Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству Н.А.Некрасова "Отечества достойный сын"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству Н.А.Некрасова "Отечества достойный сын"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekrasov.doc | 74.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Отечества достойный сын
(Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Н.А.Некрасову)
Звучит песня «Коробейники».
Чтец: Всем известна эта песня и многие считают ее народной. Но это не так. Слова этой песни принадлежат замечательному поэту Николаю Алексеевичу Некрасову.
Чтец: Нет в русской литературе, во всей литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова.
Чтец: Прекрасный русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 10декабря 1821 года в местечке Немирово Подольской губернии на Украине, где в то время был расквартирован полк, в котором служил его отец. Через три года после рождения Николая его отец уходит в отставку, и семья переезжает в родовое имение Грешнево Ярославской губернии, на Волге
Чтец: Отец поэта принадлежал к старинному, но обедневшему роду. В молодости он служил в армии, а после выхода в отставку занимался хозяйством. Человек суровый и своенравный, он был жесток с домашними и крепостными.
Любимой забавой отца была псовая охота, во время которой вытаптывались крестьянские наделы. После удачной охоты устраивались кутежи, играл крепостной оркестр, пели и плясали дворовые девушки.
Чтец: Отец мой был охотник и игрок…
Не зол, но крут, детей в суровой школе
Мы жили с ним в лесу да в чистом поле,
Травя волков, стреляя глухарей.
В пятнадцать лет я был вполне воспитан,
Как требовал отцовский идеал:
Рука тверда, глаз верен, дух испытан,
Но грамоту весьма не твёрдо знал.
Чтец: Любовь к охоте унаследовал поэт от отца.
Чтец: Спустя много лет поэт с горечью писал о своём детстве:
И вот опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я любить и ненавидеть.
Чтец: Нет! В юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминания нет;
Но все, что, жизнь опутав с первых лет,-
Проклятьем на меня легло неотразимым,-
Всему начало здесь, в краю моем родном!
Чтец: Трудно сказать, что стало бы с юным Некрасовым, чье воспитание протекало в столь неприглядной обстановке, если бы не мама – Елена Андреевна. Поэт не раз говорил, что она спасла его душу от растления, что именно мама внушила ему мысль о жизни во имя «идеалов добра и красоты».
Женщины удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная: Всю свою любовь и нежность она отдала детям. Елена Андреевна серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. По словам поэта, она была «певица с удивительным голосом». К сожалению, её фотография не сохранилась.
Чтец: До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением и любовью вспоминал свою мать. О ней писал в стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час», «Баюшки – баю», «Завещание» и др.
Стихотворение «Мать».
Она была исполнена печали,
И между тем, как шумны и резвы,
Три отрока вокруг нее играли,
Ее уста задумчиво шептали:
"Несчастные! зачем родились вы?
Пойдете вы дорогою прямою,
И вам судьбы своей не избежать!"
Не омрачай веселья их тоскою,
Не плачь над ними, мученица-мать!
Но говори им с молодости ранней:
Есть времена, есть целые века,
В которые нет ничего желанней,
Прекраснее - тернового венка...
Чтец: Господскому сыну не разрешали дружить с крестьянскими детьми, но мальчик, улучив удобную минутку, убегал через лазейку к деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в Самарке, делал грибные набеги.
При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей, те набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: «Барин, барин, едет!» - как они мгновенно исчезли.
Став известным поэтом, Некрасов не раз посвящал свои стихотворения крестьянским детям.
Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»
Чтец: Характер у Некрасова был боевой и настойчивый. Даже в ребяческих делах и затеях сказывалась его сильная воля.
Однажды, поздней осенью, случилось ему подстрелить на озере дикую утку. Озеро у берегов было затянуто льдом. Собака, испугавшись холодной воды, заупрямилась. Десятилетний охотник кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и добыл её. Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило.
Чтец: Семилетним ребёнком, услышав от няни рассказ о том, что по ночам в саду гуляют черти, он в ту же ночь пошёл в тёмный сад – на единоборство с чертями. Ему было страшно, но он не вернулся домой, пока не обошёл все кусты и деревья:
Сошла мне даром эта ночь,
Но если б друг, какой иль враг
Засел в кусты и закричал,
Иль даже, спугнутая мной,
Взвилась сова над головой,-
Наверно б, мёртвый я упал!
Чтец: Настойчивость и храбрость были его главными чертами характера. Обучаясь верховой езде, он то и дело падал с лошади, и был такой день, когда он упал 18 раз подряд, но в конце концов добился своего: стал хорошим наездником. С тех пор он уже не боялся никакой лошади и смело садился на бешеного жеребца.
Добиться своего ценой любого подвига, любого труда с детства стало для Некрасова законом.
Но настоящее призвание свое нашел он не скоро. Много пришлось ему испытать неудач и тревог, прежде чем вышел он на прямую дорогу.
Чтец: Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много чудесных стихотворений. «Благословенная река, кормилица народа!»- говорил о ней поэт. Но здесь, на этой «благословенной реке», ему пришлось испытать первое глубокое горе.
Чтец: Он бродил по берегу в жаркую погоду и в друг услышал какие-то стоны и вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки.
Почти пригнувшись головой.
К ногам обвитым бечевой.
Они стонали от изнурительной, невыносимо тяжелой работы. Потрясенный, испуганный мальчик долго бежал вслед за ними. Когда они расположились на отдых, он приблизился к их костру. До него донеслись слова-больной, замученный непосильным трудом человек говорил товарищам, что опостылела ему эта невыносимая жизнь, что «кабы у утру умереть, так лучше было бы еще».
Слова бурлака взволновали Некрасова до слез:
О горько, горько я рыдал.
Когда в то утро, я стоял.
На берегу родной реки.
И первый раз её назвал
Рекою рабства и тоски!
Чтец: Образ могучей реки Волги не раз встречается в стихотворениях Некрасова. Поэт
Признаётся ей в любви.
О, Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Чтец: Много горя и страданий видел поэт в детстве. Но это не ожесточило его душу, и он стал задумываться над жестокостями жизни, рано открылось ему «зрелище бедствий народных».
Чтец: В 1832 году Некрасов со своим братом Андреем поступил в Ярославскую гимназию. Обучение там было поставлено из рук вон плохо. Большинство учителей были людьми малообразованными и слабо разбирались в предметах, которые преподавали. За каждую провинность они били своих воспитанников, секли розгами. Некрасов в поэме «Суд» писал:
Когда придешь, бывало, в класс
И знаешь: сечь начнут сейчас.
Учился Некрасов неровно. Но в эти годы он пристрастился к чтению. Читал Пушкина, Байрона, Жуковского и других писателей, знакомился с публикациями в журналах.
Чтец: Интерес к творчеству Некрасова пробудился очень рано. Как он сам говорил, «писать стихи начал с семи лет». Но до поступления в гимназию писал стихи лишь от случая к случаю. Это были слабые, наивные попытки срифмовать несколько строк. Теперь же к поэзии он стал относиться серьезнее. Сначала Некрасов пробовал писать сатиры на своих товарищей, а потом и лирические стихотворения. «А главное, - вспоминал поэт,- что ни прочту, потому и подражаю».
Чтец: Летом 1837 года Некрасов оставил гимназию. Целый год жил дома. Отец решил его отправить в Петербург в Дворянский полк для получения военного образования, но у Некрасова была своя мечта. Он мечтал учиться в университете, а потом заняться литературным трудом.
Чтец: Некрасову не было еще 17 лет, когда он приехал в Петербург с тетрадью стихов и несколькими рублями в кармане. Он решает поступить в университет. Узнав, что сын нарушил его волю и не собирается поступать на военную службу, отец отказал ему в помощи. Чтец: Юноша остался без средств, провалился на экзаменах в университете. Он часто голодал, не имел угла, ночевал в ночлежных домах, ходил всю зиму без теплого пальто. Но жизненные невзгоды не сломили Некрасова. Из воспоминаний Некрасова: “Ровно 3 года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего и не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь”.
Чтец: В 1840 году с помощью друзей он напечатал свою первую книгу «Мечты и звуки» под инициалами Н.Н., которая не имела успеха. В ней он подражал Жуковскому, Лермонтову и другим поэтам. Поняв это, он бросился по книжным лавкам, собрал все книги и уничтожил их. Неудачный литературный дебют не обескуражил Некрасова. Он понимал, что ему ничего не остаётся делать, как работать, не покладая рук, работать, чтобы во весь голос заявить о себе в литературе, и, наконец, работать, чтобы не умереть с голоду. «Господи! Сколько я работал! Уму непостижимо…», - вспоминал Некрасов.
Праздник жизни – молодые годы -
Я убил под тяжестью труда.
И поэтом, баловнем свободы,
Другом лени – не был никогда
Чтец: В 1842 году Некрасов подружился с В.Г.Белинским. Встреча с критиком была для него спасением, под его влиянием он стал писать проще, проявился многосторонний талант будущего поэта. “Моя встреча с Белинским была для меня спасением. Ясно припоминаю, как мы с ним вдвоем часов до двух ночи беседовали о литературе. После этого я долго бродил по улицам в каком-то возбужденном настроении, сколько для меня нового было в высказанных им мыслях”, - говорил Некрасов.
Ты нас гуманно мыслить научил, Едва ль не первый вспомнил о народе, Едва ль не первый ты заговорил, О равенстве, о братстве, о свободе.
Чтец: Однажды Некрасов прочитал Белинскому стихотворение «В дороге». Услышав это стихотворение, Белинский воскликнул: “Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный!” Впервые в русской литературе появился поэт, с такой глубокой взволнованностью, так смело и правдиво написавший о жизни крепостных, о русской крестьянке».
Чтец: Некрасов стал первым поэтом, в стихах которого проявился интерес к жизни простого народа и в первую очередь трудового крестьянства и городских низов, ненависть к крепостному праву, ко всякому рода бюрократам, взяточникам, помещикам и самодурам.
Чтец: В конце 1846 года Некрасов раздобыл денег взаймы и взял вместе с писателем И. Панаевым в аренду журнал «Современник», основанный в 1836 году А.С.Пушкиным. Редактором он был превосходным. Приходилось много работать. «Много раз случалось писать без отдыху более суток. Времени не замечаешь. Приляжешь на час-другой – и опять писать», - вспоминал Некрасов.
Чтец: Совместная работа сблизила поэта с Авдотьей Яковлевной Панаевой, которую он давно любил. Вскоре она стала его гражданской женой. Союз этот не был безоблачным. И хотя многое их объединяло – общие духовные интересы, совместная литературная работа, глубокое уважение и искренняя привязанность друг к другу, тем не менее их совместная жизнь была трудной, отношения не были гладкими и ровными.
Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди»
Чтец: Панаевой Некрасов посвятил целый цикл стихотворений, названный панаевским, в котором запечатлел историю своей сложной, радостной, а порой и мучительной любви.
Звучит романс «Прости»
Чтец: Многие стихотворения из этого цикла были положены на музыку и превратились в популярные романсы и песни ещё при жизни писателя.
Звучит романс «Тройка».
Чтец: Ещё в начале 1850-х годов Некрасов серьёзно заболел, болезнь с каждым годом прогрессировала. Сказались голы нищеты, голода, тяжёлого, изнурительного труда. Поэт был убеждён, что ему пора подвести итоги своего творческого пути. С этой целью он предпринял издание сборника стихов, для которого отобрал самые лучшие произведения, написанные им с 1845 по 1856 год и наиболее полно отображавшие характерные особенности его поэтической музы.
Чтение стихотворения «Школьник».
- Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок -
Невеселая дорога...
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый -
Не робей, не пропадешь!
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик1.
Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь...
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
Чтец: Сборник «Стихотворения Н.Некрасова» 1856 года имел большой успех. Всё издание разошлось буквально за несколько дней. Такого в русской литературе, по словам Тургенева не бывало со времён Пушкина.
Чтец: Появление книги вызвало переполох в правительственных кругах. Министр просвещения Норов запретил переиздание сборника и всякое упоминание о нём в печати, так как своими произведениями Некрасов стремился пробудить в читателях сочувствие к бедствующему народу, внушить ненависть к виновникам его страданий. Свои стихи поэт называл «живыми свидетелями» народных страданий, родившихся «в минуты роковых душевных гроз». О бедствиях народных поэт всегда писал с тоской и болью. Ему было горько видеть покорность народа, который даже не смел роптать на свою участь. И в стихотворении «размышления у парадного подъезда» 1858 года прозвучала мысль о необходимости покончить со смирением и покорностью и выступить против общественного строя, порождающего страдания и горе народа.
Звучит отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда».
… Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля,-
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Чтец: В 1861 году «за вредное направление» журнал «Современник» был закрыт на 8 месяцев. Это глубоко потрясло Некрасова. Скорбью и горечью пронизаны многие стихи поэта, написанные в это время. В одном из них он писал:
Надрывается сердце от муки,
Плохо верится в силу добра,
Внемля в мире царящие звуки
Барабанов, цепей, топора.
Чтец: И всё-таки Некрасов возобновляет издательство журнала через 8 месяцев. Он печатает там роман «Что делать?» Н.Г.Чернышевского, произведения Салтыкова-Щедрина, А.Плещеева, свои стихи. Но после покушения на царя Александра II студентом Каракозовым 3 апреля 1866 года журнал «Современник» в июне 1866 года «по высочайшему повелению» был закрыт навсегда из-за вредного его направления.
Чтец: После закрытия «Современника» Некрасов начинает сотрудничать с журналом «Отечественные записки», становится душой и идейным руководителем журнала. Как опытный капитан, вёл Некрасов журнал среди бесчисленных подводных и надводных препятствий.
Чтец: Творчество Некрасова в 1868-1877 годах было разнообразным. В это время он пишет лирические стихотворения, поэмы «Русские женщины», «Дедушка», «Мороз, Красный нос», и величайшую эпопею народной жизни «Кому на Руси жить хорошо».
Чтец: В середине 1870-х годов Некрасов заболел. Лекарства не помогали. Но, несмотря на это, Некрасов по-прежнему много сил и времени уделял «Отечественным запискам», как и прежде вёл борьбу с цензурой, принимал участие в деятельности Литературного фонда и, как всегда, много писал. Будучи тяжело больным, создал поэму «Современники», продолжал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо».
Чтец: С трогательной заботой и нежностью ухаживала за больным Некрасовым его жена Зинаида Николаевна. Дни и ночи проводила она у постели умирающего больного. В одну из тяжёлых и бессонных ночей, измученный непрестанными болями, он написал стихи, обращенные к жене.
Звучит стихотворение «Зине»
Пододвинь перо, бумагу, книги!
Милый друг! Легенду я слыхал:
Пали с плеч подвижника вериги,
И подвижник мертвый пал!
Помогай же мне трудиться, Зина!
Труд всегда меня животворил.
Вот еще красивая картина -
Запиши, пока я не забыл!
Да не плачь украдкой! Верь надежде,
Смейся, пой, как пела ты весной,
Повторяй друзьям моим, как прежде,
Каждый стих, записанный тобой.
Говори, что ты довольна другом:
В торжестве одержанных побед
Над своим мучителем недугом
Позабыл о смерти твой поэт!
Чтец: В редкие минуты, когда боль отступала, Некрасов продолжал работать. Он писал свои предсмертные стихи, названные им «Последними песнями». Большинство из них было опубликовано в журнале «Отечественные записки». А в марте 1877 года из печати вышел сборник, который поэт назвал «Последние песни», в который вошли стихи, написанные во время болезни, а также поэма «Современники» и отрывки из поэмы «Мать».
Чтец: Сборник «Последние песни»- это поэтическое завещание, в котором Некрасов как бы подводит итог своей жизни. Поэт понимал, что дни его сочтены, но мысли были устремлены в будущее, к друзьям – единомышленникам. Им адресованы слова:
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ …
Чтец: Вечером 8 января 1878 года Некрасов скончался. Он был одним из величайших поэтов России, который всю свою жизнь, весь свой огромный талант отдал служению народу, борьбе за идеалы добра и справедливости.
Я миру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен...
Смолкли поэта уста благородные,
Но ты оставил нам песни свободные,
Ты научил нас не падать в борьбе -
Вечная слава тебе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Не хороните меня живой...»: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству М.И. Цветаевой.
Конспект внеклассного мероприятия по изучению творрчества М. Цветаевой...
Разработка литературно-музыкальной композиции, посвященной творчеству Саши Черного.
Литературно-музыкальная композиция «Здравствуйте, я – Сам по себе, я – Мечтатель, я – Саша Черный». Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6 класса. Цель мероприятия: познакомить учащихся с творчеством ...
"Счастье-это путешествие..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству В. С. Высоцкого
Название проекта: "Счастье-это путешествие..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству В. С. ВысоцкогоПредметная область: литератураТипология проекта:- групповой (по количеству учас...
Литературно - музыкальная композиция, посвященная творчеству С. Есенина «А в сердце смотрит Русь…»
Литературно - музыкальная композиция, посвященная творчеству С. Есенина...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный творчеству Н.М.Грибачева в годы ВОВ
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Выполняя жизни назначенье..." посвящен одному из этапов в жизни и творчестве Николая Матвеевича Грибачева , ВОВ....
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ТВОРЧЕСТВУ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
Имя Сергея Есенина дорого и близко нашему народу. Его лирика согрета горячей любовью к Родине. 3 октября 2015 года исполнилось 120 лет со дня рождения Сергея Есенина, Имя его, его стихи останутся в па...
Методическая разработка Внеклассного мероприятия, посвященного Году театра в РФ для обучающихся 7, 10 классов на тему: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству У. Шекспира “Shakespeare lives.”
ГБОУ школа № 1 Московского района Санкт-Петербурга является школой с углубленным изучением английского языка, в связи с чем в программе обучения английскому языку уделяется большое внимание не только ...