Игра-викторина по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему
Презентация и конспект внеклассного мероприятия по по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_7_klass.ppt | 1.48 МБ |
igra_7_klass.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Великая эпопея в жизни целого народа. В.Г.Белинский
Разминка
Николай Васильевич Гоголь 1809-1852
Дмитрий Левицкий «Императрица Екатерина II »
Цифровой
Вопрос 1 В какое время (укажите век) шла война Украины с Польшей? 15-18 века
Вопрос 2 Сколько раз в году видела Тараса его жена? 2-3 раза
Вопрос 3 Сколько дней ехал Тарас с сыновьями до Запорожской Сечи? 3 дня
Вопрос 4 Сколько куреней было в Запорожской Сечи ? 60 куреней
Вопрос 5 Сколько глав в повести «Тарас Бульба?» 12 глав
Словесный марафон
Задания команде № 1 Кушанья - сухая лепешка из пшеничной муки (корж) - жидкая каша с салом (кулИш) - жидкая каша из пшеничной муки с салом или маслом (саламАта) - общее название сладостей (пУндики)
Задания для команды № 2 Одежда - широкий плащ (епанчА) - шнур, которым стягивался пояс шаровар (очкУр) - верхняя одежда (жупАн) - сапог (чОбот)
Задания для команды № 3 Утварь - ведро для дегтя (мазнИца) - трубка для курения (лЮлька) - котел (казАн) - плоская бутыль (сулеЯ)
Козаки
Тарас Бульба
Андрий
Остап
Мысль изреченная
Запорожская Сечь
Александр Бубнов «Тарас Бульба»
Илья Репин «Запорожцы»
Предварительный просмотр:
Игра-викторина «Загадки повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Цели:
- расширить представление о творчестве Н.В. Гоголя;
- продолжить формирование умения анализировать содержание произведения, характеризовать литературных героев и их поступки, давать оценку литературным персонажам;
- развивать умение связной устной речи;
- воспитывать интерес к творчеству русских писателей;
- стремиться к повышению интеллектуального, духовного уровня учащихся;
- воспитание самостоятельности, сотрудничества между учащимися в классе.
Ход мероприятия
«Тарас Бульба» это дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенствующего народа, это огромная картина в тесных рамках, достойная Гомера», - так отозвался о повести Н.В. Гоголя выдающийся русский критик 19 века В.Г. Белинский. Наша игра посвящена «этой дивной эпопее».
Звучит музыка (Николай Лысенко. Увертюра из оперы "Тарас Бульба" )
Разминка
Ведущий задает вопрос, отвечает команда, которая первой находит ответ на вопрос.
- Отгадать писателя или поэта по профилю.
- Назвать годы жизни Н.В. Гоголя (1809-1952)
- Где родился великий писатель? (местечко Большие Сорочинцы, Миргородский уезд, Полтавская губерния)
- Как звучит полное название сборника, куда вошла повесть «Ночь перед Рождеством»? (Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком)
- Перед вами парадный портрет русской императрицы. (Картина Д. Левицкого «Императрица Екатерина II» ИКТ). Если верить Гоголю, она оказала милость жительнице далекого малороссийского села Диканька. В чем состояла царская милость» Назовите имя самодержицы. (По просьбе Вакулы Екатерина II подарила свои черевички Оксане. «Ночь перед Рождеством»)
- Чем отличается жанр повести от рассказа? ( в рассказе небольшое количество действующих лиц, повествуется о важном событии одного из героев; в повести шире изображена жизнь: больше событий и действующих лиц)
Конкурс «Цифровой»
Ведущий задает вопрос одной из команд. В случае отсутствия ответа, право передается другой команде.
- В какое время (укажите век) шла война Украины с Польшей?
(15-18 века)
- Сколько раз в году видела Тараса его жена? (2-3 раза)
- Сколько дней ехал Тарас с сыновьями до Запорожской Сечи?
(3 дня) - Из скольки куреней состояла Запорожская Сечь? (из 60 с лишком в 3 главе)
- Сколько глав в повести «Тарас Бульба?» (12 глав)
Инсценировка отрывка из повести (встреча Тараса Бульбы с сыновьями)
Конкурс «Словесный марафон»
В повести «Тарас Бульба» блестяще воссоздан национальный и исторический колорит «бранного и трудного времени». Во многом этому способствует использование соответсвующей лексики. Проверим, как вы ее усвоили.
В «Марафоне» участвуют команды в полном составе. Каждая команда получает задание, выполняет его, ответы озвучивает капитан.
Задания команде № 1
Кушанья
- сухая лепешка из пшеничной муки (корж)
- жидкая каша с салом (кулИш)
- жидкая каша из пшеничной муки с салом или маслом (саламАта)
- общее название сладостей (пУндики)
Задания для команды № 2
Одежда
- широкий плащ (епанчА)
- шнур, которым стягивался пояс шаровар (очкУр)
- верхняя одежда (жупАн)
- сапог (чОбот)
Задания для команды № 3
Утварь
- ведро для дегтя (мазнИца)
- трубка для курения (лЮлька)
- котел (казАн)
- плоская бутыль (сулеЯ)
Конкурс «Козаки»
Команда выбирает одного человека. Игроки получают карточки, содержащие словесный портрет или характеристику персонажа повести, и, ознакомившись с описанием, должны сказать, о ком идет речь.
Задание № 1
«… весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава…Он любил простую жизнь Козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их хлопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия».
(Тарас Бульба)
Задание № 2
«Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели черные волосы из – под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы…А он между тем, объятый пылом и жаром битвы,…понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае».
(Андрий)
Задание № 3
«… (ему), казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела…Уже испытанной уверенностью стали означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тел, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва».
(Остап)
Конкурс «Мысль изреченная»
На доске афоризмы из повести «Тарас Бульба». Задача команды: угадать высказывание, ведущий последовательно открывает слова. Если афоризм угадан по первому слову, команда получает 5 баллов, по второму – 3 балла, по третьему слову – 1 балл.
«...Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..»
«...Уж умнее того нельзя выдумать, что весь народ выдумал...»
«...Терпи, козак, – атаман будешь!»
«...Нет уз святее товарищества!..»
«Есть еще порох в пороховницах?..»
«...Я тебя породил, я тебя и убью!..»
Рассказ подготовленного учащегося о Запорожской Сечи.
Конкурс «Запорожская Сечь»
«Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое – то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший свой конец». Такой показалась Сечь только что прибывшим туда сыновьям Тараса. Поразили юношей многие особенности быта и обычаи запорожцев. Для читателя эти подробности тоже небезинтересны. Давайте поговорим о них.
Каждая команда получает задание, вставляет пропущенные слова. За каждый правильный ответ присуждается по 1 баллу.
Вопросы для 1 команды:
1. Мечтая, чтобы сыновья стали истинными запорожцами, Тарас поучал их: «Ваша нежба – чистое поле да добрый …». Кого имел в виду Бульба? (Коня)
2. Как звали коня Тараса Бульбы? (Черт)
3. Автор отмечает: «…слишком старых не было на Сечи, ибо…» Почему же среди запорожцев не было стариков? («…никто из запорожцев не умирал своей смертью»)
Вопросы для 2 команды:
1. Обращаясь к сыновьям, Тарас говорит: «Не слушай, сынку, матери: она – баба, она ничего не знает… А видите вот эту …?...вот ваша матерь!» Что считал Бульба атрибутом всякого козака? (сабля)
2. Гоголь отмечал в повести, что все свободное от битв время запорожцми «отдавалось» (чему?) – признаку широкого размета душевной воли». Так что же считалось в Сечи признаком широты души? («Все прочее время отдавалось гульбе»)
3. «Литавры грянули, - и скоро на площадь, как шмели, стали собираться черные тучи запорожцев… кошевой с …?... в руке – знаком своего достоинства, судья с войсковой печатью, писарь с чернильницею и есаул с жезлом». Что же служило знаком отличия кошевого атамана? (палица)
Вопросы для 3 команды:
- Покупая в магазине что – либо, мы оплачиваем точную стоимость товара и, если полагается, получаем сдачу в кассе. А как расплачивались за покупки запорожцы? («…запорожцы не любили торговаться, а сколько рука вынула из кармана денег, столько и платили… как только у запорожцев не ставало денег, то удалые разбивали лавочки и брали всегда даром».)
- «И пробились было уже козаки… как вдруг среди самого берегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! Выпала …?...; не хочу, чтобы и …?... досталась вражьим ляхам!» Предмет, о котором идет речь, который, в сущности, приблизил гибель героя, тоже может служить атрибутом козака. Что это? (люлька, т. е. трубка)
3. О запорожской «республике» Гоголь писал: « Но кого тут не было?... «…приходила на Сечь гибель народа…». Однако автор указывает: «…даже в предместье Сечи не смела показываться ни одна …?…». Кто же не имел права появляться даже в окрестностях Сечи? (женщина)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь признавался в письме к Погодину: «Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной». Соприкосновение с замечательным гоголевским творением позволило и нам вдохнуть «сколько возможно» воздуха «бранного трудного времени», ощутить «энергетическую, могучую» атмосферу Запорожской Сечи – «гнезда», откуда, по словам писателя, «вылетают все те гордые и крепкие, как львы!... откуда разливается воля и казачество на всю Украину».
Во все времена повесть “Тарас Бульба” была тем произведением, которое вдохновляло людей, принадлежавших искусству: композиторами разных стран создано 17 опер по мотивам повести Н. В. Гоголя, художники
П. Соколов, М. Нестеров, М. Дерегус, С. Иванов, А. Герасимов и многие другие неоднократно обращались к теме повести “Тарас Бульба”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-викторина по повестям "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя
Вот и в отдаленные деревни пришел век DVD, компьютеров, не говоря уже о телевизорах. И вместо посещений библиотеки, чтения книг наши дети увлечены компьютерными играми и просмотром фильмов (увы, не п...
Игра-викторина по сказочной повести Даррелла "Говорящий свёрток"
Игра в увлекательной форме проверит знания учащихся, развивает память, командный дух, речь учащихся, повышает интерес к изучению литературы....
Методическая разработка игры-викторины «Своя игра» по МДК 01.01 Технология металлообработки на токарных станках
В разработке представлен материал для проведения игры – викторины по МДК 01.01 Технология металлообработки на токарных станках....
Игра-викторина по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" повести "Собачье сердце".
Данная игра помогает в увлекательной форме обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве М.А.Булгакова....
Игра-викторина "Зимние олимпийские игры. Сочи-2014"
Цель:- формирование всесторонне развитой личности.Задачи:- познакомить учащихся с интересным материалом по Зимним Олимпийским играм.- организовать соревнование команд, способствующее сплочению детског...
Методическая разработка межпредменой игры-викторины для пятиклассников "Пифийские игры"
Игровой метод подачи учебного материала является эффективным средством мотивирования учащихся на самостоятельное усвоение знаний. Данная разработка посвящена этому методу обучения. В игровой форм...
Сценарий игры-викторины "Откуда есть пошла земля Русская" Презентация к игре.
игра -викторина для детей старших классов...