Рабочая программа по литературе для 6 класса по УМК Коровина В.Я
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе для 6 класса по УМК Коровина В.Я | 79.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
1.Пояснительная записка…………………………………………………………2
2. Общая характеристика учебного предмета ………………………………….3
3.Описание места учебного предмета в учебном плане………………………..5
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета …… 5
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета…………………………………………………………………………. 6
6.Содержание учебного предмета……………………………………………. 9
7.Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся… 14 8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса…… 28
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение 2016.
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (п. 6. ст. 9, п. 2 ст. 32, п. 5.2. ст. 14).
- Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования.
- Образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с. Белянка МР Белокатайский район РБ на 2016/2017 учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Учебник: Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2016
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается в 6 классе в объеме 102 часа – 3 часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры отражают следующие целевые установки на ·формирование основ гражданской идентичности личности на базе: — чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; — восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; ·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: — доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; — уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнѐра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учѐтом позиций всех участников; ·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: – принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; – ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; – формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; ·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: – развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; – формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); ·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия еѐ самоактуализации: – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; – развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; – формирование целеустремлѐнности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; – формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщѐнных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления,
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание программы учебного предмета
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский -старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто нации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. На род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис пользования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения.
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт | Планируемые результаты обучения, УУД (универсальные учебные действия) |
ВВЕДЕНИЕ - 1 ч | |||||
1 | Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Авторская позиция. В.Б. Шкловский «В дорогу зовущие» | 1 | 2.09-3.09 | П: Понимать связи в литературных произведениях Мп: Уметь определять понятия создавать обобщения Л: Воспитать любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину. Прошлое и настоящее народа России | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 4 ч | |||||
2 | УНТ. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. | 1 | 5.09-10.09 | П: Приобщать к духовно-нравственным ценностям русской литературы Мп: Уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств Л: Формировать способность к учению. Формирование основ экологической культуры | |
3 | УНТ. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость. | 1 | 5.09-10.09 | П: Понимать русское слово его эстетической функции. Уметь пересказывать используя фольклор Мп: Формировать развитие компетентности. Владеть основами самоконтроля Л: Формировать целостное мировоззрение. Осваивать социальные нормы, правила поведения в группах. | |
4 | Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок. Тест | 1 | 5.09-10.09 | ||
5 | Урок - "посиделки". Русский фольклор. Подготовка к сочинению "В чём красота и мудрость русских обрядов?" | 1 | 13.09-17.09 | ||
. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 1 ч | |||||
6 | Русские летописи. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях. | 1 | 13.09-17.09 | П: Уметь анализировать произведение Мп: Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности Л: Формировать чувство ответственности и гордости за знание истории культуры своего народа. | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА - 2 ч | |||||
7 | Русские басни. Слово о баснописце.И.И.Дмитриев | 1 | 13.09-17.09 | П: Уметь анализировать произведение. Уметь формулировать собственное отношение к произведению Мп: Развивать смысловое чтение. Уметь осознанно использовать речевые средства Л: Развивать моральное сознание и эстетическое сознание, компетентность в решении моральных проблем | |
8 | «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия. | 1 | 19.09-24.09 | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА - 47 ч | |||||
9 | И. А Крылов. Слово о баснописце. "Листы и корни". Роль власти и народа в достижении общественного блага. | 1 | 19.09-24.09 | П: Уметь понимать русское слово в его эстетической функции Мп: Уметь определять понятия Л: Формировать ответственное отношение к учению готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию. | |
10 | И. А Крылов. "Ларчик". Критика мнимого "механики мудреца" и неумелого хвастуна | 1 | 19.09-24.09 | ||
11 | И. А Крылов. "Осёл и соловей". Комическое изображение "знатока", не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. | 1 | 26.09-1.10 | П: Обучать пересказу текста Мп: Уметь создавать обобщения устанавливать аналогии Л: Формировать способность вести диалог. | |
12 | Подготовка к домашнему сочинению "Что осуждается в русских баснях?" | 1 | 26.09-1.10 | П: Обучать написанию сочинений Мп:Уметь формулировать свое мнение Л: Формировать способность вести диалог. | |
13 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение "Узник" как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. | 1 | 26.09-1.10 | П: Обучать выразительному чтению Мп: Уметь формулировать свое мнение Л: Развивать эстетическое сознание через освоение художественного произведения. | |
14 | А.С. Пушкин. "Зимнее утро". Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения "Зимнее утро". | 1 | 3.10-8.10 | П: Обучать анализу текста Мп: Формировать компетентность в области информационных технологий Л: Воспитывать патриотизм любовь и уважение к Отечеству | |
15 | А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении "И.И. Пущину". "Чувства добрые" в лирике А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. "Зимняя дорога". Изображение действительности и внутреннего мира человека. | 1 | 3.10-8.10 | П: Уметь понимать авторскую позицию Мп: Уметь владеть основами самоконтроля Л: Формировать умение дружить, делать осознанный выбор в поступках | |
16 | Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина. | 1 | 3.10-8.10 | П: Понимать авторскую позицию Мп: Уметь создавать обобщения устанавливать аналогии Л: Воспитывать любовь к чтению художественных произведений. | |
17 | А.С. Пушкин. Цикл "Повести Белкина". "Барышня - крестьянка". Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. | 1 | 10.10-22.10 | П: Умение пересказывать текст, создавать монолог Мп:Формировать навыки смыслового чтения Л: Развивать моральное сознание, формировать нравственное поведение. | |
18 | А.С. Пушкин. Пародия на романтические темы и мотивы в повести "Барышня - крестьянка". "Лицо и маска" героев повести. Роль случая в композиции произведения. | 1 | 10.10-22.10 | П: Умение анализировать художественное произведение. Л: Осваивать правила поведения на основе личностного выбора. | |
19 | А.С. Пушкин. "Выстрел". Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них. | 1 | 10.10-22.10 | П: Учить составлять план. Мп: Уметь использовать речевые средства Л: Прививать любовь к чтению. | |
20 | А.С. Пушкин. "Дубровский". Картины жизни русского барства. Конфликт А. Дубровского и Кирилы Троекурова. | 1 | 10.10-22.10 | П: Понимать отдельные эпизоды, составить коллективный монолог Л: Воспитывать чувство ответственности. | |
21 | А.С.Пушкин. "Дубровский". Протест Владимира против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. | 1 | 24.10-29.10 | П: Уметь делать словесные зарисовки Мп: Уметь создавать обобщения Л: Формировать уважительное и заботливое отношение к близким. | |
22 | А.С.Пушкин. "Дубровский". Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". Роль эпизода в повести. | 1 | 24.10-29.10 | П: Понимать авторскую позицию, анализировать эпизод Мп: Уметь строить логическое рассуждение Л: Развивать моральное сознание на основе личностного выбора. | |
23 | Романтическая история любви В.Дубровского и М. Троекуровой. Авторское отношение к героям. Обучение устному рассказу. Развитие понятия о композиции художественного произведения. | 1 | 24.10-29.10 | П: Обучать пересказу текста Мп: Формировать развитие компетентности Л: Развивать заботливое и уважительное отношение к близким. | |
24 | Подготовка к домашнему сочинению "Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина "Дубровский". | 1 | 31.10-5.11 | П: Составлять план сочинения Мп: Уметь делать выводы | |
25 | Тестирование по творчеству А.С. Пушкина. | 1 | 31.10-5.11 | П: Уметь работать с тестами Мп: Уметь осознанно использовать знания Л: Формировать ответственное отношение к учению. | |
26 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. "Тучи". Основное настроение и композиция стихотворения, особенности поэтических интонаций. | 1 | 31.10-5.11 | П: Формулировать собственные мысли Мп: Уметь формулировать свое мнение Л: Развивать эстетическое сознание через освоение художественного произведения. | |
27 | М.Ю. Лермонтов. Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях "Листок", "Утёс", "На севере диком..." Особенности выражения темы одиночества. | 1 | 7.11-12.11 | П: Обучать выразительному чтению произведения Мп: Уметь формулировать свое мнение Л: Развивать эстетическое сознание через освоение художественного произведения. | |
28 | Обучение анализу одного стихотворения на примере стихов М.Ю. Лермонтова. | 1 | 7.11-12.11 | П: Обучать анализу текста Мп: Формировать компетентность в области информационных технологий Л: Воспитывать патриотизм любовь и уважение к Отечеству | |
29 | М.Ю. Лермонтов. "Три пальмы". Тема красоты, гармонии человека с миром. | 1 | 7.11-12.11 | П: Уметь понимать авторскую позицию Мп: Уметь владеть основами самоконтроля Л: Формировать умение дружить, делать осознанный выбор в поступках | |
30 | Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. | 1 | 14.11-19.11 | П: Знать размеры стиха, различать их Мп: Формировать компетентность в области информационных технологий Л: Развивать моральное осознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора. | |
31 | Классное сочинение "Моё любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова. | 1 | 14.11-19.11 | ||
32 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов "Записки охотника" и их гуманистический пафос. | 1 | 14.11-19.11 | П: Уметь понимать русское слово в его эстетической функции Мп: Уметь определять понятия Л: Формировать ответственное отношение к учению готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию. | |
33 | И.С. Тургенев. "Бежин луг". Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора. | 1 | 21.11-3.12 | ||
34 | И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг". | 1 | 21.11-3.12 | П: Уметь делать словесные зарисовки Мп: Уметь создавать обобщения Л: Формировать уважительное и заботливое отношение к близким. | |
35 | И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Портреты героев как средство изображения их характеров. | 1 | 21.11-3.12 | ||
36 | Вн.чт.Н.В. Гоголь "Старосветские помещики". | 1 | 21.11-3.12 | П: Понимать авторскую позицию Мп: Уметь создавать обобщения устанавливать аналогии Л: Воспитывать любовь к чтению художественных произведений. | |
37 | Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. "Листья". Особенности изображения природы в лирике поэта. | 1 | 5.12-10.12 | П: Понимать авторскую позицию Мп: Уметь строить логическое рассуждение Л: Развивать моральное сознание на основе личностного выбора | |
38 | Ф.И. Тютчев. "С поляны коршун поднялся..." Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении. | 1 | 5.12-10.12 | П: Умение анализировать художественное произведение. Л: Осваивать правила поведения на основе личностного выбора. | |
39 | Ф.И. Тютчев. "Неохотно и несмело..." Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | 5.12-10.12 | П: Обучать анализу текста Мп: Формировать компетентность в области информационных технологий Л: Воспитывать любовь и уважение к Отечеству | |
40 | А.А. Фет. Слово о поэте. "Ель рукавом мне тропинку завесила...", "Опять незримые усилья...". Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. | 1 | 12.12-17.12 | П: Уметь делать словесные зарисовки Мп: Уметь создавать обобщения Л: Формировать уважительное и заботливое отношение к близким. Воспитывать бережное отношение к природе | |
41 | А.А. Фет. "Ещё майская ночь". Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. | 1 | 12.12-17.12 | ||
42 | А.А. Фет. "Учись у них - у дуба, у берёзы..." Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности. | 1 | 12.12-17.12 | П: Уметь определить авторскую позицию Мп: Уметь работать в группе Л:Прививать любовь к природе | |
43 | Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике поэтов. | 1 | 19.12-24.12 | Мп:Уметь отстаивать свое мнение Л: Развивать моральное сознание в решении проблем личностного выбора. | |
44 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. | 1 | 19.12-24.12 | П: Уметь сформулировать ответы на вопросы Мп: Уметь использовать знания | |
45 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. "Железная дорога". Картины подневольного труда. Величие народа - созидателя. | 1 | 19.12-24.12 | П: Понимать авторскую позицию Мп: Уметь строить логическое рассуждение Л: Развивать моральное сознание на основе личностного выбора | |
46 | Н.А. Некрасов. "Железная дорога". Своеобразие композиции. | 1 | 26.12-31.12 | П: Обучать выразительному чтению произведения Мп: Уметь формулировать свое мнение Л: Воспитывать ответственное отношение к труду Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Родине | |
47 | Н.А. Некрасов. Историческая поэма "Дедушка". Декабристская тема в творчестве. | 1 | 26.12-31.12 | ||
48 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. "Левша". Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. | 1 | 26.12-31.12 | П: Уметь анализировать текст Мп:Обучать смысловому чтению Уметь отстаивать свое мнение Л: Развивать моральное сознание в решении проблем личностного выбора. : Воспитывать ответственное отношение к труду. | |
49 | Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова "Левша". Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести. | 1 | 9.01-14.01 | ||
50 | Особенности языка повести Н.С. Лескова "Левша". Подготовка к сочинению "Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога" и сказе Н.С. Лескова "Левша". | 1 | 9.01-14.01 | П: Составлять план сочинения Мп: Уметь делать выводы | |
51 | Н.С. Лесков "Человек на часах". | 1 | 9.01-14.01 | П: Уметь делать словесные зарисовки Мп: Уметь создавать обобщения Л: Формировать уважительное и заботливое отношение к близким. | |
52 | А.П. Чехов. Слово о писателе. "Пересолил", "Лошадиная фамилия" и другие рассказы по выбору учащихся. | 1 | 16.01-21.01 | П: Понимать авторскую позицию Мп: Уметь строить логическое рассуждение Л: Развивать моральное сознание на основе личностного выбора | |
53 | А.П. Чехов. "Толстый и тонкий". Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. | 1 | 16.01-21.01 | П: Формулировать тему, идею Мп: Формировать компетентность в области информационных технологий Л: Развивать осознанное и ответственное отношение к поступкам. | |
54 | Урок-концерт. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (Я.П. Полонский, Е.А. Баратынский). | 1 | 16.01-21.01 | П:Обучать выразительному чтению Мп:Уметь работать в группе Л: Прививать любовь к выразительному чтению. | |
55 | Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике (Е.А. Баратынский. "Весна, весна!", "Чудный град...". А.К.Толстой. "Где гнутся над озером лозы..." | 1 | 23.01-28.01 | П: Обучать выразительному чтению произведения Мп: Уметь формулировать свое мнение Л: Воспитывать ответственное отношение к труду Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Родине | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 30 ч | |||||
56 | Р\р. А.И Куприн «Чудесный доктор». О сострадании и сочувствии. | 1 | 23.01-28.01 | Л: Развивать осознанное и ответственное отношение к поступкам. | |
57 | А.С. Грин. Рассказ о писателе. "Алые паруса". Победа романтической мечты над реальностью жизни". Авторская позиция в произведении. | 1 | 23.01-28.01 | П: Понимать авторскую позицию Мп: Уметь строить логическое рассуждение Л: Развивать моральное сознание на основе личностного выбора | |
58 | А.П. Платонов. Слово о писателе. "Неизвестный цветок". Прекрасное - вокруг нас. "Ни на кого не похожие" герои А.П. Платонова. | 1 | 30.01-4.02 | П: Понимать авторскую позицию Мп: Уметь строить логическое рассуждение Л: Развивать моральное сознание на основе личностного выбора | |
59 | М.М. Пришвин. Слово о писателе. "Кладовая солнца". Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. | 1 | 30.01-4.02 | П: Понимать авторскую позицию Мп: Уметь строить логическое рассуждение Л: Развивать моральное сознание на основе личностного выбора | |
60 | Образ природы в сказке - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца". | 1 | 30.01-4.02 | Л: Воспитывать ответственное отношение к труду Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Родине | |
61 | М.М. Пришвин "Кладовая солнца". Анализ эпизода "Рассказ о ели и сосне, растущих вместе". | 1 | 6.02-11.02 | П: Обучать анализу текста Мп: Формировать компетентность в области информационных технологий Л: Воспитывать любовь и уважение к Отечеству | |
62 | Особенности композиции и смысл названия сказки - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца". Подготовка к сочинению. | 1 | 6.02-11.02 | П: Составлять план сочинения Мп: Уметь делать выводы | |
63 | Классное сочинение "Человек и природа в сказке М.М. Пришвина "Кладовая солнца". | 1 | 6.02-11.02 | ||
64 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М.Симонов. "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..." Н.И. Рыленков. "Бой шёл всю ночь..." Д.С.Самойлов. "Сороковые". | 1 | 13.02-18.02 | П: Обучать выразительному чтению произведения Мп: Уметь формулировать свое мнение Л: Воспитывать ответственное отношение к труду Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Родине | |
65 | Р\р.Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению. | 1 | 13.02-18.02 | ||
66 | Вн.чт. А. А.Лихачёв. "Последние холода". Дети и война. | 1 | 13.02-18.02 | Л: Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Родине | |
67 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. "Конь с розовой гривой". Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа. | 1 | 27.02-4.03 | П: Уметь определить авторскую позицию Мп: Уметь работать в группе Л:Прививать любовь к природе | |
68 | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой". Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. | 1 | 27.02-4.03 | П: Уметь делать словесные зарисовки Мп: Уметь создавать обобщения Л: Формировать уважительное и заботливое отношение к близким. Воспитывать бережное отношение к природе | |
69 | Р\р.Подготовка к домашнему сочинению "Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П.Астафьева"Конь с розовой гривой". | 1 | 27.02-4.03 | П: Составлять план сочинения Мп: Уметь делать выводы | |
70 | В.Г.Распутин. Слово о писателе. "Уроки французского". Герои рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени. | 1 | 6.03-11.03 | П: Понимать авторскую позицию Мп: Уметь строить логическое рассуждение Л: Развивать моральное сознание на основе личностного выбора | |
71 | Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. | 1 | 6.03-11.03 | П: Обучать пересказу Мп: Уметь разбирать нравственные проблемы Л: Формировать навыки личностного выбора в общении со сверстниками. | |
72 | Классное сочинение "Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина. | 1 | 6.03-11.03 | П: Составлять план сочинения Мп: Уметь делать выводы | |
73 | В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ "Срезал". Особенности героев Шукшина. | 1 | 13.03-18.03 | П: Понимать авторскую позицию Мп: Уметь строить логическое рассуждение Л: Развивать моральное сознание на основе личностного выбора | |
74 | Ф.Искандер. Слово о писателе. "Тринадцатый подвиг Геракла". Влияние учителя на формирование детского характера. | 1 | 13.03-18.03 | ||
75 | Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла". | 1 | 13.03-18.03 | Мп:Уметь отстаивать свое мнение Л: Развивать моральное сознание в решении проблем личностного выбора. | |
76 | Контрольная работа по творчеству Н.А. Некрасова, Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне. | 1 | 20.03-25.03 | П: Уметь сформулировать ответы на вопросы Мп: Уметь использовать знания | |
77 | Родная природа в русской поэзии ХХ века. А.А.Блок. Слово о поэте. "Летний вечер", "О как безумно за окном..." Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. | 1 | 20.03-25.03 | Л: Воспитывать ответственное отношение к труду Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Родине | |
78 | С.А.Есенин. Слово о поэте. "Мелколесье. Степь и дали...", "Пороша". Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А.Есенина. Обучение выразительному чтению. | 1 | 20.03-25.03 | П: Обучать выразительному чтению произведения Мп: Уметь формулировать свое мнение Л: Воспитывать ответственное отношение к труду Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Родине | |
79 | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. "Звезда полей", "Листья осенние", "В горнице". Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его "тихой" лирике. | 27.03-1.04 | П: Понимать авторскую позицию Мп: Уметь строить логическое рассуждение Л: Развивать моральное сознание на основе личностного выбора | ||
80 | А.А.Ахматова. Слово о поэте."Перед весной бывают дни такие..."Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | 27.03-1.04 | П: Понимать авторскую позицию Мп: Уметь строить логическое рассуждение Л: Развивать моральное сознание на основе личностного выбора | |
81 | Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики А.А.Ахматовой. | 1 | 27.03-1.04 | П: Составлять план сочинения Мп: Уметь делать выводы | |
82 | К.Кулиев. Слово о поэте. "Когда на меня навалилась беда...", "Каким бы ни был малым мой народ..." Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. | 1 | 3.04-15.04 | П: Понимать авторскую позицию Мп: Уметь строить логическое рассуждение Л: Воспитывать в себе чувство патриотизма | |
83 | Г.Тукай. Слово о поэте." Родная деревня", "Книга". Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека. | 1 | 3.04-15.04 | П: Понимать авторскую позицию Мп: Уметь строить логическое рассуждение Л: Воспитывать в себе чувство патриотизма | |
84 | Рассказ "Критики". Образ "странного" героя в творчестве Шукшина. | 1 | 3.04-15.04 | Л: Развивать моральное сознание на основе личностного выбора | |
85 | Поэзия русских поэтов 20 века. Тестирование. | 1 | 17.04-22.04 | П: Уметь работать с тестами Мп: Уметь осознанно использовать знания Л: Формировать ответственное отношение к учению. | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 17 ч. | |||||
86 | Понятие о мифе. Мифы Древней Греции. | 1 | 17.04-22.04 | П: Приобщать к духовно-нравственным ценностям русской литературы Мп: Уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств Л: Формировать способность к учению. Формирование основ экологической культуры | |
87 | Подвиги Геракла «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. | 1 | 17.04-22.04 | ||
88 | Геродот. Слово о писателе и историке. "Легенда об Арионе". Отличие мифа от сказки. | 1 | 24.04-29.04 | ||
89 | Гомер. Слово о Гомере. "Илиада" и "Одиссея" как героические эпические поэмы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления). | 1 | 24.04-29.04 | П:Понимать связи в литературных произведениях Мп: Уметь определять понятия создавать обобщения Л: Воспитать любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину. Прошлое и настоящее народа России | |
90 | М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. "Дон Кихот". Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. | 1 | 24.04-29.04 | ||
91 | "Дон Кихот" как пародия на рыцарские романы. | 1 | 2.05-6.05 | П: Приобщать к духовно-нравственным ценностям русской и зарубежной литературы Мп: Уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств Л: Прививать любовь к художественному слову | |
92 | М. Сервантес Саведра. "Дон Кихот". Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ СанчоПансы. | 1 | 2.05-6.05 | ||
93 | Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада "Перчатка". Проблемы благородства, достоинства и чести. | 1 | 8.05-13.05 | ||
94 | П.Мериме. Новелла "Маттео Фальконе". Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. | 1 | 8.05-13.05 | П: Приобщать к духовно-нравственным ценностям русской и зарубежной литературы Мп: Учить работать в группе со сверстниками Л:Развивать эстетическое сознание через освоение художественного произведения | |
95 | М.Твен. "Приключения Гекельберри Финна" .Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. | 1 | 8.05-13.05 | ||
96 | М.Твен. "Приключения Гекельберри Финна". Том и Гек: общность и различие. | 1 | 15.05-20.05 | П: Обучать пересказу Мп: Уметь разбирать нравственные проблемы Л: Формировать навыки личностного выбора в общении со сверстниками | |
97 | М.Твен. "Приключения Гекельберри Финна". Средства создания комического. Юмор в произведении. | 1 | 15.05-20.05 | ||
98 | Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. "Маленький принц"как философская сказка-притча. | 1 | 15.05-20.05 | П: Уметь анализировать произведение. Уметь формулировать собственное отношение к произведению Мп: Развивать смысловое чтение. Уметь осознанно использовать речевые средства Л: Развивать моральное сознание и эстетическое сознание, компетентность в решении моральных проблем | |
99 | А.де Сент-Экзюпери. "Маленький принц". Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче. | 1 | 22.05-27.05 | ||
100 | Письменный ответ на вопрос "Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?" Тест | 1 | 22.05-27.05 | П:Уметь выделять главные вопросы Мп:Уметь пользоваться зхнаниями Л: Формировать навыки рассуждения со сверстниками | |
101 | Урок-праздник "Путешествие по стране Литературы 6 класса". | 1 | 22.05-27.05 | ||
102 | Задания для летнего чтения. Итоговый урок | 1 | 29.05-31.05 | Презентация и защита иллюстраций к сказке. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для учащихся:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2016
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2016
Для учителя:
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2013.
Мультимедийные пособия.
Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.
Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
Дополнительная литература:
1. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.
Москва «ВАКО» 2012
К учебникам – хрестоматиям: В.П. Полухиной (М.: Просвещение); Т.Ф.Курдюмовой (М.:Дрофа)
2.Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетерадь. 6 класс.Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В двух частях. 4-е издание.М.: Просвещение.2016
3. В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание
Москва «Просвещение» 2012
4. Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки.
Москва «Классик Стиль» 2011
5.Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» российского общеобразовательного порталаhttp://litera.edu.ru
6.Древнерусская литература http://pisatel.org/old/
7.Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2009.
8.Электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов); http://www.razym.ru/spravochniki/120905-polnyy-kurs-russkogo-yazyka-elektronnyy-repetitor-trenazher-pc.html
9.Репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия); http://baby-best.ru/materialy-razvitiya/soft/programmy/9742-skachat-kirill-i-mefodiy-polnoe-sobranie-repetitorov-chast-1.html
10.Репетитор «Литература» (весь школьный курс);
11. Kidsbook: библиотека детской литературы http://kidsbook.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе. 6 класс. учебник В. Коровиной
Рабочая программа рассчитана на изучение тех произведений и предусматривает то количество часов (по разделам), которые указаны в Федеральном стандарте. Федеральный стандарт определяет количество часов...
Рабочая программа по литературе. 5 класс. учебник В. Коровиной
Рабочая программа рассчитана на те произведения и то количество часов (по разделам), которые предусмотрены Федеральным стандартом. Федеральный стандарт определяет количество часов по разделам для 5-6 ...
Рабочая программа по литературе 7 класс В.Я. Коровиной
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования на основе примерной программы по литературе в соответствии с...
Рабочая программа по литературе 9 класс под ред. Коровиной,105 часов
Рабочая программа, пояснительная записка, календарно-теметичнское планирование....
Рабочая программа по литературе 8 класс, под ред Коровиной 105 часов
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование...
рабочая программа по литературе 10 класс по УМК Коровиной (надомное обучение) 68 часов
Данная рабочая программа по литературе разработана для надомного обучения ученицы 10 класса школы. В программе дано: пояснительная записка, требования к знаниям и умениям учащегося 10 класса,календарн...
Рабочая программа по литературе 9 класс под редакцией Коровина
Содержит пояснительную записку, содержание курса и календарно-тематическое планирование...