполнении колядок? (Дети делятся впечатлениями).
- Кто из героев повести был от колядок «без ума»? (Кузнец Вакула)
- Понравились ли вам костюмы колядующих? Чем именно?
Сообщение ученика 2 «Рождественский русский костюм».
Физкультминутка:
Учитель: Ребята, настало время отдохнуть. Повторяйте за мной.
Ученики повторяют движения за учителем.
Как на санках на широких выезжала Коляда (высоко поднимаем ноги)
Как дровенках высоких прибывала к нам она (поднимаем вверх руки)
Коляда, Коляда (поворот головы вправо, влево) не сломай ворота (наклоны вправо-влево)
Отворяем сундучок, вынимаем пятачок (разводим руки в стороны)
Одаряем Коляду, к Рождеству, к Рождеству!!! (садимся на места).
Учитель: Какое же Рождество без наряженной елки? А чтобы наша елочка стала красивой, нам надо показать, насколько хорошо мы знаем сказочную повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Вы все дома создавали елочные игрушки с заданиями. Чтобы игрушка попала на елку, нам надо угадать героя или эпизод произведения.
Все ученики встают.
Мини-проект 3 «Укрась елочку к Рождеству».
Ученики читают выдержки из текста своим одноклассникам, а те должны угадать, о каком герое или событии идет речь. Если ответ верный игрушка отправляется на елку.
Учитель: Какой герой старался испортить праздник? По какой причине? (Черт) Слайд 3.
- Что произошло с чертом в конце повествования? Как это событие связано с празднованием Рождества?
Сообщение ученика 3. О ведьме и черте.
Учитель: Какая проблема затрагивается в повести? Почему черт убегает и о ведьме больше не говорится ни слова? (Проблема борьбы добра со злом. Добро всегда обждает, в этом суть волшебства).
- Работа с текстом.
Учитель: Прочитайте эпизод «Описание рождественской ночи». С помощью каких средств изобразительной выразительности Н. В. Гоголь представляет читателю это сказочное и одновременно торжественное событие. Слайд 4.
Чтение эпизода от слов:«Последний день перед Рождеством прошел… и до слов: «Тут из одной хаты клубами повалил дым…»
- эпитеты: «добрые люди, величавый месяц, ясная ночь, скрыпучий снег»;
- олицетворения: месяц поднялся, звезды глянули, месяц заглядывал в окна украдкою;
- безличные глаголы и слова категории состояния: морозило, было весело колядовать;
Учитель:
- Какую роль играет пейзаж? (подсказка к фантастическим событиям повести).
- Какую роль играет олицетворение в пейзажной зарисовке? (Автор с помощью данного тропа указывает читателю, что природа – самостоятельный персонаж).
5. Словарная работа:
Учитель: Где происходит действие повести? (На Украине). Вы дома определяли значение украинских слов (украинизмов).
На доске записаны слова в столбик, учащиеся определяют их значение:
Парубок – парень
Черевики – женские туфли
Тату - отец
Шинок – питейное заведение
Магарыч – подарок, подношение
Оселедец – пучек волос на затылке у казака
Кавун – арбуз
Плахта – верхняя женская одежда
Люлька – трубка
Скрыня – сундук
Рушник – вышитое полотенце.
Учитель: Какую роль играют украинизмы в тексте?
- Вывод по уроку:
Учитель:
- О чем мы говорили на занятии?
- Какой момент в уроке запомнился больше всего?
- О чем бы вы хотели еще узнать?
7. Рефлексия: таблицы с символами в начале урока кладутся ученикам на столы
Оцените вашу работу на уроке:
Работал в полную силу: | Работал хорошо, но могу еще лучше | Бездельничал на уроке |
Дети ставят знак «+» на нужном символе в таблице. 3-4 ученика объясняют свое решение.
. 8. Домашнее задание:
Действие в повести разворачивается как в вертепе, народном театре.
Подумай, какую сцену повести ты бы назвал самой театральной.
Какую роль выбрал бы для себя? Письменно ответь на вопрос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/03/picture-454077-1401818778.jpg)
Музыкальный спектакль Вовка в Тридевятом царстве . По мотивам сказочной повести Вадима Коростылева.
Музыкальная сказка по мотивам сказочной повести В. Коростылёва для детей подготовительной группы....
Сценарий по мотивам сказочной повести С.Прокофьевой "Сестра и сестричка"
Сценарий для новогоднего праздника....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/19/picture-267455-1371669171.jpg)
Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Обобщение: реальные и ирреальные события в повестях и способы их изображения ( по повестям: «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Зако
Урок внеклассного чтения в форме творческого зачёта....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/10/picture-261714-1370856794.jpg)
Фольклорно-сказочные мотивы в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Анализ фольклора в повести Пушкина "Капитанская дочка"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/22/picture-1044723-1529663248.jpg)
Презентация к уроку литературы "Роль и значение фольклорных мотивов в повести Н.В. Гоголя "Вий"
Презентация к уроку литературы "Роль и значение фольклорных мотивов в повести Н.В. Гоголя "Вий"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/03/picture-1088901-1543824346.jpg)
Театрализованное представление. Сценарий по мотивам повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Театрализованное представление - одна из форм внеклассной работы по литературе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/06/picture-73158-1402033867.jpg)
Система образов в повести Н.Гоголя "Ночь перед Рождеством" 5 класс
Методическая разработка к уроку литературы 5 класс...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Очень полезная информация
Очень полезная информация!Спасибо!